Файл: Организация профориентационной работы в школе 2023 содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 628

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


На самом деле вопрос, что же играет большую роль — воля человека или обстоятельства жизни, — является непростым, дискуссионным. Об этом рассуждают философы, журналисты, писатели. И каждый человек самостоятельно ищет на него ответ. В соответствии с ним и складывается жизненная позиция: активная или пассивная, которая существенным образом предопределяет успешность деятельности и жизни человека.

Можно сделать вывод: нельзя отрицать влияние внешних обстоятельств на результаты деятельности, их обязательно надо учитывать, считаться с ними. Но активная позиция, когда человек принимает на себя ответственность за достижение поставленных целей, является более плодотворной. Такие люди более удачливы в жизни и добиваются больших успехов.

Далее выясняется общее мнение группы по поводу того, какие же цели являются наиболее важными в жизни. Учащиеся смотрят на списки целей: написанные на доске, и те цели, которые выбраны ими лично (задание 3). Производится опрос и выясняется, что самое главное для каждого учащегося (пять выбранных целей). На доске отмечаются звездочками повторно упоминаемые пункты.

Далее ведущий предлагает следующие вопросы для обсуждения:

  1. Каковы для тебя пять самых важных вещей в твоем списке?

  2. Думаешь ли ты, что будешь по-настоящему счастлив, если этого добьешься?

  3. Совпадает ли мнение класса по поводу важности некоторых твоих устремлений?

После обсуждения делаются выводы.

Поведение людей мотивируется стремлениями или поставленными целями. Одни цели важнее других в силу ценности получаемого в результате вознаграждения.

Цели и вознаграждения простираются от конкретных и осязаемых до абстрактных и нематериальных.

Для достижения какой-либо цели необходимо приложить усилия. Иногда из-за желания достичь различных целей возникают противоречия.

III. Методика-интервью «Что было главным в жизни».

Ведущий предлагает учащимся провести интервью. Они разбиваются на пары: один принимает роль репортера, другой — интервьюируемого. При этом нужно представить, что тот, кого интервьюируют, — человек очень пожилого возраста. Ему исполнилось 80, а может быть и 90, лет, но, несмотря на это, он имеет абсолютно нормальное мышление. Вся жизнь позади.

Репортер хочет изучить жизненные достижения и свершения этого человека.

Учащиеся садятся парами и по очереди интервьюируют друг друга. Репортеры должны делать записи, чтобы затем рассказать классу о своем интервью.


Вопросы интервью:

  1. Что было для вас самым важным в жизни?

  2. Какое личное качество больше всего помогло вам в трудных ситуациях?

  3. Что помогало и что препятствовало в вашей жизни созданию близких взаимоотношений с другими людьми?

  4. Что вы сделали для своей семьи?

  5. Как изменилась природа? Что стало лучше, а что — хуже?

  6. Пережили ли вы какие-либо экологические катастрофы?

  7. Думаете ли вы, что если люди не изменят своего отношения к природе, то человечество погибнет из-за того, что энергоресурсы будут исчерпаны, а сама загрязненная планета станет непригодной для жизни?

  8. Внесли ли вы какой-нибудь вклад в сохранение природы и жизни на Земле?

Учащиеся по желанию самостоятельно могут добавить в этот список еще несколько вопросов.

Далее следует обсуждение.

Для создания атмосферы группового обсуждения можно задать следующие вопросы:

  1. Каковы цели, к достижению которых стремится большинство людей, — материальные или духовные по своей природе?

  2. Есть ли какие-либо сходства в ответах на вопросы?

  3. Существует ли какая-либо общность взглядов на вещи, которые наиболее важны и значительны в жизни людей?

В результате обсуждения учащиеся приходят к выводу, что, несмотря на то, что у разных людей разные взгляды на жизнь, главные ценности человеческой жизни имеют духовный смысл. Например, создание семьи и воспитание детей имеют существенное значение для людей разных культур и времен. Важной проблемой нашего времени является сохранение растительного и животного мира Земли, который находится на грани гибели. Существование ближайших поколений людей из-за экологических проблем находится под большим вопросом.

«На пути к счастью»

Цели:

  1. Побуждение учащихся к выбору целей в жизни.

  2. Обучение учащихся совершать обдуманный выбор, формирование силы воли.

Ход классного часа

I. Обсуждение темы «Не в деньгах счастье».

Обсуждение этой темы можно начать с ответов учащихся на вопросы.

  1. Можно ли чувствовать себя счастливым, не обладая большим богатством?

  2. Все ли богатые счастливы?

Ведущий: Хороший счет в банке — не самое главное условие для счастья. Например, американские психологи исследовали, как изменился «уровень счастья» у людей с 1946 по 1978 годы. За указанный период благосостояние американцев значительно возросло, но доля людей, заявлявших при социологических опросах, что они счастливы, практически не изменилась.



В исследовании, проведенном опять же в США, участвовали 22 человека. Одна часть — это люди, получившие очень крупные выигрыши в лотерею, другая — произвольно выбранные люди, составившие контрольную группу. В результате было установлено, что между первыми и вторыми нет заметной разницы в полноте ощущения счастья, благополучия.

Проведенный в Англии опрос 191 обладателя выигрыша в 160 тыс. фунтов стерлингов показал, что эти люди чувствуют себя несколько более счастливыми, чем ранее, но вместе с тем у них появились довольно серьезные проблемы.

Например, эти «счастливчики» ощущают зависть и даже враждебность со стороны соседей и родственников, к ним без конца обращаются за материальной помощью и т.д.

Некоторые из них поменяли место жительства (переехав, например, в более престижный район), но здесь столкнулись с неприятием и отторжением со стороны людей, стоящих на более высокой ступени социальной лестницы.

Многие из получивших крупный выигрыш бросают работу. В результате они испытывают одиночество. Как считают некоторые исследователи, несмотря на то, что в результате неожиданно свалившегося богатства жизненный уровень повышается (становится возможным приобрести новый дом, личную машину, приятнее провести отпуск и т.п.), нельзя с полной уверенностью сказать, что многие из этих людей стали более удовлетворены жизнью.

II. Обсуждение темы «Как приступить к делу».

Обсуждение этой проблемы нужно начать с разговора о том, какие качества помогают человеку достигать тех или иных целей, совершать поступки. Для этого можно задать следующие наводящие вопросы.

  1. Какая цель для вас будет более интересной: та, которую вы поставили перед собой сами, или та, которую вам предложили взрослые (родители, учителя) или друзья? Почему?

  2. Что такое сила воли?

  3. Трудно ли бывает выполнять те дела, которые непонятно для чего нужны лично вам?

  4. Бывает ли у вас так, что какое-либо дело выполняется с интересом, вам не нужно подгонять себя?

Аргументы педагога при этом обсуждении могут быть построены на такой информации:

Ведущий: Приступить к делу совсем несложно, если оно очень привлекательно и значимо для вас. Мы уже рассматривали ваши потребности, разговаривали о целях в жизни. Наверное, у каждого из вас уже складываются какие-то важные цели в жизни, каждый намечает задачи, которые нужно решать для их достижения.

Давайте подумаем, что же может превратить желания в решимость приступить к делу? Вы наверняка считаете, что основным фактором в этом случае является сила воли. Так вот, вы не правы! На самом деле важнее всего мотивация. Это то, что вдохновляет вас на дело и поддерживает желание продолжать его, несмотря на препятствия.


Если вам трудно провести грань между мотивацией и силой воли, представьте себе человека, который учится играть на гитаре, мечтая со временем стать рок-звездой. На первых порах ему будет вполне достаточно ощущения новизны и восторга, вызванного освоением музыкального инструмента. Но рано или поздно, по мере претворения мечты в реальность, этот человек столкнется с необходимостью изо дня в день много и упорно работать. Это вынудит его отказаться от других занятий, доставляющих ему удовольствие, — прослушивания музыкальных записей, встреч с друзьями, просмотра телевизионных программ. Никакая сила воли, как бы безжалостно она ни применялась, не поможет человеку преодолеть препятствия, если у него не будет сильной мотивации.

Этот принцип применим во всех областях жизни, начиная с установления взаимоотношений с людьми и заканчивая организацией собственного бизнеса. Наличие у вас определенных мотивов означает возможность контроля за ходом вашей жизни. Вы уже не плывете по течению. Благодаря мотивации вы можете уверенно заявлять: «Да, я хочу... и я добьюсь этого».

Чтобы определить мотивы ваших действий, вам следует честно проанализировать свою жизнь и понять самих себя. Чем, собственно, мы с вами на этих занятиях и занимаемся.

III. Методика-размышление «Куда же я иду?»

Педагог продолжает разговор и напоминает старшеклассникам, что на прошлых занятиях они изучали свои качества, думали о смысле жизни, мечтали.

Ведущий: Каким же путем идти дальше? Прежде всего, надо посмотреть, куда вы направляетесь сейчас.

(Ведущий читает учащимся небольшой отрывок из произведения Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес»)

— Подскажи, пожалуйста, в какую сторону мне идти? — спросила Алиса.

— В значительной степени это зависит от того, чего ты желаешь достичь, — ответил кот.

— Меня это как-то мало волнует, — сказала Алиса.

— Тогда не имеет значения, в какую сторону ты пойдешь, — ответил кот.

Если вы, как Алиса, четко не представляете, куда хотите прийти, то рискуете оказаться на распутье, гадая, что делать дальше. Вы будете порываться то в одну сторону, то в другую или окажетесь настолько сбиты с толку, что вообще не сможете сделать ни шагу.

IV. Обучение учащихся совершать обдуманный выбор.

Ведущий: Итак, сейчас в тетради под заголовком «Как сделать выбор» напишите цель, которой вы хотели бы достичь в жизни в ближайшее время. Если вы действительно серьезно стремитесь чего-то добиться, следует рассмотреть все плюсы и минусы предстоящих перемен. Мы с вами только что говорили о мотивации и силе воли, так вот, чтобы добиться успеха в достижении цели, стремление к ней должно быть сильнее желания оставить все как есть. Каждому из вас будет полезно проделать одно упражнение, которое психологи называют «анализом расходов и доходов». Давайте оценим все «за» и «против». Вам потребуется немного времени, ручка и тетрадь.


(Дети выполняют упражнение «Расходы и доходы») Ведущий: Напишите одну из поставленных вами задач.

Разделите страницу пополам. Левую часть озаглавьте «Расходы», правую — «Доходы».

В разделе «Расходы» перечислите все доводы против решения этой задачи. Соответственно, в разделе «Доходы» — все доводы «за». Постарайтесь представить все, что может измениться в вашей жизни, если вы активно приступите к этому делу. Подумайте о финансах, здоровье, эмоциональном состоянии, влиянии на близких и др.

После этого поставьте отметку всем «расходам» и «доходам» по пятибалльной системе. Например, если вы чувствуете, что «расходы» в некоторых случаях необычайно высоки, ставьте «пятерку». Обведите кружками самые высокие «расходы» и наиболее заманчивые «доходы», которые вы сможете получить, если пойдете выбранным путем.

Как только вы это проделаете, у вас появятся веские основания для того, чтобы сделать определенный выбор. Кроме того, вы сможете выяснить, что необходимо сделать, чтобы сократить «расходы» и увеличить «доходы».

Вы можете использовать этот метод каждый раз, когда предстоит сделать выбор.

В конце классного часа в качестве домашнего задания можно предложить учащимся поделиться всем услышанным на занятии с родителями, обсудить с ними выбранные цели и задачи, проделать дома упражнение «Расходы и доходы».

Урок-конференция

«Как проявить себя и свои способности, чтобы стать настоящим профессионалом своего дела»

Цель:

— показать, что развитие инициативы, творческого начала, самостоятельности — одно из главных требований в выборе будущей профессии;

— акцентировать внимание на том, что творческие способности есть у всех, только их необходимо развивать, чтобы стать настоящим профессионалом в выбранном деле.

Подготовка: найти материал по данной теме, продумать темы выступлений; организовать группу докладчиков.

Содержание

Учитель: Ребята, после окончания школы перед каждым из вас встанет проблема – кем быть? Это выбор профессии. Хорошо, если некоторые из вас уже определили то направление, в котором смогут максимально проявить себя, сознавая, где предстоит учиться, кем работать и к чему стремиться в карьерном росте и профессиональном мастерстве. Однако сегодня мы обратим внимание на проблему вашего самоопределения в жизни, попытаемся вместе подумать и ответить на вопросы.

Вопросы на доске:

Что значит «творческие способности и возможности человека»?