ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 1968
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
моделях. При нарушении точности наложе- ние, а также снятие шины может вызывать перегрузку пародонта отдель- ных зубов.
Опыт убеждает в том, что применение съемных шин оправдано, во- первых, с профилактической целью, при наличии признаков заболевания пародонта (обнажение шеек зубов и др.) и дефектах зубных рядов, но без патологической подвижности зубов; во-вторых, при системном заболева- нии пародонта с патологической подвижностью I степени.
Показания к включению зубов в шину зависят от величины атрофии 3Убной альвеолы и формы заболевания пародонта. Зубы с подвижностью "' степени подлежат удалению. Необходимо удалять и зубы с подвижность Ч степени, если имеется атрофия более 2/3 лунки. Зубы с подвижностью I степени при атрофии лунки более чем наполовину при пародонтитах уда-
ляют, а при пародонтозе их нужно включить в шину. При хронических пе. риапикальных изменениях зубы с подвижностью I степени и с хорощ0 пломбированными корневыми каналами подлежат шинированию. При пло* хой обтурации корневого канала зуб может быть включен в шину только при отсутствии изменений верхушечного периодонта и спокойного клини- ческого течения (отсутствие болей до лечения и через 3- 4 недели после него). В случае обострения хронического периодонтита, когда пломбиро. вание канала до верхушки или за нее не удалось, зуб включать в шини- руемый блок не следует. Зубы с подвижностью II степени и хроническими околоверхушечными очагами, даже если каналы их хорошо пломбирова- ны, шинированию не подлежат. Особую осторожность следует проявлять при включении в шину зубов с хроническим гранулирующим периодонтом, трудно поддающимся лечению и имеющему склонность к частным обост- рениям. Наличие свищевого хода также является противопоказанием к включению зуба в шинируемый блок, даже если канал хорошо заплом- бирован.
Направление патологической подвижности любого зуба всегда опре- деленно и зависит от расположения его в зубной дуге. Для одних зубов (моляры и премоляры) (рис. 141) линии их подвижности лежат почти в па- раллельных плоскостях, для других (резцы и клыки) - в плоскостях, распо- ложенных под углом друг к другу. Наилучший
результат при шинировании получается, если шина объединяет зубы, линии подвижности которых ле- жат в пересекающихся плоскостях. Для передней группы зубов хорошая устойчивость шинируемого блока достигается, если шина объединяет резцы и клыки. Такая иммобилизация зубов называется передней. Она удобна потому, что, во-первых, пародонт клыков бывает менее поражен и принимает на себя часть давления, разгружая ослабленный пародонт рез- цов; во-вторых, восстанавливается единство группы зубов, имеющих оди- наковую функцию; в-третьих, зубы расположены по дуге, и в соответствии с этим шина приобретает большую устойчивость.
Иммобилизация зубов, при которой шина располагается в передне- заднем направлении, называется боковой (сагиттальной). Под этим пони- мают стабилизацию малых и больших коренных зубов, имеющих одинако- вую функцию.
Боковая иммобилизация позволяет создать блок зубов, устойчивых к усилиям, развивающимся в вертикальном, поперечном и переднезаднем направлениях. При определенной степени атрофии лунок этого бывает достаточно, чтобы значительно уменьшить функциональную нагрузку и получить терапевтический эффект.
Рис. 141. Зубная дуга нижней и верхней челюстей. Стрелки указывают направление патологической подвижности зубов в щечно-губном (небном) направлении.
При непрерывности зубной дуги боковую иммобилизацию можно уси- лить, включив в шину передние зубы. Шина в этом случае принимает ду- гообразную форму, отчего ее устойчивость к боковым воздействиям на- много увеличивается. Однако с повышением устойчивости возрастают трудности при наложении несъемных шин. Только при строгой параллель- ности зубов аппарат может быть монолитным, хотя и собранным из раз- личных по конструкции шин. В противном случае применяют шины, состо- ящие из двух и более звеньев, соединенных между собой двуплечим или опорно-удерживающими кламмерами. Последние располагаются на гра- нице передней и боковой групп зубов. Для этой цели к коронкам на пре- моляры припаивают кламмеры, располагающиеся своими плечами на клы- ках (рис. 142).
Многозвеньевые шины по своим фиксирующим свойствам уступают сплошным (монолитным) шинирующим аппаратам. Кламмерное соедине- ние, делая шину более устойчивой к боковым усилиям, возникающим при жевании, в то же время не препятствует отдельному звену шины совер- шать самостоятельные вертикальные экскурсии. Это не исключается даже в том случае, когда сочленение звеньев осуществляется при помощи опорно- УДерживающих кламмеров. Лучше в
подобных условиях применять кРуговые съемные шины.
В зубной дуге с включенными дефектами в боковых отделах ее са- гиттальная стабилизация может быть усилена поперечной, т.е. идущей перпендикулярно небному шву. Обычно подобная стабилизация достига- ется дуговым протезом, т.е. сочетанием несъемных аппаратов со съемным Шинирующим протезом. При подобном способе шинирования боковая наг- Рузка, возникающая на одной стороне, частично распространяется и на
315
противоположную, чем достигается разгрузка малых и больших коренных, зубов рабочей стороны. При вертикальном усилии рабочая сторона дей, ствует самостоятельно, не получая поддержки от симметрично расположен, ного блока зубов.
б
Рис. 142. Виды стабилизации: 1. а - сагиттальная (боковая) стабилизация, б - передняя стабилизация; 2 - переднебоковая стабилизация двухзвеньевой шиной, в - соединительная коронка; 3 - круговая стабилизация из трех шин; 4 - поперечная стабилизация; 5 - круговая стабилизация единой шиной.
Кроме описанных, известен еще один метод шинирования, получив- ший название кругового. Он заключается в том, что все зубы объединя- ются в блок непрерывной или многозвеньевой шиной. Монолитная несъем- ная шина, как отмечалось, наряду с удобствами имеет и недостатки, что ограничивает ее использование. При отсутствии параллельности зубов шину наложить трудно. При осложнении заболевания и удалении в связи с этим зубов
Опыт убеждает в том, что применение съемных шин оправдано, во- первых, с профилактической целью, при наличии признаков заболевания пародонта (обнажение шеек зубов и др.) и дефектах зубных рядов, но без патологической подвижности зубов; во-вторых, при системном заболева- нии пародонта с патологической подвижностью I степени.
ПОКАЗАНИЯ К ВКЛЮЧЕНИЮ ЗУБОВ В ШИНУ
Показания к включению зубов в шину зависят от величины атрофии 3Убной альвеолы и формы заболевания пародонта. Зубы с подвижностью "' степени подлежат удалению. Необходимо удалять и зубы с подвижность Ч степени, если имеется атрофия более 2/3 лунки. Зубы с подвижностью I степени при атрофии лунки более чем наполовину при пародонтитах уда-
313
ляют, а при пародонтозе их нужно включить в шину. При хронических пе. риапикальных изменениях зубы с подвижностью I степени и с хорощ0 пломбированными корневыми каналами подлежат шинированию. При пло* хой обтурации корневого канала зуб может быть включен в шину только при отсутствии изменений верхушечного периодонта и спокойного клини- ческого течения (отсутствие болей до лечения и через 3- 4 недели после него). В случае обострения хронического периодонтита, когда пломбиро. вание канала до верхушки или за нее не удалось, зуб включать в шини- руемый блок не следует. Зубы с подвижностью II степени и хроническими околоверхушечными очагами, даже если каналы их хорошо пломбирова- ны, шинированию не подлежат. Особую осторожность следует проявлять при включении в шину зубов с хроническим гранулирующим периодонтом, трудно поддающимся лечению и имеющему склонность к частным обост- рениям. Наличие свищевого хода также является противопоказанием к включению зуба в шинируемый блок, даже если канал хорошо заплом- бирован.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ШИНИРОВАНИЯ
Направление патологической подвижности любого зуба всегда опре- деленно и зависит от расположения его в зубной дуге. Для одних зубов (моляры и премоляры) (рис. 141) линии их подвижности лежат почти в па- раллельных плоскостях, для других (резцы и клыки) - в плоскостях, распо- ложенных под углом друг к другу. Наилучший
результат при шинировании получается, если шина объединяет зубы, линии подвижности которых ле- жат в пересекающихся плоскостях. Для передней группы зубов хорошая устойчивость шинируемого блока достигается, если шина объединяет резцы и клыки. Такая иммобилизация зубов называется передней. Она удобна потому, что, во-первых, пародонт клыков бывает менее поражен и принимает на себя часть давления, разгружая ослабленный пародонт рез- цов; во-вторых, восстанавливается единство группы зубов, имеющих оди- наковую функцию; в-третьих, зубы расположены по дуге, и в соответствии с этим шина приобретает большую устойчивость.
Иммобилизация зубов, при которой шина располагается в передне- заднем направлении, называется боковой (сагиттальной). Под этим пони- мают стабилизацию малых и больших коренных зубов, имеющих одинако- вую функцию.
Боковая иммобилизация позволяет создать блок зубов, устойчивых к усилиям, развивающимся в вертикальном, поперечном и переднезаднем направлениях. При определенной степени атрофии лунок этого бывает достаточно, чтобы значительно уменьшить функциональную нагрузку и получить терапевтический эффект.
314
Рис. 141. Зубная дуга нижней и верхней челюстей. Стрелки указывают направление патологической подвижности зубов в щечно-губном (небном) направлении.
При непрерывности зубной дуги боковую иммобилизацию можно уси- лить, включив в шину передние зубы. Шина в этом случае принимает ду- гообразную форму, отчего ее устойчивость к боковым воздействиям на- много увеличивается. Однако с повышением устойчивости возрастают трудности при наложении несъемных шин. Только при строгой параллель- ности зубов аппарат может быть монолитным, хотя и собранным из раз- личных по конструкции шин. В противном случае применяют шины, состо- ящие из двух и более звеньев, соединенных между собой двуплечим или опорно-удерживающими кламмерами. Последние располагаются на гра- нице передней и боковой групп зубов. Для этой цели к коронкам на пре- моляры припаивают кламмеры, располагающиеся своими плечами на клы- ках (рис. 142).
Многозвеньевые шины по своим фиксирующим свойствам уступают сплошным (монолитным) шинирующим аппаратам. Кламмерное соедине- ние, делая шину более устойчивой к боковым усилиям, возникающим при жевании, в то же время не препятствует отдельному звену шины совер- шать самостоятельные вертикальные экскурсии. Это не исключается даже в том случае, когда сочленение звеньев осуществляется при помощи опорно- УДерживающих кламмеров. Лучше в
подобных условиях применять кРуговые съемные шины.
В зубной дуге с включенными дефектами в боковых отделах ее са- гиттальная стабилизация может быть усилена поперечной, т.е. идущей перпендикулярно небному шву. Обычно подобная стабилизация достига- ется дуговым протезом, т.е. сочетанием несъемных аппаратов со съемным Шинирующим протезом. При подобном способе шинирования боковая наг- Рузка, возникающая на одной стороне, частично распространяется и на
315
противоположную, чем достигается разгрузка малых и больших коренных, зубов рабочей стороны. При вертикальном усилии рабочая сторона дей, ствует самостоятельно, не получая поддержки от симметрично расположен, ного блока зубов.
б
Рис. 142. Виды стабилизации: 1. а - сагиттальная (боковая) стабилизация, б - передняя стабилизация; 2 - переднебоковая стабилизация двухзвеньевой шиной, в - соединительная коронка; 3 - круговая стабилизация из трех шин; 4 - поперечная стабилизация; 5 - круговая стабилизация единой шиной.
Кроме описанных, известен еще один метод шинирования, получив- ший название кругового. Он заключается в том, что все зубы объединя- ются в блок непрерывной или многозвеньевой шиной. Монолитная несъем- ная шина, как отмечалось, наряду с удобствами имеет и недостатки, что ограничивает ее использование. При отсутствии параллельности зубов шину наложить трудно. При осложнении заболевания и удалении в связи с этим зубов