Файл: Вопросы к зачету по дисциплине культура и межкультурные взаимодействия в современном мире.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 400

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Особенности становления культурологии как научной дисциплины.

Структура культурологии.

Основные школы и концепции культурологии.

Модели (формы) динамики культуры.

Типы динамики культуры.

Прогресс в культуре и его критерии

Источники (механизмы) культурной динамики.

Модернизация традиционных обществ и культур.

Глобализация современного мира.

Полисемантичность термина культура.

Подсистемы культуры: материальная, духовная и художественная культура.

Субкультура и контркультура. Элитарная, народная, массовая культура.

Культурные ценности. Функции и классификация культурных ценностей.

Культурные нормы. Функции и классификация культурных норм.

Формы и механизмы приобщения к культуре.

Мораль в системе культуры.

Религия в системе культуры.

Понятие типа, типологии и типологизации культур.

Формационная типология культуры.

Цивилизационная типология.

Историческая типология культуры.

Культурное наследие (памятники истории и культуры).

Нематериальное культурное наследие.

Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (1972 г.).

Конвенция об охране нематериального культурного наследия (2003 г.).

Информационно-семиотический подход к культуре.

Семиотика культуры. Знак как основное понятие семиотики.

Основные типы знаковых систем культуры.

Естественные знаки

Функциональные знаки

Понятие языка культуры. Классификация языков культуры.

Языки невербальной коммуникации.

Межкультурная коммуникация: теоретические аспекты.

Образы, имиджи и стереотипы в межкультурной коммуникации в международном культурном обмене.

Двусторонние связи в международном культурном обмене.

Многосторонние связи в международном культурном обмене.

Международные музыкальные и театральные связи.

Международные кинематографические связи.

Международные связи в области образования.

Международные научные связи.

Международные спортивные связи.

Международный туризм.

Образы, имиджи и стереотипы в межкультурной коммуникации в международном культурном обмене.


Процессы культурного обмена и межкультурных коммуникаций непосредственно связаны с восприятием одной культуры представителями другой. Для обозначения подобных представлений, формирующихся в процессе взаимодействия между различными народами и государствами, существует ряд терминов: "образ", "имидж", "стереотип".

В современной науке сложилось множество подходов к исследованию образов, имиджей, стереотипов как научных категорий. Как правило, все эти подходы основаны на методиках, принятых в некоторых гуманитарных науках: социологии, философии, истории, политологии, этнологии, культурологии.

Образ – адекватно отраженная в человеческом сознании реальность, формирующаяся естественным путем в процессе познания и восприятия объективной действительности; результат стихийно складывающихся в сознании людей представлений о каком-либо объекте.

Наряду с понятием "образ" в теории межкультурных коммуникаций, а также в различных социологических, политологических и прочих исследованиях можно встретить понятие "имидж". Существует большое количество определений этого понятия. Приведем наиболее распространенное.

Имидж (от лат. imago – образ, отражение) – целенаправленно сформированный образ какого-либо лица, явления, предмета, выделяющий определенные ценностные характеристики, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы и т.п.

В целом имидж можно назвать комплексной формой коммуникации, обеспечивающей человеку максимально возможно полное впечатление об объекте и способствующей достижению стратегических целей коммуникации[1].

Фундаментальным свойством имиджа является его целесообразность. В имидже не должно быть ничего удачного или неудачного самого по себе – в нем удачно то, что целесообразно, т.е. обеспечивает продвижение к заданной цели. Особо нужно подчеркнуть такое качество имиджа, как 
социально-культурная целесообразность, т.е. он не должен противоречить глубоким традициям общества.

Другое важнейшее свойство имиджа – проективность. Это свойство подразумевает, в свою очередь, что имидж должен обладать экономической целесообразностью, обладать такими качествами, как планируемость, организуемость, руководимость, контролируемость, быть надежным и показывать, выполнит ли он свое предназначение. И еще одно важное качество имиджа – узнаваемость.

Стереотип (с греч. – твердый отпечаток, зафиксированная целостность) – схематический, стандартизированный образ или представление об объекте, явлении, народе, стране, обычно эмоционально окрашенный и обладающий большой устойчивостью. Отражает привычное отношение человека или группы людей к какому-либо явлению, другому человеку, группе людей, народу, стране, сложившееся под влиянием социальных, политических, исторических условий и на основе предшествующего опыта.

Интересно, что феномен этнического стереотипа имеет много перекличек в различных гуманитарных науках. Например, сходным, но не идентичным понятием является национальный характер, которое используется в ряде наук: этносоциологии, теории межкультурной коммуникации, культурной антропологии.

Национальный характер – это специфическая категория, обозначающая набор качеств, характерных особенностей какого-либо народа, проявляющихся в быту, поведении, морали, искусстве, религии, языке, традициях. Отражает особенности климата, природы, географического положения. Является результатом богатейшей истории народа, страны.

Наряду с этническими стереотипами в системе международных отношений, межкультурных коммуникациях и международном культурном обмене важное место занимает внешнеполитический имидж государств. Привлекательный имидж государства обеспечивает ему целый ряд конкурентных преимуществ: способствует привлечению туристов (следовательно, приток финансовых средств), создает благоприятный климат для инвестирования в экономику, науку, образование (и, как следствие, улучшение жизни граждан), способствует налаживанию контактов во всех сферах общественной и культурной жизни, формирует положительный психологический настрой граждан и общества в целом.



Существует довольно много подходов к формированию определения внешнеполитического имиджа страны.

Согласно определению Всемирной туристской организации (UNWTO), внешнеполитический (международный) имидж страны – это совокупность эмоциональных и рациональных представлений, вытекающих из сопоставления всех признаков страны, собственного опыта, слухов, влияющих на создание определенного образа[1].

Собственное определение внешнеполитического имиджа государства дает известный российский специалист по вопросам политического пиара Э. А. Галумов. Он характеризует внешнеполитический имидж государства как "комплекс объективных, взаимосвязанных между собой характеристик государственной системы (экономика, география, демография, культура и т.д.), развития государства как сложной, многогранной подсистемы мирового устройства, эффективность взаимодействия звеньев которой определяет тенденции социально-экономического, общественно-политического, национально-конфессионального и иных процессов в стране"[2].


Двусторонние связи в международном культурном обмене.


Двусторонние культурные связи – важнейшее направление международного культурного сотрудничества. Контакты на двустороннем уровне оформились гораздо раньше многостороннего культурного обмена. Еще на ранних этапах истории человеческой цивилизации устанавливались достаточно устойчивые связи между соседними странами, которые зачастую становились торговыми партнерами. Первоначально двусторонние связи были единственной формой не только культурных, но и политических, экономических контактов, их развитие осуществлялось под влиянием географического, религиозного, политического, языкового факторов.

Двусторонние связи в международном культурном обмене – это связи, протекающие с участием двух партнеров, представляющих разные страны, культуры, цивилизации, которые стремятся развивать отношения в разнообразных сферах и на различных уровнях.

Сегодня двусторонние культурные связи продолжают достаточно успешно развиваться. Они основаны на исторических традициях, но в известной степени зависят и от современных интересов государств.

Двусторонние связи могут осуществляться как на государственном, так и на негосударственном уровнях, иметь коммерческую и некоммерческую основу и проявляться в различных направлениях деятельности, таких как спорт, образование, научные, музыкальные, театральные, литературные связи и др.

Двусторонний обмен демонстрирует открытость участников культурного сотрудничества, готовность к установлению новых и поддержанию старых культурных контактов и является неотъемлемой частью дипломатической деятельности любого государства.

Формы двустороннего культурного сотрудничества различны. К ним можно отнести:

• подписание двусторонних соглашений стран-партнеров по широкому спектру вопросов в сфере культуры;

• сотрудничество в рамках совместных проектов, программ, грантов, конференций;

• работу в рамках организаций, представляющих культуру страны партнера за рубежом;

• организацию обмена информацией специалистами на двусторонней основе.


Многосторонние связи в международном культурном обмене.


Культурное сотрудничество на многосторонней основе является фундаментом для современных международных отношений в гуманитарной сфере. Многосторонние связи отражают политические реалии и особенности современных межгосударственных отношений и культурных процессов в мире. В них нашли подтверждение такие актуальные проблемы, как глобализация и интернационализация культуры, демократизация международных отношений и многие другие.

Многостороннее культурное сотрудничество в международных отношениях – это сотрудничество нескольких партнеров (больше двух), которое осуществляется по линии участия в международных и региональных организациях в области культуры, науки и образования, в форме участия в многосторонних культурных акциях, конференциях, музыкальных, спортивных, художественных мероприятиях и т.д. Многостороннее культурное сотрудничество предполагает широкий круг участников и разнообразие форм, направлений и методов работы.

Важно отметить

Культурное сотрудничество на многосторонней основе является важным инструментом обеспечения культурного присутствия России в мире, дополняющим и обогащающим двусторонние связи. Оно дает хорошую возможность для "сверки часов" и формирования более точного представления о роли и месте страны в мировых процессах культурного строительства, в том числе в проведении сравнительного анализа законодательства о культуре, а также осуществлении фундаментальных и прикладных культурологических исследований.

На формирование многостороннего культурного обмена наибольшее влияние оказал ряд факторов, среди которых особое место принадлежит географическому и политическому. При исследовании генезиса многостороннего культурного обмена нельзя не учитывать и его современные реалии и противоречия.

Многосторонний культурный обмен начал активно развиваться лишь в эпоху Нового времени, в период, когда стала складываться система современных международных отношений. Установление государствами дипломатических отношений повлекло за собой развитие активного культурного диалога на многосторонней основе. Наиболее успешно многостороннее сотрудничество осуществляется в практике участия в деятельности международных организаций.