Файл: Культура коучинга как инструмент повышения вовлеченности сотрудников в компании улыбка радуги.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 294

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОУЧИНГА

1.1 Общая характеристика понятия «коучинг»

1.2 Отличительные особенности коучинга

1.3 Классификация коучинга

1.4 Модели, используемые в коучинге

1.5 Культура коучинга в организации

1.6 Коуч и его роли

1.6 Оценка эффективности коучинга

1.7 Опыт компании «Газпром нефть»

Глава 2. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПО РАЗВИТИЮ ЭЛЕМЕНТОВ КУЛЬТУРЫ КОУЧИНГА В КОМПАНИИ «УЛЫБКА РАДУГИ»

2.1 Краткое описание компании «Улыбка Радуги»

2.2 Вовлеченность сотрудников в компании «Улыбка радуги»

2.3 Культура компании «Улыбка радуги»

2.4 Анализ развития элементов культуры коучинга в «Улыбке радуги»

2.5 Рекомендации по развитию элементов культуры коучинга в компании «Улыбка радуги»

Заключение Итогом данной работы являются разработанные рекомендации по развитию элементов культуры коучинга в компании «Улыбка радуги». То есть цель работы достигнута посредством анализа теоретических основ коучинга, подтверждения актуальности проблемы вовлеченности сотрудников в компании «Улыбка радуги», анализа организационной культуры компании, разработки и проведения опроса, направленного на оценку уровня развития элементов культуры коучинга в компании и выявления успешных практик в области коучинга.В результате анализа теоретических основ коучинга было выявлено следующее. Коучинг является относительно новым явлением как в бизнесе, так и в других сферах жизни, поэтому на данный момент не существуют его общепринятого определения. Тем не менее, коучинг обладает рядом специфических особенностей, которые отличают его от терапии, консалтинга и наставничества. Модели, используемые в коучинге, представлены в большом объеме, однако подавляющее большинство из них берут своё начало из модели GROW, предложенной одним из основоположников коучинга – Уитмором Джоном. Организационная культура коучинга, повышающая вовлеченность персонала, является малоизученной как объект современной науки, в то же время некоторые авторы выделяют отдельные её элементы. Точная оценка эффективности коучинга представляется трудноизмеримой, однако её проще измерить относительно программ обучения и развития, т.к. любой процесс коучинга предполагает постановку цели клиентом на начальном этапе, которую можно сравнивать с полученными результатами.Актуальность проблемы вовлеченности персонала в компании «Улыбка радуги» подтвердилась в ходе совместного исследования с HR-отделом компании. Исследование представляло собой опрос 350 сотрудников по разработанной HR-отделом анкете, которая была направлена на анализ нескольких аспектов, в том числе на вовлеченность сотрудников.Анализ организационной культуры компании показал, что доминирующей является иерархическая культура, в тоже время в компании присутствуют элементы клановой организационной культуры. Данный анализ проводился на основе полуструктурированных интервью с HR-директором и представителем учебного центра компании.Анкета, направленная на оценку уровня развития элементов культуры коучинга в организации, была разработана на основе анализа работ российских и зарубежных авторов. В результате данного анализа в организационную культуру коучинга были включены шесть элементов. Разработанная анкета может применяться для аналогичной цели и в других российских компаниях.По предложенной анкете был проведен анонимный онлайн опрос 239 сотрудников компании «Улыбка радуги». В результате опроса было установлено, что каждый элемент культуры коучинга в компании нуждается в определенном развитии. Наибольшее внимание стоит уделить качеству обратной связи и использованию коучинга в компании. Наиболее развитыми элементами оказались открытость между сотрудниками и соответствие принципам коучинга при взаимодействии.В качестве примера успешной практики в области внедрения коучинга был рассмотрен опыт компании «Газпром нефть». В частности, были выделены основные проблемы, с которыми столкнулась компания при внедрении коучинга, такие, как выбор провайдера и оценка эффективности коучинга, и предложены возможные их решения.Рекомендации по развитию элементов культуры коучинга в компании «Улыбка радуги» были адресованы HR-отделу компании, включая учебный центр и отдел внутренних коммуникаций. Предложенные рекомендации включили в себя увеличение программ корпоративного обучения, оптимизацию оценки персонала, ввод поощрений за выдвижение новых идей сотрудниками, организацию внерабочих коммуникаций, организацию тренингов по коучингу и недирективному управлению, организацию регулярных коуч-сессий и внутренних семинаров по предоставлению обратной связи подчиненным.К перспективам дальнейших исследований можно отнести организационную культуру коучинга, т.к. этот аспект не изучен на данный момент глубоко и комплексно. В частности, стоит рассмотреть факторы, влияющие на изменение культуры коучинга, а также влияние подобной культуры на бренд работодателя. Список использованной литературы Беляев, В. Обратная связь как инструмент руководителя [Электронный ресурс] / Владимир Беляев // iTeam. — 2014. — Режим доступа: https://iteam.ru/publications/ human/section_44/article_4441 (дата обращения: 04.05.2017). Дауни, М. Эффективный коучинг: Технологии развития организации через обучение и развитие сотрудников в процессе работы / Майлз Дауни. ― М. : Добрая книга, 2015. — 288 с. Дафт, Р. Менеджмент / Ричард Л. Дафт. ― СПб. : Питер, 2012. — 656 с. Егорова, А. Вовлеченность персонала: 7 шагов к пониманию / Егорова Анна. ― Business Result Group, 2014. ― 25 с. Котова, Н. Менторинг больше чем наставничество [Электронный ресурс] / Наталья Котова // Интернет-версия газеты «Акмолинская правда». — 2013. — № 138. — Режим доступа: http://apgazeta.kz/2013/11/27/mentoring-bolshe-chem-nastavnichestvo/ (дата обращения: 13.03.2017). Лебедева, А. Коуч – Волшебное зеркало [Электронный ресурс] / Анна Лебедева // Интернет-версия журнала «Управление персоналом». — 2014. — № 16. — Режим доступа: http://www.top-personal.ru/issue.html?3711 (дата обращения: 03.05.2017). Особенности современного российского стиля управления / А. Алексеев и др. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 43. — С. 180-184. Петров, К. Оценка программ обучения и развития сотрудников в российских и зарубежных компаниях / Петров Кирилл Андреевич. ― СПб. : Высшая школа менеджмента, 2016. ― 53 с. Планета коучинга [Электронный ресурс] // История коучинга. — Режим доступа: http://coachplanet.ru/about/ (дата обращения: 01.03.2017). Психологический центр Карташовой А. [Электронный ресурс] // Психиатр, психотерапевт или психолог. — Режим доступа: http://www.psy-centre.ru/about/questions/psihiatr_psihoterapevt_ili_psiholog/ (дата обращения: 13.03.2017). Развитие потенциала сотрудников: Профессиональные компетенции, лидерство, коммуникации / С. Иванова и др. ― 3-е изд. ― М. : Альпина Паблишер, 2012. ― 284 с. Самольянов, О. Коучинг до самой сути: что важно? / Олег Самольянов. ― СПб. : Речь, 2008. ― 208 с. Уитмор, Дж. Коучинг высокой эффективности / Дж. Уитмор. ― М. : Международная академия корпоративного управления и бизнеса, 2005. — 168 с. Чуланова, О. Вовлеченность персонала организации: основные подходы, базовые принципы, практика использования в работе с персоналом / Чуланова О.Л., Припасаева О.И. // Интернет-журнал «Науковедение». — 2016. — Т. 8. Шматко Д. Постановка коучинга в организации // Управление персоналом. — 2003. —№ 2 — C. 19-21 Allen, W. The Coach’s View: Best Practices for Successful Coaching Engagements [Электронный ресурс] / Whittier Allen, Lisa Manning, Thomas Francis, William Gentry // Center for Creative Leadership. — 2016. — Режим доступа: https://media.ccl.org/wp-content/uploads/2016/09/coachs-view-center-for-creative-leadership.pdf (дата обращения: 03.05.2017). Ars, B. Work Engagement and Coaching: The Influence of Coaching on Work Engagement / B. Ars // Tilburg University. ― 2010. AXES Management [Электронный ресурс] // Методика исследования вовлеченности. — Режим доступа: http://axesgroup.ru/engagement/metodology/ (дата обращения: 19.05.2017). Bersin & Associates research “High-Impact Performance Management: Maximizing Performance Coaching” — 2011. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.bersin.com/Practice/Detail.aspx?id=15021 (дата обращения: 05.04.2017). Business Result Group [Электронный ресурс] // Концепция вовлеченности. — Режим доступа: http://groupbr.ru/services/engagement/ (дата обращения: 19.05.2017). Cameron, K. Diagnosing and Changing Organizational Culture: Based on the Competing Values Framework / Kim S. Cameron, Robert E. Quinn. ― 3d ed. ― Hoboken : John Wiley & Sons, 2011. ― 288 p. Career Partners International [Электронный ресурс] // The Power of a Coaching Culture on Organizational Performance. — Режим доступа: http://www.cpiworld.com/knowledge-center/white-papers/the-power-of-a-coaching-culture-on-organizational-performance (дата обращения: 05.04.2017). Clutterbuck, D. Making Coaching Work: Creating a coaching culture / David Clutterbuck. ― New York : McGraw-Hill Education, 2006. ― 192 p. CoachVille [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.coachville.com/ (дата обращения: 26.02.2017). Crane, T. Creating a Coaching Culture [Электронный ресурс] / Tom Crane // WABC Coaches Inc. — 2005. — Режим доступа: https://www.wabccoaches.com/ bcw/2005_v1_i1/feature.html (дата обращения: 03.05.2017). Denison, D. Toward a Theory of Organizational Culture and Effectiveness / Daniel R. Denison, Aneil K. Mishra // Organization Science. ― 1995. ― Vol. 6, N. 2. ― P. 204-223. Forbes Coaches Council [Электронный ресурс] // 13 Ways Leaders Can Build A 'Coaching Culture' At Work. — Режим доступа: https://www.forbes.com/sites/forbescoachescouncil/2016/10/07/13-ways-leaders-can-build-a-coaching-culture-at-work/#ce2ca4a44b68 (дата обращения: 11.04.2017). Freeman, E. Strategic Management: A Stakeholder Approach / R. Edward Freeman. ― Boston : Pitman, 1984. ― 276 p. Gallup Institute [Электронный ресурс] // Engagement. — Режим доступа: http://www.gallup.com/topic/employee_engagement.aspx (дата обращения: 19.05.2017). Gallwey, W. Timothy. The Inner Game of Tennis / Timothy Gallwey. ― New York : Random House, 1974. ― 122 p. Herholdt, J. Mentoring and Coaching in Organisations / Johan Herholdt. ― Randburg: Knowres Publishing, 2012. ― 224 p. Human Capital Institute [Электронный ресурс] // Building a Coaching Culture for Increased Employee Engagement. — Режим доступа: http://www.hci.org/lib/building-coaching-culture-increased-employee-engagement (дата обращения: 19.05.2017). ICF research “Building a Coaching Culture with Managers and Leaders” — 2016. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.careercompasscanada.com/wp-content/uploads/2016/10/2016-Building-a-Coaching-Culture-for-Managers-and-Leaders-Final.compressed.pdf (дата обращения: 05.04.2017). ICF research “Global Coaching Study” — 2016. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:https://coachfederation.org/files/FileDownloads/2016ICFGlobalCoachingStudy_ExecutiveSummary.pdf (дата обращения: 27.03.2017). Institute for Solution-Focused Therapy [Электронный ресурс] // What is Solution-focused Therapy. — Режим доступа: https://solutionfocused.net/what-is-solution-focused-therapy/ (дата обращения: 23.03.2017). Institute of Leadership & Management research “Creating a coaching culture” — 2011. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.i-l-m.com/

Приложения Приложение 1Уважаемый респондент!В настоящее время в ВШМ СПбГУ реализуется исследовательский проект, цель которого – проанализировать развитие элементов культуры коучинга в компании «Улыбка радуги».Мы будем благодарны Вам за заполнение данной анкеты, которая послужит для нас источником данных по российским компаниям. Полученные результаты будут представлены в обобщенном виде.Блок 1. Ориентация на развитие и обучениеСколько программ корпоративного обучения (курсы, семинары, конференции, тренинги, вебинары и т.п.) Вы посетили за последний год? 0 1-3 3-9 9-15 Более 15 Сколько программ корпоративного обучения (курсы, семинары, конференции, тренинги, вебинары и т.п.) Вы бы хотели посетить в следующем году? 0 1-3 3-9 9-15 Более 15 Оцените, пожалуйста, справедливость следующих утверждений по шкале от 1 до 5, где 1 – «Абсолютно не согласен», 2 – «Скорее не согласен», 3 – «Затрудняюсь ответить», 4 – «Скорее согласен», 5 – «Нет ни единого сомнения»: Я хочу регулярно проходить обучение, чтобы повышать свои профессиональные навыки и умения. Мой руководитель осведомлен об уровне развития моих профессиональных компетенций, благодаря проводимой оценке персонала (аналитические/вербальные тесты, оценка 360, ассессмент-центр и т.п.). Если мне понадобится обучение для достижения поставленных целей, мой руководитель поддержит меня. Я хочу пройти обучение, но моё руководство не в курсе или считает это не целесообразным. Задачи, которые я выполняю на работе, нравятся мне и способствуют моему профессиональному развитию. Блок 2. Сотрудничество и открытость между сотрудникамиКак часто Вы предлагаете свои идеи руководству, которые могут улучшить работу отдела/подразделения/организации? Никогда Редко Регулярно Очень часто Как часто руководство рассматривает предложенные Вами идеи и предоставляет конструктивную обратную связь? Никогда Редко От случая к случаю На каждую предложенную идею Я не предлагаю идей Оцените, пожалуйста, справедливость следующих утверждений по шкале от 1 до 5, где 1 – «Абсолютно не согласен», 2 – «Скорее не согласен», 3 – «Затрудняюсь ответить», 4 – «Скорее согласен», 5 – «Нет ни единого сомнения»: В рабочем коллективе у нас принято помогать друг другу даже в ущерб своим интересам. С коллегами мы общаемся только по рабочим вопросам. Я спорю со своим руководителем, когда считаю, что мои доводы обоснованы и конструктивны. Мои коллеги всегда обмениваются знаниями и делятся опытом. Иногда я не предлагаю идей руководителю, так он может отреагировать на них нежелательным образом. Если я столкнусь с проблемой в решении рабочих задач, я попробую сам решить её, чтобы не отвлекать моих коллег или руководителя. Блок 3. Качественная обратная связьКак часто Вы обсуждаете с руководителем результаты Вашей работы? Никогда Каждый день Раз в неделю Раз в месяц Несколько раз в год Оцените, пожалуйста, справедливость следующих утверждений по шкале от 1 до 5, где 1 – «Абсолютно не согласен», 2 – «Скорее не согласен», 3 – «Затрудняюсь ответить», 4 – «Скорее согласен», 5 – «Нет ни единого сомнения»: Мой руководитель чаще акцентирует внимание на моих достижениях, а не на моих ошибках. Руководитель иногда критикует меня на людях. Когда руководитель высказывает своё мнение по поводу моей работы я могу высказать свою точку зрения, зная, что руководитель воспримет её адекватно. Иногда мой руководитель обсуждает не мои результаты, а мою личность. Я не хочу отвлекать своего руководителя, поэтому жду, когда он сам отметит результаты моей работы. Когда я делаю свою работу хорошо, руководитель дает мне понять, что это важно для организации. Общение с руководителем дает мне понять, что я делаю правильно/неправильно, но не мотивирует меня. Блок 4. Недирективный стиль руководстваОцените, пожалуйста, справедливость следующих утверждений по шкале от 1 до 5, где 1 – «Абсолютно не согласен», 2 – «Скорее не согласен», 3 – «Затрудняюсь ответить», 4 – «Скорее согласен», 5 – «Нет ни единого сомнения»: Руководитель назначает мне конкретные цели и задачи, которые я обязан выполнить. Я следую четким инструкциям руководителя в процессе выполнения задач, т.к. самодеятельность может привести к нежелательной реакции. Я не вношу корректировки в задачи и цели, которые мне нужно достигнуть, т.к. это решает только руководитель. Мой руководитель часто задаёт мне вопросы. Я убежден, что работу, которую я выполняю, крайне полезна для организации. С моим руководителем мы вместе обсуждаем возможные варианты достижения необходимых результатов. Блок 5. Использование и восприятие коучинга в организацииЗнаете ли Вы, что такое коучинг? Да Нет * Коучинг – это ориентированный на результат процесс регулярного взаимодействия с одним человеком или группой людей, направленный на раскрытие потенциала через использование вопросов в ориентированной на обучение среде.По Вашему мнению, используется ли внутренний коучинг (без привлечения сторонних специалистов) в «Улыбке радуги»? Да Затрудняюсь ответить Нет Отметьте те вопросы, которые задает Вам руководитель при общении с ним на работе (формулировка вопросов может варьироваться, но суть остается прежней): Каких результатов ты хочешь достичь? В течение какого времени ты хочешь достичь результатов? Почему для тебя важно сделать это? Что ты почувствуешь, когда достигнешь своей цели? Как бы ты характеризовал текущий прогресс относительно достижения цели? Что ты уже сделал, чтобы решить поставленные задачи? С какими проблемами ты можешь столкнуться, выполняя свою работу? Что, на твой взгляд, нужно изменить, чтобы работать продуктивнее? Каких ресурсов/навыков/знаний тебе не хватает? Что ты можешь сделать, чтобы достигнуть поставленной цели? Каким может быть твой первый шаг в решении этой задачи? Как можно получить ресурс/навык/знания, которого тебе не хватает? Кто может помочь тебе? Что ты будешь делать чтобы решить задачу? Как? Когда? Как часто? Насколько ты уверен, что выбрал правильный способ решения задачи? Ничего из вышеперечисленного. Блок 6. Соответствие принципам коучинга при взаимодействииОцените, пожалуйста, справедливость следующих утверждений по шкале от 1 до 5, где 1 – «Абсолютно не согласен», 2 – «Скорее не согласен», 3 – «Затрудняюсь ответить», 4 – «Скорее согласен», 5 – «Нет ни единого сомнения»: Мой руководитель создает такой психологический климат, в котором я чувствую себя уверенно в решении любых задач. Если я совершу ошибку в процессе своей работы, то получу соответствующее наказание. С моим руководителем мы чаще разбираемся в причинах возникшей проблемы, чем ищем пути её решения. Мой руководитель порой специально дает мне очень сложные задачи, чтобы я смог продемонстрировать свои навыки. Я доверяю своему руководителю. Мой руководитель не предлагает мне готовое решение моих проблем, а помогает мне самому найти решение. Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 1 ICF research “Building a Coaching Culture with Managers and Leaders” — 2016. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.careercompasscanada.com/wp-content/uploads/2016/10/2016-Building-a-Coaching-Culture-for-Managers-and-Leaders-Final.compressed.pdf 2 Mukherjee, S. Corporate Coaching: The Essential Guide, 2014 3 ICF research “Global Coaching Study” — 2016. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://coachfederation.org/files/FileDownloads/2016ICFGlobalCoachingStudy_ExecutiveSummary.pdf 4 Шматко Д. Постановка коучинга в организации, 2003 5 Особенности современного российского стиля управления / А. Алексеев и др., 2016 6 ICF research “Building a Coaching Culture with Managers and Leaders” — 2016. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.careercompasscanada.com/wp-content/uploads/2016/10/2016-Building-a-Coaching-Culture-for-Managers-and-Leaders-Final.compressed.pdf 7 Metz, Ruth F. Coaching in the Library: A Management Strategy for Achieving Excellence, 2001, p. 7 8 Уитмор, Дж. Коучинг высокой эффективности, 2005, с. 10 9 Дауни, М. Эффективный коучинг: Технологии развития организации через обучение и развитие сотрудников в процессе работы, 2015, с. 36 10 CoachVille [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.coachville.com/ 11 Планета коучинга [Электронный ресурс] // История коучинга. — Режим доступа: http://coachplanet.ru/about/ 12 Gallwey, W. Timothy. The Inner Game of Tennis, 1974, p. 17 13 Parsloe, E. Coaching, Mentoring, and Assessing: A Practical Guide to Developing Competence, 1992 14 Уитмор, Дж. Коучинг высокой эффективности, 2005, с. 25 15 Wilson, C. Performance Coaching: A Complete Guide to Best Practice Coaching and Training, 2014 16 Payne, V. Coaching for High Performance, 2006, p. 18 17 Tucker, K. Establishing a Mentoring and Coaching Programme, 2007, p. VI 18 Дауни, М. Эффективный коучинг: Технологии развития организации через обучение и развитие сотрудников в процессе работы, 2015, с. 48 19 Socratic Method Research [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.socraticmethod.net/ 20 Психологический центр Карташовой А. [Электронный ресурс] // Психиатр, психотерапевт или психолог. — Режим доступа: http://www.psy-centre.ru/about/questions/psihiatr _psihoterapevt_ili_psiholog/ 21 Котова, Н. Менторинг больше чем наставничество [Электронный ресурс] / Интернет-версия газеты «Акмолинская правда». — 2013. — № 138. — Режим доступа: http://apgazeta.kz/2013/11/27/mentoring-bolshe-chem-nastavnichestvo/ 22 Wilson, C. Performance Coaching: A Complete Guide to Best Practice Coaching and Training, 2014, p.14 23 Worldwide Association of Business Coaches [Электронный ресурс] // Business Coaching Definition. — Режим доступа: http://www.wabccoaches.com/includes/ popups/definition.html 24 ICF research “Global Coaching Study” — 2016. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://coachfederation.org/files/FileDownloads/2016ICFGlobalCoachingStudy_ExecutiveSummary.pdf 25 Wilson, C. Performance Coaching: A Complete Guide to Best Practice Coaching and Training, 2014, p.149 26 O'Donovan, G. TGROW Model in Coaching [Электронный ресурс] / Ezine Articles. — 2011. — Режим доступа: http://ezinearticles.com/?TGROW-Model-in-Coaching&id=6264948 27 Mind Tools Portal [Электронный ресурс] // The OSKAR Coaching Framework: Getting Results by Focusing on Solutions. — Режим доступа: https://www.mindtools.com/pages/article/oskar-coaching-framework.htm 28 McKergow, M., Clarke, J. Coaching with OSKAR: A solutions-focused approach to effective and sustainable change [Электронный ресурс] / The Centre for Solutions Focus at Work. — 2013. — Режим доступа: http://sfwork.com/pdf/Coaching%20with%20OSKAR.pdf 29 Развитие потенциала сотрудников: Профессиональные компетенции, лидерство, коммуникации / С. Иванова и др., 2017, с. 91 30 Самольянов, О. Коучинг до самой сути: что важно, 2008, с. 56 31 Zenger, J. The Extraordinary Coach: How the Best Leaders Help Others Grow, 2010 32 Дафт, Р. Менеджмент, 2012, с. 98 33 Cameron, K. Diagnosing and Changing Organizational Culture: Based on the Competing Values Framework, 2011 34 Gallup Institute [Электронный ресурс] // Engagement. — Режим доступа: http://www.gallup.com/topic/employee_engagement.aspx 35 Kanh, W. Psychological Conditions of Personal Engagement and Disengagement at Work, 1990 36 Saks, A. Antecedents and consequences of employee engagement, 2006 37 Егорова, А. Вовлеченность персонала: 7 шагов к пониманию, 2014 38 AXES Management [Электронный ресурс] // Методика исследования вовлеченности. — Режим доступа: http://axesgroup.ru/engagement/metodology/ 39 Business Result Group [Электронный ресурс] // Концепция вовлеченности. — Режим доступа: http://groupbr.ru/services/engagement/ 40 Егорова, А. Вовлеченность персонала: 7 шагов к пониманию, 2014 41 Чуланова, О. Вовлеченность персонала организации: основные подходы, базовые принципы, практика использования в работе с персоналом, 2016 42 Naidoo, P. Investigation relationship between organizational culture and work engagement, 2014 43 Krog, A. The relationship between organizational culture and Work engagement: A multilevel investigation, 2014 44 Parent, D. The Impact of Employee Engagement and a Positive Organizational Culture on an Individual’s Ability to Adapt to Organization Change, 2015 45 Kodjo, J. The Influence of Organizational Culture on Organizational Learning, Worker Involvement and Worker Productivity, 2009 46 Smith, E. Organizational Culture & Employee Engagement, 2016 47 Passmore, J. Building a coaching culture: A development journey for organisational development, 2011 48 Jones, G. How to Create a Coaching Culture, 2014, p. 13 49 ICF research “Building a Coaching Culture with Managers and Leaders” — 2016. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.careercompasscanada.com/wp-content/uploads/2016/10/2016-Building-a-Coaching-Culture-for-Managers-and-Leaders-Final.compressed.pdf 50 Career Partners International [Электронный ресурс] // The Power of a Coaching Culture on Organizational Performance. — Режим доступа: http://www.cpiworld.com/knowledge-center/white-papers/the-power-of-a-coaching-culture-on-organizational-performance 51 Bersin & Associates research “High-Impact Performance Management: Maximizing Performance Coaching” — 2011. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.bersin.com/Practice/ Detail.aspx?id=15021 52 Institute of Leadership & Management research “Creating a coaching culture” — 2011. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.i-l-m.com//media/ILM%20Website/Downloads/Insight/Reports_ from_ILM_website/G443_ILM_COACH_REP%20pdf.ashx 53 Human Capital Institute [Электронный ресурс] // Building a Coaching Culture for Increased Employee Engagement. — Режим доступа: http://www.hci.org/lib/building-coaching-culture-increased-employee-engagement 54 Human Capital Institute [Электронный ресурс] // Building a Coaching Culture for Increased Employee Engagement. — Режим доступа: http://www.hci.org/lib/building-coaching-culture-increased-employee-engagement 55 Ars, B. Work Engagement and Coaching: The Influence of Coaching on Work Engagement, 2010 56 Crane, T. Creating a Coaching Culture, 2005 57 Passmore, J. Building a coaching culture: A development journey for organisational development, 2011 58 Allen, W. The Coach’s View: Best Practices for Successful Coaching Engagements, 2016 59 Лебедева, А. Коуч – Волшебное зеркало, 2014 60 Беляев, В. Обратная связь как инструмент руководителя, 2014 61 Clutterbuck, D. Making Coaching Work: Creating a coaching culture, 2006 62 Crane, T. Creating a Coaching Culture, 2005 63 Wilson, C. Performance Coaching: A Complete Guide to Best Practice Coaching and Training, 2014, p.7 64 Institute for Solution-Focused Therapy [Электронный ресурс] // What is Solution-focused Therapy. — Режим доступа: https://solutionfocused.net/what-is-solution-focused-therapy/ 65 Wilson, C. Performance Coaching: A Complete Guide to Best Practice Coaching and Training, 2014 66 Freeman, E. Strategic Management: A Stakeholder Approach, 1984, p. 49 67 Kotter, J. Leading Change, 1996 68 Leadership That Works [Электронный ресурс] // 7 Steps for Developing a Coaching Culture. — Режим доступа: http://www.leadershipthatworks.com /utility/showArticle/?objectID=5037 69 Cameron, K. Diagnosing and Changing Organizational Culture: Based on the Competing Values Framework, 2011 70 Denison, D. Toward a Theory of Organizational Culture and Effectiveness / Daniel R. Denison, Aneil K. Mishra // Organization Science. ― 1995. ― Vol. 6, N. 2. ― P. 204-223. 71 Schneider L., Jackson, T. How to create a coaching culture in your company [Электронный ресурс] / The Globe and Mail, 2016. — Режим доступа: http://www.theglobeandmail.com/report-on-business/careers/leadership-lab/creating-a-coaching-culture-in-organizations/article 28477122/ 72 Forbes Coaches Council [Электронный ресурс] // 13 Ways Leaders Can Build A 'Coaching Culture' At Work. — Режим доступа: https://www.forbes.com/sites/forbescoachescouncil/2016/10/07/13-ways-leaders-can-build-a-coaching-culture-at-work/#ce2ca4a44b68 73 Minor, M. Coaching for Development, 1995 74 Herholdt, J. Mentoring and Coaching in Organisations, 2012 75 Петров, К. А. Оценка программ обучения и развития сотрудников в российских и зарубежных компаниях, 2016, с. 22 76 Kirkpatrick, D. Evaluating Training Programs: The Four Levels, 1994 77 Петров, К. А. Оценка программ обучения и развития сотрудников в российских и зарубежных компаниях, 2016, с. 28 1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15

65:

  1. Формирование цели. Как в самом коучинге, так и в создании культуры коучинга в организации, первая задача – это определить цель, то есть желаемый результат. Целью может быть решение какой-либо проблемы, например, повышение вовлеченности сотрудников, поддержка политики компании, ориентированной на сотрудников, повышение эффективности сотрудников и т.д. Формирование цели на первом этапе также позволяет отслеживать прогресс и корректировать направление развития при необходимости.

  2. Проверка организации. Этот этап соответствует второму этапу модели GROW, то есть определяет текущее положение. Для формирования культуры коучинга необходимо определиться, какие необходимы ресурсы для её создания, какие из них уже имеются, какой является культура организации на данный момент, кто должен участвовать в создании культуры коучинга и т.п.

  3. Определение заинтересованных сторон. Э. Фриман (1984) определяет заинтересованные лица, как «группы, которые могут оказывать воздействие на достижение цели организации или испытывать воздействие в результате достижения этой цели»66. Для определения заинтересованных сторон можно воспользоваться матрицей по типологии Фримана.

  4. Согласование плана изменений и отправной точки. После определения заинтересованных сторон, их ожиданий и зон ответственности, следует перейти к составлению конкретных действий по внедрению коучинга, начиная от выбора провайдера, заканчивая продолжительностью и регулярностью коуч-сессий. На этом этапе будет целесообразно учесть модель изменений Дж. Коттера (1995)67, включая последовательное соблюдение восьми шагов, представленных в модели.

  5. Измерение эффективности. Важно отметить, что для наилучшего результата следует определять объект и методы измерения эффективности до запуска конкретной программы. Существует несколько способов оценки эффективности использования коучинга, включая модель Д. Киркпатрика, возврат на инвестиции (ROI), возврат на ожидания (ROE), достижение цели коучинга как таковое, которые будут подробнее описаны в разделе 1.6.

  6. Пилотные проекты. Не стоит запускать масштабные программы коучинга во всех подразделениях компании сразу и одновременно. Следует начать с одного небольшого проекта, чтобы прояснить реакцию заинтересованных сторон и скорректировать план действий при необходимости. На этом этапе происходит выбор провайдера услуг, который, как правило, является внешним на первых стадиях внедрения коучинга. Аспекты, на которые стоит обратить внимание при выборе коуча, представлены в следующем разделе.

  7. Оценка пилотных проектов и последующее планирование. После осуществления первых коучинговых программ крайне важно детально проанализировать результаты, включая оценку эффективности, мнения заинтересованных сторон, отчеты провайдера коучинговых услуг и т.п. Если результаты представляются неудовлетворительными, следует заново пересмотреть каждый пункт этого плана и внести необходимые изменения.

  8. Запуск программы и поддержка динамики. После успешного запуска пилотных проектов можно переходить к следующим этапам внедрения коучинга, разработанным ранее. Крайне важным представляется транслирование лучших практик коучинга среди организации. Это может быть сделано в форме презентаций, уведомления сотрудников по электронной почте или через корпоративный портал, награждения отличившихся в коучинге сотрудников и т.п.


Альтернативный план развития культуры коучинга может выглядеть следующим образом68:

  1. Оценка культуры организации. Чтобы сформировать культуру коучинга в организации необходимо начать с оценки той культуры, которая существует на данный момент. Это можно сделать с помощью типологии К. Кэмерона и Р. Куинна (1999)69 или, например, модели Д. Дэнисона (1995)70. Также нужно определить уровень развития коучинга в организации и причины, по которым необходимо усилить или создать культуру коучинга.

  2. Определение сопротивления изменениям. Сотрудники могут быть против внедрения культуры коучинга, и к этому нужно быть готовым. Самое критическое сопротивление, естественно, находится на высшем уровне, то есть на уровне топ-менеджмента. Если высшее руководство против нововведения или испытывает сомнение – это первое с чем необходимо справиться. Пример того, как с этим справилась компания «Газпром нефть» будет представлен в следующей главе. Помимо топ-менеджмента сомнения могут возникнуть и у других сотрудников, и в том и в другом случае требуется подготовка, например, как уже упоминалось выше, с помощью модели изменений Дж. Коттера.

  3. Выбор внешних провайдеров. К выбору первых внешних коучей нужно подойти со всей ответственностью, т.к. они, возможно, сформируют первое и важное впечатление у сотрудников о коучинге. Наилучшим результатом будет формирование четких критериев для отбора провайдеров и их оценка при отборе. Подробнее речь пойдёт об этом в разделе «Коуч и его роли».

  4. Развитие внутренних коучей. Внешних провайдеров будет рационально использовать для обучения внутренних коучей в том числе. Помимо этого, у организации есть возможность найма коуча в штат или же отправки сотрудников L&D на соответствующее обучение коучингу. Использование внутренних ресурсов организации позволит сократить издержки на бизнес-коучинг, которые порой достигают существенных размеров.

  5. Закрепление процедур. Создание культуры коучинга – это больше, чем просто заставить людей использовать коучинг. Для того, чтобы культура организации считалась коучинговой, коучинг должен находить своё отражение как в политике, так и в процедурах компании. На этом этапе можно пользоваться следующими вопросами: «Какие компетенции требуются для развития организации в ближайшие 5 лет? Как навыки коучинга встроены в эти компетенции?», «Как система вознаграждения и стимулирования поддерживает коучинг и сотрудничество, а не внутреннюю конкуренцию?» и т.п.

  6. Измерение эффективности. Внедрение коучинга, как и любого другого дорогостоящего инструмента в организацию, требует соответствующего обоснования. Зачастую преимуществ, которые описывают сотрудники HR-отдела перед запуском, недостаточно, поэтому необходимо фиксировать результаты, которые достигнуты, благодаря коучингу или в частности коучингу. Это может включать в себя изменение поведения (развитие компетенций, выстраивание отношений), достижение целей (личных, командных, организационных), рост креативности (новые идеи, разработка продукта или услуги), улучшение обслуживания (удовлетворенность клиентов) и т.п.


Л. Шнайдер и Т. Джексон в статье «How to create a coaching culture in your company» (2016) утверждают следующее71. Во-первых, культура коучинга начинается сверху, то есть, как правило, лицом, принимающим решение о внедрении культуры коучинга, является топ-менеджер. Поэтому руководители в первую очередь должны стать примером успешного коучинга для своих сотрудников. Именно поэтому первым этапом при внедрении культуры коучинга должен являться коучинг первых лиц. Кроме того, авторы утверждают, что на начальных этапах необходимо разработать определенные поощрения за использование коучинга. Так, например, менеджер, использующий управление в стиле коучинг со своими сотрудниками, может быть указан на стенде почета, премирован и т.п.

В 2016 году организация Forbes Coaches Council в своей статье «13 Ways Leaders Can Build A 'Coaching Culture' At Work» опубликовала мнения своих авторов на тему того, с чего могут начать лидеры для формирования культуры коучинга в своей организации72. Ниже представлены те из них, суть которых не была отражена ранее:

  • Задавайте правильные вопросы своим сотрудникам. Культура коучинга направлена в частности на то, чтобы сотрудники учились на собственном опыте. Нужно задавать сотрудникам вопросы, а не рассказывать им что и как делать. «Что бы Вы сделали по-другому?» вместо «Тебе надо сделать это!» даст возможность сотрудникам придумать новые оригинальные решения задачи, о которых руководители, возможно, даже не задумывались – считает Мо Чангмугам.

  • Коучинг – это стиль жизни и нельзя просто интегрировать его в организацию. Это не то же самое, что добавить морковь в рагу. Ключ к успеху лежит в том, чтобы сперва обучить сотрудников тому, что собой представляет коучинг, а затем поощрять их общаться в стиле коучинг для достижения их целей. Еженедельная групповая коуч-сессия с профессиональным коучингом отлично продемонстрирует суть явления – советует Ларри Бойер.

  • Закрепите процедуру коучинга. Коучинговая культура невозможна без регулярной практики. Так, например, менеджер компании Salesforce выделяет целый день из своей рабочей недели на проведение коуч-сессий с сотрудниками. Более десяти его прямых подчиненных получают 30 минут индивидуального коучинга, направленного на развитие их потенциала, – рассказывает Тейлор Якобсон.

  • Сделайте менеджеров ответственными за развитие их подчиненных. Культура коучинга должна быть взаимосвязана с миссией компании, при этом каждый менеджер должен привлекаться к использованию коучинга. Отслеживать результаты можно с помощью постановки и согласования с менеджером целей развития для каждого сотрудника. Вознаграждения менеджеров, которые справляются с поставленной задачей, должны быть выше, чем у тех менеджеров, которые этого не делают, – убеждена Барбара Сафани.


На пути к созданию культуры коучинга в организации, как и при любом другом масштабном проекте, могут возникнуть определенные трудности. Исследование ICF (2016) говорит о том, что по крайней мене четверть респондентов сталкиваются со следующими проблемами при внедрении культуры коучинга:

  • Коучинг занимает много времени (57% респондентов);

  • Отсутствие отчетности о ведении коучинговой деятельности (34% респондентов);

  • Сложности в изменении директивного стиля руководства (28% респондентов);

  • Ограниченный бюджет (27% респондентов);

  • Нехватка поддержки со стороны топ-менеджмента компании (25% респондентов);

  • Сложности с измерением эффективности (25% респондентов).

Таким образом, несмотря на доказанную полезность культуры коучинга, единого подхода к её формированию на данный момент не существует, т.к. формирование культуры – специфический процесс для каждой организации. Однако было предложено несколько подходов, суть и отдельные этапы которых, можно использовать для разработки уникального плана по формированию культуры коучинга. Также были представлены возможные проблемы при внедрении культуры коучинга, одна из которых не была упомянута: «Как выбрать коуча?». Этому и посвящен следующий раздел.

1.6 Коуч и его роли


Коуч – ключевой субъект любой коуч-сессии, без которой она не состоится. Именно коуч помогает клиенту раскрыть потенциал, стать успешным, достичь своей цели. В качестве коуча может выступать внешний специалист, руководитель организации, сотрудник – любой специалист, владеющий технологиями коучинга, имеющий необходимый набор знаний и навыков в сфере коучинга. Более подробно ознакомиться с понятием «коуч» можно, рассмотрев роли, которые коуч может играть в процессе коуч-сессий. Кроме того, в данном разделе будут приведены некоторые правила, которые помогут выбрать эффективного коуча.

1.6.1 Роли коуча


Для того, чтобы определить, какие роли может играть коуч в процессе коуч-сессий, необходимо для начала дать конкретное определение понятию «коуч». На сегодняшний день не существует общепринятого определения понятия «коуч». Изучая различную литературу можно столкнутся с разной трактовой данного понятия, поэтому в данной работе видится целесообразным связать определение понятия «коуч» с определением самого коучинга, приведённым ранее.

Таким образом, можно сказать, что коуч (от англ. coach – тренер/специалист, проводящий тренировку/спортивный тренер) – специалист, владеющий технологиями коучинга, помогающий с помощью таких технологий клиенту достичь личных и/или профессиональных целей и задач и способствующий повышению результативности клиента.

Исследование ICF (2016) выявило 10 навыков и умений, которые, по мнению респондентов, являются критически важными для внутренних и бизнес-коучей:

  1. Установление доверия (63% респондентов);

  2. Соблюдение этических норм (59% респондентов);

  3. Навыки активного слушания (56% респондентов);

  4. Открытость, гибкость и уверенность (47% респондентов);

  5. Управление прогрессом (44% респондентов);

  6. Создание возможностей для обучения (42% респондентов);

  7. Содействие в планировании и постановке целей (42% респондентов);

  8. Умение задавать правильные вопросы (40% респондентов);

  9. Умение создать чувство осознания у клиента (38% респондентов);

  10. Создание коучингового соглашения (18% респондентов).