Файл: Вопросы к зачету по дисциплине культура и межкультурные взаимодействия в современном мире.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 410

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Особенности становления культурологии как научной дисциплины.

Структура культурологии.

Основные школы и концепции культурологии.

Модели (формы) динамики культуры.

Типы динамики культуры.

Прогресс в культуре и его критерии

Источники (механизмы) культурной динамики.

Модернизация традиционных обществ и культур.

Глобализация современного мира.

Полисемантичность термина культура.

Подсистемы культуры: материальная, духовная и художественная культура.

Субкультура и контркультура. Элитарная, народная, массовая культура.

Культурные ценности. Функции и классификация культурных ценностей.

Культурные нормы. Функции и классификация культурных норм.

Формы и механизмы приобщения к культуре.

Мораль в системе культуры.

Религия в системе культуры.

Понятие типа, типологии и типологизации культур.

Формационная типология культуры.

Цивилизационная типология.

Историческая типология культуры.

Культурное наследие (памятники истории и культуры).

Нематериальное культурное наследие.

Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (1972 г.).

Конвенция об охране нематериального культурного наследия (2003 г.).

Информационно-семиотический подход к культуре.

Семиотика культуры. Знак как основное понятие семиотики.

Основные типы знаковых систем культуры.

Естественные знаки

Функциональные знаки

Понятие языка культуры. Классификация языков культуры.

Языки невербальной коммуникации.

Межкультурная коммуникация: теоретические аспекты.

Образы, имиджи и стереотипы в межкультурной коммуникации в международном культурном обмене.

Двусторонние связи в международном культурном обмене.

Многосторонние связи в международном культурном обмене.

Международные музыкальные и театральные связи.

Международные кинематографические связи.

Международные связи в области образования.

Международные научные связи.

Международные спортивные связи.

Международный туризм.



Мы знаем, что язык появился примерно 150 тыс. лет назад в Восточной Африке, а затем распространился по планете. Эксперты полагают, что несколько тысячелетий назад число языков было значительно больше, чем общепринятое сегодня количество, равное 6700. За последние столетия число языков значительно сократилось из-за экономической и культурной экспансии нескольких доминирующих стран, что в результате приводит к главенству их языков и формированию государств одной нации. В последнее время темп сокращения значительно усилился в результате модернизации и безудержной глобализации. Более 50% языков мира, общее число которых составляет 6700, находятся под серьезной угрозой и могут исчезнуть через 1–4 поколения.

«Способность использовать и видоизменять окружающую среду, а также вступать в диалог и общаться полностью зависит от владения языком. Значит, процессы маргинализации и интеграции, отчуждения и наделения полномочиями, нищета и развитие во многом зависят от лингвистического выбора», - сказал Коитиро Мацуура, Генеральный директор ЮНЕСКО.

В соответствие с Конвенцией «Охрана» означает принятие мер с целью обеспечения жизнеспособности нематериального культурного наследия, включая его идентификацию, документирование, исследование, сохранение, защиту, популяризацию, повышение его роли, его передачу, главным образом с помощью формального и неформального образования, а также возрождение различных аспектов такого наследия.

Каждому государству-участнику, связанному Международной Конвенцией надлежит:

- принимать необходимые меры для обеспечения охраны нематериального культурного наследия, имеющегося на его территории;

- в рамках мер по охране идентифицировать и определять различные элементы нематериального культурного наследия, имеющегося на его территории, при участии сообществ, групп и соответствующих неправительственных организаций.

Для обеспечения идентификации с целью охраны каждое государство-участник с учетом сложившейся ситуации составляет один или несколько перечней нематериального культурного наследия, имеющегося на его территории. Такие перечни подлежат регулярному обновлению. Периодически перечни представляются Межправительственному комитету по охране нематериально наследия. Кроме того для обеспечения охраны, развития и повышения роли нематериального культурного наследия, имеющегося на его территории, каждое государство-участник прилагает усилия с целью:


- принятия общей политики, направленной на повышение роли нематериального культурного наследия в обществе и включение охраны этого наследия в программы планирования;

- определения или создания одного или нескольких компетентных органов по охране нематериального культурного наследия, имеющегося на его территории;

- содействия научным, техническим и искусствоведческим исследованиям, а также разработке научно-исследовательских методологий с целью эффективной охраны нематериального культурного наследия, в частности нематериального культурного наследия, находящегося в опасности;

- принятия соответствующих юридических, технических, административных и финансовых мер, направленных на: содействие созданию или укреплению учреждений по подготовке кадров в области управления нематериальным культурным наследием, а также передаче этого наследия через форумы и пространства, предназначенные для его представления и выражения; обеспечение доступа к нематериальному культурному наследию при соблюдении принятой практики, определяющей порядок доступа к тем или иным аспектам такого наследия; создание учреждений, занимающихся документацией по нематериальному культурному наследию, и облегчение доступа к ним.

Каждое государство-участник должно прилагать усилия для:

- обеспечения признания, уважения и повышения роли нематериального культурного наследия в обществе, в частности посредством: программ в области образования, повышения осведомленности и информирования общественности, в частности молодежи; конкретных программ в области образования и подготовки кадров, предназначенных для соответствующих сообществ и групп; мероприятий по укреплению потенциала в области охраны нематериального культурного наследия, связанных, в частности, с вопросами управления и научных исследований; неформальных способов передачи знаний;

- информирования общественности об опасностях, угрожающих такому наследию, а также о мероприятиях, осуществляемых во исполнение настоящей Конвенции;

- содействия образованию по вопросам охраны природных пространств и памятных мест, существование которых необходимо для выражения нематериального культурного наследия.

В рамках своей деятельности по охране нематериального культурного наследия каждое государство-участник стремится обеспечить по возможности самое широкое участие сообществ, групп и, в соответствующих случаях, отдельных лиц, которые занимаются созданием, сохранением и передачей такого наследия, а также активно привлекать их к управлению таким наследием.




Информационно-семиотический подход к культуре.


Семиотика - это наука о знаках и знаковых системах. Основы ее были заложены в XIX в. американским философом и логиком Ч. Пирсом и швейцарским филологом и антропологом Ф. де Соссюром (последний называл ее семиологией). Говорить о семиотике культуры - значит рассматривать знаковые средства культуры и трактовать культурные феномены как составленные с помощью этих знаковых средств "тексты", которые несут в себе определенную информацию.

Как бы ни были различны определения культуры, даваемые разными авторами, в них всегда предполагается, что содержание культуры находит выражение в языке. Под языком в обиходе обычно понимают естественный разговорный язык - русский, английский, китайский и т.д. Всякий разговорный язык представляет собой систему знаков, или код, с помощью которого люди общаются, выражают и передают друг другу разнообразную информацию. Существуют и другие знаки и системы знаков, способные служить этой цели (например, язык жестов, знаки дорожного движения, нотная грамота, штриховые товарные коды, картографические знаки и др.). Языком в широком смысле называют не только разговорный, вербальный язык, но любую систему знаков, которая может использоваться людьми в информационно-коммуникативных целях.

Знаковые средства и накапливаемая с их помощью информация - важнейшие, всеобщие и необходимые компоненты любой культуры. Учитывая это, можно рассматривать культуру как мир знаков, с помощью которых в человеческом обществе сохраняется и накапливается социальная информация (или, иначе говоря, как мир социальной информации, сохраняемой и накапливаемой с помощью созданных людьми знаковых средств). Такой подход к пониманию культуры называется информационно-семиотическими

С информационно-семиотической точки зрения культура есть особая, свойственная человеческому обществу "надбиологическая" форма информационного процесса, которая принципиально отличается от информационных процессов, имеющих место у животных
, и обладает несравненно более богатыми возможностями. Если у животных информация кодируется хромосомными структурами и нейродинамическими системами мозга, то в культуре хранилищами и каналами передачи информации становятся внешние по отношению к телу человека структуры.

Выражая свои мысли и представления в созданных людьми знаковых системах, индивид объективирует их. Это значит, что они как бы отделяются от него, приобретают самостоятельное, внеличностное существование. Они становятся социальной информацией, носителем которой оказывается уже не один данный индивид, а общественная культура. В отличие от биологической социальная информация, выраженная в знаковых системах, не исчезает со смертью добывшего ее индивида. Культура образует специфически человеческий, внегенетический "механизм" ее наследования - социальную наследственность. Благодаря культуре в обществе становится возможным то, что невозможно в животном мире, - историческое накопление и умножение информации, находящейся в распоряжении человека как родового существа.

Культура - это коллективный интеллект и коллективная память, т.е. надиндивидуальный механизм хранения и передачи сообщений (текстов) и выработки новых (Ю.М. Лотман). Знаки и знаковые системы представляют собой "детали" этого механизма. Чтобы разобраться в том, какова их природа и как они функционируют, рассмотрим культуру в трех аспектах: во-первых, как мир артефактов, во-вторых, как мир смыслов, в-третьих, как мир знаков.


Семиотика культуры. Знак как основное понятие семиотики.


Несмотря на то, что семиотика как наука существует уже более столетия, понятие «семиотика культуры» было впервые введено всего лишь в 70-х гг. XX в. И введено оно было для обозначения области организации (информации) в человеческом обществе — в противоположность дезорганизации (энтропии). Культура при этом была определена как иерархическая знаковая система, или, точнее, иерархическая пирамида знаковых систем.

Культура с семиотических позиций представляет собой совокупность знаковых систем. С помощью этих знаковых систем все человечество или различные общности - народы, этносы и т. п. - обмениваются информацией, осуществляют связи с окружающим миром и другими культурами