Файл: Организация профориентационной работы в школе 2023 содержание.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 626
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
5. Итог занятия.
Давайте подведем итоги нашему занятию.
Какие профессии вы «примерили на себя»?
А к каким группам их можно отнести?
Кто из вас в дальнейшем хотел бы посвятить свою жизнь профессии, которую вы сегодня представили?
Мне хочется, чтобы сегодня вы унесли с собой одну мысль: какую бы человек ни выбрал для себя профессию, он должен выполнять свою работу добросовестно, с любовью, чтобы не получилось так, как в стихотворении «Странное дело» (читает подготовленный ученик).
Странное дело, а может быть нет.
Жил был на свете когда-то сапожник... Был он сапожником 45 лет, Но про него говорили — художник.
Странное дело, а может быть нет.
Жил был на свете когда-то художник...
Был он художником 70 лет, Но про него говорили — сапожник Странное дело, а может быть нет.
Наш классный час окончен, но не окончен разговор о выборе профессии.
Сегодня вы отлично поработали дизайнерами, архитекторами, озеленителями. Возможно, знания, полученные сегодня, определят ваш выбор специальности, и наш город станет краше благодаря вашим стараниям.
2.3. Профориентация старшеклассников
Старший подростковый возраст и раннее юношество — это нелегкий переходный этап в жизни любого человека. Он связан, прежде всего, с трудностями роста — с поиском своего места в жизни, реализацией интеллектуального, личностного, творческого потенциала.
Учащихся старших классов можно разделить на четыре категории по степени сформированности их профессиональных планов.
Работа с каждой отдельной категорией учащихся проводится различными способами и приемами, исходя из различных задач и целей для каждой из представленных групп.
Обозначим данные категории учащихся:
-
Школьники, которые уже определили свое будущее призвание и нуждаются в основном в том, чтобы им были показаны пути дальнейшего получения образования, учебные заведения, в которых можно получить данную специальность, перспективы работы. Иногда необходимо подсказать пути самовоспитания, самообразования, подготовки себя к овладению в будущем данной профессией. -
Школьники, которые не знают, куда пойти учиться или работать, не имеют конкретных жизненных профессиональных планов. Данная категория учащихся нуждается в основном в работе по профессиональному просвещению. Знакомство с различными профессиями и специальностями помогает им определить свое будущее. С данным контингентом учащихся можно достаточно эффективно применять анкеты на выявление интересов, результаты которых могут служить как бы «первотолчком» для последующего самоопределения, помогают школьникам сузить область выбора и сориентироваться в многообразии профессий. -
Школьники, которые выбрали свою будущую профессию, но в силу каких-либо противопоказаний (состояние здоровья, явно завышенный уровень притязаний, неадекватная самооценка и т.д.) овладение данной профессией либо существенно ограничено для них, либо совершенно невозможно. В данном случае необходима работа по реориентации. В задачу деятельности школьного психолога входит определение системы мер педагогических и психологических воздействий на данного школьника с целью его реориентации. Реориентация предполагает разрешение подростком достаточно сложного противоречия между собственным желанием, с одной стороны, и невозможностью (либо ограниченностью) заниматься данной деятельностью — с другой. -
Школьники, которые выбрали сразу несколько профессий, часто совершенно противоположного характера. Это самая многочисленная группа. Ее составляют учащиеся, которые при определении своего профессионального выбора ориентируются исключительно на советы и мнения товарищей и окружающих людей, не задумываясь ни о своих возможностях, ни о достоинствах той или иной профессии. В силу того, что эти мнения и советы бывают противоречивыми, профессиональное самоопределение таких школьников становится чрезвычайно сложным делом. Нам представляется, что именно такие учащиеся в наибольшей степени нуждаются в помощи со стороны школьного психолога.
Основной целью работы школьного психолога с этими учащимися является не только разрешение противоречий, но и выработка устойчивого и целенаправленного профессионального выбора.
Возрастные особенности выпускников школы и социальная ситуация (окончание школы) требуют от педагогов и психологов активной помощи учащимся в личностном и профессиональном самоопределении. По сути дела вся учебно-воспитательная работа должна быть направлена на это.
Жизненные планы старшеклассников, которые стоят на пороге выбора профессии, отличаются резкой дифференциацией по интересам и намерениям, но совпадают в главном — каждый хочет занять достойное место в жизни, получить интересную работу, хорошо зарабатывать. В связи с выбором профессии у учащихся могут возникать конфликты с семьей. Родители предлагают своему ребенку ту профессию, которую, по их мнению, легче получить, или требуют идти по их стопам. Однако учащиеся определяют в профессии, в первую очередь, ее материальные возможности.
По исследованиям психологов, многие старшеклассники хорошо определяют в профессии ее результативность и с трудом определяют трудности профессии, с которыми им придется столкнуться.
Классному руководителю необходимо обратить серьезное внимание на просвещение учащихся в вопросе выбора будущей профессии, на знакомство с различными профессиями и представителями различных профессий. Не менее значимым и интересным является знакомство с вузами, в которых можно получить информацию о той или иной профессии.
Нужно также отметить достаточно высокую тревожность старшеклассников в отношении своего будущего. Большинство учащихся связывают свое будущее с реализацией профессиональных планов: их беспокоит выбор профессии и пути ее освоения, тревожит, смогут ли они найти работу по специальности и при этом быть успешными, хорошо зарабатывать и т.д.
Источником такой тревожности и страхов у учащихся является также их предполагаемая неспособность к конкуренции по окончании школы. Многие испытывают страх не соответствовать требованиям родителей, а затем и рынка труда. Они чувствуют огромное давление из-за необходимости конкурировать в школе и во внешнем мире.
Юноши и девушки, отвечая на вопрос, что они думают о своей жизни, школе и будущем, проявляют недоверие к себе: многие из них боятся будущего. Практически каждый опасается, что не будет соответствовать ожиданиям родителей и своим собственным.
Наши мальчики и девочки взрослеют в жесткой атмосфере социальной конкуренции. Граждане обоего пола испытывают сильный страх неудачи. Это хорошо замаскированный страх, скрытая ожидаемая тенденция в обществе, которая атакует разум юношей и девушек, не полностью осознающих себя.
А вот родители и учителя от этих важных вопросов стараются уйти. Они больше говорят о послушании, старательности, хорошей учебе. Вот характерное высказывание одной девочки: «Учителя и родители такие несовременные... Учителям надо только, чтобы я хорошо знала их предмет, родители хотят видеть меня примерной ученицей, им важно, как я сейчас учусь, какие оценки приношу... А мне бы дорогу свою найти... Жизнь впереди такая непонятная, сколько всяких тревог, так легко потеряться...»
Поэтому одна из актуальных задач классного руководителя — помощь своим воспитанникам в совершении обоснованного профессионального выбора, формировании чувства уверенности в правильности выбора жизненного пути. Конечно, такие проблемы развития учащихся должны решаться в сотрудничестве с родителями и школьными психологами.
Большую помощь старшеклассникам в формировании личности, в обучении принимать жизненно важные решения, поиске цели в жизни, в выборе профессии может оказать внеклассная профориентационная работа.
Ниже предлагаются сценарии мероприятий, нацеленных на личностное и профессиональное самоопределение учащихся. Все предлагаемые в них методики, являясь психологическими, по сути, адаптированы для использования их педагогами.
Профориентационная беседа
«Проблемы профессионального самоопределения»
Все люди так или иначе озабочены тем, что будет с ними завтра. Однако, одно дело — быть озабоченными, беспокоиться и тревожиться относительно своего будущего и совсем другое дело — позитивно планировать его, представлять, чего ты хочешь в жизни, знать, как этого достичь и уметь это делать.
Перед любым человеком рано или поздно встает проблема выбора профессии. Вопрос этот очень важен, поскольку от его решения зависит будущее каждого.
Насколько важна для людей работа? Каждый может ответить на этот вопрос по-своему. Для одних работа — это смысл всей жизни, для других — просто средство к существованию, для третьих — привычка, для четвертых — печальная необходимость.
Понятно, что если пироги печет сапожник, то вряд ли он добьется успеха на этом поприще. А вот реализованные профессиональные склонности являются залогом успеха. Важно вовремя подметить, куда вас тянет больше, и постараться жизненные цели поставить в зависимость от интересов.
Профессиональная ориентация каждого отдельного человека начинается с семьи. В семье артистов обычно человек вырастает артистом, музыкантом.
Конечно, не обязательно дети идут по проторенной родителями дороге. Как ни учили Ван Гога торговать, склонность к рисованию взяла верх, и мы знаем его как великого художника. Зря учился Собинов в Московском университете на юриста; из присяжного поверенного он уходит в солисты Большого театра и достигает мировой славы.
Таких примеров бесчисленное множество. Например, многие артисты и писатели — люди творческих профессий — нашли свой путь, лишь попробовав себя на каком-то ином поприще: врача, инженера, учителя, геолога. Все это свидетельство того, что склонности все-таки помогли человеку найти себя и достичь успеха, несмотря на то, что обстоятельства толкали его в объятия чуждой ему профессии.
«Попасть в точку» при выборе профессии не менее, а может быть и более важно для психического благополучия человека, чем отыскать свою «половинку». И, к сожалению, не менее сложно. За ошибки несовпадения, когда человек не любит свою профессию или профессия не любит человека, часто приходится расплачиваться всю жизнь. И, как в любви, при выборе профессии ни одна фирма, ни один специалист не может вычислить стопроцентный вариант и выдать вам беспроигрышное решение. Выбор должен быть вашим выбором, а специалисты, в частности психологи и профконсультанты, могут лишь помочь сделать его более осознанным и хотя бы немного снизить вероятность ваших ошибок и неудач.
Вполне естественно, что, выбирая профессию, мы не можем досконально знать ее содержание. Но зачастую даже у абитуриентов вузов нет и ориентировочных знаний о той профессии, которую они выбирают. Один из таких примеров приводит в своей книге «Как выбирать профессию» известный психолог Е.А.Климов. Речь идет о девушке, которую любовь к музыке привела ни много, ни мало как в электротехнический институт. А дело в том, что в этом институте был факультет, который назывался «радиовещание». Отталкиваясь от этого слова, девушка наивно полагала, что суть ее будущей работы будет состоять в подборе и исполнении музыкальных произведений для радиопередач. При этом в расчет не были приняты вроде бы совершенно очевидные вещи: институт-то технический, готовит инженеров, то есть людей, имеющих дело с приборами и механизмами. Инженер по радиовещанию, если и занимается музыкой, то только с физикотехнической, а отнюдь не эстетической стороны. Этот пример мог бы показаться просто курьезом, если бы за ним, к сожалению, не стояла реальная человеческая судьба.
Наши представления о мире профессий, в котором мы осуществляем свой выбор, часто напоминают «королевство кривых зеркал». И не только недостаток знаний тому причиной. Психологически мы склонны обращать особое внимание на наиболее привлекательные для нас черты той или иной деятельности. А о многих других, гораздо менее приятных ее сторонах не задумываемся вовсе. В результате образ даже хорошо знакомой профессии существенно искажается. Какая-то одна сторона предстает в таком образе чрезмерно преувеличенной, другие, на самом деле отнюдь не менее важные, оказываются едва различимыми, а то и вовсе незаметными.
Очень ярко образцы такого рода иллюзий обнаруживают абитуриенты педагогических вузов. Многих сюда приводит увлеченность математикой, интерес к истории и т.п., а собственно работа учителя, преподавателя привлекает мало.
Даже став студентами, будущие педагоги подчас с удивительным упорством продолжают мыслить себя исключительно математиками, историками или биологами, хотя очевидно, что избранная профессиональная деятельность вовсе не сводится к занятиям любимой наукой.
Создавая образ своей будущей профессиональной деятельности, мы нередко склонны идеализировать не только привлекательную для нас профессию, но и самих себя в этой профессии. Задумайтесь, всегда ли наши оценки определенной деятельности и собственных возможностей на выбираемом поприще достаточно реалистичны? Часто в мыслях о будущем мы видим себя людьми, которые достигли наибольших успехов в своем деле, ставим себя на место тех, кто занимает в этой области «командные высоты». Может быть, именно этот, скорее рекламный, чем реальный образ более всего и привлекает нас в профессии, которой мы собираемся себя посвятить. Чтобы разобраться в этом, попробуйте поставить себя на место менее выдающихся, рядовых представителей выбираемой профессии, которых в любой деятельности абсолютное большинство. Насколько хорошо Вы представляете их ежедневную работу? Ведь, вполне возможно, что эта деятельность и будет вашим основным делом после окончания учебы, а может быть и всю жизнь. Привлекает ли она Вас? Если да, то у Вас немало шансов остаться удовлетворенным своим выбором и не испытать разочарования в будущем.
Быть реалистом при выборе профессии, конечно же, не означает, что большинству из нас даже нечего мечтать о том, чтобы стать, скажем, преуспевающим банкиром, а надо сознательно готовить себя к судьбе простого клерка. Речь идет о понимании того, что преуспевающий банкир вырастает, как правило, из способного служащего банка, который стремится и много делает для того, чтобы достичь профессионального успеха.