Файл: Конспект по теме 1 Понятие уголовноисполнительного права Вопрос Понятие и предмет уголовноисполнительного права.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 794

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

План-конспект по теме № 1 «Понятие уголовно-исполнительного права»

План-конспект по теме № 2«Возникновение и развитие пенологии, пенитенциарной науки»

Пенитенциарные воззрения основоположников тюрьмоведения Джона Говарда и Иеремии Бентама

3. Пенсильванская, оборнская и прогрессивная системы отбывания наказания в виде лишения свободы

План-конспект по теме № 3 «История развития пенитенциарного законодательства»

Введение

2. Современные международные правительственные организации, занимающиеся вопросами обращения с правонарушителями

Заключение

Введение

1. Понятие и классификация международно-правовых стандартов обращения с заключенными

2. Характеристика международно-правовых актов по обращению с заключенными

3. Реализация международных стандартов в отечественном уголовно-исполнительном законодательстве и практике его применения

Заключение

1. Понятие и содержание правового положения осужденных к лишению свободы

2. Международно-правовые стандарты обращения с заключенными

1. Правовая природа и основания содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений

2. Места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления

3. Правовое положение лиц, содержащихся под стражей

Заключение




План-конспект по теме № 1 «Понятие уголовно-исполнительного права»


Вопрос 1. Понятие и предмет уголовно-исполнительного права.
Уголовно-исполнительное право – это совокупность юридических норм, закрепляющую в соответствии с требованиями уголовно-исполнительной политики волю государства в области исполнения уголовных наказаний.

В теории права к конституирующим признакам отрасли права принято относить предмет и методы правового регулирования. Рассмотрим эти правовые категории.

Как известно, в теории права под предметом правового регулирования понимается та или иная совокупность общественных отношений, на которую направлено воздействие определенного комплекса юридических норм. Поэтому предметом уголовно-исполнительного права являются общественные отношения, складывающиеся в области исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера.

В части 2 ст. 2 УИК РФ названы элементы, составляющие содержание (или предмет) уголовно-исполнительного законодательства:

– общие положения и принципы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовным кодексом РФ (сформулированы в ст. 1–24); общие положения исполнения наказания в виде лишения свободы (ст. 73–81);

– порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных. Это основная, наиболее объемная часть предмета, охватывающая деятельность осужденных по соблюдению условий отбывания наказания и организационную деятельность администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, по обеспечению этих условий, а также по проведению воспитательной работы, привлечению осужденных к труду, получению осужденными профессионального и общего образования, профессиональной подготовки. Посредством такой деятельности осужденных и администрации реализуется уголовно-правовая кара, принуждение, обеспечивающее ее, применение средств исправления осужденных;

– порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания. В данном случае имеется в виду деятельность, связанная в основном с возникновением правоотношений с осужденными при исполнении и отбывании наказаний. Большинство норм, закрепляющих организационную деятельность уголовно-исполнительной системы, нашли отражение в Законе Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Наиболее детально деятельность учреждений и органов, исполняющих наказания, регламентируется в нормативно-правовых актах Правительства РФ, Минюста России и других министерств и ведомств;


– порядок участия органов государственной власти и местного самоуправления, иных организаций и общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных. Впервые законодательно закреплены: возможность участия представителей органов местного самоуправления в работе комиссии исправительного учреждения по переводу осужденных из одних условий отбывания наказания в другие (ст. 87 УИК РФ); право органов государственной власти субъектов РФ повышать осужденным, перевыполняющим нормы выработки или образцово выполняющим установленные задания, размер средств, разрешенных для расходования на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости (ст. 87 УИК РФ); обязанность органов местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями определять объекты, на которых осужденные отбывают наказание в виде обязательных работ (ст. 25 УИК РФ) и т. д. Согласно Кодексу формой участия общественных объединений в работе воспитательных колоний является создание при них попечительских советов, а при отрядах этих колоний – родительских комитетов (ст.142 УИК РФ);

– порядок освобождения от отбывания наказания (гл. 21 УИК РФ): основания освобождения от отбывания наказания; прекращение отбывания наказания и порядок освобождения; освобождение осужденных военнослужащих от отбывания наказания; порядок представления к досрочному освобождению от отбывания наказания; особенности представления осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, к условно-досрочному освобождению; отсрочка отбывания наказания осужденным беременным женщинам и осужденным женщинам, имеющим малолетних детей; контроль за соблюдением условий отсрочки отбывания наказания осужденной женщиной; правовое положение лиц, отбывших наказание;

– порядок оказания помощи осужденным, освобожденным от отбывания наказания (гл. 22 УИК РФ). Кодексом закреплены: обязанности администрации учреждений, исполняющих наказания, по содействию в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых осужденных; оказание помощи освобождаемым; права освобождаемых на трудовое и бытовое устройство и другие виды социальной помощи; контроль за лицами, освобожденными от отбывания наказания. Следует заметить, что УИК РФ регламентирует решение данных вопросов на стадии подготовки осужденных к освобождению и в первоначальный период после их освобождения от отбывания наказания. Работа с освобожденными должна регулироваться законом о социальной профилактике и реабилитации лиц

, утративших социально полезные связи с обществом.

Итак, основой предмета уголовно-исполнительного права являются отношения, возникающие между учреждениями и органами, исполняющими наказания, и осужденными. К ним примыкают другие отношения, например: возникающие между этими субъектами во время подготовки осужденных к освобождению и осуществления контроля за их поведением после освобождения; связанные с необходимостью обеспечения жизнедеятельности осужденных (материально-бытового и медико-санитарного); связанные с управляемостью учреждений и органов, исполняющих наказания (установлением внутреннего распорядка, порядком взаимоотношений осужденных и персонала и т. д.); возникающие при организации производства (предпринимательская деятельность осужденных); отношения между осужденными, содержащимися в следственных изоляторах (например, осужденными, оставленными для выполнения хозяйственных работ), и администрацией и т. д. Все эти отношения составляют основу предмета уголовно-исполнительного права.

Нельзя отнести к предмету данной отрасли права отношения между заключенными под стражу (подозреваемыми и обвиняемыми) и администрацией следственного изолятора; отношения, отражающие структуру учреждений и органов, исполняющих наказания; их взаимоотношения с другими организациями; отношения, складывающиеся при прохождении службы персоналом учреждений и органов, вольнонаемным составом, а также все иные отношения, в которых осужденные не выступают в качестве субъектов. Эти отношения регулируются иными отраслями права: административным, гражданским, финансовым и т. д.

Со вступлением в силу с 1 июля 1997 г. УИК РФ предмет уголовно-исполнительного права стал включать в себя общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения (отбывания) всех установленных уголовным законом наказаний, а также иных мер уголовно-правового характера. Таким образом, уголовно-исполнительное право регулирует исполнение (отбывание) наказаний в виде: штрафа; лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; обязательных работ; исправительных работ; ограничения по военной службе; ограничения свободы; ареста; содержания в дисциплинарной воинской части; лишения свободы на определенный срок; пожизненного лишения свободы; смертной казни.

Что касается мер уголовно-правового характера, то Кодекс регулирует лишь применение к осужденным мер медицинского характера, осуществление контроля за условно осужденными и предоставление отсрочки отбывания наказания осужденным беременным женщинам и осужденным женщинам, имеющим малолетних детей. Применение принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних Кодекс
не регулирует, ибо во время исполнения наказания они не осуществляются.

Предмет уголовно-исполнительного права имеет свою историю развития. Как известно, ранее эта отрасль права называлась исправительно-трудовым правом, и ее предметом являлись общественные отношения, складывающиеся при исполнении наказаний, связанных с исправительно-трудовым воздействием на осужденных. Так, ИТК 1924 года регулировал лишение свободы и принудительные работы без содержания под стражей, соединенные с исправительно-трудовым воздействием на осужденных; ИТК 1933 года –­ исправительно-трудовые работы без лишения свободы, лишение свободы, ссылку, соединенную с исправительно-трудовыми работами; ИТК 1970 года – лишение свободы, исправительные работы, ссылку и высылку, а с 1977 года – еще и условное осуждение с обязательным привлечением к труду. В таком виде предмет ИТК пребывал до принятия Закона РФ от 18 февраля 1993 г., внесшего в него изменения.

С 1993 по 1997 год его предмет включал в себя общественные отношения, складывающиеся при исполнении двух видов наказаний: лишения свободы и исправительных работ. При переходе к рыночной экономике утратили свое значение такие виды наказания и уголовно-правовые меры, как ссылка, высылка, условное осуждение (освобождение с обязательным привлечением к труду).

Однако Исправительно-трудовой кодекс и исправительно-трудовое право – различные правовые явления. Право шире Кодекса, так как его составляют нормы, содержащиеся в других нормативных актах. Поэтому предмет Кодекса и предмет отрасли права не могут совпадать. Так, наряду с ИТК 1970 года действовало Положение о дисциплинарном батальоне в Вооруженных Силах СССР, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 апреля 1983 г., а также Положение о воспитательно-трудовых профилакториях, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 20 января 1983 г., которые регулировали исполнение соответствующих видов наказаний, связанных с исправительно-трудовым воздействием. Они также входили в предмет исправительно-трудового права.

Несколько иной была ситуация с исполнением наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия. Например, Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 июля 1984 г. было утверждено Положение о порядке и условиях исполнения в РСФСР уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных, которое регулировало исполнение таких наказаний, как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, штраф, увольнение от должности, возложение обязанности загладить причиненный вред, общественное порицание, лишение воинского или специального звания. Должно ли было входить исполнение этих наказаний в предмет исправительно-трудового права, если они не связаны с исправительно-трудовым воздействием? В литературе нельзя найти однозначный ответ на этот вопрос.


В.А. Уткин исключал вхождение в предмет исправительно-трудового права исполнения названных выше наказаний, а Н.А. Стручков, напротив, отмечал, что Основы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик, исправительно-трудовые кодексы союзных республик и Положение о порядке и условиях исполнения в РСФСР уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия, образуют единый комплекс норм об исполнении всех наказаний, поэтому содержание названной отрасли права расширяется и объективно развивается в сторону уголовно-исполнительного права. На наш взгляд, прав Н.А. Стручков, так как Основы исправительно-трудового законодательства действительно предполагали регулирование всех видов уголовных наказаний (ст. 2) и не могли быть отнесены к какой-либо другой отрасли права, кроме как к исправительно-трудовому праву. А то, что название «исправительно-трудовое» не совсем соответствовало содержанию предмета, не главное.

Конституция РФ расставила все точки над и: уголовно-исполнительное законодательство находится в ведении Российской Федерации (п. «о» ст. 71). Соответствующая отрасль права получила название «уголовно-исполнительное право», а с 1 июля 1997 г., с принятием УИК РФ, предметом ее регулирования стало исполнение всех видов уголовных наказаний.

Вопрос 2. Методы уголовно-исполнительного права.

Каждой отрасли права присущ особый метод правового регулирования, специфические черты которого отражены в правовом статусе субъектов, основаниях формирования правоотношений, способах определения их содержания, в юридических санкциях.

Специфическим методом правового регулирования процесса исполнения наказания и применения мер исправительного воздействия, выступающим в качестве вспомогательного признака отрасли права, является императивный (централизованный) метод (метод властного приказа). Он основывается на властно-требовательных началах, когда юридическая энергия поступает сверху, от государственных органов. Согласно этому принципу отношения между государственными учреждениями и органами, исполняющими наказания, и осужденными – это отношения субординации, прямого подчинения. В литературе по уголовно-исполнительному праву они определяются как принудительные отношения, возникающие, главным образом, при реализации условий отбывания осужденными наказания (кары), обеспечении правопорядка и безопасности в учреждениях, исполняющих наказания, привлечении осужденных к труду, их материально-бытовом обеспечении и т. д.