Файл: УМК История педагогики.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.05.2024

Просмотров: 244

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Учебно-методический комплекс

Содержание курса. Основная и дополнительная литература

Тема 1. Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем мире, в период Средневековья и Возрождения.

Тема 2. Развитие образования и педагогической мысли в Европе в период Нового времени (XVII-XIX вв.).

Тема 3. Развитие образования и пед. Мысли в Западной Европе и сша в конце XIX – нач. XXI вв.

Тема 4. Воспитание, образование и педагогическая мысль в России с древнейших времен до XVIII в.

Тема 5. Образование и педагогическая мысль в России в XIX в.

Тема 6. Развитие образования и педагогической мысли в России в XX – начале XXI вв.

Тема 1. Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем мире, в период Средневековья и Возрождения.

Тема 2. Развитие образования и педагогической мысли в Европе в период Нового времени (XVII-XIX вв.).

Тема 3. Развитие образования и педагогической мысли в Западной Европе и сша в конце XIX – нач. XXI вв.

Тема 4. Воспитание, образование и педагогическая мысль в России с древнейших времен до XVIII в.

Тема 5. Образование и педагогическая мысль в России в XIX в.

Тема 6. Развитие образования и педагогической мысли в России в XX – начале XXI вв.

Методические рекомендации для преподавателя

Тема 1. Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем мире, в период Средневековья и Возрождения.

Тема 2. Развитие образования и педагогической мысли в Европе в период Нового времени (XVII-XIX вв.).

Тема 3. Развитие образования и пед. Мысли в Западной Европе и сша в конце XIX – нач. XXI вв.

Тема 4. Воспитание, образование и педагогическая мысль в России с древнейших времен до XVIII в.

Тема 5. Образование и педагогическая мысль в России в XIX в.

Тема 6. Развитие образования и педагогической мысли в России в XX – начале XXI вв.

Методические указания для студентов

Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения внутрисеместровых и промежуточных аттестаций контрольные материалы по внутрисеместровой аттестации

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Вариант 1

Вариант 2

Модуль 1

Модуль 2

Модуль 1

Модуль 2

Примерная тематика рефератов

Вопросы на промежуточную аттестацию (к зачету) Вариант 1

Вариант 2

Дополнительные учебные материалы к учебно-методическому комплексу

б) после Октябрьской революции;

в) в 30-е годы ХХ века;

г) 80-е гг. XX в.

12. Самым лучшим средством нравственного воспитания К. Д. Ушинский считал:

а) литературу нравственного содержания;

б) личный пример педагога;

в) нравственные наставления;

г) поощрение и наказание.

13. Педологический институт в России (1907 г.) был создан:

а) В. М. Бехтеревым;

б) П. П. Блонским;

в) Л. С. Выготским;

г) П. Ф. Лесгафтом.

14.Закон РФ «Об образовании» был принят в:

а) 1984 г.;

б) 1988 г.;

в) 1991 г.;

г) 1992 г.

15. Когда в России была организована первая система народного образования?

а) в начале XVIII века;

б) в начале XIX века;

в) в середине XIX века;

г) в конце XIX в.

16. С. Т. Шацкий разработал модель:

а) сельской трудовой школы;

б) школы-фабрики;

в) политехнической школы;

г) профессионального технического училища.

17. Кто впервые поставил вопрос о том, что учителю необходимо овла­дение педагогической техникой, утверждая: «я сделался настоящим мас­тером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15–20 оттен­ками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, го­лоса…»?

а) К. Д. Ушинский;

б) А. С. Макаренко;

в) В. А. Сухомлинский;

г) Л. Н. Толстой.

18.Кто, утверждая, что главное качество учителя – это любовь, писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к уче­никам, он – совершенный учитель»?

а) Л. Н. Толстой;

б) Ф. А. Дистервег;

в) К. Д. Ушинский;

г) В.А.Сухомлинский.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ


Модуль 1

  1. Что изучает история педагогики? Какие современные проблемы исторической науки могут быть при­знаны актуальными и для истории образования?

  2. Какие предпосылки обусловили возникновение воспитания?

  3. Каковы основные факторы возникновения и развития пер­вых учебных заведений в древних цивилизациях Востока?

  4. В чем выражается преемственность педагогических традиций в шко­лах античности?

  5. Что интересного и полезного можно заимствовать в системе спартан­ского и афинского воспитания для современной практики образова­ния?

  6. Какие педагогические проблемы, значимые для современной тео­рии и практики образования, были поставлены в античную эпоху?

  7. Справедливо ли утверждение, что «Средневековье ‑ это время застоя в развитии педагогической теории и практики»?

  8. Назовите известных вам представителей педагогической мысли эпохи Возрождения.

  9. Что целесообразно было бы сегодня восстановить из утраченных средневековых походов к формированию личности?

  10. Дайте общую характеристику особенностей и результатов развития школы и педагогики на Западе в эпоху Нового времени.

  11. Почему Я.А. Коменского считают основоположником научной педаго­гики?

  12. На каких принципах Дж. Локк предлагал строить взаимоотношения ме­жду воспитателем и воспитанником?

  13. В чем новаторский смысл такого высказывания Ж.-Ж. Руссо: «Пусть ваш воспитанник делает все, что он хочет, но пусть он хочет того, что же­лаете вы»?

  14. Какими общими чертами со второй половины XIX в. характеризовались сис­темы образования в развитых странах мира (США, Англия, Германия, Япония) и в чем проявляется их специфика в отдельных государствах (на­пример, в Англии)?

  15. В чем сущность развивающего обучения по И.Г. Песталоцци?

  16. Как вы понимаете идеи И.Ф. Гербарта о ступенях обучения?

  17. В чем со­стоят преемственность и специфика его теорий об управлении, обучении и нравственном развитии?

  18. Какие из дидактических правил, сформулированных А. Дистервегом, наиболее актуальны в современной школьной практике?

  19. Какие важные особенности были присущи зарубежной школе и педа­гогике в первой половине 1900-х гг.?

  20. Охарактеризуйте основные направления модернизации учебно-воспи­тательного процесса в зарубежной школе, покажите роль эксперимен­тальных школ, новых технических средств массовой информации


Модуль 2

  1. В чем состоит особенность начального периода развития просвеще­ния на Руси? Какими были идеалы воспитания?

  2. Что являлось характерным для школьного обучения в Русском го­сударстве в XIV-XVI вв.? Охарактеризуйте принципы организации школ, содержание обучения в них.

  3. Каковы были главные изменения, произошедшие в воспитании и обу­чении в 1700-х гг. в России?

  4. Расскажите о петровских школьных реформах. Какая судьба их по­стигла во второй четверти XVIII в.?

  5. Расскажите о наиболее важнейших со­бытиях в российском образовании, происшедших к середине 1770-х гг.

  6. Назовите основные, на ваш взгляд, противоречия в развитии школы и педагогической науки России первой половины ХIХ в.

  7. Почему можно говорить о реакционности школьной политики 1866-1890 гг.? Какие тенденции обнаруживаются в развитии теории и практики об­разования в России в конце ХIХ – начале ХХ вв.?

  8. Какие педагогические идеи К. Д. Ушинского наиболее актуальны для современности?

  9. В чем характерные особенности педагогики Л. Толстого?

  10. Что представляет собой педагогический процесс с точки зрения П.Ф. Каптерева, В.П. Вахтерова, П.Ф. Лесгафта, К.Н. Вентцеля?

  11. В 20-е годы советская школа получила название Единая трудовая школа. Объясните, в чем суть этого названия?

  12. Почему педагогику С.Т. Шацкого называют социальной педагоги­кой?

  13. Каковы были проблемы и приоритеты школьной политики в СССР в 1940-1980 гг.?

  14. Какова сущность реформ в общеобразовательной школе России в 90-х гг.

  15. Какие идеи гуманистического воспитания предлагают современные отечественные педагоги?

ТЕСТЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ


Модуль 1

1. История педагогики и образования – это наука, изучающая ...

а) различные системы образования

б) историческое развитие педагогического знания и практики образования

в) современные проблемы образования

г) развитие педагогической мысли

2. Историко-педагогическое исследование базируется на изучении …

а) педагогических источников

б) педагогических явлений

в) педагогической практики

г) взглядов мыслителей

3. Наиболее важной и многочисленной группой историко-педагогических источников составляют …

а) вещественные

б) законодательные

в) письменные

г) рукописные

4. Основным понятием, отражающим сущность предмета истории педагогики и образования как науки, является понятие …

а) историко-педагогический процесс

б) историко-педагогический факт

в) историко-педагогическое явление

г) историко-педагогическая закономерность

5. Современным научным подходом к истории педагогики и образования является ___ подход

а) цивилизационный

б) исторический

в) гуманистический

г) культурологический

6. Всемирный историко-педагогический процесс является частью …

а) практического освоения мира

б) процесса глобализации

в) социализации личности

г) историко-культурного процесса

7. Традиционные концепции (эволюционно-биологическая, психологическая) происхождение воспитания объясняют …, …, …

а) бессознательным стремлением детей к подражанию взрослым

б) объективным характером приспособления детей к жизни

в) инстинктивной заботой родителей о своем потомстве

г) появлением человеческого общества

д) эволюцией человеческого разума

8. Школа в условиях древнейших цивилизаций Востока стала главным центром обучения и воспитания в связи с …, …, …

а) необходимостью управления процессом образования со стороны государства

б) возникновением письменности


в) появлением человека современного физического типа

г) востребованностью практической подготовки детей к жизни

д) неспособностью семьи дать детям необходимый объем образовательной подготовки

9. Первые школы в странах Древнего Востока возникли …, …, …

а) в среде философов

б) в семье ремесленников

в) в семье писцов

г) при дворцах

д) при храмах

10. Характерными чертами афинской системы воспитания, являются …

а) преобладание военно-физической подготовки

б) всестороннее развитие личности

в) совместное обучение мальчиков и девочек

г) наличие частных и общественных учебных заведений

д) домашнее воспитание девочек

11. Сократ предложил метод обучения, основанный на ..., …, …

а) возбуждении у собеседника интереса к обсуждаемой проблеме

б) сообщении ученику готовых знаний

в) использовании наглядных примеров

г) беседе учителя с учеником

д) упорядочении достигнутого знания

12. К представителям педагогической мысли Древнего Рима относятся….

а) Тит Ливий

б) Квинтилиан

в) Гай Транквилл

г) Катон старший

д) Цицерон

13. Установите соответствие между датами и событиями возникновения западноевропейских средневековых школ:

1. IV-X вв. а) открытие университетов

2. X-XI вв. б) возникновение церковных школ

3. XI-XII вв. в) возникновение городских школ

14. Установите соответствие между религиозно-философскими подходами к образовательным системам и странами их распространения в эпоху средневековья:

1. Схоластика а) Западная Европа

2. Исихиазм б) Византия

3. Шариат в) исламский Восток

15. Установите соответствие между типами средневековых школ и их принадлежностью странам:

1. Мактаб а) Киевская Русь

2. Кафедральные школы б) Исламский Восток

3. Школы грамоты в) Западная Европа

16. Установите соответствие между представителями философско–педагогической мысли и их пед трактами

1. Винсент и Бове а) «Город солнца»