Файл: Вопросы к зачету по дисциплине культура и межкультурные взаимодействия в современном мире.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 387

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Особенности становления культурологии как научной дисциплины.

Структура культурологии.

Основные школы и концепции культурологии.

Модели (формы) динамики культуры.

Типы динамики культуры.

Прогресс в культуре и его критерии

Источники (механизмы) культурной динамики.

Модернизация традиционных обществ и культур.

Глобализация современного мира.

Полисемантичность термина культура.

Подсистемы культуры: материальная, духовная и художественная культура.

Субкультура и контркультура. Элитарная, народная, массовая культура.

Культурные ценности. Функции и классификация культурных ценностей.

Культурные нормы. Функции и классификация культурных норм.

Формы и механизмы приобщения к культуре.

Мораль в системе культуры.

Религия в системе культуры.

Понятие типа, типологии и типологизации культур.

Формационная типология культуры.

Цивилизационная типология.

Историческая типология культуры.

Культурное наследие (памятники истории и культуры).

Нематериальное культурное наследие.

Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (1972 г.).

Конвенция об охране нематериального культурного наследия (2003 г.).

Информационно-семиотический подход к культуре.

Семиотика культуры. Знак как основное понятие семиотики.

Основные типы знаковых систем культуры.

Естественные знаки

Функциональные знаки

Понятие языка культуры. Классификация языков культуры.

Языки невербальной коммуникации.

Межкультурная коммуникация: теоретические аспекты.

Образы, имиджи и стереотипы в межкультурной коммуникации в международном культурном обмене.

Двусторонние связи в международном культурном обмене.

Многосторонние связи в международном культурном обмене.

Международные музыкальные и театральные связи.

Международные кинематографические связи.

Международные связи в области образования.

Международные научные связи.

Международные спортивные связи.

Международный туризм.



В XVIII в. Иммануил Кант в политическом трактате "К вечному миру" высказал идеи о культурном и философском будущем объединении Европы.

В XIX – начале XX в. возникли первые международные гуманитарные организации, основные принципы деятельности которых были нацелены на решение актуальных проблем. В это время разнообразную работу проводили аболюционистские организации, самой значительной и авторитетной из них было "Общество освобождения рабов" (1870). Далее стали появляться организации, хорошо известные и сегодня: Международный комитет Красного Креста (1863), Международный олимпийский комитет (1894), ПЕН-клуб (1921) и др.

Современные международные организации можно классифицировать следующим образом.

  • 1. Межгосударственные (межправительственные) организации. Как правило, они являются стабильным объединением государств, основанном на договорах, обладают согласованной компетенцией и постоянными органами.

  • 2. Неправительственные организации имеют более сложную структуру: либо являются исключительно неправительственными, либо включают в свой состав правительственные структуры, общественные организации и индивидуальных членов.

С точки зрения состава участников следует выделить международные, межрегиональные, региональные организации: по географическому (региональному) принципу – всемирные (ООН), межрегиональные (Фонд "Евразия"), региональные (Европейский союз), по национальному признаку – национальные (национальные комитеты Красного Креста). Предлагают также классифицировать организации по профессиональному признаку ("Врачи без границ").

По характеру решаемых вопросов международные организации могут быть универсальными (ООН) и специализированными (Всемирная туристская организация, Всемирный фонд дикой природы).

В свою очередь специализированные международные организации можно классифицировать по проблематике и видам деятельности на следующие группы[1]:

  • • организации в поддержку мира и солидарности (Пагоушское движение, Международный институт мира, Всемирный совет мира);

  • • по оказанию гуманитарной помощи (Международный комитет Красного Креста);

  • • правозащитные (Международная амнистия, Институт международного права);

  • • по делам беженцев (Нансеновская международная организация по делам беженцев);

  • • организации социальной направленности (Международная организация труда);

  • • экологические (Гринпис, Всемирный фонд дикой природы (WWF)):

  • • организации в сфере культуры (ЮНЕСКО, Международный совет танца, Международный совет музеев);

  • • в области спорта (Международный олимпийский комитет, ФИФА);

  • • в сфере туризма и отдыха (Всемирная туристская организация);

  • • в области здравоохранения (Всемирная организация здравоохранения, "Врачи без границ") и т.п.


Несмотря на специализацию и официальный статус структура большинства международных организаций имеет общие черты.

Как правило, высшим органом является конгресс, сессия или генеральная ассамблея делегатов, представляющих собрание всех ее членов. Высший орган собирается периодически, обычно раз в один-два года. Является форумом для решения наиболее важных вопросов, связанных с выработкой стратегии, принятием основных документов, обсуждением перспектив деятельности. Служит для избрания руководящих исполнительных органов.

Постоянно действующим органом, как правило, является исполнительный комитет, административный совет или бюро, которые осуществляют руководство деятельностью организации в период между работой высшего органа: конгресса, ассамблеи и т.п.

Обычно во главе этих органов стоит президент или генеральный директор (генеральный секретарь), избираемый на определенный срок. Сроки полномочий президента могут быть различны; как правило, в уставах организации предусматриваются последующие переизбрания.

В структуру международных гуманитарных организаций нередко входят также комиссии, комитеты, департаменты и отделы, формирующиеся выборным путем для решения отдельных, более частных вопросов.

Основным документом международных гуманитарных организаций является устав (хартия), в котором излагаются стратегия, цели, задачи организации, обозначены все важнейшие вопросы, связанные с членством и структурой, отмечены основополагающие принципы деятельности, оговорены финансовые вопросы.

Международные гуманитарные организации могут именоваться различным образом: федерация, лига, союз, ассоциация, совет, объединение, движение и т.п. Обычно официальное название присваивается им на английском или французском языке.

Бюджет международных гуманитарных организаций формируется из различных источников. В основном это поступление членских взносов национальных организаций и отдельных лиц, а также пожертвования и дары. Важное место в бюджете занимают субсидии правительств, благотворительных организаций и фондов. Размер членских взносов определяется на собрании членов объединения. Большинство международных гуманитарных организаций имеют характер некоммерческого объединения, т.е. созданы не для извлечения прибыли.

Основным мотивом межкультурной коммуникации в рамках деятельности в международных организациях является прежде всего стремление принимать участие в решении общих проблем.





Международные музыкальные и театральные связи.


Одним из оригинальных направлений межкультурной коммуникации, обладающих своей спецификой, можно назвать контакты в области театра и музыкального искусства. Эти виды творчества обладают исключительной эмоциональной силой, способны вовлекать в общение обширную аудиторию и объединять людей разных наций, религиозной принадлежности и культурных традиций.

Диалог в сфере музыки и театра осуществляется на протяжении очень долгого времени. Первые контакты возникли практически сразу после появления данных видов художественной и музыкальной деятельности.

Можно отметить, что коммуникация в области музыки и в значительной степени театрального творчества происходит не на вербальном уровне. Талант автора, эмоциональная сила произведения делают его доступным и понятным в самой разнообразной аудитории. Коммуникации в данной сфере осуществляются по иным каналам и имеют другие проблемы и результаты, чем в иных формах культурного диалога.

Безусловно, благодаря таланту авторов музыкальных и драматических произведений происходит сближение народов, представляющих разные культуры, выявляются общие проблемы, формируется уникальная художественная среда, география которой значительно отличается от традиционной, принятой, например, в международных отношениях.

Развитие театрального и музыкального творчества невозможно представить без межкультурной коммуникации, которая протекает в профессиональной среде авторов, исполнителей, так и в аудитории зрителей. Эта особенность породила множество форм межкультурных коммуникаций в данных видах творчества, о которых и будет идти речь в данном разделе.

Международные театральные и музыкальные связи имеют общую природу и давнюю историю. Эти направления международного культурного обмена в течение долгого времени были тесно связаны между собой, поэтому и в настоящее время они имеют общую специфику воздействия на аудиторию и сходные закономерности развития. Бесспорно, история театра и музыки восходит к древнейшим цивилизациям и насчитывает не одно тысячелетие
, тем не менее, эволюционируя, они не утратили своего значения и в наши дни.

В чем важность международных музыкальных связей в современном культурном обмене?

• Благодаря своей природе, они способствуют формированию позитивного образа государства. Это нашло подтверждение во внешней культурной политике разных стран, включивших музыкальные обмены в число своих приоритетов. В тезисах «Внешней культурной политики России», в частности, также указано на особую роль данных направлений при выработке позитивного образа страны за рубежом[1]. Сочетание традиций и новаций способствует интенсивному развитию данных видов творчества и неизменному пополнению аудитории.

• Способствуют активизации международных контактов, т. к. музыкальные связи могут развиваться даже в условиях межгосударственных противоречий.

• Способствуют обогащению национальных культур, сохранению культурного разнообразия в мире.

Международные музыкальные связи являются древнейшей формой творческого общения людей. Сегодня связи в области музыки - одно из наиболее массовых и эмоционально наполненных проявлений культурного обмена людей всех рас и национальностей, различной профессиональной, религиозной, возрастной, социальной принадлежности. Такое активное участие в международном музыкальном обмене определено самой природой музыки, интернациональной по сути.

Сегодня международные связи могут развиваться в следующих формах (они во многом перекликаются с формами международных театральных связей):

• Международные музыкальные конкурсы

• Международные музыкальные фестивали

• Гастрольный обмен

• Репертуарный обмен

• Совместные творческие акции (совместные постановки, приглашение зарубежного дирижера, солиста и т. п.).

Среди важнейших акторов:

• творческие коллективы и исполнители,

• Театры, консерватории, филармонии и другие музыкальные учреждения

• Международные и национальные музыкальные организации и союзы.

Следует отметить, что особенностью международных музыкальных связей является то, что развиваются они более активно на общественном, индивидуальном, а не на государственном уровне.