Файл: Харламов И.Ф. Педагогика 4.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.04.2024

Просмотров: 330

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для изучения школьников классные руководители используют также методы рейтинга и компетентных оценок. О сущности их шла речь в главе, в которой раскры­вались методы педагогического исследования. Здесь же нужно отметить, что они позволяют накапливать матери­ал об особенностях поведения учащихся, их характерах, интересах, творческих способностях и склонностях.

Изучение школьников — процесс непрерывный. Класс­ный руководитель обращает внимание не только на осо­бенности поведения, характера и разнообразной деятель­ности своих воспитанников, но и на те изменения, кото­рые происходят в их развитии. Все это требует, чтобы он постоянно фиксировал и накапливал данные о резуль­татах изучения учащихся и глубоко анализировал их. А.С.Макаренко считал необходимым, чтобы педагог вел дневник изучения учащихся, регулярно записывал важнейшие факты их поведения, видел тенденции их развития и на этой основе прогнозировал и проектиро­вал воспитательную работу.

3. Работа классного руководителя по созданию и воспитанию ученического коллектива. Только сплотив учащихся в дружный и работоспособный коллектив, мож­но успешно осуществлять их обучение и воспитание.

Создание ученического коллектива, как и воспитание вообще, нужно начинать с ознакомления с учащимися.

Приступая к работе с классом, классному руководи­телю нужно просмотреть личные дела учащихся, побесе-

537

довать с учителями, проанализировать классный жур­нал за предыдущий учебный год и составить общее пред­ставление об успеваемости, положительных сторонах и недостатках класса с тем, чтобы определить более вер­ный подход к организации воспитательной работы.

Большое значение в создании коллектива имеет умелое предъявление с первых же дней занятий педагогических тре­бований к учащимся.

Обычно в начале учебного года классный руководи­тель проводит специальное собрание. Он обстоятельно зна­комит учащихся с важнейшими школьными правилами и разъясняет, как они должны вести себя на уроках и переменах, выполнять домашние задания и участвовать в совместной работе класса. Предъявление требований побуждает учащихся к анализу своего поведения и пере­живанию внутренних противоречий между имеющимся и необходимым уровнем поведения, что в конечном ито­ге стимулирует их работу над собой.

Необходимой предпосылкой формирования ученичес­кого коллектива является организация самоуправления в классе и воспитание актива.


В состав актива обычно входят лучшие учащиеся, кото­рые хорошо учатся и пользуются уважением среди своих товарищей. Чтобы активисты хорошо работали, их надо регулярно инструктировать, детально разъяснять, какие обязанности возлагаются на старосту класса, руководите­лей различных комиссий. Но этого мало. Важное значе­ние имеет практическая помощь классного руководителя в работе актива. Поэтому необходимо учить активистов разрабатывать намеченные мероприятия, помогать им в распределении общественных поручений и давать советы при возникновении тех или иных трудностей. Немалую роль играют и задушевные индивидуальные беседы классно­го руководителя с активистами. В процессе таких бесед класс­ный руководитель много узнает о классе, о взаимоотноше­ниях учащихся, о трудностях, с которыми сталкиваются акти­висты, и имеет возможность своевременно поддерживать их настроение, ободрить хорошим советом, чуткостью.

В работе с активистами нужно осуществлять тактич­ный контроль за выполнением ими своих обязанностей. Налаженность работы самоуправления является действен­ной поддержкой усилий классного руководителя по улуч­шению учебно-воспитательного процесса в классе.

538

Однако едва ли не самым важным в воспитании учени­ческого коллектива является умение классного руководи­теля организовать содержательную внеклассную работу с тем, чтобы учащиеся были увлечены практическими дела­ми, чтобы перед ними всегда стояли воодушевляющие задачи-перспективы. Вот почему опытные классные руко­водители много думают над тем, чтобы с первых дней работы с классом вовлечь учащихся в практическую вне­классную деятельность.

Вот как начал свою работу с пятиклассниками один из классных руководителей 11-й средней школы г.Гомеля.

В первый же выходной день после начала учебного года он организовал коллективный поход-прогулку в лес с по­сещением места бывшей партизанской стоянки. Ребята любовались позолотой осени, собирали грибы, слушали содержательный рассказ классного руководителя о боевых подвигах людей в годы Великой Отечественной войны. Прогулка заинтересовала всех, и пятиклассники возвра­тились домой бодрые, радостные, полные волнующих впе­чатлений. Потом ребята по предложению классного руко­водителя решили установить шефство над соседним дет­ским садом и стали готовить игрушки и сувениры для ма­лышей. Эта работа потребовала распределения обязан­ностей, поиска необходимых материалов, подготовки не­большого концерта художественной самодеятельности. Следующее мероприятие — подготовка вечера сказок и т.д. В процессе совместной практической деятельности между учащимися установились деловые отношения, формирова­лась ответственность за порученное дело, раскрывались способности каждого пятиклассника, а главное — крепло товарищеское сплочение, рождался дух коллективизма.


Организация интересных практических дел учащихся создает основу для накопления положительных тради­ций в классе, что в свою очередь способствует обогаще­нию жизни коллектива и его развитию. В качестве таких традиций выступают обмен памятными сувенирами со своими преемниками перед окончанием учебного года, праздники труда, повторяющиеся из года в год спортив­ные мероприятия, выставки поделок и т.д.

Таковы некоторые особенности работы классного руко­водителя по созданию ученического коллектива.

4. Работа классного руководителя по повышению успеваемости, трудовому и нравственному воспитанию учащихся. Специфический характер имеет работа классного руководителя по повышению успеваемости уча­щихся. Она включает в себя следующие направления.

539

Прежде всего классный руководитель использует кол­лектив для повышения требований к учащимся по воп­росам учебы и дисциплины. С этой целью проводятся специальные собрания, на которых анализируется состоя­ние учебной работы в классе, заслушиваются отчеты от­дельных учащихся о выполнении ими правил поведения.

Значительное место в работе по улучшению успева­емости занимают разъяснительные беседы об обязан­ностях школьников, о культуре умственного труда, а также контроль за их домашней работой. Вместе с тем классный руководитель обязан развивать любознатель­ность учащихся. Он знакомит их с достижениями науки и техники, проводит экскурсии в научные лаборатории и на производство, пропагандирует научно-техническую ли­тературу, вовлекает учащихся в кружковые занятия. Задача классного руководителя — вовремя заметить от­ставание школьника в учении, выяснить причины и ока­зать ему действенную помощь.

Ответственный участок деятельности классного руководителя — нравственное и трудовое воспитание. С помощью различных внеклассных мероприятий (бесед, лекций, докладов, ученических вечеров и т.д.) он знако­мит учащихся с современной жизнью страны, с различны­ми общественными событиями в стране и за рубежом, про­водит диспуты на моральные темы, литературно-художе­ственные вечера и т.д. Однако моральное воспитание нельзя сводить только к словесным формам работы. Большое зна­чение имеют общественная работа и трудовая деятельность. С этой целью организуются различные виды общественно полезного и производительного труда учащихся: работа по самообслуживанию, сбор лекарственных растений, посиль­ное участие в благоустройстве и ремонте школы, а также труд на промышленных предприятиях и т.д.


В функции классного руководителя входит организа­ция культурно-массовой работы и досуга учащихся, вов­лечение их в оздоровительно-спортивную деятельность. Классный руководитель вместе со школьным врачом осу­ществляет санитарно-гигиеническое просвещение школь­ников, заботится о проведении профилактических при­вивок и медицинских осмотров, участвует в организации физкультурно-спортивных соревнований и праздников.

Свою многообразную воспитательную работу класс­ный руководитель проводит совместно с детскими и юношескими организациями — спортклубами, товари­ществами и т.д.

540

Таково содержание и формы воспитательной работы классного руководителя с коллективом учащихся.

5. Работа классного руководителя с учителями. Про­ водя воспитательную работу с учащимися, классному руко­ водителю следует поддерживать тесные контакты с учите­ лями с целью установления единых требований к учащимся и повышения качества учебно-воспитательного процесса. В каких же формах осуществляется эта работа?

Одной из таких форм является посещение классным руководителем уроков, проводимых учителями в его клас­се. В процессе посещения занятий он наблюдает за работой учащихся, их дисциплиной, анализирует качество их знаний и познавательную активность. Одновременно с этим классный руководитель изучает вопрос о накопле­нии оценок и использовании их стимулирующей роли в учении, о дозировке объема домашних заданий и т.д.

Важной проблемой в работе классного руководителя с учителями является организация помощи слабоуспе­вающим школьникам. Конечно, эту работу должен вести каждый учитель. Но классный руководитель, находясь в постоянных контактах с учащимися, иногда может под­сказать причины снижения качества знаний того или ино­го школьника и попросить учителя учесть их в своей работе. Не менее существенной стороной работы классного руко­водителя с учителями является активизация внеклассной учебной работы и, в частности, кружковых занятий, пред­метных олимпиад, выставок ученического творчества.

Наконец, сам классный руководитель нуждается в помощи учителей в организации внеурочной воспита­тельной работы. По его просьбе учителя проводят с уча­щимися беседы на научные, нравственные и эстетичес­кие темы, участвуют в классных собраниях, в налажива­нии общественно полезной работы и т.д. Таким образом, тесное взаимодействие классного руководителя с учите­лями помогает ему повышать содержательность и дей­ственность внеклассной воспитательной работы.


6. Работа классного руководителя с родителями уча­ щихся. Главное в работе классного руководителя с роди­ телями состоит в том, чтобы обеспечить единство требо­ ваний к воспитанию учащихся со стороны семьи и школы, создать нормальные условия для их домашнего учения и направлять воспитательную деятельность семьи. Содер-

541

жание и основные формы работы школы с семьей раскрыты в специальной главе. Поэтому здесь мы огра­ничимся освещением лишь некоторых вопросов деятель­ности классных руководителей по поддержанию связей с родителями учащихся.

Большое место в работе классного руководителя с семьей занимает систематическое информирование родителей об успеваемости, поведении и общественно полезном труде учащихся. С этой целью один раз в учеб­ную четверть проводятся родительские собрания, на которых детально анализируется состояние успеваемос­ти и дисциплины школьников и намечаются мероприя­тия по улучшению работы семьи в этом направлении. В необходимых случаях, когда требуется срочное вмеша­тельство семьи в решение той или иной воспитательной задачи, классный руководитель посещает родителей на дому или приглашает их в школу, и они совместно дого­вариваются о том, какие меры нужно предпринимать для улучшения учебы или поведения учащихся.

Например, ученик перестал дома готовить уроки, вошел в контакт с нездоровой компанией. В этом случае класс­ный руководитель советует родителям усилить контроль за его домашней работой, а также за поведением вне школы. В иных случаях обнаруживается, что школьник про­являет повышенную нервозность и нередко приходит в школу с плохим настроением. Классному руководителю нужно по­сетить такого ученика дома, ознакомиться с условиями его жизни и работы в семье и договориться с родителями о необходимости создания для него более спокойной обста­новки, а может быть, и соответствующего лечения.

Обязанность классных руководителей — осуществлять педагогическое просвещение родителей, в особенности с уче­том специфического подхода к учащимся различных воз­растных групп. Так, необходимо ознакомить родителей с возрастными особенностями воспитания и развития тех учащихся, с которыми работает классный руководитель, и дать практические советы о том, какое отражение должны находить эти особенности в процессе семейного воспита­ния. Беседы, лекции и доклады для родителей обычно ох­ватывают такие вопросы: особенности семейного воспита­ния младших школьников (подростков или старших школь­ников); взаимоотношения родителей и детей и их влияние на семейное воспитание; как помогать детям учиться; са­нитарно-гигиенический режим школьника в семье и др.