Файл: Вопросы к зачету по дисциплине культура и межкультурные взаимодействия в современном мире.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 390
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Особенности становления культурологии как научной дисциплины.
Основные школы и концепции культурологии.
Модели (формы) динамики культуры.
Прогресс в культуре и его критерии
Источники (механизмы) культурной динамики.
Модернизация традиционных обществ и культур.
Глобализация современного мира.
Полисемантичность термина культура.
Подсистемы культуры: материальная, духовная и художественная культура.
Субкультура и контркультура. Элитарная, народная, массовая культура.
Культурные ценности. Функции и классификация культурных ценностей.
Культурные нормы. Функции и классификация культурных норм.
Формы и механизмы приобщения к культуре.
Понятие типа, типологии и типологизации культур.
Формационная типология культуры.
Историческая типология культуры.
Культурное наследие (памятники истории и культуры).
Нематериальное культурное наследие.
Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (1972 г.).
Конвенция об охране нематериального культурного наследия (2003 г.).
Информационно-семиотический подход к культуре.
Семиотика культуры. Знак как основное понятие семиотики.
Основные типы знаковых систем культуры.
Понятие языка культуры. Классификация языков культуры.
Языки невербальной коммуникации.
Межкультурная коммуникация: теоретические аспекты.
Образы, имиджи и стереотипы в межкультурной коммуникации в международном культурном обмене.
Двусторонние связи в международном культурном обмене.
Многосторонние связи в международном культурном обмене.
Международные музыкальные и театральные связи.
Международные кинематографические связи.
Международные связи в области образования.
Проблема типологии культур рассматривалась П. Сорокиным во взаимосвязи с проблемой динамики культуры и в контексте культурной истории человечества. Сорокин исходит из того, что культура есть не конгломерат разнообразных явлений, а системное образование, все составные части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают доминирующую ценность данного типа культуры. Именно доминирующая ценность и определяет тот или иной культуры.
Историческая типология культуры.
Историческая типология культуры — это классификация культур по типу и определение места конкретной культуры в культурно историческом процессе. Тип культуры представляет собой научную абстракцию, полученную в результате акцентирования, усиления, логического связывания культурных феноменов, встречающихся в различные эпохи в разных культурах, и эта теоретическая научная абстракция делает возможным изучать множество явлений культуры на количественной и качественной основе.
Историческая эволюция культуры прошла несколько стадий (разумеется, каждое сообщество проходило их в своем собственном темпе и ритме):
— первобытную (этап зарождения культуры), где закладывалась основная «низовая» ячейка социальной организации — семья, а основным механизмом социальной регуляции были нормы и ритуалы брачных и кровнородственных отношений;
— архаическую (культура древних обществ до Vв. н.э.), где формировался этнический территориально-соседский тип социальной организации и культуры, а главным средством социальной регуляции являлась племенная мифология и детерминируемые ею традиции;
— доиндустриалъную (культура Средних веков VI—XIV вв.), где преобладали в основном сословно-идеологические и политикоконфессиональные формы социокультурного жизнеустроения (цивилизационные), а в средствах социальной регуляции доминирующую роль играло религиозно санкционированное насилие;
— индустриальную (культура Возрождения и Реформации XV—XVI вв. и культура Нового времени XVII — начало XX вв.), где основными организационными и культурными структурами общества стали национальная государственность и специализированные социально-функциональные страты, а главным регулятором — социально-экономические интересы и конвенции;
— постиндустриальную (современная культура XX—XXI вв.), где формы социальной организации эволюционируют к транснациональным политико-экономическим объединениям, а ведущая регулятивная функция переходит к разнообразным видам информационной деятельности, формирующим новый тип культуры — массовый.
Данная историческая классификация культуры является далеко не исчерпывающей и не единственно возможной. Методологическую основу классификации культур по историческому типу составляют различные концепции культурно-исторического процесса. К ним относятся следующие авторитетные концепции, часть из которых нами кратко уже была охарактеризована ранее:
1) типология Эдварда Тайлора, согласно которой существует прогрессивное поступательное развитие человеческой культуры от первобытного состояния к современной цивилизации, при этом существующие различия народов обусловлены не расовыми различиями, а являются лишь разными ступенями развития культур народов;
2) типология Льюиса Моргана, согласно которой вся история человечества может быть разделена на три этапа: дикости, варварства и цивилизации, а первые два этапа, в свою очередь, на ступени (низшую, среднюю и высшую);
3) типология Николая Яковлевича Данилевского, согласно которой выделяется 12 автономных цивилизаций, или историко- культурных типов: египетский, китайский, ассиро-вавилоно- финикийский (или древнесемитический), индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитический (или аравийский), германо-романский (или европейский), мексиканский и перуанский. Данная типология послужила основой для трех главных выводов: а) каждая великая цивилизация представляла своего рода архетип, построенный по оригинальному плану;
б) жизнь цивилизаций имеет свой предел, и одна цивилизация сменяет другую; в) сравнительное изучение частных и общих качеств цивилизации приведет к более глубокому пониманию истории в целом;
4) типология Освальда Шпенглера, согласно которой выделялось восемь основных культур (цивилизаций): египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская, майя, магическая (византийско-арабскую), фаустовская (западноевропейская). В качестве девятой культуры называлась зарождающаяся русско- сибирская. При этом каждый тип культуры проходит один и тот же жизненный этап (от рождения до смерти);
5) типология Питирима Сорокина, согласно которой, в соответствии с различными видами мировоззрений, выделяется три типа социокультурных суперсистем: чувственный, когда мировоззренческие установки опираются на чувственное постижение мира; умозрительный, основанный на интуиции; идеалистический, включающий в себя и чувства, и интуицию. Каждой мировоззренческой суперсистеме соответствует определенный тип культуры;
6) типология Филмера Нортропа (1893—1975), основанием которой служат методы познавательной деятельности. По его мнению, основу «идеологического конфликта» между восточным и западным типом культуры составляет противоположность философских позиций. Для восточной культуры характерны интуитивное, иррациональное мировосприятие и ценностный подход к деятельности. Западная культура опирается на методы научного, рационального познания;
7) типология Джеймса Керна Фейблмана (р. 1904), согласно которой выделяется пять типов культуры (и оговаривается существование еще двух): допервобытный, первобытный, военный, религиозный, цивилизационный, научный и постнаучный. Из этих семи первые четыре являются первоначальными, а последние три — передовыми. Это распределение не связано с исторической последовательностью их существования. Культурные типы представляют собой логические системы ценностей и могут сменять друг друга в любой последовательности. Типы, выделенные Д. Фейблманом, представляют идеальные модели, не полностью соответствующие реальным культурам. Реальные культуры представляют собой подвижные образования, включающие, как правило, более одного типа культуры, ломают границы идеальных типов и формируют переходный тип. Поэтому отнесение конкретной культуры к одному из идеальных типов может быть только условным, однако, используя эти категории типов культуры, можно объяснить особенности конкретных культур;
8) типология Карла Ясперса, согласно которой в культуре выделяется четыре исторических периода: «прометеевская эпоха», эпоха «великих культур древности», эпоха «духовной основы человеческого бытия» («осевое время») и эпоха «развития техники»:
— прометеевская эпоха составляет, согласно К. Ясперсу, доисторию человечества, собственно история началась лишь около 5000 лет до н.э. В доисторическую эпоху происходило «становление основных свойств человеческого бытия», формирование человека как вида — это первое становление человека. Отвечая на вопрос, что явилось существенным в превращении доисторического человека в человека культуры, К. Ясперс выделяет использование огня и орудий, появление речи, табу, образование групп и сообществ, мифа. Начало истории, т.е. культурного развития, относит к тому времени, когда зарождается передача опыта;
— великие исторические культуры древности возникли почти одновременно в трех областях земного шара: а) шумеро-вавилонская и египетская культура, эгейский мир с 4000 г. до н.э; б) культура долины Инда — 3000 г. до н.э; в) архаичный мир Китая — 2000 г. до н.э. Чертами, характеризующими данные культурные типы, выступают наличие письменности и «специфической технической рациональности»;
Культурное наследие (памятники истории и культуры).
Под культурным наследием принято понимать большую часть нематериальной и материальной культуры, которая была создана прошлыми поколениями и передается от эпохи к эпохе в качестве того, что представляет собой выдающуюся ценность.
Объект культурного наследия – это некий уникальный феномен культурного, природного или смешанного характера, представляющий собой ценность для разных отраслей знания (археология, антропология, история, этнография и т.д.), а также являющийся шедевром в эстетическом плане. Объект культурного наследия может находиться в разном состоянии сохранности – от неудовлетворительного до хорошего.
Достопримечательность – это такой объект культурного наследия, который имеет национальное, всемирное или местное значение, а также занесен в Государственный реестр достопримечательностей России неподвижного характера. Под историческим населенным пунктом понимают определенную местность, сохранившую в своем внешнем виде историческую территорию. Такая местность обычно заносится в Список исторических населенных мест России. В 2010 году в соответствии с Приказом Министерства культуры России утвердили список поселений, которые имеют статус «исторических».
В нынешнее время при помощи научной разработки проблемы культурного наследия все памятники культурного наследия были классифицированы. Так, к памятникам культурного наследия принято относить следующие:
-
материальные памятники – это объекты архитектуры, градостроительства, истории, археологии, природы, монументального искусства, несущие в себе культурно-историческую ценность. -
духовные памятники – верования, обряды и обычаи, народные ремесла и разнообразные формы народного художественного искусства, хозяйственной деятельности, технологии, традиции и др.
Следующая классификация делит культурное наследие на следующие категории:
-
памятники природного наследия, к которым относятся биологические и геологические феномены и экосистемы, представляющие собой универсальную культурную, научную и эстетическую ценность. -
памятники культурного наследия, к которым относят уникальные объекты архитектуры, скульптуры, феномены искусства, живописи и др., которые представляют собой большую и знаковую ценность для эстетики и науки. памятники смешанного характера.