Файл: Вопросы к зачету по дисциплине культура и межкультурные взаимодействия в современном мире.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 395
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Особенности становления культурологии как научной дисциплины.
Основные школы и концепции культурологии.
Модели (формы) динамики культуры.
Прогресс в культуре и его критерии
Источники (механизмы) культурной динамики.
Модернизация традиционных обществ и культур.
Глобализация современного мира.
Полисемантичность термина культура.
Подсистемы культуры: материальная, духовная и художественная культура.
Субкультура и контркультура. Элитарная, народная, массовая культура.
Культурные ценности. Функции и классификация культурных ценностей.
Культурные нормы. Функции и классификация культурных норм.
Формы и механизмы приобщения к культуре.
Понятие типа, типологии и типологизации культур.
Формационная типология культуры.
Историческая типология культуры.
Культурное наследие (памятники истории и культуры).
Нематериальное культурное наследие.
Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (1972 г.).
Конвенция об охране нематериального культурного наследия (2003 г.).
Информационно-семиотический подход к культуре.
Семиотика культуры. Знак как основное понятие семиотики.
Основные типы знаковых систем культуры.
Понятие языка культуры. Классификация языков культуры.
Языки невербальной коммуникации.
Межкультурная коммуникация: теоретические аспекты.
Образы, имиджи и стереотипы в межкультурной коммуникации в международном культурном обмене.
Двусторонние связи в международном культурном обмене.
Многосторонние связи в международном культурном обмене.
Международные музыкальные и театральные связи.
Международные кинематографические связи.
Международные связи в области образования.
Взаимосвязь всех государств между собой и определяет тенденции глобализации. Эта взаимосвязь проявляется через ресурсы и процессы. Между разными государствами неизбежно перераспределяются ресурсы, такие как капиталы, товары, люди, услуги и прочее. Второе понятие подразумевает, что политические, экономические, социальные, информационные и прочие процессы, протекающие в разных странах, также взаимосвязаны.
Полисемантичность термина культура.
Термин «культура» происходит от латинского глагола «colere» и изначально означал «обрабатывать почву», «украшать», «почитать». В 1 в. до н.э. в работе «Тускуланские беседы» римского оратора М.Цицерона появляется новый смысл понятия «культура» - «cultura animi» - «культура души». Цицерон писал: «Как плодородное поле без возделывния не дает урожая, так и душа. Возделывание души – это и есть философия: она выпалывает в душе пороки, приготовляет душу к принятию посева и сеет... только те семена, которые, вызрев, приносят обильнейший урожай»[1]. Именно с тех пор мир культуры, любой его предмет или явление стали восприниматься как результат усилий, направляемых самими людьми на совершенствование, обработку, преобразование того, что дано непосредственно природой.
В Средние века понятие «культура» стало пониматься как духовное самосовершенствование человека, как преодоление греховности, т.е. как качественная характеристика личности и осознание духовного родства с Богом.
В значении самостоятельного термина культура появилась в работах Самюэля Пуфендорфа (1632-1694). Этим понятием он стал обозначать результаты деятельности общественного человека. Эти результаты он противопоставлял дикой стихии, природному.
Во второй половине XVIII в. культура стала рассматриваться с позиций просветительских идеалов и пониматься как разумность в противовес дикости и варварству, а «качество культуры» определялось достижениями в области наук и искусств, справедливостью социальных порядков и политических учреждений.
Одно из первых научных определений культуры дано в книге основателя культурного эволюционизма Э.Б. Тэйлора (1832-1017) «Первобытная культура». «С идеальной точки зрения, - писал он, - на культуру можно смотреть как на общее усовершенствование человеческого рода путем высшей организации отдельного человека и целого общества с целью одновременного содействия развитию нравственности, силы и счастья человека... Можно признать, что обязанность человека в мире состоит в том, что он должен стремиться к знанию, насколько умеет»
[2].
На современном этапе понятии «культура» имеет множество определений и весьма расширительно толкуется. Объясняется это многими причинами, среди которых две основных. Первая: мир постоянно меняется и развивается, а вместе с ним меняется и культура. Вторая причина: определение культуры зависит от позиций, от точки зрения, с которой она исследуется.
Разнообразные подходы к изучению культуры можно сгруппировать следующим образом:
генетический рассматривает культуру как продукт общества;
гносеологический (познавательный) исследует культуру как совокупность материальных и духовных ценностей, которые являются и достижениями, и объектами познания;
гуманистический, для которого культура – фактор развития человека и его творческих возможностей;
нормативный, для которого содержание культуры – нормы и правила, регламентирующие жизнь человека. Это означает, что к продуктам культуры следует относить и все формы отношений, которые складываются между людьми в процессе их жизнедеятельности: экономические, политические, нравственные, психологические и др.
социологический, с точки зрения которого культура воспринимается как фактор организации общественной жизни, как совокупность идей и принципов социального устройства, благодаря которым обеспечивается коллективная деятельность людей.
описательный, в рамках которого культура описывается как совокупность разнообразных ее проявлений: обычаев, верований, ритуалов, обрядов и т.д.;
антропологический, который носит всеобщий характер и к культуре относит все, что создано людьми в определенных исторических условия – мир вещей духовных и материальных и комплекс соответствующих данному периоду конкретных представлений о культуре;
адаптивный трактует культуру как особый род деятельности людей, благодаря которому они приспосабливаются к естественным условиям;
археологический рассматривает культуру как материальные продукты человеческой жизнедеятельности:
этнографический – как комплекс специфических для того или другого этноса обычаев, особенностей труда и быта;
этнопсихологический обращает внимание на особенности психологического склада духовной жизни и поведения разных народов.
Именно такое обилие подходов и объясняет разнообразие имеющихся на сегодняшний день определений культуры.
В современной культурологии существует несколько схем, цель которых – упорядочить множество определений культуры.
В научной специальной литературе, как правило, выделяют в качестве ключевых следующие характеристики:
а) культура – содержательное наполнение совместной жизни людей;
б) культура – ненаследуемая биологически информация, это мир искусственно созданных людьми явлений;
в) культура включает в себя предметный мир, мир вещей – то, что, как правило, называется материальной культурой;
г) культура содержит образцы человеческих отношений, способы восприятия, чувствования, мышления, поведения, выраженные в символической форме;
д) в рамках культуры формируются технологии: социального взаимодействия, материальных объектов, порождения и трансляции символов и т.д.
Подсистемы культуры: материальная, духовная и художественная культура.
Большинство ученых сходится во мнении, что культура имеет два измерения - материальную культуру и нематериальную культуру. Материальные памятники культуры более долговечны. О современной культуре можно судить по материальным и нематериальным элементам культуры. Но о древней - только по материальным. Таким образом, материальные памятники долговечнее и хранят больший объем информации, чем нематериальные.
Материальная культура включает физические объекты, созданные человеческими руками (их называют артефактами): паровая машина, книга, храм, орудие труда, жилой дом, галстук, украшение, плотина и многое другое. Артефакты отличаются тем, что они созданы человеком, несут на себе определенное символическое значение, выполняют определенную функцию и представляют известную ценность для группы или общества.
Нематериальную, или духовную, культуру образуют нормы, правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык. Они - тоже результат деятельности людей, но сотворены не руками, а скорее разумом. Нематериальные объекты нельзя трогать, слышать, видеть, осязать, они существуют в нашем сознании и поддерживаются человеческим общением.
Духовную культуру образуют нормы, правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык. Они тоже (как и в материальной культуре) результат деятельности людей, но сотворены не руками, а разумом. Нематериальные объекты нельзя слышать, видеть, осязать, они существуют в сознании и поддерживаются человеческим общением. культура религия историческое философское
Понятие духовной культуры: содержит в се области духовного производства (искусство, философию, науку и др.); показывает социально-политические процессы, происходящие в обществе (властные структуры управления, правовые и моральные нормы, стили лидерства). Древние греки сформулировали классическую триаду духовной культуры человечества: истина -добро - красота. Соответственно были выделены 3 важнейших ценностных абсолюта человеческой духовности: теоретизм (с ориентацией на истину и созданием особого сущностного бытия, противоположного обычным явлениям жизни); этизм (подчиняющий нравственному содержанию жизни все иные человеческие устремления); эстетизм (достигающий максимальной полноты жизни с опорой на эмоционально -чувственное переживание).
Результаты материальной культуры (мосты, храмы) существуют очень долго, а церемонии или обряды -только то время, пока их соблюдают. Любой объект нематериальной культуры нуждается в материальном посреднике. Знания выражаются через книги, обычай приветствий - через рукопожатие или произнесение слов. Ношение галстука - это ритуальное или символическое действие, часть светского этикета. Оно было бы невозможным, если бы не участием материального посредника - галстука, который является артифактом.
Отдельные виды культуры нельзя отнести только к материальной или к духовной. Они представляют собой вертикальное сечение культуры, пронизывая всю ее систему - это экономическая, политическая, экологическая, эстетическая культура.
В культурологии вопрос - что первично: материя или дух - решается так: в культуре первично значение и символ, а не вещь и материал. Материал, из которого изготовлена книга; в культуре вторичен, а содержание передаваемой информации - первично. Но не обо всех элементах культуры можно так сказать. Одежда выполняет 2 функции: физическую (т.к. защищает тело от холода) и культурную (служит украшением). Для северных народов важнее качество материала, из которого изготовлена одежда. А у южных народов - наоборот - первична культурная функция, а вторична материальная (т, к. теплый климат позволяет обходиться без одежды, которая выполняет знаковую функцию).
Художественная культура. Ее сущность заключается в том, что человек, называемый художником (а им может быть не только профессионал, но и народный умелец), благодаря своим развитым чувствам образно познает и образно же моделирует "какой-то фрагмент реальности, а затем передает это зрителю или слушателю в эстетически выразительной форме, будь то стихотворение, романс или танец.
Все, что создано профессионалами и любителями, включается в понятие художественной культуры. А то, что создано мастерами своего дела, профессионалами и достойно сохранится в веках как имеющее наивысшую ценность для общества, составляет искусство. Искусство -часть художественной культуры. Оно - вершина айсберга.
Характер материала задает вид искусства. Звук дает нам музыку. Слово дает сразу два вида искусства: устное слово