Файл: Конспект по теме 1 Понятие уголовноисполнительного права Вопрос Понятие и предмет уголовноисполнительного права.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 811

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

План-конспект по теме № 1 «Понятие уголовно-исполнительного права»

План-конспект по теме № 2«Возникновение и развитие пенологии, пенитенциарной науки»

Пенитенциарные воззрения основоположников тюрьмоведения Джона Говарда и Иеремии Бентама

3. Пенсильванская, оборнская и прогрессивная системы отбывания наказания в виде лишения свободы

План-конспект по теме № 3 «История развития пенитенциарного законодательства»

Введение

2. Современные международные правительственные организации, занимающиеся вопросами обращения с правонарушителями

Заключение

Введение

1. Понятие и классификация международно-правовых стандартов обращения с заключенными

2. Характеристика международно-правовых актов по обращению с заключенными

3. Реализация международных стандартов в отечественном уголовно-исполнительном законодательстве и практике его применения

Заключение

1. Понятие и содержание правового положения осужденных к лишению свободы

2. Международно-правовые стандарты обращения с заключенными

1. Правовая природа и основания содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений

2. Места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления

3. Правовое положение лиц, содержащихся под стражей

Заключение

2. Характеристика международно-правовых актов по обращению с заключенными


Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (МСП) приняты в 1955 г. Первым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с преступниками. Они были одобрены Экономическим и Социальным Советом ООН в 1957 г., а затем, в несколько расширенном варианте, — в 1977 г. МСП были основаны на более ранних международных нормах содержания заключенных, разработанных Международной комиссией по уголовной преступности и по пенитенциарной системе и одобренных Лигой Наций в 1934 г.

МСП в целом стали ядром того, что получило международное признание как приемлемая практика в уголовно-исполнительной системе. Общее признание МСП международными правительственными и неправительственными организациями не означает, что каждая их норма в отдельности имеет обязывающую силу. Сами МСП исключают такое толкование. Ст.1 разъясняет, что Правила не претендуют на детальное описание типовой пенитенциарной системы. Ст.2 отмечает, что из-за "большого разнообразия видов государственного и социального устройства, экономических и географических условий в мире" все нормы не могут быть применены " в любом месте и в любое время". Ст. 3 указывает, что Правила не претендуют на то, чтобы запретить эксперименты.

МСП - один из наиболее подробных международных документов об обращении с заключенными. В последние годы Правила были присоединены к другим специализированным международным стандартам.

МСП включают 95 статей и специальные "Процедуры эффективного выполнения". На основе и в дополнение МСП в различных регионах мира вырабатывались свои стандарты (например, «Европейские тюремные правила», принятые Комитетом министров ЕС в 2006 г.).

МСП состоят из двух частей.

Часть I — Общеприменимые правила.

Часть II — Правила, применимые к особым категориям заключенных (осужденные, подследственные, душевнобольные и др.).

При изучении МСП следует иметь в виду, что Правила ориентированы в основном на тюремную систему исполнения лишения свободы и рекомендуют содержать в "открытых заведениях" как можно меньше заключенных. Вместе с тем принципиальные положения МСП вполне применимы и в отечественных ИУ. Эти положения касаются уважения человеческого достоинства осужденных, обеспе
чения их физического и умственного здоровья, возможности образования и отдыха, отправления религиозных обрядов. Правила утверждают запрет пыток. Они также содержат принцип разделения заключенных по категориям (осужденные и подследственные, взрослые и малолетние, мужчины и женщины и др.).

МСП подробно регламентируют порядок поддержания дисциплины и наложения взысканий (ст.ст. 27-34).

Специальный раздел МСП (ст.ст. 71-76) посвящен труду осужденных. Установлено, в частности, что "все осуждённые заключенные обязаны трудиться в соответствии с их физическими и психическими способностями, удостоверенными врачом" (п.2 ст.71). Вместе с тем желательно, чтобы заключенные имели "возможность выполнять работу по своему выбору, если это совместимо с правильным выбором ремесла и требованиями управления и дисциплины в заведении" (п.6. ст. 71).

Согласно п.п. 1, 2 ст.72 МСП, "организация и методы работы в заведениях должны максимально приближаться к тем, которые приняты за их стенами, однако интересы заключенных и их профессиональную подготовку не следует подчинять соображениям получения прибыли от тюремного производства".

Необходимо обратить внимание также на ст.ст. 46-54 Правил, определяющие основы правового положения персонала заведений. Устанавливая высокие требования к персоналу, Правила подчеркивают, что "хорошая работа тюремных заведений зависит от доброжелательности, гуманности, компетентности и личных качеств этих сотрудников". Тюремная администрация "должна неустанно прививать своим сотрудникам и общественности в целом убеждение в том, что она выполняет работу большого общественного значения...". Принимая во внимание исключительно сложные условия работы сотрудников исправительных учреждений, МСП рекомендуют обеспечивать этих людей "соответствующими льготами и условиями труда".

Генеральная Ассамблея ООН рекомендовала государствам-членам прилагать все возможные усилия для обеспечения применения Правил в их пенитенциарных заведениях и принимать их во внимание при разработке национальных законодательств. МСП не предполагают какого-либо принуждения к их выполнению. Однако поощряются отчеты государств Генеральному секретарю ЭКОСОС ООН каждые пять лет. Генеральный секретарь отчитывается перед Комитетом по предупреждению преступности, который время от времени проверяет

действия МСП. ООН также обязалась помогать правительствам, которые просят содействия в разработке механизмов выполнения Правил в их странах.

Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания была принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1984 г. Состоящая из 33 статей Конвенция вступила в действие в 1987 г., ратифицирована СССР и имеет обязательную силу на территории Российской Федерации.

Конвенция предусматривает, что государства-участники должны рассматривать пытки в соответствии с национальным законодательством как преступления. Она недвусмысленно запрещает любые ссылки на "приказ вышестоящего начальника или государственной власти" или на "исключительные, обстоятельства" для оправдания пыток.

Согласно Конвенции, "пытка" означает "любое действие, которым какому-либо лицу причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо,- или по любой причине, основанной на дискриминации любого характера, когда такая боль или страдание причиняются государственным должностным лицом или иным лицом, выступающим в официальном качестве, или по их подстрекательству, или с их ведома или молчаливого согласия". Следует однако иметь в виду, что в предусмотренное Конвенцией определение пытки "не включаются боль или страдания, которые возникают лишь в результате законных санкций, неотделимы от этих санкций или вызываются ими случайно".

Конвенция допускает возможность проведения международного расследования, когда имеются достаточные основания полагать, что на территории какого-либо государства-участника систематически применяются пытки. Такое расследование может включать посещение территории государства с его согласия членами Комитета против пыток, созданного в соответствии с Конвенцией.

В 1979 г. резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН принят Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка
, который имеет прямое отношение к деятельности персонала учреждений и органов, исполняющих наказания. Кодекс содержит 8 статей с комментариями и в целом носит рекомендательный характер. ГА ООН постановила препроводить его правительствам государств-членов ООН с тем, чтобы использовать его в национальном законодательстве, и практике в качестве свода принципов.

Кодекс устанавливает обязанность должностных лиц по поддержанию правопорядка, уважать и защищать человеческое достоинство, поддерживать и защищать права человека. Согласно Кодексу, допустимо применение должностными лицами силы "в случае крайней необходимости и в той мере, в какой это требуется для выполнения их обязанностей". Сведения конфиденциального характера, получаемые должностными лицами, должны сохраняться в тайне, "если исполнение обязанностей или требования правопорядка не требуют иного". Кодекс категорически запрещает должностным лицам для оправдания пыток ссылаться на "распоряжения вышестоящих лиц, угрозу войны, угрозу национальной безопасности, внутреннюю политическую нестабильность или любое другое чрезвычайное положение. Для должностных лиц по поддержанию правопорядка недопустимы акты коррупции.

Одновременно подчеркивается, что должностные лица, соблюдающие положения настоящего Кодекса, "заслуживают уважения, полной поддержки, сотрудничества со стороны общества и учреждения, в котором они служат".

Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних ("Пекинские правила"), приняты Генеральной Ассамблеей ООН в 1985 г. Правила имеют в целом рекомендательный характер и должны осуществляться "в контексте экономических, социальных и культурных условий, существующих в каждом государстве-члене".

Данный международный документ определяет принципы обращения с несовершеннолетними правонарушителями на всех стадиях уголовного правосудия, включая отбывание уголовного наказания. В п. 1.6 Правил указывается на необходимость совершенствования системы правосудия в отношении несовершеннолетних, принимая одновременно меры для разработки прогрессивной социальной политики в отношении несовершеннолетних. Помещение несовершеннолетнего в исправительное учреждение определяется как крайняя мера, принимаемая в течение минимально необходимого срока.


Для уголовно-исполнительной практики непосредственное значение имеет ч. V "Пекинских правил", устанавливающая принципы обращения с правонарушителями в исправительных учреждениях. Устанавливается, что задачей воспитательной работы с несовершеннолетними является "обеспечение опеки, защиты, образования и профессиональной подготовки с целью оказания им помощи для выполнения социально-полезной и плодотворной роли в обществе" (п.26.1). По" общему правилу несовершеннолетние должны содержаться отдельно от взрослых. Правила не конкретизируют условия содержания несовершеннолетних правонарушителей, делая отсылку к МСП, которые должны использоваться "по мере их применимости к обращению с несовершеннолетними".

Особое значение "Пекинские правила" придают условному освобождению несовершеннолетних из исправительных учреждений. Согласно п.28 Правил, оно "применяется соответствующими органами в возможно более широких масштабах и в возможно более ранние сроки". Условно освобожденные должны получать помощь и поддержку общества, а также находиться под надзором компетентного органа. Следует прилагать усилия для использования таких промежуточных для лишения свободы форм работы, как "исправительные учреждения с ослабленным режимом, воспитательные дома, центры дневной подготовки" и другие аналогичные им соответствующие формы, которые могут способствовать "надлежащей реинтеграции несовершеннолетних в жизнь общества".

В 1990 г. Восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями были приняты Стандартные минимальные правила ООН в отношении мер, не связанных с, тюремным заключением (Токийские правила). Они содержат свод основных принципов для содействия использованию мер, не связанных с лишением свободы, а также минимальные гарантии для лиц, в отношении которых применяются уголовно-правовые меры, не связанные с реальным лишением свободы.

Правила имеют рекомендательный характер и должны применяться "с учетом политических, экономических, социальных и культурных условий каждой страны, а также целей и задач ее системы уголовного правосудия".

На всех стадиях должно обеспечиваться уважение человеческого достоинства правонарушителя. В ходе исполнения не связанных с