Файл: Конспект по теме 1 Понятие уголовноисполнительного права Вопрос Понятие и предмет уголовноисполнительного права.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 804

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

План-конспект по теме № 1 «Понятие уголовно-исполнительного права»

План-конспект по теме № 2«Возникновение и развитие пенологии, пенитенциарной науки»

Пенитенциарные воззрения основоположников тюрьмоведения Джона Говарда и Иеремии Бентама

3. Пенсильванская, оборнская и прогрессивная системы отбывания наказания в виде лишения свободы

План-конспект по теме № 3 «История развития пенитенциарного законодательства»

Введение

2. Современные международные правительственные организации, занимающиеся вопросами обращения с правонарушителями

Заключение

Введение

1. Понятие и классификация международно-правовых стандартов обращения с заключенными

2. Характеристика международно-правовых актов по обращению с заключенными

3. Реализация международных стандартов в отечественном уголовно-исполнительном законодательстве и практике его применения

Заключение

1. Понятие и содержание правового положения осужденных к лишению свободы

2. Международно-правовые стандарты обращения с заключенными

1. Правовая природа и основания содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений

2. Места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления

3. Правовое положение лиц, содержащихся под стражей

Заключение



Данная теория имела и противников, которые утверждали, что она бессильна в отношении рецидивистов, нравственно испорченных или умственно отсталых преступников. Были и крайние суждения, например, профессор Спасович отмечал, что вся теория исправления ложна в своей основе, так как годится только для тщедушных натур и женственных характеров, а насильственное психическое врачевание для мощных и энергических характеров может окончиться оцепенением и сумасшествием.

Смешанные теории - это теория психологического принуждения А. Фейербаха, теория справедливости П. Росси, теория заглаживания вреда Велькера, интегративные теории И.Я. Фойницкого и Н.Д. Сергеевского.

Учение Фейербаха обосновывает суровость уголовного наказания: чем оно суровее, тем целесообразнее, тем больше шансов на предотвра­щение преступлений.

Это учение нашло отражение в знаменитом Баварском уложении 1813г., поражающем страшной жестокостью Особенной части. Сущность наказания, по мнению П. Росси, состоит в причинении человеку страданий за совершенное им преступное деяние, то есть воздаяние злом за зло. Если это делается сознательно и соразмерно, замечает Росси, то оно абсолютно справедливо. В основе наказания лежит идея правды и справедливости, но осуществление ее определяется пользой. Справедливое всегда истинно, полезно, а несправедливое вредно. Следовательно, только соединением двух принципов - справедливого и полезного - может быть обосновано назначение и исполнение наказания, заглаживание причиненного вреда - первая обязанность преступника, необходимое условие его дальнейшего существования в обществе. Оно может быть добровольным или результатом государственного принуждения. Цель данного наказания выражается в юридическом исправлении преступника, восстановлении уважения и доверия к нему граждан, чести и достоинства пострадавшего, справедливости.

Интегративные теории российских ученых И.Я. Фойницкого и Н.Д. Сергеевского к целям наказания относят устрашение, общую и частную превенцию. При этом под специальным предупреждением понимается исправление осужденного до нравственного его возрождения.


В советский период целям наказания посвятили свои исследования Н.А. Беляев, И.М. Гальперин, С.И. Дементьев, А.И. Зубков, И.И. Карпец, Л.Г. Крахмальник, Н.Ф. Кузнецова, М.П. Мелентьев, А. Михлин, А.Е. Наташев, И.С. Ной, А.Л. Ременсон, Н.А. Стручков, Ю.М. Ткачевский, Б.С. Утевский, Н.Д. Шаргородский, И.В. Шмаров и д.р.

Заметим, что в современной юридической литературе велась полеми­ка между сторонниками отнесения кары к целям наказания (НА Беляев, И.И. Карпец) и их противниками (АА Герцензон, АЛ. Ременсон, Н.А Стручков, Н.Д. Шаргородский).

С принятием Уголовного кодекса Российской Федерации 1996 г., в соответствии с которым смертная казнь стала входить в систему наказаний наряду с длительными сроками лишения свободы (УК РФ 1996 г. увеличил максимальный срок лишения свободы в два раза по сравне­нию с УК РСФСР 1960 г.), вновь возникли вопросы о месте кары среди других целей наказания. Видимо, нельзя отрицать, что цели и система наказаний отражают нравственные воззрения членов нашего общества на преступление и лиц, совершающих правонарушения.

Таким образом, историческое развитие карательной деятельности различных типов государств на философской, социально-этической и правовой основе обусловило создание разных теорий наказания, число которых росло, отражая расширение проблем в области учения о наказании, и становление специфической отрасли знаний, названной впоследствии пенологией. Предметом пенологии как науки о наказании стали теории в области наказания, его правовые и этические основы, содержание и социальные цели наказания и средства их достижения. Ближе к теориям наказания была наука уголовного права, поэтому подобные теории подвергались критике и научному обобщению прежде всего в работах представителей науки уголовного права, в том числе русских юристов. Первыми источниками пенологии следует считать философские теории о преступлении и наказании, а также учение о наказа­нии, образовавшееся в рамках науки уголовного права. Разработка проблем общей теории наказания не могла не привлечь к себе внимание и практических работников тюремных учреждений, чему способствовали исторические обстоятельства.

Во второй половине XVIII столетия, отмечает профессор С.В. По

знышев, впервые пошатнулись вековые устои старой карательной системы, новые гуманные идеи со все большей силой проникали в уголовное законодательство различных стран и тем самым сужали круг применения телесных наказаний. Практическая деятельность тюрем привлекала внимание ученых, общественных и религиозных организаций, правительств многих государств. Состояние тюрем в конце XVIII в. было ужасное: везде наблюдалось смешение подозреваемых в совершении преступлений и осужденных, мужчин и женщин, несовершеннолетних и взрослых, здоровых и душевнобольных, государство не заботилось о материально-бытовом и медицинском обеспечении заключенных.

Внимание к тюремному заключению также было вызвано тем, что с развитием идеи об исправлении осужденного началась борьба против смертной казни и телесных наказаний. В этой связи тюрьма рассматривается как эффективное средство в борьбе с преступностью: проводятся тюремные конгрессы, создаются Нью-Йоркское тюремное общество, различные тюремные системы, в университетах открываются кафедры тюрьмоведения, правительства европейских государств и Соединенных Штатов Америки идут на значительные расходы для проведения реформы тюремной системы. Начало реформы относится к 1786 г., когда в Филадельфии (штат Пенсильвания) была создана первая одиночная тюрьма, которая получила название «пенитенциарий» (лат. poenitentia - раскаяние), а наука о тюремном деле стала называться пенитенциарной наукой, или тюрьмоведением. Так в конце XVIII в. возникла новая отрасль знаний - наука об исполнении наказания в виде лишения свободы, предметом изучения которой явилась практическая деятельность тюремных учреждений.
  1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

Пенитенциарные воззрения основоположников тюрьмоведения Джона Говарда и Иеремии Бентама


Начало новой науке об исполнении наказания в виде лишения свободы положили описания ужасов и безобразий в тюрьмах, которые стали известны широкой общественности и правительствам европейских государств в конце XVIII в. Эти описания связаны с именами английского гуманиста Джона Говарда (1726-1790) и английского философа-утилитариста Иеремии Бентама (1748-1832). Говард, потрясенный известием о положении пострадавших от землетрясения в 1755 г. в Португалии, отправился на помощь несчастным. Судно, на котором он плыл, было захвачено французами - Семилетняя война в то время была в самом разгаре (1756-1763). Говард попал в плен и был заключен в тюрьму, где познал все ужасы тюремного заключения того времени. Это событие определило дальнейшее направление его деятельности. Он много времени посвятил изучению положения заключенных в тюрьмах Англии и других странах, в 1777 г. на собственные средства издал основной труд своей жизни «О положении тюрем в Англии и Уэльсе». Книга ознакомила общество с тяжелым положением заключенных в тюрьмах и вызвала мощное общественное движение в пользу проведения тюремной реформы. Результаты исследования тюрем, проведенного Дж. Говардом, явились для общества «неведомым миром».

В его трудах была четко выражена идея, что тюрьма должна исправлять преступников в интересах общества. К восприятию этой идеи общество в некоторой степени было подготовлено целым рядом успешно функционировавших исправительных учреждений в Европе, которые представляли собой счастливое исключение из общего правила, ибо состояние тюрем было ужасным. Исключением, например, являлась тюрьма в Генте (Бельгия), открытая в 1773 г., в которой Дж. Говард отмечал правильно организованный режим отбывания наказания, где осужденные в дневное время трудились в общих мастерских и для каждого из
них была отведена отдельная комната.

По инициативе папы Климента XI в 1735 г. был открыт дом св. Михаила в Риме - тюрьма для несовершеннолетних. В этой тюрьме юных преступников обучали профессиям, порядок и условия отбывания наказания содержали элементы гуманизма.

Сочинение «О положении тюрем в Англии и Уэльсе» Дж. Говард раздал членам британского парламента, одновременно подготовив проект закона «Акт о пенитенциарных учреждениях», который был принят парламентом Англии. Его идеи оказали огромное влияние на гуманизацию системы наказания во всем мире, основными из них были следующие:

1) исправление преступника, приспособление его к законопослушной жизни в обществе как главные цели тюремного заключения. Тюремное заключение должно быть не менее пяти лет, чтобы было время
для изучения осужденного и его исправления;

2) раздельное содержание осужденных к лишению свободы мужчин
и женщин, несовершеннолетних и взрослых;

3) раздельное содержание осужденных в зависимости от степени тяжести совершенного преступления;

4) применение системы одиночного заключения;

5) гуманное отношение к заключенным;

6) обязательное привлечение заключенных к труду, который не должен приносить им страданий;

7) обязательное религиозное образование заключенных.

Прошло более 200 лет с тех пор, как в Херсоне на руках у адмирала Н. Мордвинова скончался знаменитый английский врач Дж. Говард. Он успешно провел в парламенте своей страны законопроекты, включавшие в себя ряд мер по облегчению условий содержания заключенных; издал несколько сочинений о тюрьмах Северной и Южной Европы; много усилий приложил для борьбы с чумой и холерой; более чем за три десятилетия объездил места заключения Европы, а также Турции. Отсюда в семидесятилетнем возрасте Дж. Говард отправился на поиски средств борьбы с восточной чумой, которая, как тогда считали, проник­ла в Европу из Египта. Путь из Константинополя в устье Нила оказался сложным, так как единственный выход в Средиземное море тогда имела только Россия. Поэтому Говарду пришлось завернуть в Херсонский порт.