Файл: Организация профориентационной работы в школе 2023 содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 630

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Пытаясь занять более реалистичную позицию при выборе профессии, сталкиваешься с тем, что разобраться в себе, понять собственные стремления, интересы, способности невероятно трудно, еще сложнее, чем получить более-менее верное представление о содержании выбираемой профессиональной деятельности. Эффективным фактором решения этих задач выступает профессиональная ориентация, которая путем проведения комплекса специальных мер оказывает содействие человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социальноэкономической ситуации на рынке труда.

Индивидуальная профконсультационная беседа

«Дискуссионный диалог»

Цель данной профконсультационной беседы — актуализация знаний и представлений школьника о каждой из предпочитаемых профессий, установление соответствия своих способностей и возможностей требованиям, которые предъявляет профессия к человеку. На основе сравнения ученик может определить свой выбор.

Проведению профконсультационной беседы должно предшествовать изучение личности школьника различными методами (наблюдение, анкетирование, беседы с родителями и учителями, различные тестовые методики и др.). Только на основе полученного представления о данном ученике можно приступать уже к собственно профконсультационной беседе. Лучше, если профконсультационную беседу проведет школьный психолог. Он имеет возможность проводить индивидуальные профконсультационные беседы не сразу в момент обращения, а через некоторое время. Правда, необходимо отметить, что в данном случае может пропасть «эффект обращения», т.е. внутренняя установка консультируемого на ожидаемую помощь, поэтому необходимость беседы в каждом конкретном случае определяется с учетом особенностей личности каждого ученика.

Как же протекает сама беседа? После определенного количества уточняющих вопросов (биографических данных, данных о родителях и т.д.) и налаживания положительного контакта между консультантом и консультируемым (выработка у школьника установки на взаимное сотрудничество с целью получения им действенной помощи в профессиональном самоопределении) школьнику предлагается выбрать одну из предпочитаемых им профессий для обсуждения. Обычно школьник выбирает наиболее значимую для себя. Выбор школьником профессии для обсуждения фиксируется. Далее консультант предлагает школьнику определить ту роль, которую он будет выполнять при обсуждении. Такими ролями могут быть либо роль защитника выбранной профессии, либо критика ее недостатков. Данный выбор школьника также фиксируется консультантом.


После определения ролей начинается диалог. Консультант занимает роль, противоположную той, которую выбрал школьник. Позиции, высказанные школьником (аргументы «за» и «против»), а также высказывания консультанта письменно фиксируются. Желательно, чтобы процесс накапливания аргументов и их фиксирования школьник мог наблюдать (в определенных случаях фиксацию аргументов можно поручить самому школьнику). Запись результатов беседы, по возможности, надо вести так, чтобы можно было осуществить как количественное, так и качественное сравнение. В процессе беседы консультант не должен перехватывать инициативу у школьника, однако нужно стараться на каждый аргумент школьника отвечать своим аргументом. Иногда консультанту необходимо для активизации интереса школьника привести свой аргумент, чтобы добиться от школьника ответного.

В процессе беседы обсуждаются: значение и необходимость данной профессии, условия труда и заработная плата, перспективы профессионального роста, требования, предъявляемые профессией к личности, соответствие личностных особенностей данного школьника этим требованиям и т.д. Желательно при этом избегать категорических утверждений. Диалог продолжается до тех пор, пока не наберется достаточное количество аргументов. Затягивать обсуждение надолго не рекомендуется.

Через несколько дней происходит повторная встреча психолога с консультируемым. Школьнику предлагается провести аналогичную беседу, предметом обсуждения которой явится вторая из предпочитаемых школьником профессий. Школьник опять выбирает роль. Следует учесть, что от беседы к беседе роли психолога и ученика должны меняться. Далее процедура повторяется, как и в первый раз.

Количество бесед с каждым учащимся может быть разным и зависит от числа выбранных данным школьником профессий. Перерыв между беседами — три-пять дней.

В результате проведения подобной серии профконсультационных бесед у школьника актуализируются его знания и представления о каждой из предпочитаемых им профессий. Иногда целесообразно после окончания беседы дать школьнику возможность ознакомиться с фиксируемыми результатами бесед и сравнить их. В процессе беседы психолог пытается провести соответствие между личностными особенностями школьника и требованиями, которые предъявляет к личности данная профессия, поэтому до беседы желательно ознакомиться с профессиограммой данной профессии (и даже иметь ее при себе для ознакомления школьника).



Данные, которые накапливаются у психолога в результате изучения школьника до беседы и в процессе ее, дают возможность определить, к какой из профессий более расположен сам школьник и какой из них он наиболее соответствует по своим личностным особенностям. В случае расхождения между желанием и возможностью посвятить себя той или иной профессии процесс разрешения данного альтернативного вопроса должен быть предоставлен самому школьнику.

Главным достоинством «дискуссионного диалога» является то, что школьнику оказывается действенная помощь в его профессиональном самоопределении, при этом исключается или, во всяком случае, достаточно сильно ограничивается какое-либо внешнее давление на его выбор со стороны.

КЛАССНЫЕ ЧАСЫ

«К чему люди стремятся в жизни»


Цели:

  1. Осознание учащимися целей, дающих человеку смысл жизни.

  2. Понимание разницы между материальными и нематериальными целями.

  3. Осознание собственных целей и стремлений.

Предварительная подготовка.

1. Ведущий (классный руководитель или школьный психолог) предлагает детям написать мини-сочинение «Автобиография будущего»:

— Я хочу предложить вам небольшое, но увлекательное задание. Оно будет немного похоже на сочинение. Вам, наверное, всем знакомо слово «биография». Его точное значение — жизнеописание. Автобиография — это описание своей жизни. Автобиографию обычно нужно писать при приеме на работу или поступлении в институт. Она должна содержать краткие и точные сведения об основных этапах жизненного пути человека. Сегодня вы попытаетесь написать «автобиографию будущего». Загляните немного вперед. Подумайте и помечтайте. Не ограничивайте свою фантазию — объем сочинения может быть любым. Попытайтесь ответить на следующие вопросы.

  1. Как вы видите свою жизнь от настоящего момента до 2030 года?

  2. Какими будут ваше образование, профессия?

  3. Будет ли у вас семья, дети?

  4. Каково ваше материальное положение?

  5. Что составляет основную гордость за прожитые годы?

Перед подростком должен быть чистый листок бумаги. Подписывать его не обязательно, но при желании можно написать имя и фамилию.

Вспомогательные вопросы, приведенные выше, нужно написать на доске.

Не ограничивайте подростков во времени.

Ход классного часа

I. Обсуждение мини-сочинений «Автобиография будущего». Ведущий рассказывает об обобщенных результатах минисочинений:

  1. Какие жизненные достижения наиболее ценятся подростками?

  2. Что больше ценят мальчики, что — девочки?

  3. Насколько мечтания учащихся духовны или бездуховны, эгоистичны или альтруистичны?



Подростки высказывают свое мнение, приводят аргументы в защиту тех или иных жизненных ценностей.

II. Выявление целей, к которым люди могут стремиться в жизни.

На доске записано:

Хорошее образование

Хорошая работа и карьера

Счастливая семья

Слава

Деньги, богатство


Дружба

Достижения в искусстве, музыке, спорте

Уважение и восхищение окружающих

Наука как познание нового

Хорошее здоровье

Уверенность в себе и самоуважение

Хорошая пища

Красивая одежда, ювелирные украшения

Власть или положение

Хороший дом, квартира

Сохранение жизни и природы на Земле

Счастье близких людей

Благополучие государства

Задание 1.Перепишите данный перечень в свою тетрадь. Разбейтесь на пары и, обсуждая этот список, выберите те стремления, над которыми, по вашему мнению, человек невластен. Напротив каждого стремления поставьте соответствующую пометку — «властен» или «невластен».

Задание 2. Читая внимательно каждое из стремлений, отметьте, какие из них материальные, а какие нематериальные. Напротив каждого стремления в тетради поставьте соответствующую пометку. Работайте парами.

Примечание. Перед выполнением этого задания нужно объяснить подросткам значение слов «материальный» и «нематериальный».

Материальным называется то, что можно увидеть, потрогать или еще как-то воспринять органами чувств; можно продемонстрировать или доказать факт существования.

Нематериальное нельзя потрогать и, следовательно, проверить наличие; тем не менее, это существует.

Задание 3. Выпишите отдельно пять целей, которых вы хотели бы достичь в жизни больше всего. Работайте индивидуально в своей тетради.

(Дети выполняют задание)

Ведущий: В представленном списке к материальным ценностям относятся деньги, хорошая пища, красивая одежда, ювелирные украшения, хорошая квартира.

Остальные цели, которые побуждают деятельность и делают жизнь осмысленной, являются нематериальными.

Достаточно ясно, что люди должны жить в тепле и чистоте, хорошо питаться, но если жизнь подчинена удовлетворению только этих потребностей, счастье будет кратковременным. Если человек сыт, никакая еда не сделает его счастливее. Физические потребности нетрудно удовлетворить — ненасытна лишь жадность. Но не следует отвергать их совершенно. Пусть каждый ест ровно столько, сколько нужно, — жадность и распущенность не должны руководить человеком.

По поводу того, над какими стремлениями человек властен, а над какими нет, возникли разногласия. Кто-то считает, что достижение почти каждой из перечисленных целей находится в его власти. Кто-то, напротив, больше полагается на обстоятельства, чем на себя.