Файл: Вопросы к зачету по дисциплине культура и межкультурные взаимодействия в современном мире.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 409
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Особенности становления культурологии как научной дисциплины.
Основные школы и концепции культурологии.
Модели (формы) динамики культуры.
Прогресс в культуре и его критерии
Источники (механизмы) культурной динамики.
Модернизация традиционных обществ и культур.
Глобализация современного мира.
Полисемантичность термина культура.
Подсистемы культуры: материальная, духовная и художественная культура.
Субкультура и контркультура. Элитарная, народная, массовая культура.
Культурные ценности. Функции и классификация культурных ценностей.
Культурные нормы. Функции и классификация культурных норм.
Формы и механизмы приобщения к культуре.
Понятие типа, типологии и типологизации культур.
Формационная типология культуры.
Историческая типология культуры.
Культурное наследие (памятники истории и культуры).
Нематериальное культурное наследие.
Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (1972 г.).
Конвенция об охране нематериального культурного наследия (2003 г.).
Информационно-семиотический подход к культуре.
Семиотика культуры. Знак как основное понятие семиотики.
Основные типы знаковых систем культуры.
Понятие языка культуры. Классификация языков культуры.
Языки невербальной коммуникации.
Межкультурная коммуникация: теоретические аспекты.
Образы, имиджи и стереотипы в межкультурной коммуникации в международном культурном обмене.
Двусторонние связи в международном культурном обмене.
Многосторонние связи в международном культурном обмене.
Международные музыкальные и театральные связи.
Международные кинематографические связи.
Международные связи в области образования.
4. Упадок и деградация культуры, связанная с ослаблением и устареванием каких-то элементов культуры, упрощением системы культуры, исчезновением составляющих ее частей, прежде устойчивых норм и идеалов. Такого рода процессы описываются этнографами на материале некоторых малых народов, попавших в орбиту влияния сильных культур (индейцы Северной Америки, коренные народы Сибири и Дальнего Востока). Слабые культуры небольших этносов могут выжить лишь ценой изоляции от всего остального мира.
5. Кризис культуры, как разрыв между ослабленными или разрушенными прежними духовными структурами и институтами и формирующимися новыми, более отвечающими требованиям меняющегося общества. В зависимости от степени устойчивости духовной структуры кризис может привести к преобразованию или срыву в общественной регуляции.
6. Преобразование, или трансформация культуры - появление нового состояния, возникшего под влиянием интенсивных процессов обновления, происходящих в данном обществе. Новые элементы вводятся через переосмысление исторического наследия или придание нового смысла устоявшимся традициям, а также через заимствование извне при условии обязательного качественного изменения этих элементов, приспособления их к ценностям данной культуры. Как правило, результатом трансформации становится целостный органический синтез старого и нового.
Прогресс в культуре и его критерии
С проблемами форм и типов динамики культуры тесно связан вопрос о прогрессе в культуре. Обычно прогрессом называют ускоренное развитие, движение общества вперед. Считается, что прогресс - это глобальный процесс, характеризующий движение человеческого общества на всем протяжении истории, его восхождение от состояния дикости и варварства к вершинам цивилизации. При этом различают постепенный (реформистский) и скачкообразный (революционный) виды социального прогресса.
Прогресс общества невозможен без сохранения старого, если это старое заслуживает быть сохраненным для потомства. «Культурный лаг»
описывает ситуацию, когда одни части культуры изменяются быстрее, а другие медленнее. Это понятие ввел У.Огборн. Он предположил, что ценностный мир человека не успевает приспосабливаться к слишком быстрым изменениям в материальной сфере. Особенно страдает от этого молодежь. Её духовный мир не меняется столь быстро, как материальное положние. Иногда между культурной и социальной динамикой происходит разрыв времени. В обществе уже появились технологические изобретения, а культурной и социальной адаптации к ним населения не произошло. Это и есть «культурный лаг». С понятием культурного лага тесно связано другое, которое называют культурным запаздыванием. Культурное запаздываниепроисходит в тех случаях, когда нематериальная (духовная) культура не успевает приспособиться к опережающему развитию материальной культуры, например научно-технического прогресса.
Культурная трансмиссия – процесс, благодаря которому культура передаётся от предшествующих поколений к последующим через обучение. Культурная трансмиссия делает возможным такое явление, как преемственность культуры, её непрерывность во времени. Благодаря культурной трансмиссии каждое последующее поколение получает возможность начинать с того, на чём остановилось предыдущее. Молодое поколение добавляет новые знания к уже накопленному богатству. Аккумуляция имеет место там, где к культурному наследию добавляется большее количество новых элементов, чем отбрасывается старых. Напротив, когда в течение конкретного периода исчезает больше культурных черт, чем добавляется, говорят о культурном истощении.
Сегодня признается принципиальная многовариантность, разнообразие форм культурной динамики, что не исключает возможности прогрессивного развития каких-то сфер общества и культуры.
Источники (механизмы) культурной динамики.
Изменения являются неотъемлемым свойством культуры и включают в себя как внутреннюю трансформацию культурных явлений (их изменения во времени), так и внешние перемены (взаимодействие между собой, передвижение в пространстве и т.п.). Благодаря этому происходит поступательное движение культуры, ее переход от одного состояния к другому.
Внешне изменения проявляются как через расширение уже существующих, так и через возникновение качественно новых культурных форм При этом изменения в культуре протекают в форме либо активизации, либо замедления, что находит свое выражение в темпах и ритмах динамики культуры, а также в различных ее видах и формах.
Инновации представляют собой открытие или изобретение новых образов, символов, норм и правил поведения, политических или социальных программ, направленных на изменение условий жизни людей, формирование нового типа мышления или восприятия мира.
Открытие – это получение новых знаний о мире. Примером могут служить все научные открытия. Открытия снабжают человечество новыми знаниями, которые в процессе изобретения соединяются с уже известными знаниями и порождают новые элементы. Изобретения – это новая комбинация известных культурных элементов или комплексов. Они включают новый способ изготовления вещей, т.е. технологии.
Носителями новаций могут выступать творческие личности или новаторские группы, выдвигающие новые идеи, нормы и способы деятельности, отличные от того, что принято в данном обществе. Новаторы могут принадлежать к разным социальным группам. Это:
• представители элиты данного общества – его политическое руководство, деятели науки и культуры; выходцы из авангардной среды, к которой, как правило, относятся деятели литературы и искусства, ищущие свои особые пути самоутверждения;
• люди из маргинальных групп, возникающих на границах между разными социальными слоями и группами, которые ищут свою специфику и оправдание своего существования
;
• диссиденты – люди, не согласные с политикой, проводимой государством по какому-либо вопросу;
• выходцы из других стран и культур, которые не находят приемлемого места в своей культуре, в своем обществе и пытаются осуществить свои идеалы, не нашедшие понимания в прежней системе отношений и деятельности, в другом месте. Так, английские пуритане, которых не устраивала мягкость нравов в Англии XVI–XVII вв., основали колонии в Северной Америке, ставшие фундаментом для формирования будущих США. Схожую роль играли арабы и индийцы в Восточной Африке, китайцы в Юго-Восточной Азии.
Причинами возникновения новаций являются неприятие отдельными индивидами или группами господствующих культурных ценностей, норм, традиций и обычаев и поиск ими своих собственных путей культурного и социального самоутверждения. Это означает, что новации могут появляться как в традиционных, так и в модернизированных культурах.
Традиция и культурное наследие. Традиция – это механизм воспроизведения культуры и всех культурных институтов, которые узакониваются и обосновываются самим фактом их существования в прошлом. Ее главное свойство состоит в сохранении прошлых образцов через устранение, ограничение новаций, воспринимаемых как отклонение от идеала.
Традиция является частью более широкого понятия – культурного наследия, которое выступает как сумма всех культурных достижений данного общества, как его исторический опыт, сохраняющийся в арсенале общественной памяти, включая и подвергшееся переоценке прошлое. В культурном наследии сохраняется все, что на том или ином этапе было создано, включая и то, что на время было отвергнуто и не привилось, но позднее может вновь найти свое место в культуре и обществе.
Диффузия культуры и культурные заимствования. Большую роль в культуре играет не только передача культурного наследия от поколения к поколению, но и пространственное, географическое распространение элементов культуры. При этом происходит взаимное проникновение отдельных элементов культуры или целых ее комплексов. Этот процесс носит название культурной диффузии. Культурное взаимодействие может пройти бесследно, может привести к сильному изменению обеих взаимодействующих культур либо одностороннему влиянию одной культуры на другую. В двух последних случаях говорят о культурных
заимствованиях, т.е. об использовании предметов, норм поведения, ценностей, созданных и апробированных в других культурах. Используют также термин «аккультурация» – освоение элементов чужой культуры.
Вертикальная диффузия развивается между культурами с неравным статусом, поэтому ее молено назвать стратификационной диффузией. При этом идет диффузия культурных ценностей из одной социальной группы в другую. Примером может служить распространение одежды, символизирующей статусные различия людей. Финансовые возможности среднего класса сегодня позволяют ему покупать модную одежду, которую прежде носил только высший класс. Современные высококвалифицированные рабочие на Западе являются на работу в костюмах, которые раньше служили отличительным признаком верхушки общества.