ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 388
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
«мозгового штурма» (см. Приложение Г).
Метод мозгового штурма считается одним из эффективных и универсальных методов с помощью которого возможно найти решения различных проблем. Данный метод имеет большие возможности, он позволяет с минимальными затратами времени использовать личное и групповое мышление участников, их опыт и знания. Применение мозгового штурма эффективно в том, что создает условия для рождения оригинальных идей, их развития и реализации скрытых возможностей1.
Для достижения максимального эффекта «мозгового штурма», необходимо соблюдение особых условий его проведения:
1 ПономареваГ.Т.Организация и проведение занятия методом мозгового штурма / Г.Т. Пономарева // Вестник Московского государственного гуманитарно-экономического института. 2012. № 1 (9). С. 42.
Мозговой штурм можно разделить на следующие этапы:
1 БердиеваА.Я.Этапы проведения мозгового штурма / А.Я. Бердиева // Новая наука: От идеи к результату. 2017. № 1-2. С. 11.
Первая задача группы «аналитиков» – провести глубокий анализ проблемы. Далее осуществляется систематизация и классификация идей по группам согласно признакам, по которым их можно соединить. После этого, из общего числа выработанных идей выбирают наиболее оригинальные и целесообразные, а потом избирается оптимальная идея с учетом специфики творческой задачи, диагностики ситуации и анализа проблемы, прогнозирования вероятных трудностей1.
Одно из наиболее значимых достоинств мозгового штурма состоит в том
, что во время мозгового штурма поощряется творческое мышление, причем произведение идей совершается в условиях уютной творческой атмосферы. Идет оживление всех членов мозгового штурма. Они серьезно втянуты в процесс создания идей и их анализ, более гибко исследуют свежие идеи, ощущают себя равноправными.
Лень, однообразное мышление, рационализм, отсутствие эмоционального
«огонька» в условиях использования этой технологии снимаются, можно сказать, автоматически. Свобода мышления инициирует интуицию и воображение. Интерактивная связь пробуждает синергический эффект. Посторонние идеи дорабатываются, формируются и дополняются, сокращается шанс потерять полезную идею. Привлекается немалое число идей или суждений, что позволяет отобрать эффективную идею.
В «мозговом штурме» в ресторане «Boozer» участвовало четыре руководителя и ведущий мозгового штурма (табл. 10).
Таблица 10
Кодификатор участников мозгового штурма
1 КонторусоваС.С.Метод мозгового штурм / С.С. Конторусова, А.П. Данилов //
Научный альманах. 2016. № 9-1 (23). С. 68.
Для проведения групповой работы по проектированию
мер решения проблем методом «мозгового штурма был разработан сценарий.
На первом этапе «мозгового штурм» проводилось:
Предварительно были розданы материалы, необходимые для проведения
«мозгового штурма:
Целью второго этапа явилось корректировка «Дерева проблем», сформированного на основании проведенных интервью с персоналом.
Было выделено четыре основные проблемы, с учетом выявленной остроты каждой из них. В рамках третьего задания было организовано обсуждение показателей проявления первой проблемы
«Высокая текучесть кадров среди линейного персонала». Каждый участник высказывал поочередно свое мнение по показателям сложившейся проблемы, ассистент записывала в матрице проблем (см Приложение Г, таблица 2).
В следующем раунде, было организованно ведущим обсуждение показателей проблемы и при помощи эксперта сформулирован общий показатель. Ассистент заполнил матрицу № 2 (см Приложение Г, таблица 3).
В следующем раунде проходило обсуждение нормативного состояния первой проблемы. Участники «мозгового штурма» по очереди высказывали
свое мнение о нормативном состоянии проблемы. Мнение участников фиксировалось ассистентом в матрице № 3 (см Приложение Г, таблица 4).
Шестой раунд при помощи эксперта и обсуждении высказанных нормативных состояний в пятом раунде было сформулировано общее мнение о нормативном состояние проблемы (см Приложение Г, таблица 5).
В седьмом раунде участники «мозгового штурма» по очереди высказывали свое мнение о мерах по решению первой проблемы состоянии проблемы. Экспертом было сформулировано общие мнение о мерах решения проблем на основании предложений участников. Мнение участников фиксировалось ассистентом в матрице (см Приложение Г, таблица 6).
В таком же порядке была проведена диагностика и второй проблемы
«Непрофессионализм рядовых сотрудников ресторана» , третьей проблемы
«Отсутствие системы повышения квалификации персонала» и четвертой проблемы
Метод мозгового штурма считается одним из эффективных и универсальных методов с помощью которого возможно найти решения различных проблем. Данный метод имеет большие возможности, он позволяет с минимальными затратами времени использовать личное и групповое мышление участников, их опыт и знания. Применение мозгового штурма эффективно в том, что создает условия для рождения оригинальных идей, их развития и реализации скрытых возможностей1.
Для достижения максимального эффекта «мозгового штурма», необходимо соблюдение особых условий его проведения:
-
отсутствие критики любых идей; -
поощрение любых высказываний и идей, предлагаемых участниками; -
равноправие всех участников; -
свобода ассоциаций и творческого воображения;
1 ПономареваГ.Т.Организация и проведение занятия методом мозгового штурма / Г.Т. Пономарева // Вестник Московского государственного гуманитарно-экономического института. 2012. № 1 (9). С. 42.
-
создание и поддержание творческой атмосферы и позитивного настроя во время совещания; -
фиксирование всех высказанных идей; -
у высказанных идей нет авторства, любой член команды может развивать или продолжить идею другого участника; -
ограничение временного регламента; -
завершение мозгового штурма на положительном настрое; -
объявление перерыва при возникновении усталости участников; -
ведущий мозгового штурма во время генерирования идей обеспечивает психологическую поддержку участников совещания и на протяжении всего штурма вводит «генераторов» в состояние максимальной творческой активности1.
Мозговой штурм можно разделить на следующие этапы:
-
Первый этап – подготовительный. Он состоит в подготовке и формировании процесса мозгового штурма. Для осуществления технологии в процессе делового заседания назначается руководящий, который отвечает за исполнение и процедурную часть работы. Его функции:
-
определение цели и корректировка задачи; -
отбор участников для предстоящих этапов работы; -
решение организационных проблем.
-
Этап генерирования идей. Идеальный состав объединения от 5 до 15 человек. Сам процесс генерирования идей, поддерживаемый руководящим, проходит, обычно, в течение 15-20 мин. Все же глубокая продолжительность процесса, включающая процесс анализа и оценивания идей, равно примерно 1,5 или 2 часа. -
Заключительный этап – подведение результатов мозгового штурма.
1 БердиеваА.Я.Этапы проведения мозгового штурма / А.Я. Бердиева // Новая наука: От идеи к результату. 2017. № 1-2. С. 11.
Первая задача группы «аналитиков» – провести глубокий анализ проблемы. Далее осуществляется систематизация и классификация идей по группам согласно признакам, по которым их можно соединить. После этого, из общего числа выработанных идей выбирают наиболее оригинальные и целесообразные, а потом избирается оптимальная идея с учетом специфики творческой задачи, диагностики ситуации и анализа проблемы, прогнозирования вероятных трудностей1.
Одно из наиболее значимых достоинств мозгового штурма состоит в том
, что во время мозгового штурма поощряется творческое мышление, причем произведение идей совершается в условиях уютной творческой атмосферы. Идет оживление всех членов мозгового штурма. Они серьезно втянуты в процесс создания идей и их анализ, более гибко исследуют свежие идеи, ощущают себя равноправными.
Лень, однообразное мышление, рационализм, отсутствие эмоционального
«огонька» в условиях использования этой технологии снимаются, можно сказать, автоматически. Свобода мышления инициирует интуицию и воображение. Интерактивная связь пробуждает синергический эффект. Посторонние идеи дорабатываются, формируются и дополняются, сокращается шанс потерять полезную идею. Привлекается немалое число идей или суждений, что позволяет отобрать эффективную идею.
В «мозговом штурме» в ресторане «Boozer» участвовало четыре руководителя и ведущий мозгового штурма (табл. 10).
Таблица 10
Кодификатор участников мозгового штурма
№ | Должность | Код |
1 | Директор ресторана | А |
2 | Управляющий | А1 |
3 | Бар-менеджер | А2 |
4 | Шеф-повар | А3 |
1 КонторусоваС.С.Метод мозгового штурм / С.С. Конторусова, А.П. Данилов //
Научный альманах. 2016. № 9-1 (23). С. 68.
Для проведения групповой работы по проектированию
мер решения проблем методом «мозгового штурма был разработан сценарий.
На первом этапе «мозгового штурм» проводилось:
-
информирование всех участников о правилах мозговой атаки, в контроле за их соблюдением, а также в общем контроле за дискуссией, чтобы она оставалась в рамках или границах обсуждаемой проблемы -
ознакомление участников с целями и задачами, принципами проведения групповой работы.
Предварительно были розданы материалы, необходимые для проведения
«мозгового штурма:
-
правила внутреннего распорядка, -
матрица «Дерево проблем», -
карточки эксперта, -
устав предприятия, -
должностная инструкция официанта, -
должностная инструкция повара, -
должностная инструкция хостес.
Целью второго этапа явилось корректировка «Дерева проблем», сформированного на основании проведенных интервью с персоналом.
Было выделено четыре основные проблемы, с учетом выявленной остроты каждой из них. В рамках третьего задания было организовано обсуждение показателей проявления первой проблемы
«Высокая текучесть кадров среди линейного персонала». Каждый участник высказывал поочередно свое мнение по показателям сложившейся проблемы, ассистент записывала в матрице проблем (см Приложение Г, таблица 2).
В следующем раунде, было организованно ведущим обсуждение показателей проблемы и при помощи эксперта сформулирован общий показатель. Ассистент заполнил матрицу № 2 (см Приложение Г, таблица 3).
В следующем раунде проходило обсуждение нормативного состояния первой проблемы. Участники «мозгового штурма» по очереди высказывали
свое мнение о нормативном состоянии проблемы. Мнение участников фиксировалось ассистентом в матрице № 3 (см Приложение Г, таблица 4).
Шестой раунд при помощи эксперта и обсуждении высказанных нормативных состояний в пятом раунде было сформулировано общее мнение о нормативном состояние проблемы (см Приложение Г, таблица 5).
В седьмом раунде участники «мозгового штурма» по очереди высказывали свое мнение о мерах по решению первой проблемы состоянии проблемы. Экспертом было сформулировано общие мнение о мерах решения проблем на основании предложений участников. Мнение участников фиксировалось ассистентом в матрице (см Приложение Г, таблица 6).
В таком же порядке была проведена диагностика и второй проблемы
«Непрофессионализм рядовых сотрудников ресторана» , третьей проблемы
«Отсутствие системы повышения квалификации персонала» и четвертой проблемы