Файл: Gavdis_S_I_-_Osnovy_stsenarnogo_masterstva.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2024

Просмотров: 506

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. Горчаков Н.М. Режиссёрские уроки Вахтангова. - М., 1957.

  2. Горчаков Н.М. Режиссёрские уроки К.С. Станиславского. - М.: Искусство, 1952.

  3. Горький М. О литературе. - М., 1953.

  4. Дмитриев Л.А. Тайны искусства. Законы телевизионной драма­тургии как законы творчества. Учебное пособие. - М.: ИПКРТиР, 1994.

  5. Ершов П.М. Искусство толкования. В двух частях. Часть вторая. Режиссура как художественная критика. -Дубна: Изд. центр «Феникс», 1997.

  6. Ершов П.М. Искусство толкования. В двух частях. Часть первая. Режиссура как практическая психология. - Дубна: Изд. центр «Феникс», 1997 - 352 с.

  7. Ершов П.М. Сочинения: В 3-х т. / Отв. ред. В.М. Букатов. - М.: ТТО «Горбунок», 1991. - Т. 1: Технология актёрского искусства. - М., 1992. - 288 с.

  8. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. Учебное пособие. - М.: МГУК, 1998.

  9. Завадский Ю.А. Рождение спектакля. - М.: Всероссийское теат­ральное общество, 1975.

  10. Захава Б.Е. Мастерство актёра и режиссёра. - М., 1978.

  11. Квятковский А. Поэтический словарь. - М., 1966.

  12. Костелянец Б. Драма и действие. - Л., 1976.

  13. Культурно-досуговая деятельность: Учебник / Под науч. ред. ака­демика РАЕН А.Д. Жаркова и профессора В.М. Чижикова. - М.: МГУК^ 1998.

  14. Лессинг Г.Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии. - М., 1957.

  15. Литвинцева Г.Д. Сценарное мастерство. Метод, пособие для ре­дакторов и методистов НМЦ. - М.: ВНМЦНТ и КПР им. Крупской, 1989.

  16. Луначарский А.В. О театре и драматургии. - М., 1958.

  17. Марков И.О. Сценарная культура режиссёров театрализованных представлений и праздников. Учебное пособие для преподавателей, ас­пирантов и студентов вузов культуры и искусств. - Краснодар: Изд. КГУ-КИ, 2004. - 408 с.

  1. Марков О.И. Сценарно-режиссёрские основы художественно-педагогической деятельности клуба. - М.: Просвещение, 1988.

  2. Массарский СМ. Сценарий рождается в клубе. Пособие для работников клубных учреждений, КСК, ПК и О. - М.: Мин. культ. СССР ВНМЦНТ и КНР, 1988.

  3. Массовые театрализованные представления и праздники: Сборник. -М., 1963.

  4. Митта А. Кино: между адом и раем. -М.: Изд -во ЭКСМО-Пресс, Подкова, 2002. - 480 с.

  5. Новикова Л.И. Дизайн в структуре эстетики. - Эстетика и произ­водство. - М., 1969.

43а. Новикова Л.И. Эстетическое в структуре научной деятельнос­ти. - В кн.: Художественное и научное творчество / Под ред. Б.С. Мейлаха.-Л., 1972.-С. 68-69.


436. Никифоров В.Н. О развитии художественных способностей личности. - В кн.: Эстетическое воспитание и социальный прогресс. -М., 1971.

  1. Ожегов СИ. Словарь русского языка. - М., 1960.

  2. Осовцов СМ. Драматургия и театр в системе искусств: Учебное пособие. - СПб.: СПбГУКИ, 2000. - 148 с.

  3. Островский А.Н. О театре. - М., 1947.

47. Паперный 3.0 художественном образе. -М.: Госполитиздат, 1961.

47а. Паустовский К. Собр. соч., т. 2. - М., 1958.

  1. Петров Б.Н. Спортивна- художественное представление на ста­дионе. Методические указания и рекомендации. - Л.: ЛГИК им. Н.К. Крупской, 1988.

  2. Поламишев A.M. Мастерство режиссёра: от анализа — к вопло­щению: Учебное пособие для высш. и средних спец. театрал, учеб. заве­дений. - М.: Искусство, 1992. - с: ил.

  3. Поляков М.Я. О театре: поэтика, семиотика, теория драмы. Меж­дународное агентство «А.Д. и Театр». - М., 2000. - 384 с.

  4. Пригожина Л.Г. Проблемы поэтической драмы и советский те­атр рубежа 1920-1930-х годов. Учебное пособие.-СПб.: ЛГИТМиК, 1991-

  5. Рубб А.А. Пока занавес закрыт. - М.: Сов. Россия, 1987.

  6. Рубб А.А. Эстрадная режиссура: теория и практика. Изд. 2-ое доп. и испр. Ч. 5. - М.: МКРФ РИПРИКиТ, 1996.

  7. Сапегин Б.Е. Введение в режиссуру: Учебное пособие. - С-Пб.: С-ПбГАК, 1997.

  8. Саруханов В.А. Агитбригада. Проблемы. Рекомендации. Сцена­рии. - М.: Профиздат, 1989. ~ 288 с.

  1. Сидельников B.C. Образное решение агитпредставлений. - М.: Просвещение, 1981.

  2. Силин А.Д. Массовые театрализованные представления и празд­ники: проблемы режиссуры, проблемы организации. - В кн. Очерки о клубной работе / Сост. А.К. Ворюбьёв, В.Н. Гагин. - М.: Советская Рос­сия, 1987. — 160 с. (Библиотечка «В помощь клубному работнику»; № 6).

  3. Силин А.Д. Театр выходит на площадь: Специфика работы ре­жиссёра при постановке массовых театрализованных представлений под открытым небом и на больших нетрадиционных сценических площад­ках. - М.: ВНМЦ НТ и КПР МК СССР, 1991. - 178 с.

  1. Станиславский К.С. Собр. соч. в 8-ми тт. Т. 3. - М., 1957.

  1. Станиславский К.С. Собр. соч. в 8-ми тт. Т. 4. - М., 1957.

  2. Сценарное мастерство: кино-и теледраматургия как искусство, ремесло и бизнес (реферат книги Р. Уолтера). - М.: ИПКРТ и Р. - М., 1993. - 104-с.

  3. Театр под открытым небом. Сборник. - М.: ВТО, 1969.

  4. Театр под открытым небом: Сборник. - М., 1989.

  5. Театр.-1977.-№11.

  6. Товстоногов Г.А. Зеркало сцены. - Л., 1980. - Т. 1, 2.

  7. Товстоногов Г.А. Круг мыслей. - Л.: Изд. «Искусство», Ленинг­радское отделение, 1972.

  8. Толстой Л.Н. Поли. собр. соч. в 90 тт.. Т. 30. - М., 1951. - С. 18-19.

  9. Чаплин Ч. Моя биография. - М., 1966. - С. 249.

  10. Чехов А.П. Соч. Т. 11. - М., 1948.

  11. Чечетин А.И. Искусство театрализованных представлений. - М.: Сов. Россия, 1988.

  12. Чечетин А.И. Основы драматургии театрализованных представ­лений: История и теория. Учебное пособие для студентов институтов культуры. - М.: Просвещение, 1981.

  13. Шароев И. Режиссура массового действа. - М., 1980.

  14. Шароев И. Режиссура массовых театрализованных представле­ний. - М.: Сов. Россия, 1980. - 152 с. - (Б-чка « В помощь сельскому клубному работнику», №7).

  15. Шекспир В. ПСС. Гамлет. Т. 6. - М.: Искусство, 1960.

  16. Шилов Н.П. Сценарное мастерство: Учебное пособие. - Челя­бинск: ЧГАКИ, 2000. - 56 с.


75а. Шорохов Е.В. Основы композиции: Учебное пособие для сту­дентов пед. ин-тов по спец. № 2109 «Черчение, рисование, труд». - М.: Просвещение, 1979. ~ 303 с.

  1. Эйзенштейн СМ. Избр. произв. Т. 3. - М., 1966.

  2. Эйзенштейн СМ. Избр. статьи. - М., 1956.

  3. Эйхенбаум Б.М. О литературе. - М., 1987.

  4. Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В.И. Новиков, Е.А. Шкловский. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Педагогика-Пресс, 1998.-424 с: ил.

  5. Эренгросс Б.А. Удивительная наука эстетика!.. Научно-художе­ственная литература. Изд. 2-е / Оформл. Евг. Когана. - М.: Детская лите­ратура, 1977. - 223 с. с фотоил.

  6. Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А.А. Беляева и др. - М.: Поли­тиздат, 1989.-447 с.

  7. Ястребова Н.А. Материалистические основы системы Станис­лавского. Дис... канд. философ, наук. - М., 1953, л.180.

Из опыта практической работы

Сценарий вечера-чествования «Горячие сердца», посвященного Дню социального работника

Пролог: «Корабль Надежды»

Звучит вступление песни Д. Тухманова «Как прекрасен этот мир»,

открывается занавес. На сцене в белых костюмах участники пласти­ко-хореографической композиции «Море», которые с помощью голу­бых лент изображают морские волны. Прозрачный голубой свет помо­гает участникам композиции создать впечатление морского покоя и гармонии окружающего мира. К началу вступления первого куплета песни высвечивается задник сцены, оформленный под большой корабль с белым парусом-экраном корма, которого занимает возвышающийся центр заднего плана сцены. На нём разместились молодые люди -уча­стники вокального ансамбля. Создаётся впечатление, что корабль плы­вёт по «морским просторам». Устремив свои взгляды в зрительный зал, любуясь «морскими далями», вокальный ансамбль исполняет песню Д. Тухманова «Как прекрасен этот мир». В ходе песни участники пластико-хореографической композиции показывают, что море не всегда такое спокойное, как кажется на первый взгляд. Внезапно оно начина­ет «волноваться». «Волны»-ленты взлетают всё выше и выше. Меня­ется свет. Посредством групповых и сольных акробатических упраж­нений, меняющегося движения лент, работы участниц композиции с огромной голубой тканью, которая, как гребень волны, то вздымается ввысь, то обрушивается вниз, накрывая собой всех участников компози­ции - создаётся впечатление «могучего бурлящего моря», которое, не­смотря на свою величественность и красоту, может поглотить каж­дого, кого застигнет врасплох. Однако участницы композиции лавиру­ют среди «разбушевавшихся волн», стараясь справиться с «разгуляв­шейся бурей». В самый трудный момент, на последний куплет песни, поднимается флаг корабля с эмблемой «горячего сердца в руках», что придало уверенность «попавшим в беду людям» -участницам компози­ции, и они достойно справляются «с нахлынувшей волной». В финале песни выстраивается скульптурная композиция, символизирующая ра­дость спасения - возвышающаяся над временно успокоившейся, но веч­но изменчивой «морской стихией».


На фоне завершающейся мелодии песни звучат слова ведущего.

  1. Ведущий: Как прекрасен этот мир, хранимый добрыми душами и горячими сердцами тех, чье призвание ~ служить людям.

  2. Ведущий: Бороздя трудный жизненный океан на корабле «Надеж­ды», они готовы в любую минуту прийти на помощь всем нуждающимся

На парусе-экране демонстрируется видеоряд «Сердечное спасибо!» запечатлевший результаты благородного труда социальных работни­ков в различных уголках Орловской области и искреннюю благодарность людей, к которым пришли на помощь представители социальных служб Орловщины.

Эпизод: «Достойные славы!»

Звучит музыка.

  1. Ведущий: Сколько сил, энергии, теплоты души вкладывают работ­ники социальной службы в свой нелегкий труд. За их стремление к доб­ру и милосердию, за их благородные дела Президентом Российской Фе­дерации Владимиром Владимировичем Путиным 27 октября 2000 года подписан Указ об учреждении профессионального праздника - Дня со­циального работника, который будет ежегодно отмечаться 8 июня.

  2. Ведущий: И поэтому сегодня в нашем зале так светло и сердечно, ведь именно здесь собрались люди, которые готовы пропустить через себя боль и тревогу другого, подставить свое плечо и подать руку помо­щи человеку, оказавшемуся в беде. С праздником Вас, дорогие друзья, с Днем социального работника!

Звучит музыка Свиридова. На сцене учащиеся хореографической школы, которые исполняют «Вальс цветов». В финале номера к ним выходит ещё несколько танцовщиц с живыми цветами в руках. Размес­тившись в полукруге на среднем плане сцены, все они «застывают» в единой композиции.

  1. Ведущий: Кораблю социальной службы, который вселяет в души и сердца всех нуждающихся уверенность в завтрашнем дне, не страшны ни шторм, ни шквальный ветер, так как штурвал корабля находится в надежных руках.

  2. Ведущий: Слово предоставляется начальнику Управления соци­альной защиты населения администрации Орловской области - Ужокину Николаю Владимировичу.

На сцену поднимается начальник Управления социальной защиты. Он поздравляет всех с профессиональным праздникам, благодарит сво­их коллег за добросовестный труд, выражает признательность Адми­нистрации области за поддержку всех начинаний и дел коллектива со­циальной службы и приглашает на сцену представителей Админист­рации области во главе с губернаторам Е. С. Строевым.


Гости поднимаются на сцену под торжественную музыку. Высту­пает Е.С. Строев. (Он приветствует и поздравляет социальных ра­ботников области с их профессиональным праздником, говорит несколь­ко слов о заслугах коллектива и переходит к торжественному акту на­граждения лучших представителей социальной службы Орловщины).

Ведущий зачитывает приказы о награждениях.

Звучит торжественная музыка, один за одним поднимаются на сцену работники социальных служб для награждения. Идёт церемония вручения Почетных знаков, грамот Минтруда РФ, областной Админис­трации, Совета народных депутатов области. Каждому награждён­ному девушки вручают цветы и провожают на почётное место в зале.

После награждения гости покидают сцену. Девушки, провожая гос­тей аплодисментами, уходят за кулисы, выполняя роль «живого занавеса».

На сцене хоровой коллектив. Звучит «Петровский кант».

Эпизод: «Наши корни»

На экране-парусе демонстрируется видеоряд «С уважением к ста­рости», в котором рассказывается о деятельности социальных работ­ников, направленной на оказание помощи пожилым людям (видеоряд выстроен на материалах г. Мценска и Заводского района г. Орла). По окончании видеоряда на сцене ведущие.

  1. Ведущий: Говорят, без прошлого нет будущего. Как невозможно построить дом без фундамента, так и не мыслима жизнь без прошлых поколений.

  2. Ведущий: Сегодня особенно необходимы одиноким пожилым лю­дям забота, поддержка и понимание.

Звучит музыка.

1 Ведущий: Для веселых весенних ветвей

Корни более, чем родня ....

Берегите старых людей

От обид, холодов, огня.

За спиной у них —

Гул атак.

Годы тяжких трудов

И битв ....

Но у старости

Ломок шаг

И не ровен дыхания ритм.

Но у старости

Силы не те,

Дней непрожитых.

Мал запас.

Берегите старых людей,

Без которых не было б Вас! Звучит песня М. Хлебниковой «Дожди» в исполнении солистки. В это время на сценической площадке одна за другой перед зрителями образуются и проходят «живые фотографии»- юности и молодости сегодняшних пожилых людей: выпускной класс 40-х годов, военные буд­ни и фото друзей 50-60-х годов. По окончании песни на экране-парусе демонстрируется видеоряд «Дома-интернаты для пожилых людей», в котором рассказывается о деятельности социальных служб в домах интернатах и домах ветеранов области.