Файл: Лекционный материал по дисциплине Гимнастика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.08.2024

Просмотров: 368

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Гимнастическая терминология.

Термины общеразвивающих упражнений. Стойки

Исходное положения для рук.

Движение руками.

Термины упражнений на снарядах.

Акробатические термины.

Строевые упражнения

Строевые приемы.

Требования предъявляемые к проведению комплекса общеразвивающих упражнений по показу и рассказу.

Требования предъявляемые к проведению комплекса общеразвивающих упражнений по разделениям.

Требования предъявляемые к проведению комплекса общеразвивающих упражнений по потоку.

Упражнения с отставанием на один счет

Комплекс ору по потоку

Комплекс ору по потоку в и.П. Сед

Упражнения с обручем

Комплекс ору с обручем.

Эстафета с обручем.

Лекционный материал

Тема 2. Развитие гимнастики в россии после 1917 г.

Тема 3. Места занятий гимнастикой и их оборудование. Меры предупреждения травматизма на занятиях гимнастикой

Стандартные размеры гимнастических залов:

Комплект гимнастических снарядов:

Вспомогательные снаряды:

Инвентарь

Гимнастическая площадка.

Правила эксплуатации залов и оборудования.

Меры предупреждения травматизма

Страховка

Виды страховки

Гимнастика в системе физического воспитания в России.

Тема 4. Организация, содержание занятий по гимнастике в школе.

Урок, структура и разновидность.

Методические особенности.

Регулирование физической нагрузки на уроке.

Подготовка и проведение урока.

Организация урока и порядок действия преподавателя.

Содержание и методика организации и проведения уроков с учащимися разных возрастных групп.

Гимнастика в режиме школьного дня.

Тема 5. Организация и проведение соревнований по гимнастике

Положения о соревнованиях.

Сроки проведения

Финансовые расходы

Сроки и порядок предоставления заявок

Судейство соревнований.

Окончательная оценка

Судейство обязательной программы (категории "б")

Судейство произвольной программы.

Судейство соревнований категории «а»

Трудность упражнений

Тема 6. Методика обучения акробатическим упражнениям

Тема 7. Методика обучения опорным прыжкам

Тема 8. Музыкально-ритмическое воспитание на уроках гимнастики в общеобразовательной школе. Основы знаний и теоретические сведения для 1 - 4 классов

Учебный материал 1 класс

Танцевальные упражнения

Учебный материал 2 класс

Учебный материал 3 класс

Танцевальная композиция

4 Класс

Фигурный вальс

Тема 9. Упражнения в висах и упорах.

Упражнения в упорах.

Тема 10. Упражнение в равновесиях.

Повороты

Повороты на двух ногах.

Статические равновесия

Смешанные равновесия.

Тема 11. Спортивная тренировка

Особенности спортивной тренировки в различные периоды

Планирование тренировочного процесса

Тема 12. Основы техники гимнастических упражнений.

1. Силовые и статические упражнения.

2. Маховые упражнения.

Структура маховых упражнений.

Основы обучения гимнастическим упражнениям.

Дидактические принципы в обучении гимнастики.

Методы обучения гимнастическим упражнениям.

Вопросы к экзамену:

Темы контрольных работ.

Российская гимнастика никогда не локализовалась в нескольких центрах, она имела широкую географию Острую конкуренцию традиционно сильным гимнастам столицы и С.- Петербурга составляют гимнастические центры Владимира, Воронежа, Брянска Новосибирска Челябинска Красноярска, Омска, Свердловска, Ленинска - Кузнецка, Черкеска, Белгорода и др. городов России. Большой вклад в российскую копилку медалей внесли гимнасты и тренеры ДСО "Динамо", ЦСКА профсоюзных добровольных спортивных обществ "Буревестник", «Спартак», «Труд» и др.)

После распада СССР российская гимнастика попала в весьма сложное положение. В составе сборной СНГ на ОИ в Барселоне (19921 было всего двое россиян (А. Немов и Е. Груднева). Сразу после Барселоны российских гимнастов перестали приглашать на крупные международные турниры, тем самым, игнорируя Россию как великую гимнастическую державу. Возникли серьезные проблемы практически со всеми видами обеспечения подготовки российских гимнастов (финансовым, материальным, техническим, научно-методическим, медико-биологическим, кадровым и информационным). Начался, нерегулируемый отток ведущих тренеров и гимнастов за рубеж.

В силу экономических трудностей в России снизились объем и интенсивность научных исследований по гимнастике, в то время как в развитых странах они возрастают, поскольку растет и популярность гимнастики. Увеличивается число гимнастических клубов и секций. Например, по данным опроса общественного мнения американских телевизионных компаний, женская спортивная гимнастика на Играх в Атланте (1996) была по популярности в США спортом номер один, что подтверждается посещаемостью и реакцией зрителей на этих соревнованиях. Однако со всеми этими бедами российская гимнастика начала постепенно справляться. На ОИ в Атланте (1996) российские гимнасты завоевали 3 золотые,2. серебряные и 3 бронзовые медали. Чемпионами ОИ стали Алексей Немов Светлана Хоркина. С учетом резко обострившейся конкуренции такие результаты являются несомненным успехом сборной России по гимнастике, дебютировавшей на ОИ в качестве самостоятельной национальной сборной.

Таким образом, гимнастика одних из средств и методов воспитания народа в нашей стране широко применялась в допризывной подготовке мужчин в период Великой отечественной войны. В настоящее время с ее помощью решаются оздоровительные, образовательно-воспитательные и прикладные задачи.

История гимнастики это специфический опыт многих народов и поколений.



Тема 3. Места занятий гимнастикой и их оборудование. Меры предупреждения травматизма на занятиях гимнастикой

Учебно-тренировочные занятия по гимнастике обычно проводятся в специально оборудованных гимнастических залах или открытых гимнастических городках.

Стандартные размеры гимнастических залов:

30 х 18 х 6,

36 х 18 х 6,

42 х 24 х 6.

Гимнастический зал также как и всякий другой имеет свои гигиенические требования. Стены и потолок окрашиваются в светлые тона масляной краской. Пол должен быть ровным, без трещин, температура + 18-20 С, влажность 50-60 %. 0кна должны располагаться не ниже 1,5 м от пола. Световая площадь окон не менее 1/5 площади пола. Электрический свет мягкий (желательно использовать лампы дневного освещения 150 люксов на уровне пола). Влажная уборка проводится регулярно после каждого занятия. Вентиляция в зале должна быть как естественная, так и искусственная (приточно-вытяжная и обогревательная), обеспечивающая трехкратный обмен воздуха, в час.

Для занятий гимнастикой необходимы специальные снаряды и инвентарь.

Комплект гимнастических снарядов:

Гимнастический ковер12x12 окаймляется белой линией, за которой необходим запас не менее 1 метра (для занятий мужчин и женщин).

Конь-махи- длина. 160 см., ширина 36 см, ручки расположены симметрично на расстоянии 41-44 см., высота, коня 120 см,

Кольца- крепятся на высоте 5,5 м от пола на специально колечной системе или же к потолочным балкам. Высота колец от пола 2,5 м, расстояние между ними 50 см.

Конь для прыжков- длина 160 см, ширина 36см: для женщин высота 120 см, для мужчин - 135 см.

Брусья (мужские) параллельные- длина жердей 3,5 м, форма, овальная, высота 175 см, расстояние между жердями 42-52 см.

Брусья (женские) разновысокие. Нижняя жердь на высоте 130-150 см, верхняя - 190-240 см, ширина между жердями 43-55 -см;

Перекладинасостоит из грифа 28 мм: укрепленного на 2-х стойках с помощью растяжек. Высота от 120-255 см.

Бревно- длина 5 м, ширина 10 см, высота 120 см.

Вспомогательные снаряды:

Гимнастическая стенка, гимнастическая скамейка, канат или шест для лазания, батут, стоялки.


Козел- длина 60 см, высота 100-160 см.

Мостик- применяется для прыжков, упражнениях на брусьях и бревне. Длина 120 см, ширина 60 см, высота 200 мм,

Маты- 200 см х 125 см.

Инвентарь

Гимнастические палки. Набивные мячи. Скакалки, гантели, пояс для страховки (лонжа), накладки, судейская указка.

Гимнастическая площадка.

Это специально оборудованный, участок земли на котором проводятся занятия гимнастикой. Размеры площадки 40х26м, но школьная может быть меньше 35 x 25 м. Она оборудуется как правило своими силами. На площадке устанавливают гимнастический городок, который представляет собой комплекс основных снарядов. На металлических или деревянных столбах, высотой 4,5-6 м с прочными горизонтальных балках крепятся кольца, канаты, шесты, перекладина высокая и низкая. Для приземления после прыжков и соскоков со снарядов могут быть приготовлены ямы, которые засыпаются опилками. На площадке должно быть место для проведения групповых упражнений желательно чтобы оно имело деревянный настил. Гимнастическая площадка может включать в себя отдельные естественные и искусственные препятствия, окопы, завалы.


Правила эксплуатации залов и оборудования.

Занимающиеся обязаны бережно относится к оборудованию и инвентарю. Находиться в зале только в гимнастических костюмах и чешках. Входить в зал и выходить только с разрешения преподавателя.

Во время занятий помогать товарищам, выполнять указания преподавателя.

Меры предупреждения травматизма

Выполнение упражнений на снарядах требует определенной технической и физической подготовки, недостаток которой зачастую ведет к травматизму. К травматизму также ведет излишняя самонадеянность, отсутствие элементарной дисциплины. Неумелая страховка или отсутствие таковой.

Страховка

Страховка - совокупность средств и методов, применяемых с целью предупреждения травматизма и способствующий выполнению элемента или его части.

Виды страховки

Помощь- применяется, как правило, в начале обучения, тренер прилагает максимум усилий для выполнения учеником какого-либо двигательного действия. По мере овладения двигательными действиями помощь уменьшается до полного прекращения.

Проводка, по пути движения от начала упражнения до окончания.

Подталкивание- это кратковременная помощь оказываемая преподавателем при исполнении наиболее ответственных фаз движения.

Поддержка - этот вид страховки используют в начальных, промежуточных и конечных положениях, так как умения прилагать свои усилия у занимающихся недостаточно развито.

Гимнастика в системе физического воспитания в России.

В системе физического воспитания в России гимнастика занимает ведущее место и является одним из основных средств в укреплении здоровья, физического развития, закаливания организма. Гимнастика отличается от спортивных игр, легкой атлетики, туризма и других дисциплин, в которых физические упражнения заимствованы из жизни и отличаются естественными формами движений, то в гимнастике упражнения подобраны, как правило, специально и созданы искусственно для избирательного воздействия на организм.

Широкий диапазон средств и методов гимнастики позволяет охватывать практически всех людей любого возраста, пола, состояния здоровья. Занятия гимнастикой успешно решают задачи на начальном этапе физического воспитания. Занятия с детьми дошкольного возраста проводятся на специальных занятиях физического воспитания. Упражнения на данном этапе характеризуются доступностью и простотой освоения, используются упражнения с предметами и без них, упражнения на гимнастических снарядах массового типа, гимнастическая скамейка, стенка, бревно, лестница.