Файл: КУЛЬТУРА ОБРАЗЦА.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.09.2024

Просмотров: 688

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Г.К. Пондопуло

Формирование культурной традиции востока и запада.

Культура образца

Материалы к лекциям

Словарь 98

Классические культуры древнего востока

I. Эпоха неолита и бронзы (5000-3000 лет до н.Э.)

II. Эпоха трех древнейших городских цивилизаций китая

III. Культура китая в период древних империй

Формирование китайской парадигмы культуры

Теогония

Космогония и космология

Культурологический миф

Конфуцианство. Жэнь и ли

Даосизм. Дао и дэ

Чжуан цзы

Приложение

Классическая культура древней индии. Культура ом

I. Ведическая традиция

Для миров

Пространство, время, закон в системе ведического знания

II. Период упанишад

28 Видов неспособностей Девять видов удовлетворения

Учение о Брахмане-Атмане

Санкхья-йога

Санкхья. (Создание идеальной модели ведического космоса)

Ведический образец и классическая культура индии

Приложения словарь а

Часть 1 (главы 1,4,9,13)

Часть2( глава 23)

Часть 3 (главы 1-5,15,18,19)

Часть 7 (главы1-15,25,26)

Глава 6. О месте пребывания разума

__________________________________________________________________________________________

Итихасы - исторические предания о прошедших событиях, примыкают к ведам

III античная культура логоса и греческая пайдейя

Греческая цивилизации и основные этапы эллинской культуры

Греческий полис и античный идеал

Ранние формы калокагатии. Арете

Лучшее для смертных – здоровье –

Греческая мифология и античная культура

Главная типологическая особенность античной культуры. Античный космос

Основные смыслообразующие элементы античной культуры

Исходный принцип и доминанта античной культуры

В. Татаркевич. Античная эстетика.

Притоком грязным, свежей не испить воды.

Такой завет навеки положила я

Пайдейя

Приложения

существа - веды определяют группы существ: черви, птицы и пресмыкающиеся, травы и растения, люди и животные

сушумна - центральный канал, с помощью которого приостанавливается восприятие потока внешних впечатлений (йога)

Т

тамас - тьма телесная и духовная

тантаматры - пять тонких элементов (формы, звуки, восприятия, прикоснове -

ния, звуки.

тат экам - первичная объединяющая сила, из которой возникла вселенная, то одно, что дышит без воздуха (Ригведа)

тат - это то, высшая реальность (упанишады)

таттвы (сути) - мировые первоэлементы. Их 5, все они являются проявлением пракрити (материи) за исключением Пуруши - мирового духовного начала, это: манат - мировой разум, буддхи - интеллект, сознание в их предельом значении, аханкара - самоощущение, самость, манас - ум в его рациональном проявлении, 5 бхутов - материальных элементов (огонь. земля, вода, ветер, пространство), 1О индрий (: органов чувств и: телесных способностей), 3 гуны - свойства природы (Санкхья)

tat tvam asi - "ты есть то" - основной принцип учения упанишад.

тапас - жар, зной, накал космический жар. Под его воздействием, «то нечто», что было «завернуто в ничто» родилось и стало источником мироздания (Ригведа). Аскетическое усилие, напряжение (йога)

Тваштар – творец, один из эпитетов бога демиурга

тваштри - плотник

тело - бхутатман

традхисяна - три местопребывания: мысль, слово, дело (упанишады)

тривидха - три действия: хорошее, посредственное, дурное

тривидья - тройное знание (знание трех вед: Ригведы, Самаведы, Яджурведы)

У

Удалака (гаутама) - знаменитый риши, брахман. Упоминается в упанишадах

удгатар - жрец поющий гимны Самаведы

удгитха - часть самана. С нее начинается ведическое ритуальное действие. Три части слога Ом, который произносится перед началом ритуала ассоциируются, в ритуальном действии, с тремя частями удгитхи (уд - ги - тха)

удана - дыхание идущее вверх и помогающее совершенствованию

укта - сказанное слово, речь

ума - мудрость, имя спутницы Шивы богини мудрости

упасана - внутренний ритуал. Его формами можно считать как ведические гимны, исполняемые во внешнем ритуале жертвоприношения, так и практику йоги, которая связана с прохождением ашрамов и следованием нормам праведной жизни (дхарма).

упанишады - заключительная часть - "конец вед" (веданта". Учение упанишад


рассматривается, как"высшее знание", без которого "низшее знание", в качестве, которого рассматривается знание трех вед. ничто. Традиция насчитывает более ста упанишад, которые делятся на "старшие" и "младшие" упанишады. Ядро составляют 10 (13) упанишад. Наиболее авторитетными считаются Брихадараньяка и Чхандогья упанишады. Время создания, основного корпуса упанишад, VIII - IIвв. . до н. э.

упакармана - церемония по случаю ежегодного начала учебного года

упрастха - сосредоточенность в себе самом

утсарджана - церемония по случаю окончания ежегодного периода обучения, продолжавшегося, 5 - 5 месяцев)

Ушас - утренная заря

Ф

философия - Ведическая традиция является источником всех (за исключением одной "локаяты") философских систем Индии: санкхьи, йоги, веданты, мимансы. вайжешики, ньяйи. Все они, в той или иной степени ортодоксальны по отношению к "священному знанию" вед.

Х

хара - нетленное, вечное, существующее само по себе. противопоставляется

аморфной материи - прадахне. В нем Атман (индивидуальное познающее начало), им правит бог - Брахман. Поэтому следует знать это вечное пребывающее в Атмане и кроме него ничего не следует знать (упанишады)

Хараппа - название города и протоиндийской цивилизации аборигенов Индостана, сложившейся в конце 3тысячелетия до н. э. , на територии С - З Индии в долине р. Инд. Городская цивилизация Хараппы, достигшая высокого уровня экономического и культурного развития, к моменту вторжения племен кочевников - ариев была уже в упадке. Арии, дке, находившиеся на значительно более низком уровне культурного развития, утвердив свое господство на територии Хараппы, восприняли и интегрировали, в свою среду, ее культуру.

хираньябаргкха - "золотой зародыш", первоначальное "семя мироздания"

хотар - жрец, цитающий тексты Ригведы

Ч

чатья - храм

чандалы - незаконорожденные

чатурварга - четыре основных жизненных ценности (дхарма, артха, кама, мокша)

человек - согласно ведам он совершенное деяние бога - творца Праджапати

Человек - микрокосм. Он состоит из пяти частей: его тело - свет, отверстия -

пространство, кровь, слизь, семя - вода, тело - земля, дыхание - воздух. Он сочетание речи и дыхания, которые - суть жертвоприношение. Тело человека - "град Брахмана", в его глазу и сердце Атман. (Брх. упанишада II. 5, 13 - 14).

число - в ведах имеется своя символика чисел. Особое место в ней занимает число"три". Все сущее организуется в них в соответствии с триадическим принципом. Другие числа так же имеют определенное смысловое значение:


Один - Пуруша. Два - Пуруша и Пракрити. Двое - знание и незнание, Три - гуны, Пять - огонь Вайшванара, который внутри человека разделяется на 5 частей.

Шесть - состояний (рождение, пребывание, рост, угасание. Семь - дыханий (пран).

чит - сознание

читра - картина

читта - отождествляется с буддхи, манасом (йога)

Чхандогья упанишада - одна из двух и самая большая из старших упанишад

Ш

шабда - звук. слово

шаррадха - ежедневная церемония подношения пищи богам и предкам

шарира - тело

шастры - сборники предписаний поучений, руководства по различным отраслям знания, древние священные книги. Сложились на основе сутр и составили важный раздел литературы "смрити"

Шатападха брахмана - одна из наиболее древних и авторитетных брахман.

Космогонические мотивы этого текста во многом способствовали формированию философии упанишад

Шива - один из главных богов ведического пантеона. Входит в триаду богов. Символизирует процессы возникновения и разрушения мироздания в различные исторические периоды . Покровитель искусств. С ним связан "фалический культ" (индуизм. шиваизм)

шиваизм - религиозное течение в основе, которого лежит мифология Шивы. насышенная древнейшими, доарийскими чертами. В ней Шива выступает, как совершенный йогин - аскет. погруженный в сотояние медитации. В основе поклонения Шиве лежит культ "лингвы, восходящий к древним земледельческим культам

шильпачарвьякта - занятые в художественных ремеслах, живописи, ваяниие,

кулинариии, архитектуре и др,

Шильпашастра - трактат о ремеслах

шраута - ритуал жертвоприношения, проводившийся раз в месяца.

шрея - путь спасения. Пафос древнеиндийской философии это искание пути спасения. аких путей, ведущих к одной цели - спасению, два: постижение высшего знания (абсолютной реальности) и подвижничество, основу, которого составляет практика йоги и этика ашрамы

Ю

юга - исторический период (см,: время, век)

Я

яваны - греки

яджна - вид жертвоприношения

яджусы - жертвенные формулы Яджурведы

якши - разряд добрых полубогов

Яма (близнец) - первый из людей ушедших под землю. Позднее бог смерти.

Часто отождествляется с дхармой, являясь отождествлением закона. В йоге термин, обозначающий очищение ума и обуздания чувств

"я - то " – изречение, символизирующее тождество субъекта и объекта - "высшая реальность" (упанишады)


ТЕКСТЫ

Ригведа.

Гимн о сотворении мира

Гимн всем богам

Гимн о происхождении богов

Гимн жертвенному коню

О единстве всего сущего

Гимн Пуруше

Гимн Рите

Гимн о богине речи

Гимн Агни

Гимн Соме

Гимн Варуне

Атхарваведа.

Заговор против проказы

Гимн времени

Гимн силе богов

Брахманы.

Шатападха брахмана (Всемирный потоп. Зрение и слух.

Правда и ложь. Мысль и речь. Мысль

и праны. Мысль как первоначало.

О возникновении всего сущего.

Араньяки.

Айтарейя-араньяка (Укта.Человек совершенное деяние. О значении дыхания. Сила Пуруши. Атман. О происхождении всего сущего из Атмана.)

Упанишады.

Брихадараньяка упанишада

Главы 1-6

Чхандогья упанишада


Часть 1 (главы 1,4,9,13)

Часть2( глава 23)

Часть 3 (главы 1-5,15,18,19)

Часть 7 (главы1-15,25,26)

Айтарейя упанишада

Атман как начало всего сущего

Космические силы человека

Пища

Три рождения

Атман как источник жизни

Майтри-упанишада

О бренности земной жизни

Праджапати

Прашна упанишада

Материя и жизнь

Мундака-упанишада

Два вида знания

Пуруша

Брахман

Пути познания Атмана

О перевоплощениях

Шветашватара кпанишада

О первопричине сущего

Практика йоги

Пути постижения брахмана(3-7)

Тайттирия упанишада

Глава 6. О месте пребывания разума

Глава 9. О знании и воспитании

Бхагавад-гита

Главы 2,3,6,7,8,14,18

Дхамапада. Самара, 1998.

Классическая йога Патанджали. М., 1992.

Глава 2

Артхашастра или наука политики. М., 1992.

Раздел 1. Определение наук. Гл. 2-4

Раздел 2. Общение с учеными. Гл. 5

Раздел 3. Победа над чувствами. Гл. 6

Законы Ману. М., 1990.

Сутта- Нипата. Буддийская каноническая книга. М., 2001.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Джавхарлал Неру. Открытие Индии. Книги первая и вторая. М., 1989.

2. Антонова К., Бонгард-Левин Г., Котовскин Г. История Индии. М., 1973.

3. Бонгард-Левин Г. Древнеиндийская цивилизация. М., 1993.