Файл: Конспект по теме 1 Понятие уголовноисполнительного права Вопрос Понятие и предмет уголовноисполнительного права.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 800

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

План-конспект по теме № 1 «Понятие уголовно-исполнительного права»

План-конспект по теме № 2«Возникновение и развитие пенологии, пенитенциарной науки»

Пенитенциарные воззрения основоположников тюрьмоведения Джона Говарда и Иеремии Бентама

3. Пенсильванская, оборнская и прогрессивная системы отбывания наказания в виде лишения свободы

План-конспект по теме № 3 «История развития пенитенциарного законодательства»

Введение

2. Современные международные правительственные организации, занимающиеся вопросами обращения с правонарушителями

Заключение

Введение

1. Понятие и классификация международно-правовых стандартов обращения с заключенными

2. Характеристика международно-правовых актов по обращению с заключенными

3. Реализация международных стандартов в отечественном уголовно-исполнительном законодательстве и практике его применения

Заключение

1. Понятие и содержание правового положения осужденных к лишению свободы

2. Международно-правовые стандарты обращения с заключенными

1. Правовая природа и основания содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений

2. Места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления

3. Правовое положение лиц, содержащихся под стражей

Заключение



«Авторитеты» (лидеры и приближенные к ним лица) – это, как правило, осуждённые, обладающие особыми свойствами, ведущие специальный, или добровольно своеобразный образ жизни в местах лишения свободы, продиктованный криминальной субкультурой. Они составляют ядро традиционных группировок осуждённых антиобщественной направленности.

На низшем уровне, в их число входят осуждённые, находящиеся в материальной или иной зависимости от «авторитетов». На блатном жаргоне их иногда именуют «солдатами», или, чаще, – «шестёрками». Они рассматриваются «авторитетами» как подручные, прислуга и не принимают практического участия в решении вопросов жизнедеятельности «блатного мира». Состав исполнителей неустойчив, поскольку главари преступного сообщества, использовав все их возможности и связи, теряют к ним интерес, отказываются от их услуг.

«Авторитеты» строго охраняют обособленность своих групп, и никто из недостойных в них проникнуть не может. В свою очередь, тот, кто принят как равный в «семью блатарей», не вправе свободно выйти из неё (только с согласия преступного мира лицо может «завязать» – уйти в нормальное общество). Например, слова авторитета начала ХХ века на жаргоне по этому поводу звучат следующим образом: «Кто к Князю в колоду (банду) попал, ход от меня только в два конца: или к псам на кичу (тюрьму), или в сыру землю».

Таким образом, жизнь «тюремной общины» подчинялась неукоснительному соблюдению «законов» и иных неформальных правил уголовного мира, требовавших от «истинных арестантов», чтобы они были людьми твердого нрава и несокрушимого характера, были преданы общине, ловки на проступки и умели «концы хоронить», никого не задевая и не пугая, не давали бы никаких уступок начальству, преследовали бы его на каждом шагу, насколько это возможно в их тюремных средствах, и вымогали от него всякими средствами льготы.

3. Распределение лиц, осуждённых к лишению свободы по исправительным учреждениям и направление их к месту отбывания наказания
Распределение осуждённых к лишению свободы и порядок приёма их в исправительные учреждения, вид исправительного учреждения, в том числе и вид исправительной (воспитательной) колонии, в которой осуждённому надлежит отбывать наказание, определяется судом (ч. 6 ст. 303 УПК РФ).


Судебный порядок распределения осуждённых по видам исправительных учреждений повышает обоснованность вынесенных приговоров и является элементом судебного контроля за их исполнением (ч. 2 ст. 74 УИК РФ).

Осуждённые к лишению свободы направляются для отбывания наказания не позднее десятидневного срока со дня вступления приговора в законную силу либо со дня обращения его к исполнению. В течение этого срока осуждённый имеет право на краткосрочное свидание с родственниками или иными лицами. Кроме того, администрация следственного изолятора обязана поставить в известность одного из родственников по выбору осуждённого о том, куда он направляется для отбывания наказания.

Следующий этап после назначения осуждённому вида исправительного учреждения – определение ему места отбывания наказания. Осуждённые к лишению свободы отбывают наказание в пределах субъекта Российской Федерации, на территории которого они проживали до ареста или были осуждены. Это обусловлено необходимостью создания условий для положительного влияния на поведение осуждённых семьи, трудовых коллективов, где они работали ранее.

Одновременно уголовно-исполнительное законодательство (ст. 73) устанавливает ряд отступлений от этого правила. Во-первых, при исключительных обстоятельствах, учитывая состояние осуждённого, в целях обеспечения его личной безопасности либо по просьбе осуждённого или его родственников, он может быть направлен для отбывания наказания в исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации, например, если там проживают его родственники (ч. 1 ст. 73 УИК РФ).

Во-вторых, при отсутствии по месту жительства или месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или при невозможности размещения осуждённых в имеющихся учреждениях (при их переполнении) осуждённые направляются в места лишения свободы, расположенные на территории данного субъекта РФ, либо по согласованию с соответствующими органами управления уголовно-исполнительной системы – в исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта РФ. Следовательно, указанное отступление от общего правила обуславливается отсутствием соответствующего вида исправительного учреждения или свободных мест для размещения осуждённых (ч. 2 ст. 73 УИК РФ).

В-третьих, определённые в ч. 3 ст. 73 УИК РФ, небольшие по своей численности категории осуждённых (женщины, несовершеннолетние, иностранные граждане и лица без гражданства) или представляющие повышенную общественную опасность (осуждённые при особо опасном рецидиве преступлений, отбывающие пожизненное лишение свободы, а также осуждённые к тюремному заключению) направляются для отбывания наказания по месту нахождения соответствующего исправительного учреждения.



В заключении на перевод должны содержаться следующие сведения: полные установочные данные осуждённого, где он был зарегистрирован по месту проживания до ареста, гражданство, когда, каким судом, по каким статьям Уголовного кодекса Российской Федерации и к какой мере наказания осуждён, начало и окончание срока наказания, конец срока тюремного заключения, номер учреждения и вид режима, в котором содержится осуждённый, на основании какого наряда с указанием номера и даты подписания и когда прибыл в территориальный орган ФСИН России, места отбывания наказания до прибытия в данное учреждение (движение по личному делу), мотив и основание перевода, на каком виде оперативно-профилактического учета состоит или состоял.

К заключению прилагаются характеристика, справка о поощрениях и взысканиях, письменное согласие осуждённого на перевод в установленных законом случаях, справка начальника оперативного управления (отдела) о целесообразности перевода осуждённого. Один экземпляр заключения вкладывается в личное дело.

После решения всех вопросов осужденные направляются за счёт государства к месту отбывания наказания под конвоем (ч. 1 ст. 76 УИК РФ) с соблюдением правил их раздельного содержания и соответствующими материально-бытовыми и санитарно-гигиеническими условиями (ч. 2-4 ст. 76 УИК РФ).
4. Рекомендации международно-правовых документов относительно классификации осуждённых к лишению свободы
В 1996 г. Россия, вступая в Совет Европы, приняла на себя обязательство последовательно реализовать в законодательстве и практике общепризнанные международные нормы, составляющие юридическую основу деятельности мирового сообщества, и, прежде всего, – положения, касающиеся обеспечения прав и свобод человека и гражданина. В свете этого реализация принципа дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний принимает особое значение, поскольку таким образом в российском уголовно-исполнительном законодательстве нашёл своё отражение один из руководящих принципов Минимальных стандартных правил обращения с заключенными (далее – Правила ООН), суть которого в следующем: «Заключение и другие меры, изолирующие правонарушителя от окружающего мира, причиняют ему страдания уже в силу того, что они отнимают у него право на самоопределение, поскольку они лишают его свободы. Поэтому... тюремная система не должна усугублять страдания, вытекающие из этого положения...» (ст. 57, 60 Правил ООН).


Правила ООН явились основой создания Европейских пенитенциарных правил (далее – Правила). По структуре и содержанию они схожи с Правилами ООН, однако, имеют и некоторые особенности. В частности, философия исполнения наказания в виде лишения свободы в Правилах выражена в ст. 64, следующим образом: «Заключение в тюрьму путём лишения свободы является само по себе наказанием. Поэтому условия заключения и тюремные режимы не должны, кроме как в случае оправданной изоляции или поддержания дисциплины, ухудшать страдания заключенных».

Несколько по иному пути идет законодательство и практика России и некоторых других стран. Российская уголовно-исполнительная система исторически сложилась как «колонийская», включающая в себя исправительные колонии различных видов режимов с собственными, как правило, производственными участками. Построение её жестко связано с классификацией лиц, лишённых свободы, и в этом она имеет весьма оправданный характер.

Статья 8 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными предусматривает деление осуждённых по различным категориям, то есть классифицирует осуждённых к лишению свободы на относительно однородные категории в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного преступления, прошлых судимостей, пола, возраста и других особенностей личности осуждённых.

Согласно ст. 67 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными целями классификации являются отделение заключенных от тех, кто в силу своего преступного прошлого или отрицательных черт характера грозит оказать на них плохое влияние, а также разделение заключённых на категории, облегчающие работу с ними в целях их возвращения к жизни в обществе.

Изменениями в Уголовно-исполнительном кодексе, изложенными в Федеральном законе от 8 декабря 2003 г. № 161-ФЗ, сделан ещё один шаг к более чёткой дифференциации осуждённых согласно ст. 67 Минимальных стандартных правил.

Ранее отрицательно характеризующиеся осуждённые, достигшие 18-летнего возраста, переводились судом, по представлению администрации воспитательной колонии, для дальнейшего отбывания наказания в исправительную колонию общего режима. Оказавшись среди взрослых осуждённых, 18-летний подросток нередко попадал под влияние опасных преступников, что крайне отрицательно сказывалось на ходе его исправления. Но, с другой стороны, его нельзя было оставлять и в воспитательной колонии, где он отрицательно влиял на других воспитанников. Новый закон предложил выход из этого положения. В воспитательных колониях разрешено открывать изолированные участки для таких подростков. С одной стороны, эти лица остаются в воспитательной колонии и не переводятся в исправительную, а с другой – они изолируются от основной массы воспитанников. Эти участки функционируют в режиме исправительных колоний общего режима с установленными для таких колоний правоограничениями.


Женщины выделяются в самостоятельную категорию осуждённых главным образом в целях обеспечения их личной безопасности, а также необходимости проведения с ними воспитательной работы с учётом психофизиологических особенностей их личности.

Ещё раз, отмечая тесную связь институтов уголовного и уголовно-исполнительного права, вернемся к применению требований ст. 67 Минимальных стандартных правил в части индивидуализации исполнения наказаний.

Уголовный и уголовно-исполнительный закон при назначении и исполнении наказания учитывает также форму вины. При исполнении наказания в отношении лиц, совершивших преступления по неосторожности, применяется значительно меньшее по своему объёму воздействие. Соответственно указанная категория отбывает наказание в более льготных условиях.

Кроме того, уголовное и уголовно-исполнительное законодательство выделяет такую категорию осуждённых, как лица, осуждённые впервые к лишению свободы. В данном случае учитывается только факт отбывания ранее судимым наказания в виде лишения свободы, если судимость не погашена, а также форма вины и вид колонии, где наказание отбывалось (например, колония-поселение, воспитательная колония).

Руководствуясь положениями Минимальных стандартных правил, уголовное и уголовно-исполнительное законодательство устанавливает раздельное содержание впервые осуждённых к лишению свободы от ранее отбывавших лишение свободы.

В соответствии с указанными Правилами осуждённые раздельно содержатся в разных видах колоний. Впервые осуждённые к лишению свободы содержатся в исправительных колониях общего режима, за исключением лиц, осуждённых за особо тяжкие преступления, они отбывают наказания в исправительных колониях строгого режима. Лица, ранее отбывавшие наказания в местах лишения свободы, содержатся в исправительных колониях строгого режима. При особо опасном рецидиве преступлений и лица, осуждённые к пожизненному лишению свободы, содержатся в исправительных колониях особого режима.

Дифференциация осуждённых на стадии определения им вида исправительного учреждения не заканчивается. С целью повышения эффективности воспитательного воздействия, стимулирования правопослушного поведения осуждённых осуществляется второй этап дифференциации, точнее можно сказать, этап индивидуализации.