Файл: Организация профориентационной работы в школе 2023 содержание.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 628
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
На самом деле вопрос, что же играет большую роль — воля человека или обстоятельства жизни, — является непростым, дискуссионным. Об этом рассуждают философы, журналисты, писатели. И каждый человек самостоятельно ищет на него ответ. В соответствии с ним и складывается жизненная позиция: активная или пассивная, которая существенным образом предопределяет успешность деятельности и жизни человека.
Можно сделать вывод: нельзя отрицать влияние внешних обстоятельств на результаты деятельности, их обязательно надо учитывать, считаться с ними. Но активная позиция, когда человек принимает на себя ответственность за достижение поставленных целей, является более плодотворной. Такие люди более удачливы в жизни и добиваются больших успехов.
Далее выясняется общее мнение группы по поводу того, какие же цели являются наиболее важными в жизни. Учащиеся смотрят на списки целей: написанные на доске, и те цели, которые выбраны ими лично (задание 3). Производится опрос и выясняется, что самое главное для каждого учащегося (пять выбранных целей). На доске отмечаются звездочками повторно упоминаемые пункты.
Далее ведущий предлагает следующие вопросы для обсуждения:
-
Каковы для тебя пять самых важных вещей в твоем списке? -
Думаешь ли ты, что будешь по-настоящему счастлив, если этого добьешься? -
Совпадает ли мнение класса по поводу важности некоторых твоих устремлений?
После обсуждения делаются выводы.
Поведение людей мотивируется стремлениями или поставленными целями. Одни цели важнее других в силу ценности получаемого в результате вознаграждения.
Цели и вознаграждения простираются от конкретных и осязаемых до абстрактных и нематериальных.
Для достижения какой-либо цели необходимо приложить усилия. Иногда из-за желания достичь различных целей возникают противоречия.
III. Методика-интервью «Что было главным в жизни».
Ведущий предлагает учащимся провести интервью. Они разбиваются на пары: один принимает роль репортера, другой — интервьюируемого. При этом нужно представить, что тот, кого интервьюируют, — человек очень пожилого возраста. Ему исполнилось 80, а может быть и 90, лет, но, несмотря на это, он имеет абсолютно нормальное мышление. Вся жизнь позади.
Репортер хочет изучить жизненные достижения и свершения этого человека.
Учащиеся садятся парами и по очереди интервьюируют друг друга. Репортеры должны делать записи, чтобы затем рассказать классу о своем интервью.
Вопросы интервью:
-
Что было для вас самым важным в жизни? -
Какое личное качество больше всего помогло вам в трудных ситуациях? -
Что помогало и что препятствовало в вашей жизни созданию близких взаимоотношений с другими людьми? -
Что вы сделали для своей семьи? -
Как изменилась природа? Что стало лучше, а что — хуже? -
Пережили ли вы какие-либо экологические катастрофы? -
Думаете ли вы, что если люди не изменят своего отношения к природе, то человечество погибнет из-за того, что энергоресурсы будут исчерпаны, а сама загрязненная планета станет непригодной для жизни? -
Внесли ли вы какой-нибудь вклад в сохранение природы и жизни на Земле?
Учащиеся по желанию самостоятельно могут добавить в этот список еще несколько вопросов.
Далее следует обсуждение.
Для создания атмосферы группового обсуждения можно задать следующие вопросы:
-
Каковы цели, к достижению которых стремится большинство людей, — материальные или духовные по своей природе? -
Есть ли какие-либо сходства в ответах на вопросы? -
Существует ли какая-либо общность взглядов на вещи, которые наиболее важны и значительны в жизни людей?
В результате обсуждения учащиеся приходят к выводу, что, несмотря на то, что у разных людей разные взгляды на жизнь, главные ценности человеческой жизни имеют духовный смысл. Например, создание семьи и воспитание детей имеют существенное значение для людей разных культур и времен. Важной проблемой нашего времени является сохранение растительного и животного мира Земли, который находится на грани гибели. Существование ближайших поколений людей из-за экологических проблем находится под большим вопросом.
«На пути к счастью»
Цели:
-
Побуждение учащихся к выбору целей в жизни. -
Обучение учащихся совершать обдуманный выбор, формирование силы воли.
Ход классного часа
I. Обсуждение темы «Не в деньгах счастье».
Обсуждение этой темы можно начать с ответов учащихся на вопросы.
-
Можно ли чувствовать себя счастливым, не обладая большим богатством? -
Все ли богатые счастливы?
Ведущий: Хороший счет в банке — не самое главное условие для счастья. Например, американские психологи исследовали, как изменился «уровень счастья» у людей с 1946 по 1978 годы. За указанный период благосостояние американцев значительно возросло, но доля людей, заявлявших при социологических опросах, что они счастливы, практически не изменилась.
В исследовании, проведенном опять же в США, участвовали 22 человека. Одна часть — это люди, получившие очень крупные выигрыши в лотерею, другая — произвольно выбранные люди, составившие контрольную группу. В результате было установлено, что между первыми и вторыми нет заметной разницы в полноте ощущения счастья, благополучия.
Проведенный в Англии опрос 191 обладателя выигрыша в 160 тыс. фунтов стерлингов показал, что эти люди чувствуют себя несколько более счастливыми, чем ранее, но вместе с тем у них появились довольно серьезные проблемы.
Например, эти «счастливчики» ощущают зависть и даже враждебность со стороны соседей и родственников, к ним без конца обращаются за материальной помощью и т.д.
Некоторые из них поменяли место жительства (переехав, например, в более престижный район), но здесь столкнулись с неприятием и отторжением со стороны людей, стоящих на более высокой ступени социальной лестницы.
Многие из получивших крупный выигрыш бросают работу. В результате они испытывают одиночество. Как считают некоторые исследователи, несмотря на то, что в результате неожиданно свалившегося богатства жизненный уровень повышается (становится возможным приобрести новый дом, личную машину, приятнее провести отпуск и т.п.), нельзя с полной уверенностью сказать, что многие из этих людей стали более удовлетворены жизнью.
II. Обсуждение темы «Как приступить к делу».
Обсуждение этой проблемы нужно начать с разговора о том, какие качества помогают человеку достигать тех или иных целей, совершать поступки. Для этого можно задать следующие наводящие вопросы.
-
Какая цель для вас будет более интересной: та, которую вы поставили перед собой сами, или та, которую вам предложили взрослые (родители, учителя) или друзья? Почему? -
Что такое сила воли? -
Трудно ли бывает выполнять те дела, которые непонятно для чего нужны лично вам? -
Бывает ли у вас так, что какое-либо дело выполняется с интересом, вам не нужно подгонять себя?
Аргументы педагога при этом обсуждении могут быть построены на такой информации:
Ведущий: Приступить к делу совсем несложно, если оно очень привлекательно и значимо для вас. Мы уже рассматривали ваши потребности, разговаривали о целях в жизни. Наверное, у каждого из вас уже складываются какие-то важные цели в жизни, каждый намечает задачи, которые нужно решать для их достижения.
Давайте подумаем, что же может превратить желания в решимость приступить к делу? Вы наверняка считаете, что основным фактором в этом случае является сила воли. Так вот, вы не правы! На самом деле важнее всего мотивация. Это то, что вдохновляет вас на дело и поддерживает желание продолжать его, несмотря на препятствия.
Если вам трудно провести грань между мотивацией и силой воли, представьте себе человека, который учится играть на гитаре, мечтая со временем стать рок-звездой. На первых порах ему будет вполне достаточно ощущения новизны и восторга, вызванного освоением музыкального инструмента. Но рано или поздно, по мере претворения мечты в реальность, этот человек столкнется с необходимостью изо дня в день много и упорно работать. Это вынудит его отказаться от других занятий, доставляющих ему удовольствие, — прослушивания музыкальных записей, встреч с друзьями, просмотра телевизионных программ. Никакая сила воли, как бы безжалостно она ни применялась, не поможет человеку преодолеть препятствия, если у него не будет сильной мотивации.
Этот принцип применим во всех областях жизни, начиная с установления взаимоотношений с людьми и заканчивая организацией собственного бизнеса. Наличие у вас определенных мотивов означает возможность контроля за ходом вашей жизни. Вы уже не плывете по течению. Благодаря мотивации вы можете уверенно заявлять: «Да, я хочу... и я добьюсь этого».
Чтобы определить мотивы ваших действий, вам следует честно проанализировать свою жизнь и понять самих себя. Чем, собственно, мы с вами на этих занятиях и занимаемся.
III. Методика-размышление «Куда же я иду?»
Педагог продолжает разговор и напоминает старшеклассникам, что на прошлых занятиях они изучали свои качества, думали о смысле жизни, мечтали.
Ведущий: Каким же путем идти дальше? Прежде всего, надо посмотреть, куда вы направляетесь сейчас.
(Ведущий читает учащимся небольшой отрывок из произведения Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес»)
— Подскажи, пожалуйста, в какую сторону мне идти? — спросила Алиса.
— В значительной степени это зависит от того, чего ты желаешь достичь, — ответил кот.
— Меня это как-то мало волнует, — сказала Алиса.
— Тогда не имеет значения, в какую сторону ты пойдешь, — ответил кот.
Если вы, как Алиса, четко не представляете, куда хотите прийти, то рискуете оказаться на распутье, гадая, что делать дальше. Вы будете порываться то в одну сторону, то в другую или окажетесь настолько сбиты с толку, что вообще не сможете сделать ни шагу.
IV. Обучение учащихся совершать обдуманный выбор.
Ведущий: Итак, сейчас в тетради под заголовком «Как сделать выбор» напишите цель, которой вы хотели бы достичь в жизни в ближайшее время. Если вы действительно серьезно стремитесь чего-то добиться, следует рассмотреть все плюсы и минусы предстоящих перемен. Мы с вами только что говорили о мотивации и силе воли, так вот, чтобы добиться успеха в достижении цели, стремление к ней должно быть сильнее желания оставить все как есть. Каждому из вас будет полезно проделать одно упражнение, которое психологи называют «анализом расходов и доходов». Давайте оценим все «за» и «против». Вам потребуется немного времени, ручка и тетрадь.
(Дети выполняют упражнение «Расходы и доходы») Ведущий: Напишите одну из поставленных вами задач.
Разделите страницу пополам. Левую часть озаглавьте «Расходы», правую — «Доходы».
В разделе «Расходы» перечислите все доводы против решения этой задачи. Соответственно, в разделе «Доходы» — все доводы «за». Постарайтесь представить все, что может измениться в вашей жизни, если вы активно приступите к этому делу. Подумайте о финансах, здоровье, эмоциональном состоянии, влиянии на близких и др.
После этого поставьте отметку всем «расходам» и «доходам» по пятибалльной системе. Например, если вы чувствуете, что «расходы» в некоторых случаях необычайно высоки, ставьте «пятерку». Обведите кружками самые высокие «расходы» и наиболее заманчивые «доходы», которые вы сможете получить, если пойдете выбранным путем.
Как только вы это проделаете, у вас появятся веские основания для того, чтобы сделать определенный выбор. Кроме того, вы сможете выяснить, что необходимо сделать, чтобы сократить «расходы» и увеличить «доходы».
Вы можете использовать этот метод каждый раз, когда предстоит сделать выбор.
В конце классного часа в качестве домашнего задания можно предложить учащимся поделиться всем услышанным на занятии с родителями, обсудить с ними выбранные цели и задачи, проделать дома упражнение «Расходы и доходы».
Урок-конференция
«Как проявить себя и свои способности, чтобы стать настоящим профессионалом своего дела»
Цель:
— показать, что развитие инициативы, творческого начала, самостоятельности — одно из главных требований в выборе будущей профессии;
— акцентировать внимание на том, что творческие способности есть у всех, только их необходимо развивать, чтобы стать настоящим профессионалом в выбранном деле.
Подготовка: найти материал по данной теме, продумать темы выступлений; организовать группу докладчиков.
Содержание
Учитель: Ребята, после окончания школы перед каждым из вас встанет проблема – кем быть? Это выбор профессии. Хорошо, если некоторые из вас уже определили то направление, в котором смогут максимально проявить себя, сознавая, где предстоит учиться, кем работать и к чему стремиться в карьерном росте и профессиональном мастерстве. Однако сегодня мы обратим внимание на проблему вашего самоопределения в жизни, попытаемся вместе подумать и ответить на вопросы.
Вопросы на доске:
Что значит «творческие способности и возможности человека»?