Файл: Конспект по теме 1 Понятие уголовноисполнительного права Вопрос Понятие и предмет уголовноисполнительного права.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 791

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

План-конспект по теме № 1 «Понятие уголовно-исполнительного права»

План-конспект по теме № 2«Возникновение и развитие пенологии, пенитенциарной науки»

Пенитенциарные воззрения основоположников тюрьмоведения Джона Говарда и Иеремии Бентама

3. Пенсильванская, оборнская и прогрессивная системы отбывания наказания в виде лишения свободы

План-конспект по теме № 3 «История развития пенитенциарного законодательства»

Введение

2. Современные международные правительственные организации, занимающиеся вопросами обращения с правонарушителями

Заключение

Введение

1. Понятие и классификация международно-правовых стандартов обращения с заключенными

2. Характеристика международно-правовых актов по обращению с заключенными

3. Реализация международных стандартов в отечественном уголовно-исполнительном законодательстве и практике его применения

Заключение

1. Понятие и содержание правового положения осужденных к лишению свободы

2. Международно-правовые стандарты обращения с заключенными

1. Правовая природа и основания содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений

2. Места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления

3. Правовое положение лиц, содержащихся под стражей

Заключение

заключаются в том, что:

- при совершении нового преступления лицом, имеющим судимость, она признается обстоятельством, отягчающим ответственность виновного;

- учитывается при рецидиве преступлений и в связи с этим может:

а) вли­ять на квалификацию преступления;

б) повлечь более строгое наказа­ние;

в) служить препятствием для освобождения от уголовной ответствен­ности или от отбывания наказания.

К общеправовым последствиям судимости относятся следующие:

1) судимость вызывает ограничения в праве занимать некоторые дол­жности или быть принятым на службу, а в случае приема этих лиц на работу трудовой договор может быть расторгнут на основании ст. 77,84 Трудового кодекса (с изменениями от 27 апреля 2004 г.) за нарушение установленных правил заключения трудового договора. Так, согласно ст. 53 Закона РФ «Об образовании» (с изменениями от 30 июня 2004 г.) к педагогической деятельности в образовательных учреждениях не до­пускаются лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления; в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» (с изменениями от 29 июня 2004 г.) на должность судеб­ного пристава не может быть назначен гражданин, имеющий судимость. Статья 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О служ­бе в таможенных органах Российской Федерации» и ст. 3 Федерального закона от 2 января 2000 г. № 37-ФЗ «О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Рос­сийской Федерации» запрещают соответственно принятие на службу в таможенные органы или прохож­дение такой службы и участие в суде в качестве народных заседателей граждан, имеющих не снятую или не погашенную в установленном законом порядке судимость. Согласно ст. 401 Федерального закона от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации» лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно имело или имеет судимость. 2) судимость может стать основанием для установления в законе ограничений прав граждан на профессиональное образование
(ст. 5 Закона
«Об образовании»);

3) судимость является препятствием для призыва на военную службу, а также основанием для отказа в заключении контракта о прохождении военной службы в соответствии со ст. 23 и 34 Федерального за­
кона «О воинской обязанности и военной службе» (с изменениями
от 24 апреля 2004 г.). Кроме того, в ст. 48 Закона определено, что гражда­нину, лишенному воинского звания по приговору суда, последнее мо­жет быть восстановлено только после снятия или погашения судимости;

4) судимость за совершение умышленного преступления (ст. 13 Фе­дерального закона «Об оружии») служит причиной отказа в выдаче ли­цензии на приобретение оружия;

5) судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления или при особо
опасном рецидиве преступлений является основанием для отказа долж
ностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне (ст. 22
Закона от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне».

Таким образом, под судимостью понимается правовое состояние лица, возникающее вследствие его осуждения к уголовному наказанию, сохраняющееся на весь срок отбывания наказания, а также на установ­ленный законом период после его отбытия и заключающееся в совокуп­ности установленных федеральным законодательством ограничений пра­вового статуса гражданина.

2. Международно-правовые стандарты обращения с заключенными


Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955 г.) пред­ставляют собой наиболее полный и подробный документ, касающийся обращения с осужденными к лишению свободы. Структурно он делит­ся на две основные части, содержащие 95 правил, которые носят реко­мендательный характер.

Первая часть - «Общеприменимые правила» - включает в себя нормы, касающиеся обращения со всеми категориями заключенных (ре­гистрация, распределение по категориям, размещение, личная гигиена, питание, медицинское обслуживание, дисциплина и наказания, сред­ства усмирения, контакты с внешним миром, перемещение, персонал места заключения и др.).

Вторая часть - «Правила, применимые к особым категориям» - состоит из следующих разделов:

A. «Осужденные заключенные», в котором излагаются руководящие
принципы управления пенитенциарными заведениями и цели их деятельности, вопросы обращения с заключенными, их классификации,
индивидуализации работы с ними, льгот, труда, образования и отдыха,
отношений с внешним миром и опеки после освобождения.


Б. «Душевнобольные и страдающие умственными недостатками зак­люченные», содержащий правила обращения с такими лицами, наблю­дения за ними и обеспечения их лечения.

B. «Лица, находящиеся под арестом или ожидающие суда», который
включает в себя стандарты обращения с подследственными заключенными.


Г. «Заключенные по гражданским делам», предусматривающий пра­вила обращения с лицами, содержащимися в заключении за невыполне­ние долговых обязательств и другие проступки не уголовного характера.

Д. «Лица, арестованные или помещенные в тюрьму без предъявле­ния обвинения», предписывающий процедуру обращения с такими лицами.

Касаясь классификации заключенных, Правила называют ее цели:

- отделение заключенных от тех, кто по причине уголовного прошлого или дурного характера может оказать на них плохое влияние;

- разделе­ние заключенных на категории, облегчающие работу с ними по их воз­вращении к жизни в обществе.

Для каждого заключенного должна раз­рабатываться программа работы с ним исходя из его индивидуальных потребностей, способностей и склонностей.


В части привлечения осужденных к труду Правила определяют:

- труд заключенных не должен причинять им страданий;

- все заключенные обя­заны трудиться в соответствии с их физическими и психическими спо­собностями, удостоверяемыми врачом; трудовая занятость заключенных должна обеспечиваться в течение нормального рабочего дня; они долж­ны иметь один день отдыха в неделю, получать за свой труд справедливую оплату в рамках определенной системы, позволяющей им расходо­вать часть заработанных денег на приобретение предметов личного оби­хода и высылать своим семьям, а также передавать часть заработка на хранение администрации для выдачи им этих сбережений при освобож­дении.

В отношении образования и отдыха заключенных, Правила устанав­ливают, что в пенитенциарных учреждениях следует обеспечивать воз­можность их дальнейшего образования (особое внимание должно уде­ляться обучению неграмотных и молодежи), а также для их отдыха и культурной деятельности в интересах физического и психического здо­ровья.

Рекомендации Правил, относящиеся к связям заключенных с внеш­ним миром, их опеке после освобождения, состоят в следующем:

- за­ключенному необходимо помогать поддерживать и укреплять связи с лицами или учреждениями, находящимися за пределами места отбы­вания наказания, которые способны защищать интересы семьи заклю­ченного и способствовать его социальной реабилитации;

- службы и уч­реждения, занимающиеся оказанием помощи освобожденным заклю­ченным по их включению в жизнь общества, должны, насколько это возможно и нужно, заботиться о том, чтобы они получали необходимые документы и удостоверения личности, находили подходящее жилье и работу, имели удовлетворительную одежду (с учетом климатических ус­ловий), располагали средствами, достаточными для проезда к месту на­значения и проживания в течение определенного периода, следующего за их освобождением.

В Правилах содержатся положения, касающиеся и персонала исправи­тельных учреждений, в частности
:

- для работы в этих учреждениях должны тщательно отбираться все категории персонала с учетом человечности, профессиональных способностей и личных качеств кандидатов, так как деятельность данных учреждений имеет большое общественное значе­ние;

- сотрудники должны приниматься на работу в качестве специализи­рованных работников, имеющих статус государственных служащих;

- вознаграждение за их труд должно быть достаточным и выгодным с уче­том специфики работы;

- сотрудники должны быть квалифицированными специалистами, постоянно поддерживать уровень своих знаний и физи­ческой подготовки;

- персонал должен вести себя и выполнять свои обя­занности так, чтобы положительно влиять на заключенных и вызывать у них уважение; штаты сотрудников учреждений должны, по мере воз­можности, укомплектоваться достаточным числом специалистов, таких как психиатры, психологи, социальные работники, инструкторы-про­изводственники; персонал не должен в своих отношениях с заключенными применять силу, за исключением случаев, установленных зако­нодательством.

Процедуры эффективного выполнения Минимальных стандартных правил, касающихся обращения с заключенными, одобренные Эконо­мическим и Социальным Советом ООН в 1984 г., содержат следующие положения:

  • все государства, чьи нормы защиты лиц, подвергающихся заключению, не соответствуют Правилам, должны принять их;

  • воплощение Правил в национальном законодательстве осуществляется с учетом их адаптации к существующим законам и культуре,
    но без ущерба для духа и цели Правил;


  • для применения и выполнения в системе уголовного правосудия
    Правила предоставляются в распоряжение всех заинтересованных
    лиц, в частности персонала исправительных учреждений, а также до­
    водятся до сведения заключенных;


  • государства информируют Генерального секретаря ООН один раз
    в пять лет в отношении применения Правил, а также о факторах и
    трудностях, влияющих на их реализацию, если такие имеют место.
    Минимальные стандартные правила - это правила-рекомендации прямого действия. Несмотря на то, что Правила необязательны для госу­дарств - членов ООН, они получили широкое признание в мире как авторитетные практические рекомендации по обеспечению деятельно­сти мест лишения свободы. Их основополагающие положения нашли отражение и в ряде других специальных международных документов, одним из которых является
    Свод принципов защиты всех лиц, подвергае­мых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме.