ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.05.2024
Просмотров: 505
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Основы сценарной культуры режиссёров театрализованных представлений и праздников
1. Особенности сценарного творчества
2. Разновидности современных праздничных программ
Глава 2. Сценарии как вид драматургии
2. Основные характеристики сущности драматургии
3.Общие и особенные черты драматургии театрализованных представлений
Глава 3. Творческий процесс создания сценариев театрализованных представлений и праздников
2. Основные этапы работы над сценарием театрализованного действа
4. Отбор документального и художественного материала
Глава 1. Основы сценарной культуры режиссёров театрализованных представлений и праздников
Глава 2. Сценарий как вид драматургии
Глава 3. Творческий процесс создания сценариев театрализованных представлений и праздников
Таким образом, сценарий-это подробная литературная разработка содержания, где конкретно указывается, что говорят и как поступают действующие лица, какие художественные произведения исполняются, в какой обстановке происходит действие.
«Написать сценарий массового театрализованного представления, - считает А.Д. Силин, - значит создать особый образный мир, мир поэтической условности мир символов и аллегорий, гиперболизации и гротеска, метафор и ассоциаций» (58, 14). Поэтому для создания театрализованного действа нужен особый способ видения, нужен глаз художника. В творческом процессе работы над сценарием взгляд автора, задачи, которые он ставит перед собой, определяют и отбор материала, и способ его подачи. Образная структура сценария рождается в процессе поиска образного выявления действенной линии, которая определяется авторской концепцией предполагаемого театрализованного действа, а также конфликтами, борьбой идей, столкновением противоборствующих сил внутри каждой единицы сценической информации. В результате творческого соединения разных по содержанию и форме материалов сценарист должен создать новое произведение, цель которого - подвести аудиторию самостоятельно к определенной мысли.
Так, в творческом процессе работы над сценарием режиссёр театрализованных представлений и праздников создает окрашенный его индивидуальностью, его индивидуальным видением, стилем его мышления художественный мир, который раскрывает его с новой, ранее неведомой стороны. И основой, отталкиваясь от которой он создаёт своё театрализованное действо, свой новый образ, может стать любой документ, жизненный факт, явление действительности. Вместе с тем, необходимо помнить, что только образное решение превращает документальный, местный материал в произведение искусства.
Вопросы для самопроверки:
Назовите этапы работы над сценарием.
Из каких творческих операций слагается 1-ый этап работы над сценарием?
Из каких слагаемых состоит сценарно-режиссёрский замысел?
Чем руководствуется сценарист в процессе отбора сценарного материала?
Перечислите принципы отбора документального и художественного материала?
Какие творческие операции предполагает 3-ий этап работы над сценарием?
Что представляет собой художественный образ?
Перечислите характерные черты художественного образа.
Поясните многомасштабность значения художественного образа.
Какие средства иносказательной выразительности вы знаете?
Какую роль в сценарии театрализованного действа играет композиция?
Какие задачи стоят перед сценаристом на этапе разработки сюжета?
Какие функции в сценарии театрализованного действа выполняет сценарно-режиссёрский ход?
Перечислите основные приёмы монтажа сценарного материала.
Что представляет собой литературная обработка сценария?
Что позволяет добиться образности литературного сценария?
Литература:
Гагин В.Н. Выразительные средства клубной работы. - М.: Сов. Россия, 1983.-С. 3-17.
Генкин Д.М., Конович А.А. Сценарное мастерство КПР. - М.: Сов. Россия, 1984.
Марков О.И. Сценарно-режиссерские основы художественно-педагогической деятельности клуба. - М.: Просвещение, 1988.
Марков И.О. Сценарная культура режиссёров театрализованных представлений и праздников. Учебное пособие для преподавателей, аспирантов и студентов вузов культуры и искусств. -Краснодар: Изд. КГУ-КИ, 2004. - 408 с.
Чечетин А.И. Искусство театрализованных представлений. - М.: Сов. Россия, 1988.
Чечетин А.И. Основы драматургии театрализованных представлений. -М.: Сов. Россия, 1988.
Чечетин А.И. Основы драматургии театрализованных представлений. Учебник. - М.: Просвещение, 1981.
Дополнительная литература:
Дмитриев Л.А. Тайны искусства. Законы телевизионной драматургии как закон творчества. - Учеб. пособие. - М.: ИПКРТ и Р, 1984.
Сценарное мастерство: кино и теледраматургия как искусство, ремесло и бизнес (реферат книги Р. Уолтера). - М.: ИПКРТ и Р, 1993.
Митта А. Кино: между адом и раем. - М.: Изд-во ЭКСМО- Пресс, Подкова, 2002. - 480 с.
Заключение
Анализ теории и практики сценарно-режиссёрской деятельности по организации и проведению праздничных событий показывает, что найти путь к сердцу и разуму современников режиссёрам театрализованных представлений и праздников непросто. Театрализованное действо как художественно-педагогическое явление требует к себе серьёзного отношения.
Чтобы заинтересовать зрителя поднимаемой проблемой, вызвать у него сопереживание происходящему, заставить думать, анализировать, делать выводы, активизировать его на участие в театрализованном действе, сделав его на это время своим единомышленником, режиссёру необходимо приложить немало усилий уже на первой ступени своей творческой деятельности - творческом процессе создания сценария. Сценарий является основой режиссёрской деятельности - первым воплощением сценарно-режиссёрского замысла будущего театрализованного действа.
Создание сценария любой театрализованной программы требует не только профессиональных знаний, умений и навыков сценариста, но и его личных качеств, иначе говоря, требует «всего художника». Таким образом, основным условием создания полноценного сценария театрализованного действа является сам автор как творческая личность. Создаваемое театрализованное действо должно отличать авторское проникновение в реальную действительность, понимание им сущности общественных отношений и яркая эмоциональная выразительность образного решения жизненных противоречий.
Работа над созданием сценария театрализованного действа требует от сценариста всех его сил, энергии, воли, изобретательности, нервов, бессонных ночей. Вместе с тем, основой творческой деятельности сценариста выступает его социальная и творческая активность, любознательность, работоспособность, стремление к познанию окружающего мира и художественному преобразованию жизни.
Общую идейную направленность творчества сценариста определяют его гражданская позиция и мировоззрение.
Неравнодушное отношение к окружающей действительности, интерес к сценарному материалу, любопытство к возможностям его соединения и организации, самостоятельность и оригинальность художественного мышления сценариста способствуют созданию художественного замысла будущего театрализованного действа, который явится следствием образного отражения реальной действительности и определит всю его дальнейшую творческую деятельность по созданию сценария.
Постижение законов художественного творчества и особенностей сценарной технологии помогут сценаристу выстроить сценарный материал согласно условиям зрительского восприятия и спрограммировать активное участие аудитории в театрализованном действе, что послужит созданию эффективного интеллектуального и эмоционального его воздействия на аудиторию.
Будущим специалистам необходимо помнить, что творчество сценариста-режиссёра предполагает, наряду с развитием сложившихся в обществе определённых традиций, предлагать их новое видение и осмысление, открывать и утверждать новые современные подходы к отражению жизни во всём её величии, многогранности и противоречивости.
Синтетические действа, автором которых должен явиться будущий режиссёр театрализованных представлений и праздников, требуют сочетания «факта жизни» и «факта искусства», слова и пластики, музыки и света, цвета и особой звуковой структуры документального видеоряда и действий вымышленных персонажей, игровых и церемониально-обрядовых действий участников праздничных событий. Здесь могут аккумулироваться и вступать в активные взаимоотношения все виды искусства. Здесь возможна персонификация исторических мест и реликвий, создание реальной и символической образности, использование масок и «живого» слова реальных героев, выступлений спортсменов и ростовых кукол, животных и техники. И все это многообразие сценарист должен организовать согласно своему сценарно-режиссерскому замыслу и направить в единое русло - целостную программу художественно-педагогического воздействия в условиях конкретной праздничной социокультурной ситуации.
В связи с этим неотъемлемой частью профессионального становления будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников является формирование сценарной культуры, которая вбирает в себя «комплекс специальных теоретических знаний и практических навыков интеграционного характера, необходимых для профессионального регулирования воспитательных процессов в культурно-досуговой деятельности» (38, 60).
«В искусстве можно знать, не умея, но нельзя уметь, не зная, -на протяжении всей моей жизни я имел возможность десятки раз проверить этот нехитрый афоризм», - писал А.Д. Дикий, всегда с пренебрежением относившийся к тем, кто «все знает и ничего не умеет». Будущим режиссёрам театрализованных представлений и праздников следует запомнить, что «необходимыми условиями для появления умения служат знания и понимание». Умения, в свою очередь, являются результатом осмысления и адаптации полученной информации и вырабатываются в процессе закрепления теоретических знаний и практических навыков в ходе самостоятельной творческой деятельности.
Выделяют следующие показатели сценарных способностей, развитие которых способствует стимулированию сценарного творчества и формированию сценарных навыков и умений:
формирование творческой наблюдательности, необходимой сценаристу для накопления и отбора жизненного материала, на основе которого строится драматургическая структура будущего сценария;
развитие драматургической логики на основе общей теории драмы, необходимой в сценарной работе для выстраивания сюжетного построения и событийной последовательности;
стимулирование и развитие творческого воображения и образного решения театрализованного представления.
При этом все эти направления, стимулирующие сценарное творчество, должны быть скоординированы, согласованы и взаимно соотнесены.
Таким образом, профессиональная палитра деятельности режиссёров театрализованных представлений и праздников выдвигает перед будущими специалистами требования высокого уровня не только профессионального мастерства, но и общего развития.
В свою очередь, профессиональное мастерство, как известно, является результатом целостного процесса общего и профессионального развития и базируется на функционально общекультурной подготовке, высоком интеллектуальном уровне, широком кругозоре, нравственном и эстетическом потенциале личности.
Список использованной литературы
Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. Учебник для студентов филол. специальностей пед. ин-тов. Изд. 6-е, испр. и доп. - М.: Просвещение, 1975. - 352 с.
Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. - М.: Просвещение, 1979.
Аль Д.Н. Основы драматургии. Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств. - СПб.: СПбГАК, 1995. - 64 с.
Аль Д.Н. Основы драматургии. Учебное пособие. - М., 1998.
Андреев А.Л. Место искусства в познании мира. (Над чем работают, о чём спорят философы). - М.: Политиздат, 1980. - 255 с.
Аскеров А., Леонов М. Беседы об агитбригаде, - М.: Сов. Россия, 1985.
Баскин М.И. Музыка как выразительное средство театрализации / / Театрализация как творческий метод культурно-просветительной работы. Сб. научных трудов ЛГИК. - Л., 1983.
Большая советская энциклопедия, т. 12. - М., 1973. - 593 с.
Борев Ю.Б. Эстетика. -4-е изд., доп. -М.: Политиздат, 1988.-496 с: ил.
Велехова Н. Охлопков и театр улиц. - М., 1970.
Вершковский Э.В. Режиссура массовых клубных представлений. -Л.: ЛГИК, 1977.
Волькенштейн В.И. Драматургия. Изд. 5-е. - М., 1969.
Гагин В.Н. Интересно ли в вашем клубе? - М.: Политиздат, 1989. -240 с.
Гагин В.Н. Выразительные средства клубной работа. - М., 1983.
Гагин В.Н. Выразительные средства клубной работы. - М.: Сов. Россия, 1983.
Генкин Д.М. Массовые праздники. Учебное пособие для студентов ин-тов культуры. - М.: Просвещение, 1975, 140 с: с ил.
Генкин Д.М., Конович А.А. Массовые театрализованные праздники и представления. (Учебно-методическое пособие). -М.: ВНМЦНТ и КНР, 1985.
Генкин Д., Конович А. Возможности использования художественных выразительных средств в методике театрализации // Театрализация как творческий метод культурно -просветительной работы. Сб. ночных трудов ЛГИК.-Л., 1983.
Генкин Д., Конович А. Массовые театрализованные представления. Учебно-методическое пособие ВНМЦНТ и КПР. - М., ЛГИК, 1985.
Генкин Д., Конович А. Сценарное мастерство культпросветработника. - М.: Сов. Россия, 1984.
Генкин Д.М. Театрализованные формы массовой работы клуба. -Л.: ЛГИК, 1972.
21а. Герасимов С. Воспитание кинорежиссёра. -М.: Искусство, 1978.