Файл: Бакалавра по направлению подготовки 44. 03.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 388

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«мозгового штурма» (см. Приложение Г).

Метод мозгового штурма считается одним из эффективных и универсальных методов с помощью которого возможно найти решения различных проблем. Данный метод имеет большие возможности, он позволяет с минимальными затратами времени использовать личное и групповое мышление участников, их опыт и знания. Применение мозгового штурма эффективно в том, что создает условия для рождения оригинальных идей, их развития и реализации скрытых возможностей1.

Для достижения максимального эффекта «мозгового штурма», необходимо соблюдение особых условий его проведения:

  • отсутствие критики любых идей;

  • поощрение любых высказываний и идей, предлагаемых участниками;

  • равноправие всех участников;

  • свобода ассоциаций и творческого воображения;






1 ПономареваГ.Т.Организация и проведение занятия методом мозгового штурма / Г.Т. Пономарева // Вестник Московского государственного гуманитарно-экономического института. 2012. 1 (9). С. 42.

  • создание и поддержание творческой атмосферы и позитивного настроя во время совещания;

  • фиксирование всех высказанных идей;

  • у высказанных идей нет авторства, любой член команды может развивать или продолжить идею другого участника;

  • ограничение временного регламента;

  • завершение мозгового штурма на положительном настрое;

  • объявление перерыва при возникновении усталости участников;

  • ведущий мозгового штурма во время генерирования идей обеспечивает психологическую поддержку участников совещания и на протяжении всего штурма вводит «генераторов» в состояние максимальной творческой активности1.


Мозговой штурм можно разделить на следующие этапы:

  1. Первый этап подготовительный. Он состоит в подготовке и формировании процесса мозгового штурма. Для осуществления технологии в процессе делового заседания назначается руководящий, который отвечает за исполнение и процедурную часть работы. Его функции:

  • определение цели и корректировка задачи;

  • отбор участников для предстоящих этапов работы;

  • решение организационных проблем.

  1. Этап генерирования идей. Идеальный состав объединения от 5 до 15 человек. Сам процесс генерирования идей, поддерживаемый руководящим, проходит, обычно, в течение 15-20 мин. Все же глубокая продолжительность процесса, включающая процесс анализа и оценивания идей, равно примерно 1,5 или 2 часа.

  2. Заключительный этап подведение результатов мозгового штурма.




1 БердиеваА.Я.Этапы проведения мозгового штурма / А.Я. Бердиева // Новая наука: От идеи к результату. 2017. № 1-2. С. 11.

Первая задача группы «аналитиков» провести глубокий анализ проблемы. Далее осуществляется систематизация и классификация идей по группам согласно признакам, по которым их можно соединить. После этого, из общего числа выработанных идей выбирают наиболее оригинальные и целесообразные, а потом избирается оптимальная идея с учетом специфики творческой задачи, диагностики ситуации и анализа проблемы, прогнозирования вероятных трудностей1.

Одно из наиболее значимых достоинств мозгового штурма состоит в том

, что во время мозгового штурма поощряется творческое мышление, причем произведение идей совершается в условиях уютной творческой атмосферы. Идет оживление всех членов мозгового штурма. Они серьезно втянуты в процесс создания идей и их анализ, более гибко исследуют свежие идеи, ощущают себя равноправными.

Лень, однообразное мышление, рационализм, отсутствие эмоционального

«огонька» в условиях использования этой технологии снимаются, можно сказать, автоматически. Свобода мышления инициирует интуицию и воображение. Интерактивная связь пробуждает синергический эффект. Посторонние идеи дорабатываются, формируются и дополняются, сокращается шанс потерять полезную идею. Привлекается немалое число идей или суждений, что позволяет отобрать эффективную идею.

В «мозговом штурме» в ресторане «Boozer» участвовало четыре руководителя и ведущий мозгового штурма (табл. 10).

Таблица 10

Кодификатор участников мозгового штурма




Должность

Код

1

Директор ресторана

А

2

Управляющий

А1

3

Бар-менеджер

А2

4

Шеф-повар

А3


1 КонторусоваС.С.Метод мозгового штурм / С.С. Конторусова, А.П. Данилов //

Научный альманах. 2016. 9-1 (23). С. 68.

Для проведения групповой работы по проектированию
мер решения проблем методом «мозгового штурма был разработан сценарий.

На первом этапе «мозгового штурм» проводилось:

  • информирование всех участников о правилах мозговой атаки, в контроле за их соблюдением, а также в общем контроле за дискуссией, чтобы она оставалась в рамках или границах обсуждаемой проблемы

  • ознакомление участников с целями и задачами, принципами проведения групповой работы.

Предварительно были розданы материалы, необходимые для проведения

«мозгового штурма:

  • правила внутреннего распорядка,

  • матрица «Дерево проблем»,

  • карточки эксперта,

  • устав предприятия,

  • должностная инструкция официанта,

  • должностная инструкция повара,

  • должностная инструкция хостес.

Целью второго этапа явилось корректировка «Дерева проблем», сформированного на основании проведенных интервью с персоналом.

Было выделено четыре основные проблемы, с учетом выявленной остроты каждой из них. В рамках третьего задания было организовано обсуждение показателей проявления первой проблемы
«Высокая текучесть кадров среди линейного персонала». Каждый участник высказывал поочередно свое мнение по показателям сложившейся проблемы, ассистент записывала в матрице проблем (см Приложение Г, таблица 2).

В следующем раунде, было организованно ведущим обсуждение показателей проблемы и при помощи эксперта сформулирован общий показатель. Ассистент заполнил матрицу № 2 (см Приложение Г, таблица 3).

В следующем раунде проходило обсуждение нормативного состояния первой проблемы. Участники «мозгового штурма» по очереди высказывали

свое мнение о нормативном состоянии проблемы. Мнение участников фиксировалось ассистентом в матрице № 3 (см Приложение Г, таблица 4).

Шестой раунд при помощи эксперта и обсуждении высказанных нормативных состояний в пятом раунде было сформулировано общее мнение о нормативном состояние проблемы (см Приложение Г, таблица 5).

В седьмом раунде участники «мозгового штурма» по очереди высказывали свое мнение о мерах по решению первой проблемы состоянии проблемы. Экспертом было сформулировано общие мнение о мерах решения проблем на основании предложений участников. Мнение участников фиксировалось ассистентом в матрице (см Приложение Г, таблица 6).

В таком же порядке была проведена диагностика и второй проблемы

«Непрофессионализм рядовых сотрудников ресторана» , третьей проблемы

«Отсутствие системы повышения квалификации персонала» и четвертой проблемы