ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 786
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (РУПД)
Тема 2. Описание слова в словарях
Модуль 2. Лексическая семантика
Тема 3. Лексическое значение слова
Модуль 3. Словарный состав русского языка
Тема 6. Стратификация русской лексики.
6.0. Введение в социолингвистический аспект изучения лексики
6.1. Русская лексика с точки зрения происхождения
6.2. Русская лексика с точки зрения активности употребления
6.3. Русская лексика с точки зрения сферы употребления
6.4. Русская лексика с точки зрения функционально-стилистической
Модуль 4. Русская лексика и фразеология в аспекте культуры
Тема 8. Лингвокультурологический аспект русской лексики и фразеологии
В) осознание «русскости» имени реки или города и т.п. Ростов, Суздаль, Владимир, Волга, Дон — древнерусские города, великие русские реки (ср.: «Люблю старинные названия Российских рек и городов. Они как будто изваянья Во мгле растаявших годов... О Русь, летящая над Доном, Я синевой твоей томим. Я окольцован, околдован Славянским именем твоим». В. Сидоров); «Волга — Вологда — Волгас — Жизнь, движение, вода. Инозначного толка Не приму никогда…» О. Фокина);
Г) осознание внутренней формы названия и стоящих за ним имен и смыслов. Очень удачно сказал об этом поэт С.Островой: «Нет, я не безразличен к именам, Я слышу в них историю народа. Я рад, когда хорошим городам Названия дают мужского рода. Орел, Владимир, Грозный, Ленинград! Попробуй-ка сочти их всех в России. Я нашей славы слышу в них раскат И дальних предков подвиги живые».
Групповая историко-культурная информация топонимов дополняется индивидуальными коннотациями :
Волга («О Волга, колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я?»... Н.А. Некрасов; «Мы русские, мы дети Волги…» Е. Евтушенко);
Москва, улицы Москвы («Москва, Москва! Люблю тебя, как сын…» М.Ю. Лермонтов; «О, запекшийся в сердце моем / и зазубренный мной без запинки / белокаменный свиток имен / Маросейки, Варварки, Ордынки!» М. Цветаева);
Россия («И в твоем, Россия, чистом имени / Мне росинок всех не сосчитать…) и т.п.
Особо значимые, «ключевые» топонимы могут стать именем концепта, например, Москва: столица России, город, центр, первопрестольная, сердце, белокаменная, златоглавая, хлебосольная, «старушка», «матушка», «невеста», «большая деревня» и т.п.
НКК топонимов может носить региональный характер. Особо значимыми в лингвокультурологическом отношении оказываются «свои», местные названия, о многом говорящие жителям этих мест.
Так, большим лингвострановедческим потенциалом, связанным с историей края, обладают топонимы Приморья, среди которых можно выделить несколько тематических групп страноведческого типа: топонимы «исторические» (полуостров Муравьева-Амурского, залив Посьета, село Шкотово, город Арсеньев и др.), «географические» (поселок Дунай, село Новая Москва, деревни Киевка, Астраханка, гора Камчатка и др.), «христианские» (бухта Преображения, село Троицкое, город Спасск и др.), «идеологические» (село Октябрьское, поселок Пионерский, бухта Комсомольская), «военные» (река Солдатка, ручей Караульный, поселок Пограничный и др.) и т.п.
Лингвистическую специфику антропонимов и топонимов и их культурный фон описывают в специальных ономастических словарях, в том числе и лингвострановедческих. Представим некоторые из них.
Ономастические словари (ономастиконы) — наиболее древний вид лексикографической продукции. Уже в первых русских азбуковниках описывались и имена собственные — преимущественно библейские и мифологические имена. Из словарей прошлого наибольший интерес представляют «Словарь древнерусских личных имен» Н.М. Тупикова (1903) и «Географический словарь русской земли» Н. Барсова (1865).
Из современных антропонимических словарей заслуживают внимания «Ономастикон» С.Б. Веселовского (Древнерусские имена, прозвища и фамилии, 1974), «Словарь русских личных имен» Н.А. Петровского (1984, 1996, 2000), «Словарь русских личных имен» (А.Н. Тихонов, Л.З. Бояринова и А.Г. Рыжкова, 1995), «Словарь русских личных имен» А.В. Суперанской (1998), «Словарь русских фамилий» В.А. Никонова (1993) и «Русские фамилии» Ю. Федосюка (1972, 1981, 1996), а также «Словарь современных русских фамилий» И.М. Ганжиной. Все они содержат этимологию имен и фамилий, а словари имен приводят варианты и формы личных имен. Некоторые сведения культурологического характера (об известных носителях, литературных персонажах и т.п.) приводятся в «Словаре имен» (1996) и «Словаре фамилий» (1997) Е. Грушко и Ю. Медведева.
Русская (и мировая) топонимия описаны в «Кратком топонимическом словаре» В.А. Никонова (1966) и «Школьном топонимическом словаре» Е.М. Поспелова, на основе которого были составлены и следующие словари этого автора: «Географические названия мира» (1998, 2000) и «Топонимический словарь» (2002).
Чисто лингвистическим (без этимологии, но с грамматической характеристикой склонения топонимов) является словарь-справочник Е.А. Левашова «Географические названия» (2000).
Во многих вузах подготовлены (или составляются) топонимические словари определенного региона России: «Топонимический словарь Центральной России» Г.П. Смолицкой (2003) и «Топонимический словарь Московской области» Е.М. Поспелова (2000), «Географические названия Урала» (1987), «Географические названия Свердловской области» (2000) и «Географические названия Тюменского Севера» (1997) А.К. Матвеева и мн. др. (многие из них можно н6айти в электронном виде).
Что касается лингвострановедческих ономастических словарей, то они существуют пока в проекте: см., например, в сборнике «Словари и лингвострановедение» (1982) проспекты топонимического лингвострановедческого словаря (Н.В. Подольской) и словаря русских фамилий (Ю.А. Федосюка).
Есть топонимические словари и нашего региона: А.И. Груздев «Береговая черта. Имя на карте. Морской топонимический словарь» (1996), а также два словаря О.Л. Рублевой: «Владивосток в названиях от А до Я. Лингвострановедческий топонимический словарь. (2005 и 2010, 2-е изд., испр. и доп) и «От Або до Ясной Поляны по карте Приморья. Школьный топонимический словарь (2010).
Вопросы для самоконтроля:
-
Что такое ономастика? -
В чем отличие имен собственных (ИС) от имен нарицательных (ИН)? -
В чем специфика ЛЗ ИС? -
На какие классы (разряды) подразделяются ИС в зависимости от называемого объекта? -
Что такое антропоним? Какие виды именования относятся к антропонимам? -
Какие групповые и индивидуальные национально-культурные коннотации имеют антропонимы? -
Что такое топоним? -
Какие виды топонимов входят в этот класс? -
Что такое микротопонимы? -
Какие групповые и индивидуальные национально-культурные коннотации имеют топонимы?
ЛИТЕРАТУРА
Акишина А.А. Круговорот имен. Имя в истории и культуре. М.,1999.
Березович Е. Л.. Русская топонимия в этнолингвистическом аспекте. Пространство и человек. – М., 2009.
Бондалетов В.Д. Русская ономастика. – М., 1983.
Горбаневский М. Иван да Марья. Рассказы о русских именах, отчествах, фамилиях, прозвищах и псевдонимах. Книга для чтения с комментарием для иностранных студентов-филологов. – М., 1987.
Душечкина Е. Светлана. Культурная история имени. - С-Пб., 2007.
Крысин Л.П. Современный русский язык. Лексическая семантика. Лексикология. Фразеология. Лексикография. – М., 2009. - § 43.- С. 108-111.
Никонов В. А. Введение в топонимику. 2-е изд. – М., 2011.
Рублева О.Л. Ономастика в школе. Учебное пособие для учителей и учащихся средней школы. – Владивосток, 2005.
Смолицкая Г.П. Занимательная топонимика. – М., 1990.
Суперанская А. В.. Что такое топонимика? Из истории географических названий. – М., 1985. 2-е изд. – М., 2011.
Суслова А.В., Суперанская А.В. О русских именах.- Л., 1991.
Успенский Л. Ты и твое имя.- М., 1988.
Унбегаун Б. русские фамилии. – М., 1989.
Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. – М,, 1989.
Методические рекомендации для ведущих преподавателей:
-
Весь комплект лекций носит рекомендательный характер, он может варьировать и видоизменяться (по усмотрению преподавателя). -
Тема «Описание слова в словарях» может быть прочитана в конце курса или в отдельном курсе «Лексикография» (в зависимости от учебного плана). Чтение этой темы может сопровождаться слайд-презентацией (см. дополнительные материалы). -
Темы «Русская ономастика» и «Языковая картина мира» могут быть факультативными (или могут использоваться в отдельном курсе). -
Общая тема «Словарный состав языка» может быть разбита на отдельные темы и читаться более подробно (за счет факультативных тем), однако, в отличие от других, она хорошо описаны в учебной литературе и потому здесь приводится сокращенно.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный федеральный университет»
(ДВФУ)
Школа региональных и международных исследований
МАТЕРИАЛЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
по дисциплине «ЛЕКСИКОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА»
032700.62 ______Филология_________________
г. Владивосток
2012
Планы семинаров и практические задания
Тема 1 (1.1) Слово как единица языка.
Вопросы к семинару:
-
Лексикология как наука. Место лексикологии в системе языка. -
Слово как предмет изучения. Аспекты изучения слова и разделы лексикологии. -
Слово как единица языка. Основные признаки слова. -
Функции слова и функциональные типы слов. -
Тождество слова. Варианты слова. Понятие лексемы.
Литература
Современный русский язык/Под ред. В.А.Белошапковой. М.,1999. (§1)
Современный русский язык / Под ред. Л.А. Новикова. СПб,1999. (§1)
Фомина М.И.. Лексикология русского языка. М.,2001. (§1-4)
Кузнецова Э.В. Лексикология русского языка. М.,1989. (гл. 1,2)
Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика. М.,1977. (§ 1-31)
Шанский Н.М.Лексикология современного русского языка. М.,1972 (§ 1,2,6).
Маслов Ю.С.. Введение в языкознание. М.,1975. (Гл.3. § 2,6.)
***
Виноградов В.В. Русский язык. М.,1972. (Введение, §.5,6)
Гак.В.Г. Слово // Русский язык. Энциклопедия. М.,1997.
Смирницкий А.И. К вопросу о слове. Проблема отдельности слова. Проблема тождества слова. // История советского языкознания. Хрестоматия.- М.,1988.
Рогожникова Р.П.. Варианты слов в русском языке. М.,1967.
Практические задания:
1. Отметьте различные аспекты описания слова на примере любой словарной статьи в толковом словаре.
2. Учитывая основные признаки слова, определите, одно или два слова приведено в каждом конкретном случае: пол/часа, пол/листа, пол/Европы, пять/сот, пять/сотен, пять/тысяч, ни/кого, ни/о/ком, ни/в/какую, в/течение, в/течении, в/высь, в/открытую, то/же, глубоко/уважаемый, шел/бы, тяжело/раненый, в/растяжку, в/добавок, в/обтяжку, диван/кровать, штаб/квартира.
3. Определите функцию каждого слова и его функциональный тип в данных текстах: 1) Тамань - скверный городишко (Лермонтов). 2) Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть (Крылов