Файл: Конспект по теме 1 Понятие уголовноисполнительного права Вопрос Понятие и предмет уголовноисполнительного права.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 790
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
План-конспект по теме № 1 «Понятие уголовно-исполнительного права»
План-конспект по теме № 2«Возникновение и развитие пенологии, пенитенциарной науки»
Пенитенциарные воззрения основоположников тюрьмоведения Джона Говарда и Иеремии Бентама
3. Пенсильванская, оборнская и прогрессивная системы отбывания наказания в виде лишения свободы
План-конспект по теме № 3 «История развития пенитенциарного законодательства»
1. Понятие и классификация международно-правовых стандартов обращения с заключенными
2. Характеристика международно-правовых актов по обращению с заключенными
1. Понятие и содержание правового положения осужденных к лишению свободы
2. Международно-правовые стандарты обращения с заключенными
2. Места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления
Данному методу соответствуют определенные способы правового регулирования – пути юридического воздействия, выраженные в юридических нормах: позитивное обязывание (возложение на субъекта обязанности активно себя вести) и запрещение (возложение на субъекта обязанности воздерживаться от совершения действий определенного рода).
Например, среди позитивных обязанностей, возложенных на осужденных к исправительным работам, следует назвать такие, как обязанность соблюдать порядок и условия отбывания наказания, добросовестно относиться к труду, являться по вызову уголовно-исполнительной инспекции и др. (ст. 40 УИК РФ). Наибольшее количество обязанностей возложено на осужденных к лишению свободы, например, соблюдать распорядок дня, установленный в исправительном учреждении; добросовестно относиться к труду и учебе; быть вежливыми между собой и в обращении с персоналом исправительного учреждения, беспрекословно выполнять его законные требования; соблюдать правила личной гигиены и т. д. (§ 3 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений).
При императивном методе регулирования государственные органы выполняют регулятивно-дозволительную функцию посредством реализации субъективных прав уголовно-исполнительных органов на исполнение наказания, но в последнее время все большее значение придается регулятивно-обязывающей функции, которая начинает работать с момента исполнения должностными лицами возложенных на них ответственных обязанностей перед обществом. Такие обязанности являются: 1) элементом демократизации в процессе реализации наказания; 2) средством правового воспитания должностных лиц; 3) одним из условий осуществления прав осужденных. Обязанности должностных лиц ограничивают своими рамками их права, предотвращают произвол по отношению к осужденным. К тому же ответственно-обязанное положение должностных лиц способствует их инициативной деятельности, направленной на достижение целей наказания.
Что касается запретов в уголовно-исполнительном праве, то они в основном распространяются на осужденных. Так, осужденным к исправительным работам может быть запрещено пребывать вне дома в определенное время, покидать место жительства в выходные дни, а также в период отпуска, пребывать в определенных местах района (города), увольняться по собственному желанию с работы и т. д. (ст. 40, 41 УИК РФ). Еще больше запретов налагается на осужденных к лишению свободы. Например, им запрещается подходить к ограждению внутренней запретной зоны, курить в не отведенных для этого местах, играть в карты, другие игры с целью извлечения материальной или иной выгоды, употреблять нецензурные и жаргонные слова, давать и присваивать клички и т. д. (§ 3 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений).
Итак, императивный метод уголовно-исполнительного права четко выражается в таких способах правового регулирования, как позитивное обязывание и запрещение. Этот метод считается основным в уголовно-исполнительном праве.
Еще один метод правового регулирования уголовно-исполнительного права, но уже не основной, а второстепенный – децентрализованный, диспозитивный, или метод координации. При его использовании правовое регулирование определяется не «сверху», а «снизу», путем предоставления права выбора действий и поведения субъектам уголовно-исполнительных правоотношений. Особенно наглядно этот метод проявляется при реализации осужденными своих прав. Основным способом регулирования в данном случае выступает дозволение. Осужденному, обладающему субъективными правами и свободами, предоставляется возможность выбора: воспользоваться ими или нет. Органы, исполняющие наказания, обязаны охранять эти права и свободы (ст. 10 УИК РФ).
Так, осужденные к лишению свободы имеют возможность воспользоваться следующими правами: на получение информации о своих правах и обязанностях, порядке и условиях отбывания наказания; вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказания; обращение с предложениями, заявлениями и жалобами в различные контролирующие инстанции; охрану здоровья; на социальное обеспечение, в том числе получение пенсий и социальных пособий, и т. д. (ст. 12 УИК РФ).
В зависимости от сочетания запретов и дозволений в уголовно-исполнительном праве различают два основных типа правового регулирования: 1) разрешительный («запрещено все, кроме того, что дозволено»); 2) общедозволительный («дозволено все, кроме того, что запрещено»). На наш взгляд, первый тип применяется при правовом регулировании исполнения наказаний в виде пожизненного лишения свободы, лишения свободы на определенный срок, содержания в дисциплинарной воинской части и ареста, а второй тип – всех иных наказаний.
В литературе по исправительно-трудовому (уголовно-исполнительному) праву высказывалось мнение, что, кроме названных двух методов правового регулирования, в данной отрасли права применяются еще и иные методы, например, разъяснительно-обязывающий (разъяснение норм права), метод поощрения (стимулирования) и др. На наш взгляд, в этом случае смешиваются методы правового регулирования и методы реализации норм права. Реализация норм права – это поведение участников общественных отношений, в котором воплощаются требования и возможности, содержащиеся в праве, итог правового регулирования. Это разные явления, следовательно, нельзя подменять методы реализации методами правового регулирования. Значит, разъяснение обязанностей и поощрений осужденных будет методом реализации норм уголовно-исполнительного права.
Нельзя делать и наоборот: подменять методы правового регулирования методами реализации норм права. В литературе это происходило часто: механизм реализации наказания воспринимался как деятельность государственных органов по обеспечению кары, исполнению предписаний приговора суда о наказании, принуждении и правоприменении. При этом однозначно обосновывалось доминирование властно-категорического метода реализации наказания. Все это противоречит современным демократическим тенденциям государства, не отвечает требованиям международной пенитенциарной политики. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, в частности, гласят, что обращение с заключенными «должно укреплять в них чувство собственного достоинства и сознание своей ответственности» (пр. 65).
На наш взгляд, реализация норм уголовно-исполнительного права должна базироваться на комплексе методов, наиболее значимыми из которых являются: убеждение, создание процедур реализации обязанностей осужденными, стимулирование их правомерного поведения, оказание помощи осужденным и освобожденным от отбывания наказания. И лишь последним методом реализации норм права должно быть принуждение, которое начинает действовать при неправомерном поведении осужденных, когда непринудительные методы не срабатывают.
Наличие предмета и метода уголовно-исполнительного права говорит о самостоятельности этой отрасли права, которая занимает отведенное ей место в системе российского права, оставаясь при этом взаимосвязанной с другими отраслями права.
Вопрос 3. Система и задачи курса уголовно-исполнительного права.
Уголовно-исполнительное право изучается в учебных заведениях юридического профиля. В связи с этим в изучении дисциплины сложилась система, заключающаяся в том, что совокупности тем располагаются в определенной последовательности по соответствующим частям и разделам.
Предметом дисциплины уголовно-исполнительного права является отрасль науки, освещающая проблемы правового регулирования исполнения уголовных наказаний. Объем предмета во многом зависит от того, в каком учебном заведении изучается данная дисциплина. Например, в гражданских юридических вузах на нее должно отводиться 40 часов, в вузах Минюста России ей уделяется несколько больше времени, ведь для обеспечения надлежащего взаимодействия органов Минюста России в борьбе с преступностью необходимо более подробно знать вопросы исполнения наказания, и, наконец, в вузах пенитенциарного профиля она изучается в полном объеме.
Рассмотрим более подробно предмет курса уголовно-исполнительного права в Академии права и управления.
Курс делится на Общую и Особенную части.
Общая часть включает в себя следующие разделы:
– понятие уголовно-исполнительного права: предмет, задачи и система курса;
– история развития пенитенциарной науки и права;
– общие положения (принципы и источники уголовно-исполнительного права, персонал учреждений и органов, исполняющих наказания, их правовой статус, правовое положение осужденных и т. п.).
В Особенную часть входят разделы:
– порядок и условия исполнения наказаний, осуществляемых учреждениями уголовно-исполнительной системы;
– правовое регулирование исполнения наказаний, не связанных с изоляцией от общества;
– исполнение наказаний в отношении осужденных военнослужащих;
– исполнение наказаний в зарубежных государствах.
Предмет этого курса шире предмета отрасли права, так как, помимо вопросов регулирования исполнения наказаний, он включает в себя вопросы истории развития законодательства и науки, общие положения исполнения наказаний, вопросы исполнения наказаний в зарубежных странах, международного сотрудничества по пенитенциарным проблемам и др.
Для реализации целей наказания недостаточно осуществлять только правовую деятельность и применять правовые знания, для этого необходимо также использовать знания, полученные при изучении таких учебных дисциплин, как пенитенциарная педагогика, пенитенциарная психология, организация труда и экономика исправительных учреждений, криминология и профилактика преступлений. Возможно, поэтому некоторые ученые говорили о создании комплексной пенитенциарной науки, изучающей многие вопросы, разные по характеру, но связанные с обеспечением единых целей наказания.
Вопрос 4. Место уголовно-исполнительного права в системе российского права, взаимосвязь с другими отраслями права.
Вопрос о месте уголовно-исполнительного права в системе российского права активно рассматривался в научной литературе 60–70-х годов.
Некоторые ученые (А.А. Герцензон, А.А. Пионтковский) утверждали, что исправительно-трудовое право является подотраслью уголовного права, поскольку при назначении и исполнении наказания преследуются одни и те же цели, а правовая основа исполнения наказания развивает, конкретизирует само наказание.
Другие ученые (С.С. Алексеев, О.Э. Лейст) считали, что эта отрасль права, частично обеспечивая реализацию уголовно-правовых правоотношений и определяя таким образом процедуру исполнения наказания, являет собой продолжение уголовно-процессуальной отрасли права.
Еще одна позиция ученых (А.Л. Ременсона, В.М. Пинчука) состояла в признании исправительно-трудового права комплексной отраслью права в силу того, что она включала в себя нормы многих отраслей права. Были и другие мнения, которые высказывали ученые, не признававшие исправительно-трудовое право самостоятельной отраслью права.
Постепенно, по мере развития исправительно-трудового права, оно стало считаться самостоятельной отраслью права. Этого мнения придерживались ведущие ученые-пенитенциаристы, стоявшие у истоков формирования данной отрасли права: Н.А. Стручков, А.Е. Наташев, М.П. Мелентьев, В.П. Артамонов, Ю.М. Ткачевский, А.С. Михлин, А.И. Зубков и др. В настоящее время, когда на смену исправительно-трудовому пришло уголовно-исполнительное право и четко определился его предмет – общественные отношения, складывающиеся при исполнении всех уголовных наказаний, утверждение о том, что уголовно-исполнительное право не является самостоятельной отраслью права, потеряло свою актуальность.
О самостоятельности уголовно-исполнительного права говорит то, что его основной метод регулирования исполнения наказаний – централизованный (императивный). Хотя данный метод применяется и в других основных правоохранительных отраслях (уголовном, уголовно-процессуальном, уголовно-исполнительном праве), он воплощается в специфическом механизме правового регулирования и проявляется прежде всего в особенностях правового статуса субъектов. Например, в уголовно-процессуальном праве статус подозреваемых, обвиняемых и подсудимых более «мягкий», так как вина их еще не доказана и они обладают набором прав, которого нет у осужденных. Подсудимые испытывают правоограничения, связанные в основном с их заключением под стражу (если была избрана эта мера пресечения), а осужденные – в связи с отбыванием наказания, претерпеванием кары.
Кроме предмета и метода правового регулирования, в литературе приводятся и другие признаки самостоятельности уголовно-исполнительного права: а) особая система правовых норм, создающихся для регулирования исполнения наказаний; б) правовые принципы исполнения наказаний; в) функции, свойственные данной отрасли права.
В систему норм уголовно-исполнительного права входят нормы Конституции РФ, Уголовно-исполнительного кодекса, Закона «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», различных правительственных и ведомственных актов об исполнении наказаний (Правила