Файл: Конспект по теме 1 Понятие уголовноисполнительного права Вопрос Понятие и предмет уголовноисполнительного права.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 791
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
План-конспект по теме № 1 «Понятие уголовно-исполнительного права»
План-конспект по теме № 2«Возникновение и развитие пенологии, пенитенциарной науки»
Пенитенциарные воззрения основоположников тюрьмоведения Джона Говарда и Иеремии Бентама
3. Пенсильванская, оборнская и прогрессивная системы отбывания наказания в виде лишения свободы
План-конспект по теме № 3 «История развития пенитенциарного законодательства»
1. Понятие и классификация международно-правовых стандартов обращения с заключенными
2. Характеристика международно-правовых актов по обращению с заключенными
1. Понятие и содержание правового положения осужденных к лишению свободы
2. Международно-правовые стандарты обращения с заключенными
2. Места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления
- при совершении нового преступления лицом, имеющим судимость, она признается обстоятельством, отягчающим ответственность виновного;
- учитывается при рецидиве преступлений и в связи с этим может:
а) влиять на квалификацию преступления;
б) повлечь более строгое наказание;
в) служить препятствием для освобождения от уголовной ответственности или от отбывания наказания.
К общеправовым последствиям судимости относятся следующие:
1) судимость вызывает ограничения в праве занимать некоторые должности или быть принятым на службу, а в случае приема этих лиц на работу трудовой договор может быть расторгнут на основании ст. 77,84 Трудового кодекса (с изменениями от 27 апреля 2004 г.) за нарушение установленных правил заключения трудового договора. Так, согласно ст. 53 Закона РФ «Об образовании» (с изменениями от 30 июня 2004 г.) к педагогической деятельности в образовательных учреждениях не допускаются лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления; в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» (с изменениями от 29 июня 2004 г.) на должность судебного пристава не может быть назначен гражданин, имеющий судимость. Статья 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» и ст. 3 Федерального закона от 2 января 2000 г. № 37-ФЗ «О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» запрещают соответственно принятие на службу в таможенные органы или прохождение такой службы и участие в суде в качестве народных заседателей граждан, имеющих не снятую или не погашенную в установленном законом порядке судимость. Согласно ст. 401 Федерального закона от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации» лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно имело или имеет судимость. 2) судимость может стать основанием для установления в законе ограничений прав граждан на профессиональное образование
(ст. 5 Закона
«Об образовании»);
3) судимость является препятствием для призыва на военную службу, а также основанием для отказа в заключении контракта о прохождении военной службы в соответствии со ст. 23 и 34 Федерального за
кона «О воинской обязанности и военной службе» (с изменениями
от 24 апреля 2004 г.). Кроме того, в ст. 48 Закона определено, что гражданину, лишенному воинского звания по приговору суда, последнее может быть восстановлено только после снятия или погашения судимости;
4) судимость за совершение умышленного преступления (ст. 13 Федерального закона «Об оружии») служит причиной отказа в выдаче лицензии на приобретение оружия;
5) судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления или при особо
опасном рецидиве преступлений является основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне (ст. 22
Закона от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне».
Таким образом, под судимостью понимается правовое состояние лица, возникающее вследствие его осуждения к уголовному наказанию, сохраняющееся на весь срок отбывания наказания, а также на установленный законом период после его отбытия и заключающееся в совокупности установленных федеральным законодательством ограничений правового статуса гражданина.
2. Международно-правовые стандарты обращения с заключенными
Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955 г.) представляют собой наиболее полный и подробный документ, касающийся обращения с осужденными к лишению свободы. Структурно он делится на две основные части, содержащие 95 правил, которые носят рекомендательный характер.
Первая часть - «Общеприменимые правила» - включает в себя нормы, касающиеся обращения со всеми категориями заключенных (регистрация, распределение по категориям, размещение, личная гигиена, питание, медицинское обслуживание, дисциплина и наказания, средства усмирения, контакты с внешним миром, перемещение, персонал места заключения и др.).
Вторая часть - «Правила, применимые к особым категориям» - состоит из следующих разделов:
A. «Осужденные заключенные», в котором излагаются руководящие
принципы управления пенитенциарными заведениями и цели их деятельности, вопросы обращения с заключенными, их классификации,
индивидуализации работы с ними, льгот, труда, образования и отдыха,
отношений с внешним миром и опеки после освобождения.
Б. «Душевнобольные и страдающие умственными недостатками заключенные», содержащий правила обращения с такими лицами, наблюдения за ними и обеспечения их лечения.
B. «Лица, находящиеся под арестом или ожидающие суда», который
включает в себя стандарты обращения с подследственными заключенными.
Г. «Заключенные по гражданским делам», предусматривающий правила обращения с лицами, содержащимися в заключении за невыполнение долговых обязательств и другие проступки не уголовного характера.
Д. «Лица, арестованные или помещенные в тюрьму без предъявления обвинения», предписывающий процедуру обращения с такими лицами.
Касаясь классификации заключенных, Правила называют ее цели:
- отделение заключенных от тех, кто по причине уголовного прошлого или дурного характера может оказать на них плохое влияние;
- разделение заключенных на категории, облегчающие работу с ними по их возвращении к жизни в обществе.
Для каждого заключенного должна разрабатываться программа работы с ним исходя из его индивидуальных потребностей, способностей и склонностей.
В части привлечения осужденных к труду Правила определяют:
- труд заключенных не должен причинять им страданий;
- все заключенные обязаны трудиться в соответствии с их физическими и психическими способностями, удостоверяемыми врачом; трудовая занятость заключенных должна обеспечиваться в течение нормального рабочего дня; они должны иметь один день отдыха в неделю, получать за свой труд справедливую оплату в рамках определенной системы, позволяющей им расходовать часть заработанных денег на приобретение предметов личного обихода и высылать своим семьям, а также передавать часть заработка на хранение администрации для выдачи им этих сбережений при освобождении.
В отношении образования и отдыха заключенных, Правила устанавливают, что в пенитенциарных учреждениях следует обеспечивать возможность их дальнейшего образования (особое внимание должно уделяться обучению неграмотных и молодежи), а также для их отдыха и культурной деятельности в интересах физического и психического здоровья.
Рекомендации Правил, относящиеся к связям заключенных с внешним миром, их опеке после освобождения, состоят в следующем:
- заключенному необходимо помогать поддерживать и укреплять связи с лицами или учреждениями, находящимися за пределами места отбывания наказания, которые способны защищать интересы семьи заключенного и способствовать его социальной реабилитации;
- службы и учреждения, занимающиеся оказанием помощи освобожденным заключенным по их включению в жизнь общества, должны, насколько это возможно и нужно, заботиться о том, чтобы они получали необходимые документы и удостоверения личности, находили подходящее жилье и работу, имели удовлетворительную одежду (с учетом климатических условий), располагали средствами, достаточными для проезда к месту назначения и проживания в течение определенного периода, следующего за их освобождением.
В Правилах содержатся положения, касающиеся и персонала исправительных учреждений, в частности
:
- для работы в этих учреждениях должны тщательно отбираться все категории персонала с учетом человечности, профессиональных способностей и личных качеств кандидатов, так как деятельность данных учреждений имеет большое общественное значение;
- сотрудники должны приниматься на работу в качестве специализированных работников, имеющих статус государственных служащих;
- вознаграждение за их труд должно быть достаточным и выгодным с учетом специфики работы;
- сотрудники должны быть квалифицированными специалистами, постоянно поддерживать уровень своих знаний и физической подготовки;
- персонал должен вести себя и выполнять свои обязанности так, чтобы положительно влиять на заключенных и вызывать у них уважение; штаты сотрудников учреждений должны, по мере возможности, укомплектоваться достаточным числом специалистов, таких как психиатры, психологи, социальные работники, инструкторы-производственники; персонал не должен в своих отношениях с заключенными применять силу, за исключением случаев, установленных законодательством.
Процедуры эффективного выполнения Минимальных стандартных правил, касающихся обращения с заключенными, одобренные Экономическим и Социальным Советом ООН в 1984 г., содержат следующие положения:
-
все государства, чьи нормы защиты лиц, подвергающихся заключению, не соответствуют Правилам, должны принять их; -
воплощение Правил в национальном законодательстве осуществляется с учетом их адаптации к существующим законам и культуре,
но без ущерба для духа и цели Правил; -
для применения и выполнения в системе уголовного правосудия
Правила предоставляются в распоряжение всех заинтересованных
лиц, в частности персонала исправительных учреждений, а также до
водятся до сведения заключенных; -
государства информируют Генерального секретаря ООН один раз
в пять лет в отношении применения Правил, а также о факторах и
трудностях, влияющих на их реализацию, если такие имеют место.
Минимальные стандартные правила - это правила-рекомендации прямого действия. Несмотря на то, что Правила необязательны для государств - членов ООН, они получили широкое признание в мире как авторитетные практические рекомендации по обеспечению деятельности мест лишения свободы. Их основополагающие положения нашли отражение и в ряде других специальных международных документов, одним из которых является Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме.