Файл: Вопросы к зачету по дисциплине культура и межкультурные взаимодействия в современном мире.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 413

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Особенности становления культурологии как научной дисциплины.

Структура культурологии.

Основные школы и концепции культурологии.

Модели (формы) динамики культуры.

Типы динамики культуры.

Прогресс в культуре и его критерии

Источники (механизмы) культурной динамики.

Модернизация традиционных обществ и культур.

Глобализация современного мира.

Полисемантичность термина культура.

Подсистемы культуры: материальная, духовная и художественная культура.

Субкультура и контркультура. Элитарная, народная, массовая культура.

Культурные ценности. Функции и классификация культурных ценностей.

Культурные нормы. Функции и классификация культурных норм.

Формы и механизмы приобщения к культуре.

Мораль в системе культуры.

Религия в системе культуры.

Понятие типа, типологии и типологизации культур.

Формационная типология культуры.

Цивилизационная типология.

Историческая типология культуры.

Культурное наследие (памятники истории и культуры).

Нематериальное культурное наследие.

Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (1972 г.).

Конвенция об охране нематериального культурного наследия (2003 г.).

Информационно-семиотический подход к культуре.

Семиотика культуры. Знак как основное понятие семиотики.

Основные типы знаковых систем культуры.

Естественные знаки

Функциональные знаки

Понятие языка культуры. Классификация языков культуры.

Языки невербальной коммуникации.

Межкультурная коммуникация: теоретические аспекты.

Образы, имиджи и стереотипы в межкультурной коммуникации в международном культурном обмене.

Двусторонние связи в международном культурном обмене.

Многосторонние связи в международном культурном обмене.

Международные музыкальные и театральные связи.

Международные кинематографические связи.

Международные связи в области образования.

Международные научные связи.

Международные спортивные связи.

Международный туризм.



Международные кинематографические связи.


Киноискусство — вид искусства, основанный на технической основе кинематографа. Является самым синтетическим видом творчества. В нем органично объединились традиции литературы, изобразительного искусства, театра и музыки. Не случайно говорят, что 28 декабря 1895 г. родилась новая муза — муза кино.

Международные контакты в области киноискусства осуществляются в формах, характерных для музыкального и театрального обмена, хотя они и обладают определенной самобытностью. Это кинофестивали.

Их характеризует все, что составляет определение этого явления: и праздничная атмосфера, и дух соревнования, и четко определенные сроки проведения, а для конкурсных смотров — соревновательное начало. Именно кинофестивали приобрели в XX в. особую популярность, как и само искусство кино, призванное объединять страны, народы, государства, наиболее полно выражающее сущность культуры XX столетия.

Первые кинематографические фестивали появились не сразу — только спустя почти 40 лет после рождения киноискусства был проведен первый кинофестиваль — Венецианский, который продолжает свое существование и сегодня.

Сегодня количество международных кинофестивалей очень велико (по разным оценкам от 500 до 800), а география охватывает все страны мира, причем их число постоянно увеличивается. На первый взгляд это явление отличается достаточной пестротой и грозит утратить целостность. Тем не менее приведем следующую типологию.

Все кинофестивали можно разделить на следующие категории'.

  • 1) по составу участников они подразделяются:

    • • на национальные;

    • • региональные;

    • • международные;

  • 2) по специализации делятся:

    • • на специализированные;

    • • неспециализированные.

Специализированные кинофестивали группируются по видам кинопродукции (документальные, научно-популярные, рекламные, туристические), жанрово-тематическим и художественным параметрам (фестивали экспериментального кино, фантастических фильмов, комедийных, детских и юношеских лент), регионам (фестивали стран Средиземноморья, Азии, Африки, Латинской Америки, арабских стран), а также по другим отличительным признакам (фестивали картин молодых режиссеров, фестивали прошлых лет, лент, премированных на конкурсных фестивалях).


Международные фестивали имеют еще одну классификацию. По значимости, авторитетности выделяют класс «А» — международные фестивали, участие в которых определяет место того или иного произведения киноискусства, причем фильм, представляющий какую-либо страну или режиссера, может принимать участие только в одном фестивале этого класса. К фестивалям этого класса относятся непременные лидеры в фестивальном движении: Каннский, Берлинский, Венецианский, фестиваль в Локарно, Московский. Все остальные международные фестивали по значимости и престижу в киномире значительно отстают от них.


Международные связи в области образования.


Сегодня во всем мире в области образования сложилась устойчивая тенденция к интернационализации и интеграции. Развитые страны усиливают конкурентную борьбу за лидерство в мировой системе образования, что в современном обществе является одним из наиболее эффективных инструментов влияния на международные события.

Сегодня большинство стран осознает потребность в установлении более тесных связей в сфере образования, формировании и укреплении интеллектуального, культурного, социального и научно-технического сотрудничества. Очевидно, что ни одно государство не в состоянии справиться с этими проблемами собственными силами, что в условиях все большей взаимозависимости государств необходимо развивать многосторонний диалог. Подобное взаимодействие в целях разрешения всеобщих проблем и задач осуществляется и в рамках высшего образования.

Высшее образование стало играть основополагающую роль в расширении, передаче и совместном использовании знаний. Поскольку знания являются всеобщими, их получение, развитие и распространение можно обеспечить лишь с помощью коллективных усилий международного сообщества, причем это обусловливает международный характер академической жизни, а также деятельности высших учебных заведений. Цель, состоящая в том, чтобы наладить международное сотрудничество, в целом разделяется всем академическим сообществом, поскольку это является непреложным условием обеспечения высокого качества и эффективности функционирования высших учебных заведений. Международная кооперация позволяет наладить обмен опытом, поиск совместных путей решения поставленных задач, определение приоритетов с учетом мнения каждого участника.

Кооперация в сфере образования. В качестве примера кооперации в сфере высшего образования можно привести Болонский процесс - процесс становления общеевропейского образовательного пространства, проходящий на фоне более глубокой экономической и политической интеграции государств Европейского региона и идущий параллельно с реформированием высшего образования. Цель проводимых реформ - создание системы высшего образования
, способной эффективно функционировать в условиях постоянных изменений в мире в целом и в регионе в частности. Болонский процесс можно рассматривать и как уникальный, но в то же время неизбежный процесс сближения систем высшего образования государств, и как один из подходов к решению существующих в Европе проблем (в первую очередь экономического характера) с помощью высшего образования.

Международные научные связи.


Одним из важных аспектов современного международного культурного обмена являются международные научные связи, международное научное сотрудничество. От уровня развития науки зависит как внутренняя жизнь страны (уровень экономического развития, жизни граждан), так и авторитет на международной арене. Не случайно развитие научного сотрудничества относится к приоритетным направлениям политики большинства современных государств. Высокий уровень развития национальной науки и интенсивность международных научных связей определяет позитивный образ страны и включен в сферу внешней культурной политики. Промышленно развитые общества все больше зависят от науки и новейших технологий. Их проникновение во все области жизни порождает не только новые возможности, но и новые проблемы, которые необходимо учитывать как в масштабе одного государства, так и в международном. Прежде чем обратиться к сущности этого явления в актуальном состоянии, необходимо рассмотреть этапы его формирования, осмыслить основные понятия и категории, раскрывающие смысл международного научного обмена.

Перечислим особенности современного международного научного сотрудничества.

1. Поддержка фундаментальной науки на государственном уровне.

Проводится практически всеми странами, в том числе и Россией. Может осуществляться на межгосударственном уровне и регулироваться межгосударственными соглашениями о научном сотрудничестве. Может быть оказана как в форме прямого субсидирования фундаментальной науки, так и непосредственно в форме государственного заказа на целевые научные исследования. С этой целью создаются фонды, оказывающие поддержку как индивидуальным исследователям, так и научным коллективам, а также научно-исследовательским организациям.


  • 2. Сращивание науки и промышленности. В данном направлении во многих европейских странах и США при крупнейших вузах и научно- исследовательских центрах создаются специальные научно-исследовательские группы и институты, в которые входят представители фундаментальной науки и ведущие специалисты крупнейших промышленных фирм. Они могут основываться как на внутреннем научном потенциале страны, так и на опыте специалистов, привлекаемых из других стран, международных институтов, транснациональных корпораций.

  • 3. Мероприятия по включению научно-технических институтов и организаций в международные и региональные программы. Пример: рамочные программы ЕС по научно-техническому сотрудничеству — создание международных структур научного образования. Такие структуры часто организуются международными культурными и научными центрами с целью разработки программ международного научного сотрудничества в приоритетных областях обучения и подготовки специалистов из разных стран мира. Обычно эти центры оказывают информационную и материально-техническую поддержку, предоставляя стипендии и гранты исследователям и научным коллективам.

  • 4. Включение научно-исследовательских центров в инновационную коммерческую деятельность в международном масштабе. Может сводиться как к международном}' составу участников исследовательских центров, так и к различным формам международного научного обмена.

На современном этапе международные научные связи развиваются в следующих формах.

Прежде всего, это создание международных бюро и центров совместных исследований и технологического сотрудничества, международных научных консорциумов и групп. Таково, например, Международное бюро BIT в Австрии, созданное при участии научно-исследовательских институтов Германии, Франции и США и финансируемое рядом министерств этих государств. Основные направления его деятельности: определение потенциальных партнеров в научно-технической сфере, создание базы данных, распространение информации, консультативная деятельность, разработка совместных проектов