Файл: Культура коучинга как инструмент повышения вовлеченности сотрудников в компании улыбка радуги.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 295

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОУЧИНГА

1.1 Общая характеристика понятия «коучинг»

1.2 Отличительные особенности коучинга

1.3 Классификация коучинга

1.4 Модели, используемые в коучинге

1.5 Культура коучинга в организации

1.6 Коуч и его роли

1.6 Оценка эффективности коучинга

1.7 Опыт компании «Газпром нефть»

Глава 2. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПО РАЗВИТИЮ ЭЛЕМЕНТОВ КУЛЬТУРЫ КОУЧИНГА В КОМПАНИИ «УЛЫБКА РАДУГИ»

2.1 Краткое описание компании «Улыбка Радуги»

2.2 Вовлеченность сотрудников в компании «Улыбка радуги»

2.3 Культура компании «Улыбка радуги»

2.4 Анализ развития элементов культуры коучинга в «Улыбке радуги»

2.5 Рекомендации по развитию элементов культуры коучинга в компании «Улыбка радуги»

Заключение Итогом данной работы являются разработанные рекомендации по развитию элементов культуры коучинга в компании «Улыбка радуги». То есть цель работы достигнута посредством анализа теоретических основ коучинга, подтверждения актуальности проблемы вовлеченности сотрудников в компании «Улыбка радуги», анализа организационной культуры компании, разработки и проведения опроса, направленного на оценку уровня развития элементов культуры коучинга в компании и выявления успешных практик в области коучинга.В результате анализа теоретических основ коучинга было выявлено следующее. Коучинг является относительно новым явлением как в бизнесе, так и в других сферах жизни, поэтому на данный момент не существуют его общепринятого определения. Тем не менее, коучинг обладает рядом специфических особенностей, которые отличают его от терапии, консалтинга и наставничества. Модели, используемые в коучинге, представлены в большом объеме, однако подавляющее большинство из них берут своё начало из модели GROW, предложенной одним из основоположников коучинга – Уитмором Джоном. Организационная культура коучинга, повышающая вовлеченность персонала, является малоизученной как объект современной науки, в то же время некоторые авторы выделяют отдельные её элементы. Точная оценка эффективности коучинга представляется трудноизмеримой, однако её проще измерить относительно программ обучения и развития, т.к. любой процесс коучинга предполагает постановку цели клиентом на начальном этапе, которую можно сравнивать с полученными результатами.Актуальность проблемы вовлеченности персонала в компании «Улыбка радуги» подтвердилась в ходе совместного исследования с HR-отделом компании. Исследование представляло собой опрос 350 сотрудников по разработанной HR-отделом анкете, которая была направлена на анализ нескольких аспектов, в том числе на вовлеченность сотрудников.Анализ организационной культуры компании показал, что доминирующей является иерархическая культура, в тоже время в компании присутствуют элементы клановой организационной культуры. Данный анализ проводился на основе полуструктурированных интервью с HR-директором и представителем учебного центра компании.Анкета, направленная на оценку уровня развития элементов культуры коучинга в организации, была разработана на основе анализа работ российских и зарубежных авторов. В результате данного анализа в организационную культуру коучинга были включены шесть элементов. Разработанная анкета может применяться для аналогичной цели и в других российских компаниях.По предложенной анкете был проведен анонимный онлайн опрос 239 сотрудников компании «Улыбка радуги». В результате опроса было установлено, что каждый элемент культуры коучинга в компании нуждается в определенном развитии. Наибольшее внимание стоит уделить качеству обратной связи и использованию коучинга в компании. Наиболее развитыми элементами оказались открытость между сотрудниками и соответствие принципам коучинга при взаимодействии.В качестве примера успешной практики в области внедрения коучинга был рассмотрен опыт компании «Газпром нефть». В частности, были выделены основные проблемы, с которыми столкнулась компания при внедрении коучинга, такие, как выбор провайдера и оценка эффективности коучинга, и предложены возможные их решения.Рекомендации по развитию элементов культуры коучинга в компании «Улыбка радуги» были адресованы HR-отделу компании, включая учебный центр и отдел внутренних коммуникаций. Предложенные рекомендации включили в себя увеличение программ корпоративного обучения, оптимизацию оценки персонала, ввод поощрений за выдвижение новых идей сотрудниками, организацию внерабочих коммуникаций, организацию тренингов по коучингу и недирективному управлению, организацию регулярных коуч-сессий и внутренних семинаров по предоставлению обратной связи подчиненным.К перспективам дальнейших исследований можно отнести организационную культуру коучинга, т.к. этот аспект не изучен на данный момент глубоко и комплексно. В частности, стоит рассмотреть факторы, влияющие на изменение культуры коучинга, а также влияние подобной культуры на бренд работодателя. Список использованной литературы Беляев, В. Обратная связь как инструмент руководителя [Электронный ресурс] / Владимир Беляев // iTeam. — 2014. — Режим доступа: https://iteam.ru/publications/ human/section_44/article_4441 (дата обращения: 04.05.2017). Дауни, М. Эффективный коучинг: Технологии развития организации через обучение и развитие сотрудников в процессе работы / Майлз Дауни. ― М. : Добрая книга, 2015. — 288 с. Дафт, Р. Менеджмент / Ричард Л. Дафт. ― СПб. : Питер, 2012. — 656 с. Егорова, А. Вовлеченность персонала: 7 шагов к пониманию / Егорова Анна. ― Business Result Group, 2014. ― 25 с. Котова, Н. Менторинг больше чем наставничество [Электронный ресурс] / Наталья Котова // Интернет-версия газеты «Акмолинская правда». — 2013. — № 138. — Режим доступа: http://apgazeta.kz/2013/11/27/mentoring-bolshe-chem-nastavnichestvo/ (дата обращения: 13.03.2017). Лебедева, А. Коуч – Волшебное зеркало [Электронный ресурс] / Анна Лебедева // Интернет-версия журнала «Управление персоналом». — 2014. — № 16. — Режим доступа: http://www.top-personal.ru/issue.html?3711 (дата обращения: 03.05.2017). Особенности современного российского стиля управления / А. Алексеев и др. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 43. — С. 180-184. Петров, К. Оценка программ обучения и развития сотрудников в российских и зарубежных компаниях / Петров Кирилл Андреевич. ― СПб. : Высшая школа менеджмента, 2016. ― 53 с. Планета коучинга [Электронный ресурс] // История коучинга. — Режим доступа: http://coachplanet.ru/about/ (дата обращения: 01.03.2017). Психологический центр Карташовой А. [Электронный ресурс] // Психиатр, психотерапевт или психолог. — Режим доступа: http://www.psy-centre.ru/about/questions/psihiatr_psihoterapevt_ili_psiholog/ (дата обращения: 13.03.2017). Развитие потенциала сотрудников: Профессиональные компетенции, лидерство, коммуникации / С. Иванова и др. ― 3-е изд. ― М. : Альпина Паблишер, 2012. ― 284 с. Самольянов, О. Коучинг до самой сути: что важно? / Олег Самольянов. ― СПб. : Речь, 2008. ― 208 с. Уитмор, Дж. Коучинг высокой эффективности / Дж. Уитмор. ― М. : Международная академия корпоративного управления и бизнеса, 2005. — 168 с. Чуланова, О. Вовлеченность персонала организации: основные подходы, базовые принципы, практика использования в работе с персоналом / Чуланова О.Л., Припасаева О.И. // Интернет-журнал «Науковедение». — 2016. — Т. 8. Шматко Д. Постановка коучинга в организации // Управление персоналом. — 2003. —№ 2 — C. 19-21 Allen, W. The Coach’s View: Best Practices for Successful Coaching Engagements [Электронный ресурс] / Whittier Allen, Lisa Manning, Thomas Francis, William Gentry // Center for Creative Leadership. — 2016. — Режим доступа: https://media.ccl.org/wp-content/uploads/2016/09/coachs-view-center-for-creative-leadership.pdf (дата обращения: 03.05.2017). Ars, B. Work Engagement and Coaching: The Influence of Coaching on Work Engagement / B. Ars // Tilburg University. ― 2010. AXES Management [Электронный ресурс] // Методика исследования вовлеченности. — Режим доступа: http://axesgroup.ru/engagement/metodology/ (дата обращения: 19.05.2017). Bersin & Associates research “High-Impact Performance Management: Maximizing Performance Coaching” — 2011. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.bersin.com/Practice/Detail.aspx?id=15021 (дата обращения: 05.04.2017). Business Result Group [Электронный ресурс] // Концепция вовлеченности. — Режим доступа: http://groupbr.ru/services/engagement/ (дата обращения: 19.05.2017). Cameron, K. Diagnosing and Changing Organizational Culture: Based on the Competing Values Framework / Kim S. Cameron, Robert E. Quinn. ― 3d ed. ― Hoboken : John Wiley & Sons, 2011. ― 288 p. Career Partners International [Электронный ресурс] // The Power of a Coaching Culture on Organizational Performance. — Режим доступа: http://www.cpiworld.com/knowledge-center/white-papers/the-power-of-a-coaching-culture-on-organizational-performance (дата обращения: 05.04.2017). Clutterbuck, D. Making Coaching Work: Creating a coaching culture / David Clutterbuck. ― New York : McGraw-Hill Education, 2006. ― 192 p. CoachVille [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.coachville.com/ (дата обращения: 26.02.2017). Crane, T. Creating a Coaching Culture [Электронный ресурс] / Tom Crane // WABC Coaches Inc. — 2005. — Режим доступа: https://www.wabccoaches.com/ bcw/2005_v1_i1/feature.html (дата обращения: 03.05.2017). Denison, D. Toward a Theory of Organizational Culture and Effectiveness / Daniel R. Denison, Aneil K. Mishra // Organization Science. ― 1995. ― Vol. 6, N. 2. ― P. 204-223. Forbes Coaches Council [Электронный ресурс] // 13 Ways Leaders Can Build A 'Coaching Culture' At Work. — Режим доступа: https://www.forbes.com/sites/forbescoachescouncil/2016/10/07/13-ways-leaders-can-build-a-coaching-culture-at-work/#ce2ca4a44b68 (дата обращения: 11.04.2017). Freeman, E. Strategic Management: A Stakeholder Approach / R. Edward Freeman. ― Boston : Pitman, 1984. ― 276 p. Gallup Institute [Электронный ресурс] // Engagement. — Режим доступа: http://www.gallup.com/topic/employee_engagement.aspx (дата обращения: 19.05.2017). Gallwey, W. Timothy. The Inner Game of Tennis / Timothy Gallwey. ― New York : Random House, 1974. ― 122 p. Herholdt, J. Mentoring and Coaching in Organisations / Johan Herholdt. ― Randburg: Knowres Publishing, 2012. ― 224 p. Human Capital Institute [Электронный ресурс] // Building a Coaching Culture for Increased Employee Engagement. — Режим доступа: http://www.hci.org/lib/building-coaching-culture-increased-employee-engagement (дата обращения: 19.05.2017). ICF research “Building a Coaching Culture with Managers and Leaders” — 2016. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.careercompasscanada.com/wp-content/uploads/2016/10/2016-Building-a-Coaching-Culture-for-Managers-and-Leaders-Final.compressed.pdf (дата обращения: 05.04.2017). ICF research “Global Coaching Study” — 2016. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:https://coachfederation.org/files/FileDownloads/2016ICFGlobalCoachingStudy_ExecutiveSummary.pdf (дата обращения: 27.03.2017). Institute for Solution-Focused Therapy [Электронный ресурс] // What is Solution-focused Therapy. — Режим доступа: https://solutionfocused.net/what-is-solution-focused-therapy/ (дата обращения: 23.03.2017). Institute of Leadership & Management research “Creating a coaching culture” — 2011. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.i-l-m.com/

Приложения Приложение 1Уважаемый респондент!В настоящее время в ВШМ СПбГУ реализуется исследовательский проект, цель которого – проанализировать развитие элементов культуры коучинга в компании «Улыбка радуги».Мы будем благодарны Вам за заполнение данной анкеты, которая послужит для нас источником данных по российским компаниям. Полученные результаты будут представлены в обобщенном виде.Блок 1. Ориентация на развитие и обучениеСколько программ корпоративного обучения (курсы, семинары, конференции, тренинги, вебинары и т.п.) Вы посетили за последний год? 0 1-3 3-9 9-15 Более 15 Сколько программ корпоративного обучения (курсы, семинары, конференции, тренинги, вебинары и т.п.) Вы бы хотели посетить в следующем году? 0 1-3 3-9 9-15 Более 15 Оцените, пожалуйста, справедливость следующих утверждений по шкале от 1 до 5, где 1 – «Абсолютно не согласен», 2 – «Скорее не согласен», 3 – «Затрудняюсь ответить», 4 – «Скорее согласен», 5 – «Нет ни единого сомнения»: Я хочу регулярно проходить обучение, чтобы повышать свои профессиональные навыки и умения. Мой руководитель осведомлен об уровне развития моих профессиональных компетенций, благодаря проводимой оценке персонала (аналитические/вербальные тесты, оценка 360, ассессмент-центр и т.п.). Если мне понадобится обучение для достижения поставленных целей, мой руководитель поддержит меня. Я хочу пройти обучение, но моё руководство не в курсе или считает это не целесообразным. Задачи, которые я выполняю на работе, нравятся мне и способствуют моему профессиональному развитию. Блок 2. Сотрудничество и открытость между сотрудникамиКак часто Вы предлагаете свои идеи руководству, которые могут улучшить работу отдела/подразделения/организации? Никогда Редко Регулярно Очень часто Как часто руководство рассматривает предложенные Вами идеи и предоставляет конструктивную обратную связь? Никогда Редко От случая к случаю На каждую предложенную идею Я не предлагаю идей Оцените, пожалуйста, справедливость следующих утверждений по шкале от 1 до 5, где 1 – «Абсолютно не согласен», 2 – «Скорее не согласен», 3 – «Затрудняюсь ответить», 4 – «Скорее согласен», 5 – «Нет ни единого сомнения»: В рабочем коллективе у нас принято помогать друг другу даже в ущерб своим интересам. С коллегами мы общаемся только по рабочим вопросам. Я спорю со своим руководителем, когда считаю, что мои доводы обоснованы и конструктивны. Мои коллеги всегда обмениваются знаниями и делятся опытом. Иногда я не предлагаю идей руководителю, так он может отреагировать на них нежелательным образом. Если я столкнусь с проблемой в решении рабочих задач, я попробую сам решить её, чтобы не отвлекать моих коллег или руководителя. Блок 3. Качественная обратная связьКак часто Вы обсуждаете с руководителем результаты Вашей работы? Никогда Каждый день Раз в неделю Раз в месяц Несколько раз в год Оцените, пожалуйста, справедливость следующих утверждений по шкале от 1 до 5, где 1 – «Абсолютно не согласен», 2 – «Скорее не согласен», 3 – «Затрудняюсь ответить», 4 – «Скорее согласен», 5 – «Нет ни единого сомнения»: Мой руководитель чаще акцентирует внимание на моих достижениях, а не на моих ошибках. Руководитель иногда критикует меня на людях. Когда руководитель высказывает своё мнение по поводу моей работы я могу высказать свою точку зрения, зная, что руководитель воспримет её адекватно. Иногда мой руководитель обсуждает не мои результаты, а мою личность. Я не хочу отвлекать своего руководителя, поэтому жду, когда он сам отметит результаты моей работы. Когда я делаю свою работу хорошо, руководитель дает мне понять, что это важно для организации. Общение с руководителем дает мне понять, что я делаю правильно/неправильно, но не мотивирует меня. Блок 4. Недирективный стиль руководстваОцените, пожалуйста, справедливость следующих утверждений по шкале от 1 до 5, где 1 – «Абсолютно не согласен», 2 – «Скорее не согласен», 3 – «Затрудняюсь ответить», 4 – «Скорее согласен», 5 – «Нет ни единого сомнения»: Руководитель назначает мне конкретные цели и задачи, которые я обязан выполнить. Я следую четким инструкциям руководителя в процессе выполнения задач, т.к. самодеятельность может привести к нежелательной реакции. Я не вношу корректировки в задачи и цели, которые мне нужно достигнуть, т.к. это решает только руководитель. Мой руководитель часто задаёт мне вопросы. Я убежден, что работу, которую я выполняю, крайне полезна для организации. С моим руководителем мы вместе обсуждаем возможные варианты достижения необходимых результатов. Блок 5. Использование и восприятие коучинга в организацииЗнаете ли Вы, что такое коучинг? Да Нет * Коучинг – это ориентированный на результат процесс регулярного взаимодействия с одним человеком или группой людей, направленный на раскрытие потенциала через использование вопросов в ориентированной на обучение среде.По Вашему мнению, используется ли внутренний коучинг (без привлечения сторонних специалистов) в «Улыбке радуги»? Да Затрудняюсь ответить Нет Отметьте те вопросы, которые задает Вам руководитель при общении с ним на работе (формулировка вопросов может варьироваться, но суть остается прежней): Каких результатов ты хочешь достичь? В течение какого времени ты хочешь достичь результатов? Почему для тебя важно сделать это? Что ты почувствуешь, когда достигнешь своей цели? Как бы ты характеризовал текущий прогресс относительно достижения цели? Что ты уже сделал, чтобы решить поставленные задачи? С какими проблемами ты можешь столкнуться, выполняя свою работу? Что, на твой взгляд, нужно изменить, чтобы работать продуктивнее? Каких ресурсов/навыков/знаний тебе не хватает? Что ты можешь сделать, чтобы достигнуть поставленной цели? Каким может быть твой первый шаг в решении этой задачи? Как можно получить ресурс/навык/знания, которого тебе не хватает? Кто может помочь тебе? Что ты будешь делать чтобы решить задачу? Как? Когда? Как часто? Насколько ты уверен, что выбрал правильный способ решения задачи? Ничего из вышеперечисленного. Блок 6. Соответствие принципам коучинга при взаимодействииОцените, пожалуйста, справедливость следующих утверждений по шкале от 1 до 5, где 1 – «Абсолютно не согласен», 2 – «Скорее не согласен», 3 – «Затрудняюсь ответить», 4 – «Скорее согласен», 5 – «Нет ни единого сомнения»: Мой руководитель создает такой психологический климат, в котором я чувствую себя уверенно в решении любых задач. Если я совершу ошибку в процессе своей работы, то получу соответствующее наказание. С моим руководителем мы чаще разбираемся в причинах возникшей проблемы, чем ищем пути её решения. Мой руководитель порой специально дает мне очень сложные задачи, чтобы я смог продемонстрировать свои навыки. Я доверяю своему руководителю. Мой руководитель не предлагает мне готовое решение моих проблем, а помогает мне самому найти решение. Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 1 ICF research “Building a Coaching Culture with Managers and Leaders” — 2016. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.careercompasscanada.com/wp-content/uploads/2016/10/2016-Building-a-Coaching-Culture-for-Managers-and-Leaders-Final.compressed.pdf 2 Mukherjee, S. Corporate Coaching: The Essential Guide, 2014 3 ICF research “Global Coaching Study” — 2016. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://coachfederation.org/files/FileDownloads/2016ICFGlobalCoachingStudy_ExecutiveSummary.pdf 4 Шматко Д. Постановка коучинга в организации, 2003 5 Особенности современного российского стиля управления / А. Алексеев и др., 2016 6 ICF research “Building a Coaching Culture with Managers and Leaders” — 2016. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.careercompasscanada.com/wp-content/uploads/2016/10/2016-Building-a-Coaching-Culture-for-Managers-and-Leaders-Final.compressed.pdf 7 Metz, Ruth F. Coaching in the Library: A Management Strategy for Achieving Excellence, 2001, p. 7 8 Уитмор, Дж. Коучинг высокой эффективности, 2005, с. 10 9 Дауни, М. Эффективный коучинг: Технологии развития организации через обучение и развитие сотрудников в процессе работы, 2015, с. 36 10 CoachVille [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.coachville.com/ 11 Планета коучинга [Электронный ресурс] // История коучинга. — Режим доступа: http://coachplanet.ru/about/ 12 Gallwey, W. Timothy. The Inner Game of Tennis, 1974, p. 17 13 Parsloe, E. Coaching, Mentoring, and Assessing: A Practical Guide to Developing Competence, 1992 14 Уитмор, Дж. Коучинг высокой эффективности, 2005, с. 25 15 Wilson, C. Performance Coaching: A Complete Guide to Best Practice Coaching and Training, 2014 16 Payne, V. Coaching for High Performance, 2006, p. 18 17 Tucker, K. Establishing a Mentoring and Coaching Programme, 2007, p. VI 18 Дауни, М. Эффективный коучинг: Технологии развития организации через обучение и развитие сотрудников в процессе работы, 2015, с. 48 19 Socratic Method Research [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.socraticmethod.net/ 20 Психологический центр Карташовой А. [Электронный ресурс] // Психиатр, психотерапевт или психолог. — Режим доступа: http://www.psy-centre.ru/about/questions/psihiatr _psihoterapevt_ili_psiholog/ 21 Котова, Н. Менторинг больше чем наставничество [Электронный ресурс] / Интернет-версия газеты «Акмолинская правда». — 2013. — № 138. — Режим доступа: http://apgazeta.kz/2013/11/27/mentoring-bolshe-chem-nastavnichestvo/ 22 Wilson, C. Performance Coaching: A Complete Guide to Best Practice Coaching and Training, 2014, p.14 23 Worldwide Association of Business Coaches [Электронный ресурс] // Business Coaching Definition. — Режим доступа: http://www.wabccoaches.com/includes/ popups/definition.html 24 ICF research “Global Coaching Study” — 2016. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://coachfederation.org/files/FileDownloads/2016ICFGlobalCoachingStudy_ExecutiveSummary.pdf 25 Wilson, C. Performance Coaching: A Complete Guide to Best Practice Coaching and Training, 2014, p.149 26 O'Donovan, G. TGROW Model in Coaching [Электронный ресурс] / Ezine Articles. — 2011. — Режим доступа: http://ezinearticles.com/?TGROW-Model-in-Coaching&id=6264948 27 Mind Tools Portal [Электронный ресурс] // The OSKAR Coaching Framework: Getting Results by Focusing on Solutions. — Режим доступа: https://www.mindtools.com/pages/article/oskar-coaching-framework.htm 28 McKergow, M., Clarke, J. Coaching with OSKAR: A solutions-focused approach to effective and sustainable change [Электронный ресурс] / The Centre for Solutions Focus at Work. — 2013. — Режим доступа: http://sfwork.com/pdf/Coaching%20with%20OSKAR.pdf 29 Развитие потенциала сотрудников: Профессиональные компетенции, лидерство, коммуникации / С. Иванова и др., 2017, с. 91 30 Самольянов, О. Коучинг до самой сути: что важно, 2008, с. 56 31 Zenger, J. The Extraordinary Coach: How the Best Leaders Help Others Grow, 2010 32 Дафт, Р. Менеджмент, 2012, с. 98 33 Cameron, K. Diagnosing and Changing Organizational Culture: Based on the Competing Values Framework, 2011 34 Gallup Institute [Электронный ресурс] // Engagement. — Режим доступа: http://www.gallup.com/topic/employee_engagement.aspx 35 Kanh, W. Psychological Conditions of Personal Engagement and Disengagement at Work, 1990 36 Saks, A. Antecedents and consequences of employee engagement, 2006 37 Егорова, А. Вовлеченность персонала: 7 шагов к пониманию, 2014 38 AXES Management [Электронный ресурс] // Методика исследования вовлеченности. — Режим доступа: http://axesgroup.ru/engagement/metodology/ 39 Business Result Group [Электронный ресурс] // Концепция вовлеченности. — Режим доступа: http://groupbr.ru/services/engagement/ 40 Егорова, А. Вовлеченность персонала: 7 шагов к пониманию, 2014 41 Чуланова, О. Вовлеченность персонала организации: основные подходы, базовые принципы, практика использования в работе с персоналом, 2016 42 Naidoo, P. Investigation relationship between organizational culture and work engagement, 2014 43 Krog, A. The relationship between organizational culture and Work engagement: A multilevel investigation, 2014 44 Parent, D. The Impact of Employee Engagement and a Positive Organizational Culture on an Individual’s Ability to Adapt to Organization Change, 2015 45 Kodjo, J. The Influence of Organizational Culture on Organizational Learning, Worker Involvement and Worker Productivity, 2009 46 Smith, E. Organizational Culture & Employee Engagement, 2016 47 Passmore, J. Building a coaching culture: A development journey for organisational development, 2011 48 Jones, G. How to Create a Coaching Culture, 2014, p. 13 49 ICF research “Building a Coaching Culture with Managers and Leaders” — 2016. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.careercompasscanada.com/wp-content/uploads/2016/10/2016-Building-a-Coaching-Culture-for-Managers-and-Leaders-Final.compressed.pdf 50 Career Partners International [Электронный ресурс] // The Power of a Coaching Culture on Organizational Performance. — Режим доступа: http://www.cpiworld.com/knowledge-center/white-papers/the-power-of-a-coaching-culture-on-organizational-performance 51 Bersin & Associates research “High-Impact Performance Management: Maximizing Performance Coaching” — 2011. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.bersin.com/Practice/ Detail.aspx?id=15021 52 Institute of Leadership & Management research “Creating a coaching culture” — 2011. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.i-l-m.com//media/ILM%20Website/Downloads/Insight/Reports_ from_ILM_website/G443_ILM_COACH_REP%20pdf.ashx 53 Human Capital Institute [Электронный ресурс] // Building a Coaching Culture for Increased Employee Engagement. — Режим доступа: http://www.hci.org/lib/building-coaching-culture-increased-employee-engagement 54 Human Capital Institute [Электронный ресурс] // Building a Coaching Culture for Increased Employee Engagement. — Режим доступа: http://www.hci.org/lib/building-coaching-culture-increased-employee-engagement 55 Ars, B. Work Engagement and Coaching: The Influence of Coaching on Work Engagement, 2010 56 Crane, T. Creating a Coaching Culture, 2005 57 Passmore, J. Building a coaching culture: A development journey for organisational development, 2011 58 Allen, W. The Coach’s View: Best Practices for Successful Coaching Engagements, 2016 59 Лебедева, А. Коуч – Волшебное зеркало, 2014 60 Беляев, В. Обратная связь как инструмент руководителя, 2014 61 Clutterbuck, D. Making Coaching Work: Creating a coaching culture, 2006 62 Crane, T. Creating a Coaching Culture, 2005 63 Wilson, C. Performance Coaching: A Complete Guide to Best Practice Coaching and Training, 2014, p.7 64 Institute for Solution-Focused Therapy [Электронный ресурс] // What is Solution-focused Therapy. — Режим доступа: https://solutionfocused.net/what-is-solution-focused-therapy/ 65 Wilson, C. Performance Coaching: A Complete Guide to Best Practice Coaching and Training, 2014 66 Freeman, E. Strategic Management: A Stakeholder Approach, 1984, p. 49 67 Kotter, J. Leading Change, 1996 68 Leadership That Works [Электронный ресурс] // 7 Steps for Developing a Coaching Culture. — Режим доступа: http://www.leadershipthatworks.com /utility/showArticle/?objectID=5037 69 Cameron, K. Diagnosing and Changing Organizational Culture: Based on the Competing Values Framework, 2011 70 Denison, D. Toward a Theory of Organizational Culture and Effectiveness / Daniel R. Denison, Aneil K. Mishra // Organization Science. ― 1995. ― Vol. 6, N. 2. ― P. 204-223. 71 Schneider L., Jackson, T. How to create a coaching culture in your company [Электронный ресурс] / The Globe and Mail, 2016. — Режим доступа: http://www.theglobeandmail.com/report-on-business/careers/leadership-lab/creating-a-coaching-culture-in-organizations/article 28477122/ 72 Forbes Coaches Council [Электронный ресурс] // 13 Ways Leaders Can Build A 'Coaching Culture' At Work. — Режим доступа: https://www.forbes.com/sites/forbescoachescouncil/2016/10/07/13-ways-leaders-can-build-a-coaching-culture-at-work/#ce2ca4a44b68 73 Minor, M. Coaching for Development, 1995 74 Herholdt, J. Mentoring and Coaching in Organisations, 2012 75 Петров, К. А. Оценка программ обучения и развития сотрудников в российских и зарубежных компаниях, 2016, с. 22 76 Kirkpatrick, D. Evaluating Training Programs: The Four Levels, 1994 77 Петров, К. А. Оценка программ обучения и развития сотрудников в российских и зарубежных компаниях, 2016, с. 28 1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15





Рисунок 11. Четырехуровневая модель Дональда Киркпатрика, дополненная Филипсом

По сути ROI в коучинге – это выгода от использования коучинга в финансовом процентном выражении, определяющаяся следующим образом:



При использовании данного метода коучинг можно считать эффективным при условии, что ROI ≥ 0. Однако, если затраты на обучение вычислить относительно легко, то доход именно от коучинга вычислить крайне сложно. Проблема заключается в том, чтобы изолировать внешние от коучинга эффекты, влияющие на достижение результата. Возвращаясь к примеру с увеличением удовлетворенности клиентов, такими эффектами могут быть экономический кризис, закрытие соседнего магазина, рост доходов населения и т.п.

Оценка эффективности методом ROE

Методика ROE (Return On Expectations – (англ.) возврат на ожидания) предполагает, что перед запуском проекта или программы обучения должны быть собраны ожидания основных заинтересованных сторон. Методика ROE отражена и в самом процессе коучинга, т.к. перед его началом у клиента выясняются его ожидания и желаемые результата. В то же время ROE учитывает ожидания не только клиента, но и других заинтересованных в коучинге сторон. Ниже представлен алгоритм применения ROE (рис. 12) в случае, когда инициатором/заказчиков, то есть одной из основных заинтересованных сторон, является функциональный руководитель подразделения Х.



Рисунок 12. Алгоритм использования методики ROE

В данном примере в первую очередь должны быть проанализированы ожидания функционального руководителя сотрудников, например, по поводу увеличения тех или иных показателей подразделения. После того, как эти ожидания согласованы, скорректированы и зафиксированы (как правило HR-отделом или L&D), у линейного руководителя сотрудников необходимо выяснить, какие навыки сотрудников в первую очередь необходимы для выполнения поставленных задач. После определения набора навыков разрабатывается программа коучинга, включая привлечение внутреннего или внешнего специалиста, установление сроков и бюджета, отбор сотрудников для коучинга и т.п.


Только после этого должен начинаться непосредственный процесс коучинга. Однако стоит учесть, что, исходя из принципов коучинга, клиент должен сам определять цели и желаемые результаты, которые он хочет получить от коучинга. В нашем случае эти цели установил функциональный руководитель. Поэтому, если цели сотрудника и его функционального руководителя не согласуются, то наиболее вероятно, что коучинг с данным сотрудников не принесет необходимых организации результатов.

В случае, если цели согласуются, и сотрудник разделяет необходимость решения той или иной задачи, есть все основания для проведения индивидуального или командного коучинга. После завершения процесса коучинга сотрудники предоставляют обратную связь, что соответствует первому уровню модели Д. Киркпатрика. Далее обратную связь предоставляет линейный руководитель сотрудников на предмет того, улучшились ли требуемые навыки. Завершающий этап – это сопоставление получившихся результатов с ожиданиями функционального руководителя. Если ожидания оправдались, то коучинг можно назвать эффективным, однако и здесь крайне трудно избежать проблемы изолирования внешних эффектов.

Согласно исследованию ILM (2011) проблема изолирования внешних эффектов при процессе коучинга, так и при обучении в целом, не значительно ограничивает компании, так большинство из них используют для оценки эффективности коучинга:

  • Регулярную оценку персонала (70% респондентов);

  • Измерение KPI и достижения установленных целей (48% респондентов);

  • Оценку 360 (40% респондентов).

Таким образом, можно сказать, что существуют разные способы оценки эффективности коучинга, однако все они не решают проблему изолирования внешних эффектов. Поэтому, наиболее простым и экономичным представляется оценка достижения целей клиента, как оценка эффективности коучинга. Наиболее уместным было бы закончить цитатой Дональда Киркпатрика: «Будьте удовлетворены фактами, потому что получить доказательства обычно невозможно».

1.7 Опыт компании «Газпром нефть»


Для того, чтобы предложить наиболее практико-ориентированные рекомендации по развитию элементов культуры коучинга в «Улыбке радуги», что и является целью данной работы, будет полезным рассмотреть опыт другой российской компании, которая предприняла успешные попытки внедрения элементов коучинга в свою организационную культуру. Анализ опыта компании «Газпром нефть» на основе полуструктурированного интервью с HR-бизнес-партнером позволит выявить возможные проблемы при внедрении коучинга и их решения.

В 2013 году в компании был запущен проект «Организационный коучинг» под руководством начальника департамента по управлению персоналом. Проект состоял из трех этапов:

  1. Коучинг топ-менеджмента. Первый этап внедрения коучинга начинается с верхнего уровня организации. HR-отдел компании приглашал Майлза Дауни (автора книги «Эффективный коучинг») для проведения презентаций топ-менеджменту об основах коучинга. После этого высшие руководители проводили своего рода индивидуальные коуч-сессии с руководителями ниже на один уровень.

  2. Командный коучинг в дочерних обществах. На данном этапе использовался внешний коучинг для команд управления, дирекции или же команд генерального директора дочерних обществ. Основной упор был сделан на улучшение навыков коучинга и недирективного управления, но в то же время команды выполняли общую-бизнес задачу с помощью профессионального коуча.

  3. Разработка собственных тренингов. Последний этап проекта заключался в разработке собственных тренингов «Коучинг как инструмент руководителя» и «Недирективное управление», которые дополнили линейку тренингов компании. Сейчас многие высокопотенциальные руководители могут воспользоваться этими тренингами для своих нужд.

Однако в рамках данной работы наиболее важным будет рассмотреть проблемы, с которыми столкнулась компания «Газпром нефть» при внедрении коучинга и пути их решения. По мнению HR-бизнес-партнера компании, наиболее значимыми являлись следующие проблемы:

  • Выбор провайдера. Возможно, эта проблема является самой важной в области коучинга на сегодняшний день, т.к. об этом утверждают и основоположники коучинга, и представители Эриксоновского Университета, и коучи Северо-Западного Университета коучинга (NWCU), и HR-бизнес-партнер компании «Газпром нефть». То есть при очень большом рынке коучей опытных профессионалов своего дела крайне мало. Компания предприняла следующие шаги для решения этой проблемы. Во-первых, изначально были установлены четкие критерии отбора, включая стаж, отзывы клиентов, опыт работы с компаниями из нефтяной отрасли, а также «табу» на коучей, которые работали/работают в формате лайф-коучинг и/или психотерапии. Во-вторых, отбор включал в себя проведение интервью с потенциальным коучем или командой коучей на знание специфики отрасли, на проверку профессиональной компетенции и на соответствие представлениям компании о профессионализме.

  • Негативное отношение к коучингу. Вполне обоснованно можно предположить, что эта проблема является следствием первой. Как утверждает HR-бизнес-партнер компании, в 2013 году термин «коучинг» был понятен немногим, а коучей воспринимали как психоаналитиков и «мозгоправов», которые будут лезть в личную жизнь и расспрашивать про детские травмы. Поэтому HR-специалисты компании занимались активными продажами руководству, так как у них было ясное представление, что коучинг может быть эффективным. После осознания этой проблемы, HR-специалисты ушли от таких формулировок, как «руководство в стиле коучинг» или «коучинговый стиль управления» и начали предоставлять коучинг как один из инструментов в управленческом арсенале руководителя. «Не пугайтесь, никто не заставляет вас отказываться от привычных моделей. Мы просто предлагаем инструмент, который можно использовать для решения определенных задач, например, для развития ваших сотрудников и команд» – утверждал HR-отдел. Помимо этого, был приглашен Майлз Дауни, которой смог представить истинную суть коучинга руководителям.

  • Оценка эффективности коучинга. Во многих компаниях руководству хотелось бы получить наглядные доказательства того, что коучинг или любой другой проект является эффективным. Компания «Газпром нефть» не является исключением. Однако представить эффективность коучинга в денежном выражении видится крайне трудным, если не невозможным. Поэтому специалисты HR-отдела собирали обратную связь в виде интервью с каждого участника коуч-сессий. После этого полученные результаты обрабатывались, интерпретировались, а процессы коучинга корректировались при необходимости. Если говорить о косвенных показателях, то есть о тех, которые нельзя отнести исключительно к коучингу, то, по словам HR-бизнес-партнера компании, психологический климат в компании изменился в лучшую сторону, выросла доступность руководства, общение стало происходить в более открытой форме, стало больше контакта у руководителей разного уровня между собой, а стиль управления стал более демократичным.


Рассмотренные проблемы и пути их решения будут учтены в завершающем разделе данной работы, то есть в рекомендациях по развитию элементов культуры коучинга в компании «Улыбка радуги».

По первой главе данной работы можно сделать следующие выводы. Коучинг является относительно новым явлением как в бизнесе, так и в других сферах жизни, поэтому на данный момент не существуют его общепринятого определения. Тем не менее, коучинг обладает рядом специфических особенностей, которые отличают его от терапии, консалтинга и наставничества. Модели, используемые в коучинге, представлены в большом объеме, однако подавляющее большинство из них берут своё начало из модели GROW, предложенной одним из основоположников коучинга – Уитмором Джоном. Организационная культура коучинга, повышающая вовлеченность персонала, является малоизученной как объект современной науки, в то же время некоторые авторы выделили её элементы, которые в данной работе были объединены в общую модель. На сегодняшний день существует большое количество специалистов, продающих свои услуги под ярлыком «коучинг», которые в свою очередь не соответствуют его сути. Поэтому в данной главе были предложены рекомендации по выбору коуча. Точная оценка эффективности коучинга представляется трудноизмеримой, однако её проще измерить относительно программ обучения и развития, т.к. любой процесс коучинга предполагает постановку цели клиентом на начальном этапе, которую можно сравнивать с полученными результатами.


Глава 2. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПО РАЗВИТИЮ ЭЛЕМЕНТОВ КУЛЬТУРЫ КОУЧИНГА В КОМПАНИИ «УЛЫБКА РАДУГИ»


Данная глава предполагает применение проанализированного теоретического материала на практике, а именно на примере компании «Улыбка радуги». Будет дано описание компании «Улыбка радуги» и её структуры. Будет описана методология и результаты исследования, направленного на анализ вовлеченности сотрудников компании. Также будет проанализирована организационная культура «Улыбки радуги» по предложенным в теоретической части моделям. Помимо этого, будут описаны методология и результаты самостоятельно проведенного исследования, направленного на анализ развития элементов культуры коучинга в компании «Улыбка радуги». Практическим результатом проведенного исследования будет анкета, которая позволяет определить уровень развития элементов культуры коучинга, и рекомендации по развитию элементов культуры коучинга в компании «Улыбка радуги».

2.1 Краткое описание компании «Улыбка Радуги»


Компания «Улыбка Радуги» была основана в 2004 году владельцами холдинга ТД «ЭРА» (сам холдинг существует с 1992 года). В настоящий момент «Улыбка радуги» входит в ТОП-5 крупнейших сетей магазинов формата дрогери в России (магазин формата дрогери – небольшой магазин «у дома», занимающийся продажей товаров повседневного спроса: косметики, бытовой химии, средств личной гигиены).

Магазины «Улыбка Радуги» в настоящий момент расположены в восьми регионах России: Санкт-Петербург и Ленинградская область, республика Карелия, Москва и Московская область, Ярославская область, Псковская область, Новгородская область, Мурманская область, Тверская область. Всего «Улыбке» принадлежат 320 магазинов, более половины которых расположены в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. В компании работает более 3,5 тысяч сотрудников, около 2,5 тысяч из которых – торговый персонал (директора магазинов, старшие продавцы, продавцы – консультанты, кассиры), остальная тысяча – сотрудники офиса, приблизительно половина из которых – сотрудники офиса, находящегося в Санкт – Петербурге.

В рамках данной работы будет целесообразно рассмотреть структуру HR-отдела компании (рис. 13)