ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.04.2024
Просмотров: 331
Скачиваний: 0
Таким образом, формирование мировоззрения школьников — процесс длительный и многосторонний. Он зависит не только от различного уровня овладения знаниями и соответствующего им уровня выработки взглядов, убеждений и идеалов, но и от возрастных особенностей учащихся. Он носит целостный и интегративный характер, или, иначе говоря, начинается с формирования простейших элементов мировоззренческих представлений у младших школьников, которые затем с возрастом обогащаются, усложняются и закладывают основы убеждений в старших классах. И.Т.Огородников писал1:
Мировоззренческие идеи осваиваются не поочередно, одна за другой, а в тесном переплетении, в комплексе. Практически они начинают усваиваться почти одновременно, лишь постепенно усложняясь по мере развития физических и умственных сил учащихся, расширения их образовательной подготовки.
'Педагогика школы /Под ред. И.Т.Огородникова. М., 1978. С.142.
472
Работа по формированию мировоззрения учащихся требует не только знания и учета возрастных особенностей, но и их индивидуальных различий. Исследования показывают, что у школьников отчетливо проявляются различия в успеваемости, в глубине усваиваемых знаний, в развитии эмоциональной сферы, которые так или иначе отражаются на выработке у них взглядов и убеждений.
И восьмое условие. Во всей системе учебно-воспитательной работы по формированию мировоззрения учащихся огромную роль играет личность учителя. Как уже отмечалось в главе об общих методах воспитания, учитель воспитывает не только специальными педагогическими приемами, но и своей личностью, своим авторитетом и общением с учащимися. Вот почему работа по формированию у школьников научного мировоззрения требует от каждого педагога дидактического и воспитательного мастерства, постоянного совершенствования своих моральных качеств, а также внимательного, чуткого и заботливого отношения к учащимся.
7. Критерии сформированности мировоззрения учащихся. Одним из важных для учителя является вопрос о критериях сформированности мировоззрения учащихся. В научной литературе имеются разные подходы к разработке этих критериев. Однако большинство исследовате- лей считают, что при определении уровня сформированности мировоззрения следует исходить из самой его сущности, содержания и структуры. В связи с этим при оценке уровня сформированности мировоззрения школьников необходимо учитывать следующие показатели:
знание учащимися важнейших понятий, законов, теоретических обобщений, имеющих определяющее зна чение для понимания научной сущности процессов разви тия природы и общества и выработки мировоззрения;
устойчивость взглядов и убеждений учащихся, ко торые сказываются при оценке всех явлений и событий окружающей жизни;
проявление учащимися своей мировоззренческой позиции в конкретных общественных делах, в своей деятельности и поведении.
Конечно, в реальной жизни не так легко и просто определить уровень сформированности такого сложного личностного образования, каким является мировоззре-
473
ние. Но использование указанных критериев в какой-то мере может способствовать решению этой задачи.
Завершая изложение вопросов, относящихся к формированию мировоззрения учащихся, нельзя не обратить внимание на следующее положение. Хотя этот процесс осуществляется на всех этапах школьного обучения и особенно важное значение приобретает в старших классах, тем не менее нельзя сказать, что к окончанию школы все ее выпускники имеют достаточно твердые мировоззренческие взгляды и убеждения. И причины этого коренятся не только в недостатках учебно-воспитательной работы. Мировоззрение становится устойчивым только в процессе выработки у человека жизненного опыта, только в столкновении с жизненными коллизиями и трудностями, их преодолении и утверждении истинности и самоценности собственных взглядов и убеждений. Естественно, что школа в силу специфики своей работы не всегда обеспечивает подобную жизненную закалку учащихся. Но при надлежащей постановке учебно-воспитательной работы она закладывает интеллектуальные и эмоциональные основы научного мировоззрения и создает необходимые предпосылки для его дальнейшего развития и укрепления.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
Какое значение имеет научное мировоззрение в развитии и фор мировании личности? Какие функции оно выполняет?
В чем состоит сущность мировоззрения? Раскройте его основные структурные компоненты и их значение в составе мировоззрения.
Какие научные идеи по вопросам развития природы, общества и человеческого сознания, содержащиеся в школьном образовании, не- обходимо раскрывать и использовать в процессе формирования миро- воззрения учащихся?
Какую роль играет глубокое и прочное овладение изучаемым материалом в формировании мировоззрения учащихся?
5. Раскройте важнейшие дидактические и воспитательные усло- вия перевода усваиваемых научных знаний во взгляды и убеждения личности.
6. Попытайтесь обосновать необходимость использования всей сис- темы общих методов воспитания в процессе развития и формирования научного мировоззрения учащихся.
474
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Арцишевский Р.А. Мировоззрение: сущность, специфика, развитие. Львов, 1986.
Буянов B.C. Научное мировоззрение: социально-философский аспект. М., 1987.
Вернадский В.И. Научное мировоззрение //Философия и мировоззрение /Сост. П.В.Алексеев. М., 1990.
Журавлев И.К. Через доказательства к убеждениям. М., 1980.
Попов С.И. Формирование научного мировоззрения школьников: психол. аспект //Сов. педагогика. 1991. № 6.
Шуртаков К.П. Мировоззрение и методы его формирования. Казань, 1989.
Глава 27 организация самовоспитания учащихся
1. Стимулирование учащихся к активной работе над собственным развитием и самосовершенствова нием — важнейшая задача воспитания. Понятие о самовоспитании и его социальная детерминация.
2. Основные факторы, побуждающие личность к самовоспитанию, и их использование в процессе сти мулирования учащихся к работе над собой.
3. Организация процесса самовоспитания учащихся и его важнейшие методы.
4. Педагогическое руководство самовоспитанием учащихся.
1. Стимулирование учащихся к активной работе над собственным развитием и самосовершенствованием — важнейшая задача воспитания. Понятие о самовоспитании и его социальная детерминация. Раскрывая в предыдущих главах вопросы обучения и воспитания, мы постоянно подчеркивали, что ни овладение знаниями, ни формирование личностных качеств не могут происходить без стремления самого школьника к учению, без проявления им учебно-познавательной активности и работы над развитием своей нравственности, эстетической и физической культуры. Положение о том, что. ученик — это не только объект, но и субъект воспитания, является тем фундаментом, на котором основывается как обучение, так
475
и формирование личностных качеств учащихся. Вот почему первостепенной задачей учебной и воспитательной работы является развитие и поддержание высокой активности школьников в познавательной, трудовой и нравственно-эстетической деятельности.
В этой связи П.П.Блонский видел задачу учителя в том, чтобы "не так дать образование и воспитание, как развить способности к самообразованию и самовоспитанию". Он писал1:
Мы должны... воспитать человека, способного создавать свою собственную жизнь, способного к самоопределению. Воспитываться — значит самоопределяться, и воспитание будущего творца новой человеческой жизни есть лишь рациональная организация самовоспитания его.
Несколько иными словами эту же мысль высказывал психолог С.Л.Рубинштейн2:
Всякая эффективная воспитательная работа имеет своим внутренним условием собственную работу воспитуе-мого, которая, естественно, завязывается в каждом сколько-нибудь вдумчивом и чутком человеке вокруг собственных поступков и поступков других людей... Успех работы по формированию духовного облика человека зависит от этой внутренней работы, от того, насколько воспитание оказывается в состоянии ее стимулировать и направлять.
Приведенные суждения позволяют сделать вывод о том, что правильно поставленное воспитание есть не что иное, как умелое внутреннее стимулирование активности растущей личности в работе над собой, есть побуждение ее к собственному развитию и совершенствованию. Иначе говоря, уже в процессе воспитания имеет место са-мовоспитателъная работа учащихся. Но эта работа обусловливается и стимулируется специально организуемым воспитательным влиянием учителей. Педагоги ставят воспитательные задачи, формируют у учащихся соответствующие потребности (активность), включают их в деятельность и таким образом побуждают их работать над собой.
Но во многих случаях человек, в том числе и многие школьники, сами ставят перед собой определенные зада-
1 Блонский П.П. Избр. пед. и психол. соч.: В 2 т. М., 1979. Т. 1. С. 42.
2 Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959. С. 138.
476
чи по собственному развитию и самосовершенствованию, намечают пути их решения и, побуждаемые внутренним стремлением, начинают настойчиво добиваться поставленной цели. Примеров тому в истории множество.
Демосфен, известный древнегреческий оратор, еще юношей мечтал овладеть искусством публичного выступления, но первое же из них закончилось полным провалом. Его освистали, потому что он имел слабый голос, был косноязычен... Другой на его месте оставил бы свои честолюбивые мечты. Но Демосфен поступил по-другому. Он разработал целую систему упражнений и стал упорно овладевать ораторским искусством. Уединяясь, он тренировал свой голос, отрабатывал жесты. Чтобы избавиться от косноязычия, подкладывал под язык мелкие камешки и произносил импровизированные речи. Упорство и воля позволили Демосфену достичь поставленной цели: он стал выдающимся оратором.
Большое значение придавал самовоспитанию Л.Н.Толстой. В юности он завел дневник, в котором фиксировал свои недостатки и намечал пути их преодоления. Благодаря работе над собой, он, по его словам, сумел преодолеть лень, тщеславие, лживость и многие другие дурные наклонности и выработал в себе человеколюбие, наблюдательность, творческое воображение, память.
В одном из писем А.П.Чехова жене читаем:
Ты пишешь, что завидуешь моему характеру. Должен сказать тебе, что от природы характер у меня резкий, я вспыльчивый и пр., и пр. Но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает. В прежнее время я выделывал черт знает что.