ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.09.2024
Просмотров: 688
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Формирование культурной традиции востока и запада.
Классические культуры древнего востока
I. Эпоха неолита и бронзы (5000-3000 лет до н.Э.)
II. Эпоха трех древнейших городских цивилизаций китая
III. Культура китая в период древних империй
Формирование китайской парадигмы культуры
Классическая культура древней индии. Культура ом
Пространство, время, закон в системе ведического знания
28 Видов неспособностей Девять видов удовлетворения
Санкхья. (Создание идеальной модели ведического космоса)
Ведический образец и классическая культура индии
Глава 6. О месте пребывания разума
__________________________________________________________________________________________
Итихасы - исторические предания о прошедших событиях, примыкают к ведам
III античная культура логоса и греческая пайдейя
Греческая цивилизации и основные этапы эллинской культуры
Греческий полис и античный идеал
Ранние формы калокагатии. Арете
Лучшее для смертных – здоровье –
Греческая мифология и античная культура
Главная типологическая особенность античной культуры. Античный космос
Основные смыслообразующие элементы античной культуры
Исходный принцип и доминанта античной культуры
В. Татаркевич. Античная эстетика.
существа - веды определяют группы существ: черви, птицы и пресмыкающиеся, травы и растения, люди и животные
сушумна - центральный канал, с помощью которого приостанавливается восприятие потока внешних впечатлений (йога)
Т
тамас - тьма телесная и духовная
тантаматры - пять тонких элементов (формы, звуки, восприятия, прикоснове -
ния, звуки.
тат экам - первичная объединяющая сила, из которой возникла вселенная, то одно, что дышит без воздуха (Ригведа)
тат - это то, высшая реальность (упанишады)
таттвы (сути) - мировые первоэлементы. Их 5, все они являются проявлением пракрити (материи) за исключением Пуруши - мирового духовного начала, это: манат - мировой разум, буддхи - интеллект, сознание в их предельом значении, аханкара - самоощущение, самость, манас - ум в его рациональном проявлении, 5 бхутов - материальных элементов (огонь. земля, вода, ветер, пространство), 1О индрий (: органов чувств и: телесных способностей), 3 гуны - свойства природы (Санкхья)
tat tvam asi - "ты есть то" - основной принцип учения упанишад.
тапас - жар, зной, накал космический жар. Под его воздействием, «то нечто», что было «завернуто в ничто» родилось и стало источником мироздания (Ригведа). Аскетическое усилие, напряжение (йога)
Тваштар – творец, один из эпитетов бога демиурга
тваштри - плотник
тело - бхутатман
традхисяна - три местопребывания: мысль, слово, дело (упанишады)
тривидха - три действия: хорошее, посредственное, дурное
тривидья - тройное знание (знание трех вед: Ригведы, Самаведы, Яджурведы)
У
Удалака (гаутама) - знаменитый риши, брахман. Упоминается в упанишадах
удгатар - жрец поющий гимны Самаведы
удгитха - часть самана. С нее начинается ведическое ритуальное действие. Три части слога Ом, который произносится перед началом ритуала ассоциируются, в ритуальном действии, с тремя частями удгитхи (уд - ги - тха)
удана - дыхание идущее вверх и помогающее совершенствованию
укта - сказанное слово, речь
ума - мудрость, имя спутницы Шивы богини мудрости
упасана - внутренний ритуал. Его формами можно считать как ведические гимны, исполняемые во внешнем ритуале жертвоприношения, так и практику йоги, которая связана с прохождением ашрамов и следованием нормам праведной жизни (дхарма).
упанишады - заключительная часть - "конец вед" (веданта". Учение упанишад
рассматривается, как"высшее знание", без которого "низшее знание", в качестве, которого рассматривается знание трех вед. ничто. Традиция насчитывает более ста упанишад, которые делятся на "старшие" и "младшие" упанишады. Ядро составляют 10 (13) упанишад. Наиболее авторитетными считаются Брихадараньяка и Чхандогья упанишады. Время создания, основного корпуса упанишад, VIII - IIвв. . до н. э.
упакармана - церемония по случаю ежегодного начала учебного года
упрастха - сосредоточенность в себе самом
утсарджана - церемония по случаю окончания ежегодного периода обучения, продолжавшегося, 5 - 5 месяцев)
Ушас - утренная заря
Ф
философия - Ведическая традиция является источником всех (за исключением одной "локаяты") философских систем Индии: санкхьи, йоги, веданты, мимансы. вайжешики, ньяйи. Все они, в той или иной степени ортодоксальны по отношению к "священному знанию" вед.
Х
хара - нетленное, вечное, существующее само по себе. противопоставляется
аморфной материи - прадахне. В нем Атман (индивидуальное познающее начало), им правит бог - Брахман. Поэтому следует знать это вечное пребывающее в Атмане и кроме него ничего не следует знать (упанишады)
Хараппа - название города и протоиндийской цивилизации аборигенов Индостана, сложившейся в конце 3тысячелетия до н. э. , на територии С - З Индии в долине р. Инд. Городская цивилизация Хараппы, достигшая высокого уровня экономического и культурного развития, к моменту вторжения племен кочевников - ариев была уже в упадке. Арии, дке, находившиеся на значительно более низком уровне культурного развития, утвердив свое господство на територии Хараппы, восприняли и интегрировали, в свою среду, ее культуру.
хираньябаргкха - "золотой зародыш", первоначальное "семя мироздания"
хотар - жрец, цитающий тексты Ригведы
Ч
чатья - храм
чандалы - незаконорожденные
чатурварга - четыре основных жизненных ценности (дхарма, артха, кама, мокша)
человек - согласно ведам он совершенное деяние бога - творца Праджапати
Человек - микрокосм. Он состоит из пяти частей: его тело - свет, отверстия -
пространство, кровь, слизь, семя - вода, тело - земля, дыхание - воздух. Он сочетание речи и дыхания, которые - суть жертвоприношение. Тело человека - "град Брахмана", в его глазу и сердце Атман. (Брх. упанишада II. 5, 13 - 14).
число - в ведах имеется своя символика чисел. Особое место в ней занимает число"три". Все сущее организуется в них в соответствии с триадическим принципом. Другие числа так же имеют определенное смысловое значение:
Один - Пуруша. Два - Пуруша и Пракрити. Двое - знание и незнание, Три - гуны, Пять - огонь Вайшванара, который внутри человека разделяется на 5 частей.
Шесть - состояний (рождение, пребывание, рост, угасание. Семь - дыханий (пран).
чит - сознание
читра - картина
читта - отождествляется с буддхи, манасом (йога)
Чхандогья упанишада - одна из двух и самая большая из старших упанишад
Ш
шабда - звук. слово
шаррадха - ежедневная церемония подношения пищи богам и предкам
шарира - тело
шастры - сборники предписаний поучений, руководства по различным отраслям знания, древние священные книги. Сложились на основе сутр и составили важный раздел литературы "смрити"
Шатападха брахмана - одна из наиболее древних и авторитетных брахман.
Космогонические мотивы этого текста во многом способствовали формированию философии упанишад
Шива - один из главных богов ведического пантеона. Входит в триаду богов. Символизирует процессы возникновения и разрушения мироздания в различные исторические периоды . Покровитель искусств. С ним связан "фалический культ" (индуизм. шиваизм)
шиваизм - религиозное течение в основе, которого лежит мифология Шивы. насышенная древнейшими, доарийскими чертами. В ней Шива выступает, как совершенный йогин - аскет. погруженный в сотояние медитации. В основе поклонения Шиве лежит культ "лингвы, восходящий к древним земледельческим культам
шильпачарвьякта - занятые в художественных ремеслах, живописи, ваяниие,
кулинариии, архитектуре и др,
Шильпашастра - трактат о ремеслах
шраута - ритуал жертвоприношения, проводившийся раз в месяца.
шрея - путь спасения. Пафос древнеиндийской философии это искание пути спасения. аких путей, ведущих к одной цели - спасению, два: постижение высшего знания (абсолютной реальности) и подвижничество, основу, которого составляет практика йоги и этика ашрамы
Ю
юга - исторический период (см,: время, век)
Я
яваны - греки
яджна - вид жертвоприношения
яджусы - жертвенные формулы Яджурведы
якши - разряд добрых полубогов
Яма (близнец) - первый из людей ушедших под землю. Позднее бог смерти.
Часто отождествляется с дхармой, являясь отождествлением закона. В йоге термин, обозначающий очищение ума и обуздания чувств
"я - то " – изречение, символизирующее тождество субъекта и объекта - "высшая реальность" (упанишады)
ТЕКСТЫ
Ригведа.
Гимн о сотворении мира
Гимн всем богам
Гимн о происхождении богов
Гимн жертвенному коню
О единстве всего сущего
Гимн Пуруше
Гимн Рите
Гимн о богине речи
Гимн Агни
Гимн Соме
Гимн Варуне
Атхарваведа.
Заговор против проказы
Гимн времени
Гимн силе богов
Брахманы.
Шатападха брахмана (Всемирный потоп. Зрение и слух.
Правда и ложь. Мысль и речь. Мысль
и праны. Мысль как первоначало.
О возникновении всего сущего.
Араньяки.
Айтарейя-араньяка (Укта.Человек совершенное деяние. О значении дыхания. Сила Пуруши. Атман. О происхождении всего сущего из Атмана.)
Упанишады.
Брихадараньяка упанишада
Главы 1-6
Чхандогья упанишада
Часть 1 (главы 1,4,9,13)
Часть2( глава 23)
Часть 3 (главы 1-5,15,18,19)
Часть 7 (главы1-15,25,26)
Айтарейя упанишада
Атман как начало всего сущего
Космические силы человека
Пища
Три рождения
Атман как источник жизни
Майтри-упанишада
О бренности земной жизни
Праджапати
Прашна упанишада
Материя и жизнь
Мундака-упанишада
Два вида знания
Пуруша
Брахман
Пути познания Атмана
О перевоплощениях
Шветашватара кпанишада
О первопричине сущего
Практика йоги
Пути постижения брахмана(3-7)
Тайттирия упанишада
Глава 6. О месте пребывания разума
Глава 9. О знании и воспитании
Бхагавад-гита
Главы 2,3,6,7,8,14,18
Дхамапада. Самара, 1998.
Классическая йога Патанджали. М., 1992.
Глава 2
Артхашастра или наука политики. М., 1992.
Раздел 1. Определение наук. Гл. 2-4
Раздел 2. Общение с учеными. Гл. 5
Раздел 3. Победа над чувствами. Гл. 6
Законы Ману. М., 1990.
Сутта- Нипата. Буддийская каноническая книга. М., 2001.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Джавхарлал Неру. Открытие Индии. Книги первая и вторая. М., 1989.
2. Антонова К., Бонгард-Левин Г., Котовскин Г. История Индии. М., 1973.
3. Бонгард-Левин Г. Древнеиндийская цивилизация. М., 1993.