Файл: Gavdis_S_I_-_Osnovy_stsenarnogo_masterstva.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2024

Просмотров: 505

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, сценарий-это подробная литературная раз­работка содержания, где конкретно указывается, что говорят и как поступают действующие лица, какие художественные произведения исполняются, в какой обстановке происходит действие.

«Написать сценарий массового театрализованного представ­ления, - считает А.Д. Силин, - значит создать особый образный мир, мир поэтической условности мир символов и аллегорий, ги­перболизации и гротеска, метафор и ассоциаций» (58, 14). Поэто­му для создания театрализованного действа нужен особый способ видения, нужен глаз художника. В творческом процессе работы над сценарием взгляд автора, задачи, которые он ставит перед со­бой, определяют и отбор материала, и способ его подачи. Образная структура сценария рождается в процессе поиска образ­ного выявления действенной линии, которая определяется ав­торской концепцией предполагаемого театрализованного дей­ства, а также конфликтами, борьбой идей, столкновением противоборствующих сил внутри каждой единицы сценичес­кой информации. В результате творческого соединения разных по содержанию и форме материалов сценарист должен создать новое произведение, цель которого - подвести аудиторию само­стоятельно к определенной мысли.

Так, в творческом процессе работы над сценарием режиссёр театрализованных представлений и праздников создает окрашен­ный его индивидуальностью, его индивидуальным видением, сти­лем его мышления художественный мир, который раскрывает его с новой, ранее неведомой стороны. И основой, отталкиваясь от которой он создаёт своё театрализованное действо, свой новый образ, может стать любой документ, жизненный факт, явление действительности. Вместе с тем, необходимо помнить, что только образное решение превращает документальный, местный матери­ал в произведение искусства.

Вопросы для самопроверки:

  1. Назовите этапы работы над сценарием.

  2. Из каких творческих операций слагается 1-ый этап работы над сценарием?

  3. Из каких слагаемых состоит сценарно-режиссёрский замысел?

  4. Чем руководствуется сценарист в процессе отбора сценарного материала?

  5. Перечислите принципы отбора документального и художествен­ного материала?

  6. Какие творческие операции предполагает 3-ий этап работы над сценарием?

  7. Что представляет собой художественный образ?

  8. Перечислите характерные черты художественного образа.

  9. Поясните многомасштабность значения художественного образа.

  10. Какие средства иносказательной выразительности вы знаете?

  11. Какую роль в сценарии театрализованного действа играет ком­позиция?


  1. Какие задачи стоят перед сценаристом на этапе разработки сю­жета?

  2. Какие функции в сценарии театрализованного действа выпол­няет сценарно-режиссёрский ход?

  3. Перечислите основные приёмы монтажа сценарного материа­ла.

  4. Что представляет собой литературная обработка сценария?

  5. Что позволяет добиться образности литературного сценария?

Литература:

  1. Гагин В.Н. Выразительные средства клубной работы. - М.: Сов. Россия, 1983.-С. 3-17.

  2. Генкин Д.М., Конович А.А. Сценарное мастерство КПР. - М.: Сов. Россия, 1984.

  3. Марков О.И. Сценарно-режиссерские основы художественно-пе­дагогической деятельности клуба. - М.: Просвещение, 1988.

  4. Марков И.О. Сценарная культура режиссёров театрализованных представлений и праздников. Учебное пособие для преподавателей, ас­пирантов и студентов вузов культуры и искусств. -Краснодар: Изд. КГУ-КИ, 2004. - 408 с.

  5. Чечетин А.И. Искусство театрализованных представлений. - М.: Сов. Россия, 1988.

  6. Чечетин А.И. Основы драматургии театрализованных представ­лений. -М.: Сов. Россия, 1988.

  7. Чечетин А.И. Основы драматургии театрализованных представ­лений. Учебник. - М.: Просвещение, 1981.

Дополнительная литература:

  1. Дмитриев Л.А. Тайны искусства. Законы телевизионной драма­тургии как закон творчества. - Учеб. пособие. - М.: ИПКРТ и Р, 1984.

  2. Сценарное мастерство: кино и теледраматургия как искусство, ремесло и бизнес (реферат книги Р. Уолтера). - М.: ИПКРТ и Р, 1993.

  3. Митта А. Кино: между адом и раем. - М.: Изд-во ЭКСМО- Пресс, Подкова, 2002. - 480 с.

Заключение

Анализ теории и практики сценарно-режиссёрской деятельно­сти по организации и проведению праздничных событий показывает, что найти путь к сердцу и разуму современников режиссё­рам театрализованных представлений и праздников непросто. Те­атрализованное действо как художественно-педагогическое явле­ние требует к себе серьёзного отношения.

Чтобы заинтересовать зрителя поднимаемой проблемой, выз­вать у него сопереживание происходящему, заставить думать, ана­лизировать, делать выводы, активизировать его на участие в те­атрализованном действе, сделав его на это время своим единомыш­ленником, режиссёру необходимо приложить немало усилий уже на первой ступени своей творческой деятельности - творческом процессе создания сценария. Сценарий является основой режис­сёрской деятельности - первым воплощением сценарно-режиссёрского замысла будущего театрализованного действа.


Создание сценария любой театрализованной программы требует не только профессиональных знаний, умений и навы­ков сценариста, но и его личных качеств, иначе говоря, требу­ет «всего художника». Таким образом, основным условием со­здания полноценного сценария театрализованного действа явля­ется сам автор как творческая личность. Создаваемое театрализо­ванное действо должно отличать авторское проникновение в ре­альную действительность, понимание им сущности обществен­ных отношений и яркая эмоциональная выразительность образ­ного решения жизненных противоречий.

Работа над созданием сценария театрализованного действа требует от сценариста всех его сил, энергии, воли, изобретатель­ности, нервов, бессонных ночей. Вместе с тем, основой творчес­кой деятельности сценариста выступает его социальная и твор­ческая активность, любознательность, работоспособность, стрем­ление к познанию окружающего мира и художественному преоб­разованию жизни.

Общую идейную направленность творчества сценариста оп­ределяют его гражданская позиция и мировоззрение.

Неравнодушное отношение к окружающей действительности, интерес к сценарному материалу, любопытство к возможностям его соединения и организации, самостоятельность и оригиналь­ность художественного мышления сценариста способствуют со­зданию художественного замысла будущего театрализованного действа, который явится следствием образного отражения реаль­ной действительности и определит всю его дальнейшую творчес­кую деятельность по созданию сценария.

Постижение законов художественного творчества и особенно­стей сценарной технологии помогут сценаристу выстроить сце­нарный материал согласно условиям зрительского восприятия и спрограммировать активное участие аудитории в театрализован­ном действе, что послужит созданию эффективного интеллекту­ального и эмоционального его воздействия на аудиторию.

Будущим специалистам необходимо помнить, что творчество сценариста-режиссёра предполагает, наряду с развитием сложив­шихся в обществе определённых традиций, предлагать их новое видение и осмысление, открывать и утверждать новые современ­ные подходы к отражению жизни во всём её величии, многогран­ности и противоречивости.

Синтетические действа, автором которых должен явиться бу­дущий режиссёр театрализованных представлений и праздников, требуют сочетания «факта жизни» и «факта искусства», слова и пластики, музыки и света, цвета и особой звуковой структуры до­кументального видеоряда и действий вымышленных персонажей, игровых и церемониально-обрядовых действий участников праз­дничных событий. Здесь могут аккумулироваться и вступать в ак­тивные взаимоотношения все виды искусства. Здесь возможна персонификация исторических мест и реликвий, создание реаль­ной и символической образности, использование масок и «живо­го» слова реальных героев, выступлений спортсменов и ростовых кукол, животных и техники. И все это многообразие сценарист должен организовать согласно своему сценарно-режиссерскому замыслу и направить в единое русло - целостную программу ху­дожественно-педагогического воздействия в условиях конкретной праздничной социокультурной ситуации.


В связи с этим неотъемлемой частью профессионального становления будущих режиссёров театрализованных пред­ставлений и праздников является формирование сценарной культуры, которая вбирает в себя «комплекс специальных тео­ретических знаний и практических навыков интеграционного ха­рактера, необходимых для профессионального регулирования воспитательных процессов в культурно-досуговой деятельнос­ти» (38, 60).

«В искусстве можно знать, не умея, но нельзя уметь, не зная, -на протяжении всей моей жизни я имел возможность десятки раз проверить этот нехитрый афоризм», - писал А.Д. Дикий, всегда с пренебрежением относившийся к тем, кто «все знает и ничего не умеет». Будущим режиссёрам театрализованных представлений и праздников следует запомнить, что «необходимыми условиями для появления умения служат знания и понимание». Умения, в свою очередь, являются результатом осмысления и адаптации получен­ной информации и вырабатываются в процессе закрепления тео­ретических знаний и практических навыков в ходе самостоятель­ной творческой деятельности.

Выделяют следующие показатели сценарных способностей, развитие которых способствует стимулированию сценарного твор­чества и формированию сценарных навыков и умений:

  • формирование творческой наблюдательности, необходимой сценаристу для накопления и отбора жизненного материала, на основе которого строится драматургическая структура будущего сценария;

  • развитие драматургической логики на основе общей теории драмы, необходимой в сценарной работе для выстраивания сю­жетного построения и событийной последовательности;

  • стимулирование и развитие творческого воображения и об­разного решения театрализованного представления.

При этом все эти направления, стимулирующие сценарное творчество, должны быть скоординированы, согласованы и вза­имно соотнесены.

Таким образом, профессиональная палитра деятельности ре­жиссёров театрализованных представлений и праздников выдвигает перед будущими специалистами требования высокого уровня не только профессионального мастерства, но и общего развития.

В свою очередь, профессиональное мастерство, как известно, является результатом целостного процесса общего и профессио­нального развития и базируется на функционально общекультур­ной подготовке, высоком интеллектуальном уровне, широком кру­гозоре, нравственном и эстетическом потенциале личности.


Список использованной литературы

  1. Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. Учебник для студентов филол. специальностей пед. ин-тов. Изд. 6-е, испр. и доп. - М.: Просвещение, 1975. - 352 с.

  2. Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. - М.: Просвеще­ние, 1979.

  3. Аль Д.Н. Основы драматургии. Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств. - СПб.: СПбГАК, 1995. - 64 с.

  4. Аль Д.Н. Основы драматургии. Учебное пособие. - М., 1998.

  5. Андреев А.Л. Место искусства в познании мира. (Над чем работа­ют, о чём спорят философы). - М.: Политиздат, 1980. - 255 с.

  6. Аскеров А., Леонов М. Беседы об агитбригаде, - М.: Сов. Россия, 1985.

  7. Баскин М.И. Музыка как выразительное средство театрализации / / Театрализация как творческий метод культурно-просветительной ра­боты. Сб. научных трудов ЛГИК. - Л., 1983.

  8. Большая советская энциклопедия, т. 12. - М., 1973. - 593 с.

  9. Борев Ю.Б. Эстетика. -4-е изд., доп. -М.: Политиздат, 1988.-496 с: ил.

  1. Велехова Н. Охлопков и театр улиц. - М., 1970.

  2. Вершковский Э.В. Режиссура массовых клубных представлений. -Л.: ЛГИК, 1977.

  3. Волькенштейн В.И. Драматургия. Изд. 5-е. - М., 1969.

  4. Гагин В.Н. Интересно ли в вашем клубе? - М.: Политиздат, 1989. -240 с.

  5. Гагин В.Н. Выразительные средства клубной работа. - М., 1983.

  6. Гагин В.Н. Выразительные средства клубной работы. - М.: Сов. Россия, 1983.

  7. Генкин Д.М. Массовые праздники. Учебное пособие для студен­тов ин-тов культуры. - М.: Просвещение, 1975, 140 с: с ил.

  8. Генкин Д.М., Конович А.А. Массовые театрализованные празд­ники и представления. (Учебно-методическое пособие). -М.: ВНМЦНТ и КНР, 1985.

  9. Генкин Д., Конович А. Возможности использования художествен­ных выразительных средств в методике театрализации // Театрализация как творческий метод культурно -просветительной работы. Сб. ночных трудов ЛГИК.-Л., 1983.

  1. Генкин Д., Конович А. Массовые театрализованные представле­ния. Учебно-методическое пособие ВНМЦНТ и КПР. - М., ЛГИК, 1985.

  2. Генкин Д., Конович А. Сценарное мастерство культпросветра­ботника. - М.: Сов. Россия, 1984.

  3. Генкин Д.М. Театрализованные формы массовой работы клуба. -Л.: ЛГИК, 1972.

21а. Герасимов С. Воспитание кинорежиссёра. -М.: Искусство, 1978.