Файл: Конспект по теме 1 Понятие уголовноисполнительного права Вопрос Понятие и предмет уголовноисполнительного права.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 797
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
План-конспект по теме № 1 «Понятие уголовно-исполнительного права»
План-конспект по теме № 2«Возникновение и развитие пенологии, пенитенциарной науки»
Пенитенциарные воззрения основоположников тюрьмоведения Джона Говарда и Иеремии Бентама
3. Пенсильванская, оборнская и прогрессивная системы отбывания наказания в виде лишения свободы
План-конспект по теме № 3 «История развития пенитенциарного законодательства»
1. Понятие и классификация международно-правовых стандартов обращения с заключенными
2. Характеристика международно-правовых актов по обращению с заключенными
1. Понятие и содержание правового положения осужденных к лишению свободы
2. Международно-правовые стандарты обращения с заключенными
2. Места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления
Английский ученый Иеремия Бентам внес значительный вклад в развитие пенитенциарной науки. Проявив незаурядные способности в юриспруденции, он, однако, отказался от карьеры адвоката и занялся благотворительной и научной деятельностью в области исполнения наказаний в виде лишения свободы. В 1786 г. он приехал в Россию к брату - генералу русской армии. Здесь Бентам предпринял попытку реализовать свою идею создания рациональной тюрьмы, которую он назвал «Паноптикон(ум)». Этот опыт был им изложен в одноименном трактате, в котором предлагалось устройство тюрем организовать на началах одиночного заключения и центрального надзора, создания производственных мастерских, школ, больниц с целью исправления осужденных. Несмотря на поддержку князя Потемкина, построить такую тюрьму в России ему не удалось, как, впрочем, и воплотить в жизнь свои идеи в других странах, в том числе Англии. Бентам разработал принципы назначения наказания на основе развития идей Монтескье и Беккариа о необходимости соразмерности между преступлением и наказанием, при этом чем скорее за преступлением следует наказание, тем оно справедливее и полезнее. Кроме того, используя свой метод моральной арифметики, содержащий всеобъемлющую таблицу удовольствий и страданий, он вскрыл условия, влияющие
на психику человека, нравственность личности. Данная методика позволила ему сформулировать ряд принципиальных положений:
« - должно, чтобы зло наказания превосходило выгоду преступления;
чем менее неминуемость наказания, тем более должна быть строгость его;
чем важнее преступление, тем более можно решиться на наказание жестокое для вящей надежды предупредить преступление;
одинаковые наказания за одинаковые преступления не долженствуют быть налагаемыми на всех преступников без изъятия. Надлежит
принимать в уважение обстоятельства, имеющие влияние на чувствительность».
В своем фундаментальном труде «Основные начала уголовного кодекса» И. Бентам обратил внимание на нецелесообразность применения смертной казни. Он писал: «Политика законодателя, все наказывающего смертной казнью, похожа на трусливое отвращение ребенка - он раздавливает насекомое, на которое боится взглянуть. Не верьте слишком легко в эту необходимость смерти. Избегая ее в наказаниях, вы предупредите ее в самих преступлениях».
Положения и выводы, содержащиеся в трудах Дж. Говарда, И. Бентама, способствовали реформированию тюремной системы во всем мире, разработанные ими принципы назначения и исполнения тюремного заключения можно назвать классическими, поскольку они в несколько измененной редакции находят отражение и закрепление в действующем уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве многих государств, в том числе России.
3. Пенсильванская, оборнская и прогрессивная системы отбывания наказания в виде лишения свободы
Под тюремной системой в широком смысле слова понимается совокупность всех мероприятий, практикуемых тюрьмой для кары и исправления заключенных.
В узком смысле тюремная система – способ размещения заключенных в стенах тюрьмы как фактор наказания, но безотносительно к прочим тюремным мероприятиям.
В тюрьмах 18-того столетия все заключенные содержались совместно: иногда в одних камерах размещались взрослые и несовершеннолетние, мужчины и женщины, подследственные и осужденные. Неудобства этого порядка вещей очевидны:
- более испорченные оказывают влияние на менее испорченных;
- с огромной арестантской толпой тюремной администрации действовать весьма трудно;
- интересы дисциплины подвергаются опасности;
- не говоря уже о требованиях нравственности и об интересах воспитательных.
Идеи Дж. Говарда и И. Бентама были восприняты и впервые реализованы в Северной Америке, где в 1786 г. в Филадельфии (штат Пенсильвания) по особой системе была построена первая одиночная тюрьма. Идею создания пенсильванской тюрьмы подало тюремное благотворительное общество, состоявшее из квакеров (англ. «трясун» - христианская протестантская секта, возникшая в XVII в. в Англии, широко распространена в Северной Америке). Новая тюремная система полностью соответствовала их взглядам на преступление и наказание. Для них преступление было тяжким грехом, а преступник - падшим человеком, грешником, позабывшим свой долг перед Богом. Обязанность христианина - привести грешника к раскаянию, и лучшим средством для этого, по их мнению, должно быть помещение преступника в одиночную камеру, где бы он пребывал наедине с собой, с Богом и Библией, назидательное чтение которой могло бы направить его на путь истинный.
Пребывая в уединении, преступник, полагали квакеры, углубится в себя и путем благочестивого самосозерцания придет к раскаянию и примирится с Богом и людьми. Тюрьмы квакеров были для них домами покаяния, раскаяния и получили название «пенитенциарии». В этих заведениях царила мертвая тишина. Не было слышно осужденных, тюремных надзирателей, ходивших в мягкой обуви, без шума въезжали на
территорию пенитенциария экипажи с колесами, обтянутыми кожей, вполголоса говорили навещавшие арестантов духовные лица и сотрудники тюремной администрации. Таким образом, пенсильванская система сочетала в себе наказание с религиозным внушением и обеспечивала карательную политику государства.
В 1821 г. проводилась проверка эффективности пенсильванской системы как метода исправления осужденных, для чего 80 человек были размещены в камерах одиночного заключения при соблюдении ненарушаемого уединения. Результаты годичного эксперимента оказались следующими: пять человек умерли, один сошел с ума, почти все остальные осужденные оказались с подавленной психикой, в связи с чем губернатор был вынужден помиловать 26 человек, а остальных перевести в условия совместного содержания. В отчетном докладе начальник тюрьмы отметил, что не было ни одного случая исправления.
Учение квакеров, воплотившееся в создании пенсильванской тюрьмы, вызвало появление сильной оппозиции в лице представителей иных вероисповеданий, специалистов в области тюрьмоведения других штатов. В Нью-Йорке и Бостоне образовались тюремные общества, выработавшие совершенно иную тюремную систему - оборнскую, впервые примененную в 1820 г. в г. Оборне (штат Нью-Йорк).
Творцы этой системы исходили из определенных взглядов на преступление и наказание. Они полагали, что тюрьма должна быть не местом самосозерцания и раскаяния, а рабочим местом осужденного, так как самая характерная черта преступника - леность. Осужденные разделялись по возрасту и виду совершенного преступления, целый день работали в общих мастерских при полном молчании, а на ночь помещались в одиночные камеры. Ночное разъединение и обязанность постоянного молчания в условиях совместной работы представлялись сторонникам оборнской системы мерами, радикально предотвращающими вредное воздействие осужденных друг на друга.
Следует подчеркнуть, что названные системы отбывания наказания, возникшие в Америке в конце XVIII - начале XIX столетия, оказали большое влияние на развитие тюремной реформы в Европе. Правитель
ства многих государств не замедлили отправить в Америку специалистов тюремного дела. Последние по возвращении представили своим правительствам обстоятельные отчеты, положительно характеризующие американские тюремные реформы. Например, французские специалисты Бомон и Токвиль, отмечая в докладе преимущества оборнской системы, писали, что заключенные находятся вместе в одном помещении лишь телесно, а духовно - в полном одиночестве, хотя никакая стена их не разделяет.
Тюремная реформа в Европе по американским образцам достигла своего пика к середине XIX в. Наибольшее увлечение одиночной системой наблюдалось в Бельгии и во Франции. Специалисты тюремного дела Бельгии были уверены, что если каждый заключенный будет иметь свою особую одиночную тюрьму, то преступность окажется наконец побежденной. Согласно этой концепции тюрьмы должны были реконструироваться и стать исправительными учреждениями с одиночным заключением, и только 2-3 из них - остаться местами общего заключения для тех осужденных, для которых одиночное содержание считалось вредным в соответствии с решением медицинской комиссии.
История тюрьмоведения знает воплощение идей оборнской системы во французских тюрьмах, например в тюрьме Фрэн-ле-Ронжи. В ней заключенный, даже во время занятий в школе или посещения церкви, помещался в отдельный ящик, который позволял ему видеть лишь учителя или священника. При свиданиях заключенного с родственниками его помещали в особую клетку, из которой он не мог видеть других заключенных. Для прогулок каждому из них выделяли особый одиночный дворик. Справедливо замечает М.Н. Гернет: «Если осужденному "придется" здесь умереть, то его гроб будет последним, но не первым ящиком, который дала ему усовершенствованная одиночная тюрьма Франции».
Большая часть тюрем Европы середины XIX в. была построена с учетом особенностей оборнской системы, однако с некоторыми отличиями. Толчком к активизации тюремной реформы в Европе, а также проведению международных тюремных конгрессов послужила деятельность Нью-Йоркского тюремного общества, созданного для изучения тюремного дела в Соединенных Штатах.
Тюремные конгрессы, созываемые по инициативе правительств отдельных государств, проводились с 1872 г. вплоть до 1950 г.