Файл: Конспект по теме 1 Понятие уголовноисполнительного права Вопрос Понятие и предмет уголовноисполнительного права.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 809
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
План-конспект по теме № 1 «Понятие уголовно-исполнительного права»
План-конспект по теме № 2«Возникновение и развитие пенологии, пенитенциарной науки»
Пенитенциарные воззрения основоположников тюрьмоведения Джона Говарда и Иеремии Бентама
3. Пенсильванская, оборнская и прогрессивная системы отбывания наказания в виде лишения свободы
План-конспект по теме № 3 «История развития пенитенциарного законодательства»
1. Понятие и классификация международно-правовых стандартов обращения с заключенными
2. Характеристика международно-правовых актов по обращению с заключенными
1. Понятие и содержание правового положения осужденных к лишению свободы
2. Международно-правовые стандарты обращения с заключенными
2. Места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления
Известно, что ранее, при принятии Уголовного и Уголовно-исполнительного кодексов в 1996 г., ограничение свободы предполагалось в ином виде, как наказание, отбываемое в учреждениях, именуемых «исправительными центрами». Причем, как правило, – в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором виновные проживали или были осуждены. Осужденные должны были находиться под надзором и выполнять широкий круг обязанностей и запретов, установленных ст. 50 УИК РФ. В частности, работать там, куда они направлены администрацией исправительного центра, постоянно находиться в пределах исправительного центра и не покидать его без разрешения администрации, проживать, как правило, в специально предназначенных для осужденных общежитиях и без разрешения не покидать их в ночное время. К сожалению, социально-экономические условия для создания «исправительных центров» так и не появились, в силу чего было решено видоизменить данное наказание. По действующей редакции ст. 53 УК РФ оно должно отбываться по месту жительства осужденного и исполняться уголовно-исполнительной инспекцией. Необходимо ознакомиться с перечнем ограничений и обязанностей, которые в соответствии с ч. 1 ст. 53 УК суд возлагает на осужденного.
При этом такие ограничения, как запрет изменения места жительства или пребывания без согласия уголовно-исполнительной инспекции и запрет на выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования являются для осужденного обязательными. Следует ознакомиться с установленными законом (ч. 4 и ч. 5 ст. 50 УИК) основаниями (исключительными обстоятельствами), при которых инспекцией дается такое согласие. Уголовно-исполнительный кодекс (ст.ст. 47.1 и 49) устанавливают порядок привлечения осужденного к отбыванию данного наказания и порядок исчисления его срока. Обязанности уголовно-исполнительной инспекции по организации исполнения ограничения свободы определяются ст.ст. 54, 58, 60 УИК РФ и конкретизируются в специальной Инструкции, утвержденной Приказом Минюста России от 21 декабря 2010 г. № 258.
Особенностью исполнения ограничения свободы является предусмотренная законом возможность использования при его реализации аудиовизуальных, электронных и иных технических средств контроля («электронного мониторинга» с применением т.н. «электронных браслетов»). Перечень таких средств утверждён Правительством России, а порядок их применения – упомянутой Инструкцией. К сожалению, жизнь пока явно не оправдала надежд, которые возлагались в начале 2010 г. на ограничение свободы как альтернативу лишению свободы. В судебной практике ограничение свободы пока конкурирует не с лишением свободы, а с условным осуждением, причем явно в пользу последнего. Безусловно, сказывается и отсутствие в деятельности уголовно-исполнительной инспекции широкой практической потребности электронного контроля и довольно узкие возможности так называемого «электронного мониторинга». Необходимо также обратиться к положениям ст. 58 УИК ч. 5 ст. 53 УК РФ, а также к ст. 314 УК, определяющим ответственность осужденных к ограничению свободы за нарушение порядка и условий его отбывания и правовые последствия злостного уклонения осужденного от отбывания ограничения свободы.
План конспект лекции
по теме № 15 «Правовое регулирование содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»
1. Правовая природа и основания содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений
Согласно ст. 98 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ) одной из мер пресечения является заключение под стражу. Определение этой меры дается в ст. 108 УПК РФ: заключение под стражув качестве меры пресечения применяется по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения.
Заключение под стражу одно из мер государственного принуждения, а именно мера пресечения, которая сопряжена с принудительной изоляцией гражданина от общества в специально предназначенных для этого учреждениях. В силу этого она обладает всеми признаками лишения свободы. Однако эта мера отличается от наказания. Как известно, лишение свободы является еще и мерой уголовного, административного (краткосрочный арест) и дисциплинарного (арест военнослужащих с содержанием на гауптвахте) наказания.
Чем же отличается предварительное заключение под стражу от этих наказаний, какова его правовая природа? Для примера сравним его с уголовным наказанием. Итак, основные элементы отличия:
Во-первых, содержание под стражей и уголовное наказание различаются по целям. Согласно ст. 43 УК РФ наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений. Данные цели рассчитаны на перспективу, связаны с позитивным воздействием как на преступника, так и на общество. Заключение под стражу преследует иные цели:
- оно применяется для того, чтобы не дать обвиняемому возможности скрыться от дознания, следствия и суда или угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства,
- уничтожить доказательства,
- иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу,
- заниматься преступной деятельностью,
- а также для обеспечения исполнения приговора (ст. 97 УПК РФ). Иначе говоря, данная мера пресечения в основном направлена на обеспечение уголовного судопроизводства.
Во-вторых, если уголовное наказание применяется к лицу, признанному судом виновным в совершении преступления, то мера пресечения - к подозреваемому и обвиняемому (подсудимому), то есть к лицам, вина которых еще не установлена.
В-третьих, уголовное наказание может быть применено только по приговору суда, тогда как заключение под стражу - по постановлению мирового или федерального судьи (ст. 108 УПК РФ).
В-четвертых, уголовное наказание - институт уголовного и уголовно-исполнительного права, а содержание под стражей - институт уголовно-процессуального права.
Для уяснения правовой природы предварительного заключения под стражу необходимо обратить внимание на двойственный характер норм, его регулирующих. Уголовно-процессуальное законодательство устанавливает лишь виды мер пресечения, основания их применения, сроки содержания под стражей (разд. IV УПК РФ), а целый комплекс отношений порядка исполнения заключения под стражу регулируется другим самостоятельным Федеральным законом - «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее - Закон). В силу этого складывающиеся в процессе правового регулирования правоотношения в условиях исполнения заключения под стражу можно разделить на две группы:
а) возникающие при избрании меры пресечения;
б) существующие при ее исполнении.
В литературе было высказано мнение, что первые являются уголовно-процессуальными правоотношениями, а вторые - административно-правовыми. Некоторые авторы утверждают, что эти правоотношения делятся на уголовно-процессуальные и уголовно-исполнительные. Однако если правоотношения, связанные с избранием меры пресечения, являются уголовно-процессуальными, то правоотношения, образующиеся при ее исполнении, не являются ни административно-правовыми, ни уголовно-исполнительными. Отношения, складывающиеся при предварительном заключении под стражу, не возникают ни в административ
но-правовой сфере, так как заключенный под стражу выпадает из административно-правовой юрисдикции, ни в уголовно-исполнительной сфере, поскольку заключенный под стражу еще не является осужденным. Правоотношения, возникающие в рассматриваемой области, имеют свое содержание ввиду того, что регулируются отдельным Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
Отношения, складывающиеся при исполнении заключения под стражу, регулируются не только названным Законом, но и актами Правительства Российской Федерации и ведомственными нормативными актами, например Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов, Инструкцией по организации работы по охране, надзору и конвоированию лиц, содержащихся в следственных изоляторах и тюрьмах Министерства юстиции РФ, и др.
Нормы указанного Закона и ведомственных нормативных актов имеют схожий характер с уголовно-исполнительными нормами, однако они отличаются своей направленностью на объект воздействия - лицо, заключенное под стражу. Это самостоятельная категория лиц, на которую не может распространяться режим отбывания наказания, установленный уголовно-исполнительным законодательством. В частности, Международный пакт о гражданских и политических правах устанавливает, что «обвиняемые в случаях, когда отсутствуют исключительные обстоятельства, помещаются отдельно от осужденных и им предоставляется отдельный режим, обеспечивающий их статус неосужденных лиц» (ст. 10).
Содержание под стражей применяется не для того, чтобы покарать заключенного и исправить его, а для достижения целей, как мы уже упоминали ранее, определенных ст. 97 УПК РФ. Хотя заключенный под стражу испытывает правоограничения порой сильнее, чем в исправительной колонии (камерное содержание, ограничение в свиданиях и т. д.), последние применяются не для восстановления социальной справедливости, исправления заключенного, предупреждения преступлений, а являются лишь неизбежным следствием изоляции его от общества и ограничены рамками необходимости обеспечения целей данной меры пресечения.