Файл: Вопросы к зачету по дисциплине культура и межкультурные взаимодействия в современном мире.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 393

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Особенности становления культурологии как научной дисциплины.

Структура культурологии.

Основные школы и концепции культурологии.

Модели (формы) динамики культуры.

Типы динамики культуры.

Прогресс в культуре и его критерии

Источники (механизмы) культурной динамики.

Модернизация традиционных обществ и культур.

Глобализация современного мира.

Полисемантичность термина культура.

Подсистемы культуры: материальная, духовная и художественная культура.

Субкультура и контркультура. Элитарная, народная, массовая культура.

Культурные ценности. Функции и классификация культурных ценностей.

Культурные нормы. Функции и классификация культурных норм.

Формы и механизмы приобщения к культуре.

Мораль в системе культуры.

Религия в системе культуры.

Понятие типа, типологии и типологизации культур.

Формационная типология культуры.

Цивилизационная типология.

Историческая типология культуры.

Культурное наследие (памятники истории и культуры).

Нематериальное культурное наследие.

Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (1972 г.).

Конвенция об охране нематериального культурного наследия (2003 г.).

Информационно-семиотический подход к культуре.

Семиотика культуры. Знак как основное понятие семиотики.

Основные типы знаковых систем культуры.

Естественные знаки

Функциональные знаки

Понятие языка культуры. Классификация языков культуры.

Языки невербальной коммуникации.

Межкультурная коммуникация: теоретические аспекты.

Образы, имиджи и стереотипы в межкультурной коммуникации в международном культурном обмене.

Двусторонние связи в международном культурном обмене.

Многосторонние связи в международном культурном обмене.

Международные музыкальные и театральные связи.

Международные кинематографические связи.

Международные связи в области образования.

Международные научные связи.

Международные спортивные связи.

Международный туризм.

3) Идеалистическая (интеграционная), значимая действительность представляется фрагментарно сложной, и задаваемая человеку ориентация включает в себя земные и неземные ценности («золотой век» Афин, позднее европейское Средневековье XIII-XIV вв.)

Кризис культуры связан, по его мнению, с утратой духовных ценностей в угоду материализму, рационализму, техницизму.

Психоаналитическая школа.

Зигмунд Фрейд (1856-1939) - австрийский психиатр, основоположник психоанализа и фрейдизма, исследовал индивидуальное бессознательное. Движущая сила человечества, по Фрейду, - стихийные влечения, заложенные в бессознательном, среди которых основной - половой инстинкт либидо, которое находит выход в культурном творчестве, переключая энергию влечения путем сублимации (лат. sublimo - «возвышаю») на создание культурных явлений. В своих работах «Будущее одной иллюзии», «Недовольство в культуре» (1930) Фрейд высказывает неоднозначное отношение к культуре: с одной стороны, навязываемые культурой как социальным институтом запреты и правила приличия подавляют мрачные инстинкты человека - и в этом Фрейд видит положительную сторону культуры. Но, подавляя инстинкты, культура провоцирует прорыв бессознательного наружу чудовищным безумием, преступлениями, самоубийством. Культура препятствует творчеству, так как подавляет энергию бессознательного, но и компенсирует неудовлетворенное либидо, давая возможность выхода энергии в творческом экстазе, создании шедевров, гениальных произведений.

Карл Густав Юнг (1875-1961) в центр своей концепции культуры ставит «коллективное бессознательное», содержанием которого являются архетипы. Архетипы - это осадок от первичного душевного опыта человечества, первосмыслы, первообразы. Юнг считал, что нельзя укротить «демонов души» (бессознательное), но их можно приручить и даже поставить их на службу культуре. Человек призван не игнорировать бессознательные силы, а найти для них адекватное культурно-символическое выражение, т.к. именно бессознательное есть вдохновитель всего. Культура призвана вести не борьбу, а диалог с бессознательным, стремясь обеспечить целостность человеческой души. Однако этот диалог постепенно утрачивается с развитием цивилизации и тотальной рационализации жизни. «Демоны» вырываются из-под контроля слабеющей культуры, и ХХ век становится веком неслыханных психических эпидемий (1-я и 2-я мировые войны, фашизм, революция 1917 года).


Символическая школа. Представители: Клод Леви-Строс (род. в 1908 г.), Эрнест Кассирер (1874-1945) и др. Учение о культуре как о совокупности символических форм. Немецкий философ Э. Кассирер в своей работе «Философия символических форм» называет культуру непрерывным порождением языковых, художественных и религиозных символов. Символично всякое творчество, символ предваряет всякий опыт. Язык, миф, религия, искусство, наука - символические формы, которые уже изначально сращены с чувственным. Человек - «символическое животное», наличие символов отличает человека от животного, так как у животного нет внутреннего мира, нет воображения.

Игровая концепция культуры. Представители: Йохан Хейзинга (1872-1945), Станислав Лем (1921-2006), Герман Гессе (1877-1962). Й. Хейзинга в работе «Homo ludens» («Человек играющий») защищает тезис об игровом характере культуры. Игра творит культуру, человек обладает важнейшим свойством - играть. Игра - культурно-историческая универсалия. Хейзинга пытается вписать в «игровое пространство» не только искусство, но и науку, быт, юриспруденцию, военное искусство. Поэзия родилась в игре и жива благодаря игровым формам. Мудрость и знание связаны со священными состязаниями. Право - из обычаев социальной игры. Культура во всех своих проявлениях играется.

Структурализм (60-е гг. XX в.). Представители: Мишель Фуко (1926-1984), Умберто Эко (р. 1932), Михаил Юрьевич Лотман (1922-1993), Владимир Николаевич Топоров (1928-2005) и др. Один из предшественников отечественной школы структурализма был ленинградский культуролог и фольклорист Владимир (Герман Вольдемар) Яковлевич Пропп (1895-1970), который изучал морфологию сказки, мотивы которой предложил записывать в виде формул, подобных математическим. На основе анализа культуры как совокупности знаковых систем и текстов структуралисты стремились выявить глубинные структуры человеческой психики.

Постструктурализм (70-90-е гг. XX в.). Представители: Ролан Барт (1915-1980), Жак Деррида (1930-2004), Жан Бодрийяр (1929-2007) и др. Ученые данного направления анализировали не текст, а культурный контекст произведения. Предметом их исследования являлось то, что стоит за текстом произведения, порождает его (особенности психики, воля и желание автора, отношения с властями и проч.). Ориентация на деконструкцию («разборку» текста на элементарные формы) и последующую «сборку» с целью определения того, что внесено в текст осознанным желанием его создателя, и того, что сам автор не видит или о чем он стремится умолчать.




Модели (формы) динамики культуры.


Наблюдая за политическими и экономическими процессами развития, за динамикой науки, искусства, изменениями повседневной жизни людей, исследователи пришли к выводу, что в истории и культуре изменения имеют фиксированную последовательность стадий или состояний. На основании этого были выделены основные модели (формы) динамики культуры.

К настоящему времени в мировой научной мысли накоплен огромный объем идей, представлений и концепций, позволяющий давать научно-философскую интерпретацию динамике культуры.

Циклическая модель

Эта модель была исторически первой и возникла еще в Древнем мире. В мифологии Древнего Китая, Древней Индии существовали идеи вечного круговорота событий и вечного возвращения к своим истокам, а также о периодическом повторении явлений в природе и жизни человека. В Древней Греции, в трудах Гесиода и других античных мыслителей (Пифагора, Гераклита, Эмпедокла) мы уже встречаем первое систематизированное изложение этой модели культурной динамики.

У Гесиода история представляет собой движение во времени, которое понимается как вечность. Всю историю человечества он разделил на четыре эпохи - золотой, серебряный, медный и железный века. В золотой век человек уподоблялся богам, в мире царили любовь, равенство, существовала тесная связь поколений, не было необходимости трудиться, т.к. природа была щедра и давала человеку всё необходимое для жизни, в том числе и знания, которыми он обладал от рождения. Чем дальше в своем развитии человек уходил от золотого века, тем сильнее было отклонение от исходной идеальной модели-эталона, и тем труднее становилась его жизнь. Для каждой эпохи было характерно свое состояние культуры, которое определялось этими отклонениями. К железному веку человек приходил с полным забвением моральных норм и законов, с потерей связи поколений, с утратой гармонии с природой. Начиналась война всех против всех. В итоге всё завершалось кризисом культуры, который обычно был связан с тем, что сама природа восставала против человека. Но этот кризис не означал полного краха, не был целиком негативным явлением, так как он не приводил к окончательному исчезновению культуры. Она возвращалась к исходной точке, с которой начинался новый цикл развития. Такие циклы повторялись бесконечно, в этом - смыл вечного возвращения и идеализации прошлого.


В последующие столетий идея циклического развития поддерживалась многими мыслителями. В к. XIX - XX в.в. варианты циклической модели динамики культуры встречаются в концепциях локальных цивилизаций Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби. Данные авторы, отрицая понятие всемирной истории как единого исторического процесса, выдвигают идею развития отдельных народов и культур, которое происходит по циклическим законам. Развитие отдельных цивилизаций или культурно-исторических типов может происходить как последовательно, так и параллельно. Форма развития одинакова для всех, но содержание уникально для каждой культуры. Развитие локальных цивилизаций проходит через стадии возникновения, развития, расцвета и упадка - возвращения к исходному состоянию.

Другим вариантом циклической модели динамики культуры является модель инверсии, при которой изменения идут не по кругу, а совершают маятниковые колебания от одного полюса культурных ценностей к другому. Такого рода перепады возникают в том случае, если в культуре не сложилось прочное ядро или структура. Инверсионная волна может охватывать самые разные периоды - от нескольких лет до нескольких веков. Инверсионный характер имели изменения культуры в разные времена и в разных обществах. Примерами инверсии может быть эпоха Возрождения, приведшая к восстановлению античной языческой культуры, культивированию тех ценностей, которые отрицались христианской церковью на протяжении многих веков. Но за ней наступила эпоха Реформации и контрреформация, частично восстановившие пошатнувшееся положение религии. В XX веке в качестве примера может выступить произошедший в нашей стране после революции 1917 года переход от религии к атеизму, приведший к разрушению прежних святынь, критике религии и расправе со священнослужителями. Но в конце века маятник качнулся в обратную сторону, и мы наблюдаем возрастающий интерес к религии.

Линеарная модель

Появление этой модели культурной динамики связано с возникновением христианства. Она основана на одной из основополагающих идей этой религии - стреле времени, которая разорвала круг вечного возвращения к исходному началу и ввела понятие начала и конца истории. Согласно христианству, история начинается от сотворения мира и продолжается до страшного суда и конца света. В рамках этой модели впервые были поставлены проблемы прогресса в истории и культуре, смысла и цели культурного развития, меры совершенства культуры.