Добавлен: 15.02.2019
Просмотров: 7980
Скачиваний: 21
СОДЕРЖАНИЕ
1. Предмет и задачи специальной педагогики как науки
3. Задачи дошкольной специальной педагогики
4. Методы дошкольной коррекционной педагогики как науки
5. Роль ранней коррекции для нормализации развития детей с отклонениями
6. Общая характеристика основных разделов специальной педагогики
7. Отношение к лицам с нарушениями в развитии на разных этапах развития общества
8. История развития специального образования в России
9. История развития специального образования за рубежом
10. Роль Л.С. Выготского в становлении развитии и специальной педагогики
11. Концепция Л.С. Выготского о сложной структуре аномального развития
12. Дефект и компенсация при различных нарушениях развития
13. Культурно - историческая концепция развития ребенка Л.С. Выготского
14. Роль обучения для развития ребенка и коррекции отклонений в развитии
15. Учет сензитивных периодов в развитии психических процессов в коррекционной работе с детьми
16. Задачи дошкольного образования детей с отклонениями в развитии
17. Основные коррекционные задачи воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии
18. Соотношение общеразвивающих и коррекционных задач в специальной педагогике
19. Характеристика общедидактических принципов специальной педагогики
20. Характеристика специальных принципов специальной педагогики
21. Соотношение общих и специфических методов воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии
22. Использование практических, наглядных и словесных методов в работе с детьми
23. Роль и место игры в коррекции отклонений в развитии
24. Применение технических средств в работе с дошкольниками с отклонениями в развитии
25. Компьютерные технологии обеспечения коррекционного процесса
26. Основные задачи профессиональной деятельности педагога – дефектолога.
27. Требования к профессиональной подготовке дошкольного педагога – дефектолога.
29. Основные направления коррекционно-педагогической работы с умственно отсталыми детьми.
30. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с ЗПР.
31. Основные направления коррекционно – педагогической работы с детьми с нарушениями слуха.
32. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями зрения.
33. Основные направления коррекционно–педагогической работы с детьми с нарушениями речи.
36. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми со сложными нарушениями.
637. Комплексная помощь детям младенческого возраста.
38. Значение раннего выявления отклонений в развитии у детей.
39. Ранняя коррекционная помощь детям с отклонениями в семье.
40. Участие различных специалистов в оказании помощи в семье.
41. Роль ПМПК в диагностике нарушений детей.
42. Роль ПМПК в правильном комплектовании специальных дошкольных учреждений.
44. Система дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида (задачи, направления работы).
45. Основные направления помощи детям с отклонениями в развитии в учреждениях здравоохранения.
46. Основные направления помощи детям с отклонениями в развитии в учреждениях социальной защиты.
47. Цели интегрированного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии.
48. Современные формы интеграции детей в образовательные дошкольные учреждения.
49. Современные приоритеты в развитии системы специального образования.
50. Формирование гуманистического отношения общества к детям с отклонениями в развитии.
Основные понятия и категории курса «Специальная педагогика», обязательные для усвоения студентами.
Замысел Гаюи о введении совместного обучения мальчиков и девочек в силу некоторых особенностей официального помощника г-на Бушуева пришлось оставить, и в школу решили принимать мальчиков из бедных и богатых семей. Программы их обучения разнились меж собой: первых учили чтению, музыке, ручному труду и книгопечатанию; вторых, сверх названного минимума, — письму, истории, географии, поэзии; всем ученикам преподавался Закон Божий.
Гаюи считал важным:
· дать возможность всем слепым учиться, избавив их от тяжелого и опасного бремени праздности, которая способствует формированию дурных привычек и пороков; объединить незрячих общей работой, полезной и обществу, и им самим;
· обеспечить неимущих слепцов заработком взамен жизни подаянием;
· предоставить талантливым слепым из состоятельных семей возможность заниматься интеллектуальным трудом; сделать их максимально независимыми, создать предпосылки для самообразования и саморазвития;
· вернуть обществу праздные, но здоровые руки поводырей, живущих за счет благотворительности.
Россия не вняла страстным призывам парижанина, деятельное призрение не вызывало интереса, а о создании рабочих мест для слепцов и речи быть не могло.
1806 г. Волею императрицы Марии Федоровны (вдовствующей супруги Павла I) основано первое в России учебное (опытное) училище для воспитания и обучения глухонемых детей (Павловск).
Тогда же в российскую столицу по рекомендации Сикара прибывает учитель Парижского института глухонемых Жан Батист Жоффре, с легкой руки которого Опытное училище встанет на французские сурдопедагогические рельсы.
Парижанин изменил школьный устав, прежде всего разделив воспитанников на два класса: в один вошли дети из «благородных» семей, в другой — из «простых».
Формальное сравнение российского училища с западными королевскими институтами, безусловно, окажется в пользу отечественного заведения, никто из европейских монархов не проявил заботы о сиротах из простонародья.
Безусловный прогресс школы в первые двадцать лет ее существования обеспечили профессионализм Жоффре и «изумительная, редкая, почти материнская заботливость» императрицы.
Столетняя история обучения детей с нарушениями слуха в Опытном училище Марии Федоровны — это история прекрасного, но отдельного и единичного учебного заведения, которое на протяжении многих десятилетий практически не влияло на ситуацию в стране.
1807г.Открыта первая школа для слепых (Гатчина, Санкт-Петербург, В. Гаюи).
Хронологические ориентиры (1807—1917):
В России, как и на Западе, благотворительные акции государства и частных лиц изначально адресуются инвалидам войны, а впоследствии распространяются и на детей-инвалидов.
Конец 30-х гг. XIX столетия был ознаменован публикацией первых отечественных трудов по теории и практике сурдопедагогики.
Изданы учебники, написанные по-русски и созданные с опорой на отечественный опыт обучения глухих детей.
С 1809 по 1870 г. граждане Риги четырежды предпринимали попытки открыть специальную школу.
Третья попытка открытия школы для глухих на территории Лифляндии в Риге в 1840 г. оказалась успешной потому, что совпали интересы разных привилегированных групп населения.
Но тем же причинам возник и лечебно-педагогический частный институт для слабоумных детей и идиотов Фридриха Платца (открыт до 1847 г.)3.
1846г. Открытие московской богадельни для слепых женщин, которая, правда, не являлась учебным заведением, но заслуживает упоминания хотя бы потому, что других специализированных учреждений для незрячих на тот момент в России просто не существовало.
1848 г. Создано Попечительство императрицы Марии Федоровны о глухонемых (в структуре ВУИМ).
1861 г. Отменено крепостное право (на момент его отмены общее число крепостных крестьян составляло более половины населения империи).
1868 г. Опубликован роман Ф. М. Достоевского «Идиот». Открыта военная прогимназия для малоспособных учащихся (Вольск, Саратовская губерния).
1881 г. Создано Попечительство императрицы Марии Александровны о слепых (в структуре ВУИМ).
Открыто училище для слепых в Петербурге.
1882 г. Московское учебно-воспитательное заведение для слепых детей открылось, приняв 20 воспитанников.
1887 г. Министерство народного просвещения распространяет циркуляр о «кухаркиных детях», ставящий препятствие поступлению в гимназию «служанкиным, прачкиным и кухаркиным детям».
В пореформенной России открываются перспективы расширения сети, о которых прежде и мечтать было нельзя. Частные школы открывают образованные глухие: Р. Бухмейстер учреждает приют в Петербурге (1888), Л. С. Вознесенская — школу в Туле (1894), А. А. Бурменский — школу в Царицыне (1911), открывают их и родители глухих детей.
декабрь 1895 — январь 1896 г. В рамках II Съезда русских деятелей по техническому и профессиональному образованию организована Секция «Призрение и обучение слепых, глухонемых и ненормальных детей» (Москва).
Осенью 1900 г. открытие в Москве первого «детского сада — пансиона для глухонемых детей в возрасте от 2 до 6 лет».
Идеолог и создатель детского сада — пансиона Наталья Александровна Рау. Вплоть до 1917 г. детский сад Н. А. Рау являлся образцом и пропагандистом дошкольного воспитания глухих, из разных уголков империи приезжали в него энтузиасты обучения детей с нарушением слуха, дабы познакомиться с модельным учреждением.
1908 г. Принят Закон об обязательном начальном обучении.
Предполагалось его поэтапное введение в действие на протяжении 10 лет.
К началу XX в. в монархической России сложились необходимые социально-культурные предпосылки организации практики обучения умственно отсталых детей, с момента принятия правительством решения о введении всеобщего начального обучения (1908) начинает стремительно развиваться сеть вспомогательных классов и школ.
1910 г. Всероссийский Съезд деятелей по воспитанию, обучению и призрению глухонемых (Москва).
1911 г. Общеземский съезд по народному образованию (вопрос о необходимости специальных учреждений для дефективных детей).
Хронологические ориентиры (1917—1936 гг.):
1917 г. Октябрьская социалистическая революция (25 октября). Провозглашён курс на обеспечение всеобщей грамотности, на введение всеобщего обязательного и бесплатного обучения (Обращение Народного комиссариата по просвещению) (29 ноября). Создана Государственная комиссия по просвещению, ей поручается руководство всей системой народного образования и культуры (председатель комиссии А. В. Луначарский) (ноябрь).
При Госкомиссии по просвещению созданы Школьно-санитарный отдел и Школьно-санитарный совет (возглавила В. М. Бонч-Бруевич (Величкина) (декабрь).
В составе Школьно-санитарного совета Наркомпроса РСФСР образован Подотдел воспитания и образования дефективных детей.
1918 г. Всероссийский съезд по просвещению определил стратегию развития народного образования в стране. Борьба с детской дефективностью провозглашается задачей государства (январь).
Вспомогательные школы Москвы возобновили свою работу Инспектором специальных школ Москвы назначена М. П. Постовская (май).
I Всероссийский съезд представителей медико-санитарных отделов Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов обсудил проект мероприятий по борьбе с детской дфективностью.
Совещание учителей вспомогательных школ Москвы. Санаторий-школа для малоуспешных детей (Москва, В. П. Кащенко) передан в ведение Наркомпроса РСФСР и преобразован в Дом изучения ребёнка.
Основан Детский обследовательский институт (при Государственной психоневрологической академии) (Петроград,А. С. Грибоедов).
На базе Дома изучения ребёнка Наркомпроса РСФСР В. П. Кащенко организует «6-месячные курсы по подготовке работников по дефективности» (1918), вскоре курсы становятся годичными (1919), а затем и трёхгодичными (1920). Всего через три года после революции в столице открывается Московский педагогический институт детской дефективности (1920). Осенью 1924 г. это небольшое образовательное учреждение вливается в состав педагогического факультета 2-го Московского государственного университета. Бессменным руководителем нового для страны высшего учебного заведения являлся профессор В. П. Кащенко.
Декретом СНК РСФСР опека над слабоумными возложена на Наркомсобес РСФСР (октябрь).
1919 г. В структуре Наркомпроса РСФСР при Отделе охраны детства создаётся Медико-педагогическая консультация.
Постановление СНК РСФСР разграничивает функции Наркомпроса РСФСР и Наркомздрава РСФСР «в деле воспитания и здоровья дефективных детей» (декабрь).
1920 г. I Всероссийский съезд деятелей по борьбе с детской дефективностью, безнадзорностью и преступностью (24 июня —2июля).
Открываются институты по подготовке учителей-дефектологов (при Наркомпросе РСФСР и Наркомздраве РСФСР).
1921 г. Московский Дом изучения ребёнка преобразован в Медико-педагогическую клинику (станцию), которая становится научно-методическим центром Наркомпроса РСФСР.
Всероссийская конференция по борьбе с детской дефективностью.
1924 г. II Всероссийский съезд по психоневрологии (Петроград, 3—10 января), доклад Л. С. Выготского.
Выготский выступает с докладом столь блистательно, что получает приглашение стать сотрудником Московского института экспериментальной психологии.
II съезд социально-правовой охраны несовершеннолетних (СПОН) Москва, 26 ноября — 1 декабря). На съезде официально заложено новое направление в развитии советской специальной педагогики.
Опубликован сборник статей и материалов под редакцией Л. С. Выготского «Вопросы воспитания слепых, глухонемых и умственно отсталых детей».
Однако события складывались так, что отечественная специальная школа не только 1920—1930-х гг., но и более поздней поры строилась не по Л. С. Выготскому.
1926 г. Постановление СНК РСФСР «Об учреждениях для глухонемых, слепых и умственно отсталых подростков» (декабрь).
1927 г. Постановление СНК РСФСР «О мероприятиях для усиления работы по воспитанию и обучению умственно отсталых, глухонемых и слепых детей и подростков» (ноябрь).
I Всесоюзный педологический съезд (Москва, 28 декабря 1927 г. — 4 января 1928 г.).
1925—1928 гг. Решение ВЦИК и СНК РСФСР о разрешении местным советским органам вводить обязательное начальное обучение при достаточной обеспеченности всех детей школьного возраста сетью школ.
1930 г. Постановление ЦК ВКП(б) «О всеобщем обязательном начальном обучении» (25 июля).
Постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О введении всеобщего обязательного обучения» (10 августа).
Постановление ЦИК и СНК СССР «О всеобщем обязательном начальном обучении» (14 августа).
1931 г. Приказ Наркомпроса РСФСР «О введении всеобщего обязательного начального обучения физически дефективных, умственно отсталых и страдающих недостатками речи (логопатов) детей и подростков» (июнь).
Отчёт Наркомпроса РСФСР «О ходе всеобуча физически дефективных, умственно отсталых и страдающих недостатками речи (логопатов) детей и подростков» (28 декабря).
Хронологические ориентиры (1936—1991):
За краткую жизнь длиной в 10 лет российская вспомогательная школа, пытавшаяся взять за образец то немецкий, то швейцарский, то английский опыт, оставалась негосударственной и полностью зависела от педагогических пристрастий организатора и щедрости попечителей. Главной своей целью она видела не столько обучение грамоте, сколько призрение и нравственное развитие своих подопечных. Советская же вспомогательная школа, изначально отвергнув христианскую систему ценностей и цели предшественников, начинает оформляться в конце 1920-х гг. в атмосфере социального оптимизма и наивной веры в возможность исправления человеческой природы, в успех «перековки» морально, телесно и умственно дефективных детей и подростков по образцу «нормы».
1936 г. Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов» (июль).
Приказ НКП РСФСР «О практических мероприятиях по улучшению учебной и воспитательной работы в школах для умственно отсталых и трудновоспитуемых» (сентябрь). Постановление СНК РСФСР «О борьбе с глухонемотой и улучшении культурно-бытового обслуживания глухонемых» (октябрь).
Анализ официальных документов и воспоминаний педагогов, работавших во вспомогательной школе в конце 1920-х — первой половине 1930-х гг., убеждает в том, что практика обучения умственно отсталых в РСФСР становится всё менее благополучной:
-
всё большее количество детей неоправданно зачисляется в категории умственно отсталых, дефективных и трудных, что нарушает комплектование вспомогательной школы;
-
создано большое количество специальных школ различных наименований, где большинство учащихся не являлись умственно отсталыми и представляли собой нормальных детей;
-
содержание обучения многократно пересматривается под влиянием идеологических установок без должного учёта особенностей детей, вследствие чего учебные программы становятся всё менее пригодными для умственно отсталых учеников;
-
положение с учебной и воспитательной работой во вспомогательных школах настолько нетерпимо, что граничит с преступной безответственностью;
-
постановка учебной работы, учебного режима и воспитания в этих школах отданы в руки наименее квалифицированных воспитателей и педагогов.
Доля вспомогательных школ в сети специальных учебных заведений повсеместно многократно превышает сегмент школ для других категорий детей-инвалидов.
В 1936 г. правительство требует сократить количество вспомогательных школ, вступиться за которые на тот момент оказалось некому. В СССР отсутствовали общественные институты, способные отстаивать интересы умственно отсталых лиц, население страны в массе своей ещё не испытывало потребности в создании школы для умственно отсталых детей, спрос на вспомогательную школу существовал лишь в мегаполисах, сохранялся острый дефицит специальных учителей, дипломированные олигофренопедагоги работали преимущественно в школах крупных городов. Таков безрадостный итог развития практики образования умственно отсталых детей к концу 1930-х годов.
1937 г. Приказ Наркомата социального обеспечения РСФСР «Об использовании труда слепых в металлообрабатывающей промышленности» (июль).
Трудоспособные инвалиды по зрению перестали быть иждивенцами, напротив, многие из них, молодёжь в первую очередь, по своей активности мало в чём уступали зрячим сверстникам. Они жили теми же интересами и заботами, что и вся советская молодёжь. Трудовой энтузиазм членов ВОС сочетался с чувством патриотического долга. На средства незрячих было построено два самолёта им. Всероссийского общества слепых.