Файл: Вопросы к зачету по дисциплине культура и межкультурные взаимодействия в современном мире.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 386
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Особенности становления культурологии как научной дисциплины.
Основные школы и концепции культурологии.
Модели (формы) динамики культуры.
Прогресс в культуре и его критерии
Источники (механизмы) культурной динамики.
Модернизация традиционных обществ и культур.
Глобализация современного мира.
Полисемантичность термина культура.
Подсистемы культуры: материальная, духовная и художественная культура.
Субкультура и контркультура. Элитарная, народная, массовая культура.
Культурные ценности. Функции и классификация культурных ценностей.
Культурные нормы. Функции и классификация культурных норм.
Формы и механизмы приобщения к культуре.
Понятие типа, типологии и типологизации культур.
Формационная типология культуры.
Историческая типология культуры.
Культурное наследие (памятники истории и культуры).
Нематериальное культурное наследие.
Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (1972 г.).
Конвенция об охране нематериального культурного наследия (2003 г.).
Информационно-семиотический подход к культуре.
Семиотика культуры. Знак как основное понятие семиотики.
Основные типы знаковых систем культуры.
Понятие языка культуры. Классификация языков культуры.
Языки невербальной коммуникации.
Межкультурная коммуникация: теоретические аспекты.
Образы, имиджи и стереотипы в межкультурной коммуникации в международном культурном обмене.
Двусторонние связи в международном культурном обмене.
Многосторонние связи в международном культурном обмене.
Международные музыкальные и театральные связи.
Международные кинематографические связи.
Международные связи в области образования.
Культурные ценности. Функции и классификация культурных ценностей.
Культурные ценности — это незаменимые материальные и нематериальные предметы и произведения культуры, имеющие художественную и имущественную ценность, универсальную значимость, а также оказывание эстетического, научного, и исторического воздействия на человека[1].
Впервые определение понятия «культурная ценность» было сформулировано в Гаагской Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта в 1954 году.
Главная функция ценностей – регулятивная. Для того, чтобы чувствовать себя полноценным членом общества, человек должен постоянно оценивать себя, свое поведение, образ жизни, уровень развития. Осознание своего соответствия этим требованиям вызывает у него чувство удовлетворенности, душевного комфорта. И наоборот, осознание несоответствия вызывает чувство дискомфорта.
Психологи считают, что ценности – «ядро» человеческой личности, так как они определяют отношение человека к миру, к природе, к власти и т.д.
В конечном счете, ценности определяют всю стратегию нашей жизни.
Другая функция ценностей – прогностическая. Ценности определяют тот образ будущего, к которому стремиться личность.
Статья 1 Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта дает классификацию культурных ценностей. Разделяя их на 3 категории:
-
Непосредственно культурные ценности, а именно: памятники архитектуры, искусства или истории, религиозные или светские, археологические месторасположения, архитектурные ансамбли, которые в качестве таковых представляют исторический или художественный интерес, произведения искусства, рукописи, книги, другие предметы художественного, исторического или археологического значения, а также научные коллекции или важные коллекции книг, архивных материалов или репродукций ценностей, указанных выше.
2) Здания, основным назначением которых является хранение и экспонирование движимых культурных ценностей, причисленных в первой категории. К ним относятся музеи, крупные библиотеки, хранилища архивов.
3) Центры сосредоточения культурных ценностей
. К этой категории Конвенция относит центры, в которых собрано значительное количество культурных ценностей. Примером такого центра служит Московский Кремль, сам представляющий архитектурный и исторический памятник, на территории которого сосредоточены другие значительные культурные ценности: музеи Московского Кремля, соборы, Царь-колокол, Царь-пушка и другие. Центрами сосредоточения культурных ценностей могут быть признаны и целые города, такие, например, как Флоренция, Венеция, Суздаль.
Культурные нормы. Функции и классификация культурных норм.
Нормы – правила, регулирующие человеческое поведение.
Культурные нормы это идеальные образцы (шаблоны), предписывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях.
Культурные нормы, имеющие статус идеала или эталона, называются ценностями, т.е. особо почитаемыми и уважаемыми представлениями о том, как должен быть устроен мир и каким должен быть человек.
2. Функции и классификация культурных норм
Нормы выполняют свои функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют:
- как стандарты поведения (обязанности, правила);
- как ожидания поведения (реакция других людей);
- как образцы, эталоны поведения.
Нормы классифицируются по сфере применения.
Первый тип – это нормы, которые возникают и существуют только в малых группах (молодежных тусовках, компаниях друзей, семьях, спортивных командах). Они называются групповыми привычками.
Второй тип – это нормы, которые возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом. Они называются общими правилами.
Формы и механизмы приобщения к культуре.
Основой приобщения человека к культуре является его социализация.
Социализация представляет собой процессусвоения культурных норм и освоения социальных ролей. Он означает превращение человека в социального индивида, зрелую разновидность которого именуют личностью.
От социализации надо отличать собственно адаптацию в узком смысле слова – как ограниченный во времени процесс привыкания к новым условиям.
Процесс социализации начинается еще в период раннего детства и обычно заканчивается вместе с
достижением человеком зрелого возраста, но нередко продолжается до старости. В процесс социализации включаются субпроцессы:
Воспитание - целенаправленная передача этических норм и правил достойного поведения старшим поколением младшему. Эта передача осуществляется в системе различных педагогических практик. Но в воспитании происходит и стихийное усвоение культурных норм (например, через подражание родителям, киногероям и т.д.).
Обучение – передача практических знаний, умений и навыков с целью последующего включения обученного человека в систему общественных отношений, производства материальных и духовных ценностей, обладающих соответствующими уровню развития данного общества качествами и свойствами.
Однако обучение в школе, вузе и на производстве – это лишь техническое мероприятие. Обучить жизни – вот главная задача социализации. Поэтому более емким словом будет не обучение, а освоение содержания культуры.
В социализации принято выделять два вида: первичную и вторичную.
Первичная социализация протекаетв ближайшем окружении человека: родители и другие родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, друзья. Эта первичная среда - не только ближайшая к человеку, но и важнейшая для его формирования. Первичная социализация — сфера межличностных отношений.
Вторичная социализация протекает с участием социальных институтов и их представителей: администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, СМИ, политических партий, суда и т. д. Вторичная социализация — сфера социальных отношений.
Прочие формы приобщения к культуре:
1) Адаптация — особый процесс взаимодействия личности или группы с социальной средой, когда индивид усваивает социальные нормы и традиции ценностей определенной социальной группы (например, профессиональной). Т.е. адаптация – более узкое и частное понятие, чем социализация. Адаптация представляет элемент, составную часть социализации.
Адаптация предполагает, что существуют какие-то новые или неожиданные условия, к которым индивид должен со временем привыкнуть, приспособиться. При этом он не
обязательно должен их глубоко усвоить, например, ценности и нормы группового поведения, которое человек не приемлет по нравственным соображениям.
Способность к адаптации с возрастом угасает.
2) Инкультурация (enculturation) — обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре.
Адаптация к социальному порядку жизни в чужой стране происходит быстрее, чем инкультурация — приспособление к чужим ценностям, традициям и обычаям.
Адаптация происходит и при социализации, и при инкультурации. В первом случае индивид адаптируется к социальным условиям жизни, во втором — к культурным. При социализации адаптация легкая и быстрая, при инкультурации — тяжелая и медленная.
Инкультурация или обучение культуре происходит несколькими путями: через прямое научение чему-либо (например, ребенка учат говорить «спасибо» за подарок) и через наблюдение за тем, как ведут себя другие люди в подобных ситуациях. Сложность второго варианта заключается в том, что часто люди говорят одно, а делают другое. В этих ситуациях индивид теряет ориентацию, и процесс инкультурации затрудняется.
Социализация — врастание в общество, становление человека социального. Конечный процесссоциализации — личность.
Инкультурация — срастание с родной культурой, становление человека воспитанного. Конечный результат инкультурации — интеллигент.
Социализация связана с усвоением некоторого обязательного культурного минимума. Речь идет об усвоении основных социальных ролей, норм, языка, черт национального характера. Напротив, термин «инкультурация» подразумевает более широкое явление, а именно приобщение личности ко всему культурному наследию человечества. А значит, не только к своей национальной культуре, но и к культуре других народов. Речь идет об овладении иностранными языками, формировании широкого кругозора, знаний всемирной истории. В это понятие входит также профессиональное обучение, ведь приобретение профессиональных знаний не есть необходимое требование социализации.
Инкультурация и социализация развиваются по разным законам.
На один и тот же возраст приходится максимум социализации и минимум инкультурации. И наоборот.
Социализация достигает своего максимума в молодости и начале зрелого возраста, а затем чаще всего уровень социализации снижается, реже – сохраняется неизменным.
Инкультурация же достигает своего максимума в старости, а в молодости ее показатели низки.
3) Аккультурация – процесс повторной социализации взрослого человека (ресоциализацию) или усвоения необходимых для жизни и позитивно воспринятых норм и ценностей чужой культуры, которые наслаиваются на традиции и обычаи родной культуры.
Обычно аккультурацией является результат контактов представителей разных культур, при котором происходит восприятие культурных норм и ценностей. Обычно их перенимает одиночка или группа людей, попавшие в чужую страну и оставшиеся там на постоянное жительство. Обратного процесса, когда все население страны перенимает культурные нормы у приезжей группы иностранцев, практически не бывает.
Аккультурация — необходимый элемент межкультурного взаимодействия. Когда встречаются представители двух разных культур, то они, намереваясь найти общий язык, пытаются понять друг друга.
4) Ассимиляция - процесс усвоения культурных черт группой меньшинства, которая попала в культуру группы большинства. Ассимиляция может продолжаться до полного растворения в новой культуре и потери своей культурной самобытности, а может оставаться частичной.
5) Культурное обновление(полная ресоциализация).
Если аккультурация требует от человека лишь частичного отказа от старых норм и традиций, то процесс культурного обновления ведет к полному освобождению от них. Результатом служит окончательное вытеснение старых обычаев и ценностей новыми.
Примеры культурного обновления личности — длительное тюремное заключение; эмиграция для постоянного проживания в другой стране в раннем возрасте.