ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.09.2024
Просмотров: 690
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Формирование культурной традиции востока и запада.
Классические культуры древнего востока
I. Эпоха неолита и бронзы (5000-3000 лет до н.Э.)
II. Эпоха трех древнейших городских цивилизаций китая
III. Культура китая в период древних империй
Формирование китайской парадигмы культуры
Классическая культура древней индии. Культура ом
Пространство, время, закон в системе ведического знания
28 Видов неспособностей Девять видов удовлетворения
Санкхья. (Создание идеальной модели ведического космоса)
Ведический образец и классическая культура индии
Глава 6. О месте пребывания разума
__________________________________________________________________________________________
Итихасы - исторические предания о прошедших событиях, примыкают к ведам
III античная культура логоса и греческая пайдейя
Греческая цивилизации и основные этапы эллинской культуры
Греческий полис и античный идеал
Ранние формы калокагатии. Арете
Лучшее для смертных – здоровье –
Греческая мифология и античная культура
Главная типологическая особенность античной культуры. Античный космос
Основные смыслообразующие элементы античной культуры
Исходный принцип и доминанта античной культуры
В. Татаркевич. Античная эстетика.
_______________________________________________________________
УПАНИШАДЫ (букв. «сидеть около») - группа ведических текстов, которая завершает собой цикл текстов, входящих в цикл СМРИТИ. Они содержат учение, в котором излагается "тайное знание", которое рассматривается в качестве "конца вед". К нему переходят, после создания Упанишад, функции высшего знания. Приобщение к нему требует обращения к учителю (духовному наставнику). К изучению Упанишад допускаются лишь прошедшие путь духовного очищения (ашрамы). Без упанишад знание 3-х вед "ничто", так как это лишь знание их "по имени" и не дает "освобождения". Традиция насчитывает 108 Упанишад, которые делятся на «старшие» и «младшие». Основных Упанишад – 13. Древнейшими и авторитетнейшими считаются Брихадараньяка и Чхандохья упанишады (УШ-УП вв. до н.э.). Младшие: Айтарейя, Каушитака, Кена, Таттирия, Катха, Иша, Мундака, - создавались в У1-1У вв. до н.э. Позднейшими были Шветшватара, Майтри, Прашна, Мандукья (Ш-П вв. до н.э.). Многие тексты упанишад анонимны, но известны и имена мудрецов, которым приписывается участие в их создании: Шандилья, Удалака и Снуткамара и др.
Согласно уп-дам РВ - это РЕЧЬ, СВ - ДЫХАНИЕ, ЯВ - МЫСЛЬ. Их создателем является ПУРУША - творец мира. Согласно триадическому принципу они тождественны: трем мирам, трем существам и т.д. (Брихад. уп-да. Раздел Мадху 1.5, 3-8). Упаришады - исток двух «предвечных философий» - САНКХЬИ, трактующей о первоосновах и первопричинах бытия, и ЙОГИ - ОБРЯДА, следуя которому можно достичь бессмертия и свободы. Основные доктрины Упанишад: 1. Учение о САНСАРЕ (круговороте рождений, потоке жизни). 2. Учение о КАРМЕ (предопределенности форм существования индивида). 3. Учение о МОКШЕ (освобождении от оков кармы). 4. Учение о БРАХМАНЕ-АТМАНЕ (оно утверждает идею принципиального тождества субъекта и объекта («ты есть то»), являющееся краеугольным камнем упа-д. Формой ряда текстов упа-д является философский диалог, где «картина» индийского космоса создается посредством толкования «ИМЕН» из текстов тех вед (пример, «Поучение Снуткамары» из Чхандогьи-упанишады, где речь идет о тождестве в Брахмане-Атмане речи, дыхания и мысли. 7.1-26).
Упанишады явились источником развития философской и религиозной мысли в классической Индии.
СМРИТИ («запоминаемое») - устная передача традиции,включает тексты ритуального, законодательного, научного, эстетического характера
__________________________________________________________________________
Итихасы - исторические предания о прошедших событиях, примыкают к ведам
МАХАБХАРАТА (Сказание о Великих бахратах) - великая эпическая поэма Индии. Первоначально существовала в устной традиции. Обобщение материалов, вошедших в М., начинается в У-У1 вв. до н.э., современный вид приобрела в 1 в н.э. М. вышла не из ведически-брахманской традиции и связана с ней лишь косвенно, доминируют в ней ценности сословия кшатриев (воинов), не брахманов (жрецов). Вместе с тем в М. нашли отражение мифология, обряды и культы, связанные с ведическим ритуалом, в ней используются, хотя и в переосмысленном виде философские идеи Упанишад. М. состоит из 18 книг (ПАРВ) и содержит свыше 100 тысяч двустиший (ШЛОК). Авторство М. традиционно приписывается легендарному мудрецу Кришне - Вайпаяне Вьясе.Содержание Махабхараты -эпическое повествование о борьбе за власть двух древних кланов пандавов и кауравов, которая завершается их обоюдным поражением, гибелью большинства принадлежавших к ним людей и уходом вождей этих кланов от мирской жизни, их странствий и судом над ними в загробном мире. В М. входят и тексты, представляющие собой законченные философские тексты (Бхагавадгита, Мокшадхарма, Санатсуджата, Анахита). М., оформление которой происходило в эпоху создания Упанишад, уже в это время пользовалась таким авторитетом, что ее называли Упанишадой или даже пятой ведой.
БХАГАВАДГИТА (Божественная песнь) - религиозно-этический и философский трактат включен в шестую книгу Махабхараты. Возникла как самостоятельный текст (но не ранее V в. и не позднее П в. до н.э.) Отношение Гиты к Ведам близко к позиции Упанишад. Одновременно Г. - религиозное учение вишнуитов-бхагавитов. Форма Г. - диалог. Состав - 18 песен (парв). В отличие от Вед в центре внимания Г. не ЗНАНИЕ, а ДЕЙСТВИЕ И ДОЛГ (его смысл и выполнение). Идеал Г. - не созерцающий, а действующий БХАКТИ (поклонник,сторонник ВЕД )Содержание Бхагавадгиты связано с главным сюжетом Махабхараты - битвой между куравами и пандавами, но ему придан здесь иной - философский смысл. Поле, где идет эта битва, трактуется как «поле ДХАРМЫ» (закона) и как «поле ЖИЗНИ», на котором совершают жертвоприношение сами боги, организующие мир. Для человека - это поле его деятельности. Проблема деятельности находится в центре внимания и диалога, который ведут между собой Кришна и Арджуна - главные персонажи Г. Первый выступает в роли духовного наставника, второй - в роли героя, воплощающего эти наставления в жизнь. 1. УЧЕНИЕ О ДОЛЖНОМ ДЕЙСТВИИ. В центре его внимания проблема взаимосвязи ведической ДХАРМЫ (закона) и мирского идеала сословия кшатриев (воинов), основу которого составляла идея служения долгу. «Должное действие» предполагает как «должное знание» (знание Вед), так и наличие определенных нравственных установок и качеств. 2. УЧЕНИЕ О ЧЕТЫРЕХ ВИДАХ ЙОГИ: ДЖАЙЯНА ЙОГА - познание, РАДЖА ЙОГА - царственная, БХАКТИ ЙОГА - с богом, КАРМА ЙОГА - без бога. Эти виды обряда рассматриваются в Г. не как средство "отрешения" от мирской жизни, а как способ придания действиям человека характера "уравновешенного поведения" и искусства. 3. УЧЕНИЕ О ДОЛЖНОМ ЗНАНИИ. В нем проблеме знания придается этический смысл, отсутствовавший в Ведах. Должное знание связано не с постижением «тайного» смысла, заключенного в ведических текстах, а с праведной жизнью (смирением, честностью, невреждением, самообладанием, самообузданием, стойкостью, почитанием и т.п.). 4. Учение о ГУНАХ МАТЕРИАЛЬНОЙ ПРИРОДЫ. Гуна (букв. «волокно», «свойство», «качество»). Санкхья, положения которой принимает Г., различает три гуны, три основных нити, три основных качества, из которых сплетается ткань природы. Это САТТВА - ясность, гармония, РАДЖАС - движение, стремление, ТАМАС - тьма, инерция. Равновесие гун приводит к прекращению «проявления» чего-либо, с нарушением этого равновесия начинается процесс «проявления». Причиной же нарушения равновесия является ВЫСОЧАЙШИЙ ДУХ (Пурушотама). В Г. была сформулирована та этическая парадигма, которая стала основой того идеала, который был воплощен в культуре классической Индии.
СУТРЫ (букв. нить) - своды правил в различных областях знания, изложенные в краткой форме.
РАННИЕ СУТРЫ - вторая половина 1 тысячелетия до н.э.
ВЕДАНГИ(части вед), включающие в себя 6 наук, призванных обслуживать ведический ритуал: ШИКША - фонетика, КАЛЬПА - руководство по обрядовому ритуалу, ВЬЯКАРНА - грамматика или «веда вед», ЧАНДАСА - метрика, НИРУКТА - этимология и словарь, ДЖЬЕТИША - астрономия. Вместе с ведами венанга образует «ВСЮ ВЕДУ» (Веду с ангами) - основной корпус ведических текстов.
Несколько позднее появились сутры, имеющие отношение к различным областям обрядовой и практической деятельности: БРАХМАСУТРА, ЙОГА-СУТРА - т.н. «Классическая йога Панаджали (Ш в. до н.э.), ЧИТРА-СУТРА - трактат о создании изображений богов, в которой наряду с правилами, регламентирующими практическую сторону изобразительного искусства, рассматривались и проблемы происхождения таких искусств, как музыка, пение, танец, причем приоритетная роль отводилась музыке, имеющей, согласно ведической традиции, непосредственное отношение к космическим процессам. И другие.
ПУРАНЫ ВЕД (букв. «древние», «так было») - примыкают к Махабхарате. В ряде случаев в них включались трактаты по этике, искусству, своды законов. Священные книги индуизма. Считались ведами низших каст. КлассификацияПуран: 1. Главные пураны, их 18. 2. «Подпураны», второстепенные. Типы пуран: ИТИВРИТТА - сказания, предания. АХЬЯЙИКА - рассказ, сказка. УДАХАРАНА - иллюстрированное повествование. ДХАРМАШАСТРА - свод законов, трактат, посвященный науке, искусству, политике.
ШАСТРЫ. Сборники предписаний поучений, руководства по различным отраслям знания, древние священные книги, составленные на основе вед. Существовали в качестве отдельных текстов или включались в пураны. Возникли позднее сутр и в ряде случаев на их основе.Известными текстамиШастрявляются: МАНУДХАРМАШАСТРА - «Законы Ману» (П в. до н.э. - П в. н.э.) АРТХАШАСТРА - «Наука политики» (Ш в.) НАТЬЯШАСТРА - «Трактат об искусстве драмы» (У в. до н.э. - У в. н.э.). ШИЛЬПАШАСТРА - «Трактат о ремеслах, к которым относились архитектура и скульптура» (У в. н.э.)
УПАВЕДЫ - низшее, второстепенное знание, подчиненное той или иной веде»Упавед4: АЙЮРВЕДА (медицина), примыкает к Ригведе или Атхарваведе. ДХАНУРВЕДА (военная наука), примыкает к Яджурведе. ГАНДХАРВАВЕДА (музыка), примыкает к Яджурведе. СТХАПАТЬЯ (механика), примыкает к Атхарваведе.
ДАРШАНЫ - философские школы древней Индии, непосредственно связанные с ведической традицией. Даршаны: САНКХЬЯ (букв. «перечисление») - учение об «истинных» первопричинах и первоосновах бытия. Одна из «предвечных», наряду с Йогой - философии, основные положения которых были сформулированы уже в Упанишадах. ЙОГА - (букв. «соединение»). Учение о едином обряде, который должен соблюдать приверженец ведической ДХАРМЫ (закона). Соединяет учение Санкхьи с личным духовным опытом индивидуума. ВЕДАНТА - ортодоксальная философская система индуизма, непосредственно исходящая из положений Упанишад. МИМАНСА - философская система, близкая Веданте, но не признающая идею бога как творца мира. ВАЙШЕШИКА - так же, как Миманса, не признает бога-творца, но опираясь на веды, создает свою философскую систему, отличную от мимансы. НЬЯЙЯ - опираясь на веды, развивает материалистическую систему. ЛОКАЯТА (Чарвака) - неортодоксальная, материалистическая философская система, отрицающая авторитет вед.
Процесс создания сутр, пуран, шастр и упавед, наряду с развитием санкхьи и йоги как самостоятельных философских школ был не чем иным, как процессом интеграции ведической традиции в сферу культуры классической Индии. Его результатом была трансформация этой традиции в один из великих образцов культуры, с течением времени получивший общечеловеческое признание и значение.
III античная культура логоса и греческая пайдейя
Выслушав не мою, но эту-вот Речь (Логос) должно признать мудрость в том, чтобы знать все как одно.
Гераклит
...из всех живых существ только один человек одарен речью.
Аристотель
Несмотря на то, что термин логос в античном мире употреблялся постоянно и в разные эпохи ему придавалось различное значение, он все же является оригинальным порождением греческого гения... и характеризуется прежде всего тем,что в нем утверждается идея глубочайшего единства мысли и слова в неразрывной связи их с практическим использованием.
Г.Г.Гадамер
Греческая цивилизации и основные этапы эллинской культуры
Греческая цивилизация и культура, положившие начало классическому периоду древней Европы, были созданы в VII в. до н.э. народом, который называл себя эллинами. Греческой цивилизации непосредственно предшествовала неолитическая культура бронзы автохтонного (аборигенного) населения Греции – пелазгов, которые представляли собой конгломерат племен, пришедших на Балканский полуостров через Кикладские острова в IV тысячелетии до н.э.
В состав эллинского этноса вошли четыре основных греческих племени.
1. Ионийцы, населявшие восточные области Эллады (Аттику, Эвбею, Фокею), острова в северной части Эгейского моря и города на его восточном побережье. В период формирования греческих городов-государств (полисов) 12 ионийских городов образовали морской союз. Иония стала подлинной колыбелью античной культуры, местом, где зародилась греческая философская мысль.
2. Ахейцы – второе племя греков – были пришельцами с Севера. Они обосновались в северных областях Балкан (Фессалии) и на северном побережье Пелопонеса (Ахайя), участвовали в завоевании Крита, где основали греческие поселения и города.
3. Дорийцы – воинственное племя, проникшее, как и ахейцы, с Севера на Балканы – расселились в центральной и южной части Пелопонеса (в Арголиде, Мессении, Лаконии), на островах Крит, Родос, Кос, а также в Южной Италии (т. н. «Великая Греция») и на Сицилии.