Файл: КУЛЬТУРА ОБРАЗЦА.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.09.2024

Просмотров: 696

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Г.К. Пондопуло

Формирование культурной традиции востока и запада.

Культура образца

Материалы к лекциям

Словарь 98

Классические культуры древнего востока

I. Эпоха неолита и бронзы (5000-3000 лет до н.Э.)

II. Эпоха трех древнейших городских цивилизаций китая

III. Культура китая в период древних империй

Формирование китайской парадигмы культуры

Теогония

Космогония и космология

Культурологический миф

Конфуцианство. Жэнь и ли

Даосизм. Дао и дэ

Чжуан цзы

Приложение

Классическая культура древней индии. Культура ом

I. Ведическая традиция

Для миров

Пространство, время, закон в системе ведического знания

II. Период упанишад

28 Видов неспособностей Девять видов удовлетворения

Учение о Брахмане-Атмане

Санкхья-йога

Санкхья. (Создание идеальной модели ведического космоса)

Ведический образец и классическая культура индии

Приложения словарь а

Часть 1 (главы 1,4,9,13)

Часть2( глава 23)

Часть 3 (главы 1-5,15,18,19)

Часть 7 (главы1-15,25,26)

Глава 6. О месте пребывания разума

__________________________________________________________________________________________

Итихасы - исторические предания о прошедших событиях, примыкают к ведам

III античная культура логоса и греческая пайдейя

Греческая цивилизации и основные этапы эллинской культуры

Греческий полис и античный идеал

Ранние формы калокагатии. Арете

Лучшее для смертных – здоровье –

Греческая мифология и античная культура

Главная типологическая особенность античной культуры. Античный космос

Основные смыслообразующие элементы античной культуры

Исходный принцип и доминанта античной культуры

В. Татаркевич. Античная эстетика.

Притоком грязным, свежей не испить воды.

Такой завет навеки положила я

Пайдейя

Приложения

4. Эолийцы – четвертое из греческих племен – расселились по всей территории Балкан, но главным местом их обитания была центральная часть (Беотия и Фессалия).

К началу античного периода влияние этих племен охватило практически всю область восточного Средиземноморья, а позднее, во времена т.н. «великой колонизации», распространилось и на северную часть Причерноморья и Пропонтиду (побережье Мраморного моря), Македонию и Фракию. Греческая цивилизация достигла расцвета, когда большинство древнейших цивилизаций Ближнего Востока и Эгейского мира или погибли или находились в состоянии застоя и упадка.

Греки стали приемниками их достижений в самых различных областях экономической, технологической, политической и культурной деятельности. У вавилонян они позаимствовали опыт наблюдения за движением небесных светил, у финикийцев – алфавит, у египтян – знания в области строительного дела, медицины, математики, у финикийцев и критян опыт мореплавания и строительства кораблей. Особый характер носила связь зарождавшегося греческого мира с цивилизациями Эгеиды (Минойской, Микенской и Кикладской). Греки восприняли не только их цивилизационные достижения, но и духовный опыт, заключенный в созданных народами этих цивилизаций, мифах, обычаях, верованиях и обрядах. Греки были земледельцами, высоко ценившими труд, который почитали истинным источником всех благ. Прирожденные мореплаватели и торговцы они обладали такими качествами, как упорство в достижении цели, расчетливость и здравый смысл. Необходимость быть постоянно готовыми к защите своих городов и плодов своего нелегкого земледельческого труда сделала их мужественными воинами, считавшими воинскую доблесть и мужество одной из высших человеческих добродетелей.

Столь тесная взаимосвязь греческой цивилизации с другими цивилизациями и культурами нашла отражение в ряде терминов, которые используются при изучении истории античной культуры. Основными из них являются:

Эгейский – означает минойскую (критскую), кикладскую (островную), элладскую культуры эпохи бронзы на территории Эгеиды.

Элладский – охватывает все доисторические культуры эпохи бронзы в материковой Греции (прежде всего культуру Микен).

Эллинский – обозначает всю греческую культур, начиная от архаики и до классики включительно (VII-IV вв. до н. э.).

Эллинистический – обозначает античную культуру III-I вв. до н.э.


Римский – обозначает античную культуру Рима.

Античный – обозначает культуру Древней Греции и Рима.

По своему происхождению античная культура является продуктом греческого гения, так как ее классический образец был создан в период высшего расцвета древнегреческой цивилизации. Вместе с тем античная культура в целом не является исключительным достоянием Греции, т.к. созданная здесь традиция уже со времен походов Александра Македонского интегрируется в другие цивилизации, обладавшие своим весьма значительным культурным потенциалом. В эллинистический период влияние античной культурной традиции становится ощутимо во многих странах и регионах как Запада так и Востока, прежде всего в тех, которые в свое время входили в состав империи великого македонца. Возвышение Рима и превращение Греции в римскую провинцию обусловило то громадное влияние, которое греческая культурная традиция оказала на развитие культуры древнего Рима, создание и расцвет которой явился заключительным аккордом античной культуры.

Оформление античной культурной традиции произошло в классическую эпоху древнегреческой истории. Она начинается с периода ранней классики, который приходит на смену греческой архаике (VII в. до н.э.). Затем следуют периоды средней (VI в. до н.э.), высокой (V в. до н.э.) и поздней классики (IV в. до н.э.). Классическая эпоха завершается в результате кризиса греческих полисов, который начинается во второй половине IV в. до н.э., когда Греция оказывается под властью Македонии.

Важнейшими предпосылками для возникновения греческой культурной традиции явились, во-первых, оформление в IX-VIII вв. до н.э. олимпийской мифологии, во вторых, становление и расцвет в VII-IV вв. до н.э. греческих полисов; в-третьих, создание в VII-V вв. до н.э. натурфилософии, пришедшей на смену древней теокосмогонии и положившей начало развитию важнейшего института античной культуры классической греческой философии.

С созданием олимпийского варианта греческой мифологии завершился процесс ее антропоморфизации, что дало возможность выйти за рамки традиционных (родовых) представлений о человеке как эманации мифа и представить его в единстве с миром в качестве микрокосмоса. Гибель родового строя сопровождалась разрушением традиционных норм жизни, что вело к деградации, хаосу и пробуждению в людях «звериного начала», но вместе с тем способствовало формированию новых нетрадиционных ее форм. Так, например, было с Микенами, блестящей цивилизацией, которая была непосредственной предшественницей античной цивилизации. На месте цветущих и богатых городов остались одни развалины, была утрачена письменность, забыты ремесла, и лишь бродячие певцы-аэды слагали легенды о былом величии и могуществе правителей Микен.


Возрождение Греции начинается лишь спустя три столетия после т.н. «темных веков», с появлением городов нового типа – полисов. Они объединяли в себе функции древних городов, бывших земледельческими центрами, и новые социально-политические функции, которые отсутствовали у старых городов. Они были связаны прежде всего с интересами свободных земледельцев, которые понимали, что их личное благополучие в условиях кризиса старых родовых отношений целиком зависит от силы и благоденствия созданных ими городов-государств. Символом этих интересов становится закон, в равной степени обязательный для исполнения всеми гражданами. Новый городской образ жизни отныне оказывается связанным не с соблюдением норм родовой морали, а с соблюдением закона. В системе полиса формируется идеал «образцового» гражданина. Главное культурное завоевание, которое было привнесено в жизнь греков с появлением полиса, состояло в том, что человек должен был жить не по «понятиям» родовой морали, а по закону, следуя при этом определенным идеалом, что требовало от него совершенно новых качеств. Воспитание этих качеств и стало главной целью эллинской культуры, сложившейся в городах классической Греции.

Конкретным результатом этой эпохи был грандиозный культурный переворот, который в XIX веке европейские исследователи античной культуры назовут «греческим чудом». Его социально-экономической основой станет эволюция античного полиса, а идейной основой – процесс рефлексии античного мифа и возникновение натурфилософии. На этой основе сформировался новый, отличный от «родового», классический тип человека. Человек, по природе своей, несовершенен, стать же совершенным он может только посредством воспитания, следуя идеалу. Мыслители древней Греции в своих рассуждениях немало места уделяют этому вопросу. Они постоянно рассуждают о том, что делает человека совершенным. Так, например, греческий натурфилософ Ксенофан утверждал: «боги отнюдь не открыли людям всего изначально. Но постепенно ища они лучшее изобретают»81.

Великий создатель диалектики Гераклит весьма нелестно отзывался о «обычных» людях по той причине, что для таких людей «божеством» является не разум, а свидетельства глаз и ушей. При этом, их души остаются «варварскими», так как в своей повседневной жизни они руководствуются иррациональными ощущениями. «Не к добру людям исполнение их желаний», - замечает философ, ибо «человеческая натура не обладает разумом». Преодолеть в себе «варварское» начало человек может только путем воспитания своей души, которой «присуща возрастающая мера». Повышая роль духовного начала в своей жизни, человек совершенствуется и становится лучше и мудрее. Гераклит безоговорочно отдает предпочтение такому типу человека: «…один мне – тьма, если он наилучший»82.


Идеей прославления «лучших» пронизана поэзия классической эпохи, античная трагедия и комедия. Объективной основой, на которой эти представления ранних натурфилософов о «лучшем» человеке превратились в общеэллинский идеал, был рост гражданского самосознания жителей греческих городов-государств. В трагедии великого драматурга Софокла «Антигона» один из главных ее персонажей Гемон, возражая своему отцу, представителю старой родовой знати, правителю Креонту говорит:

Дарованный богами, разум в людях

Прекраснее всего, что в мире есть.

Я не скажу, сказать я не посмею,

Что ты неправду говоришь, о нет!

Но может быть, отец, есть доля правды

И у других. Мне легче знать про то,

Что думает народ, что порицает…83

Великий греческий комедиограф Аристофан в своей комедии «Лягушки» всячески превозносит Эсхила за то, что он в своих трагедиях прославляет «лучших» граждан и объявляет такое прославление истинной целью высокой поэзии. Представления об идеале изменялись в процессе эволюции греческого полиса. Соответственно этому изменялась и система воспитания – пайдейя.

Характеризуя греческую культуру классического периода, французский исследователь Ж.-П. Вернан пишет: «…основная мудрость (sofia) греческих мыслителей заключалась в размышлениях по поводу политики и морали. Они стремились определить основы человеческого миропорядка, который бы заменил власть монарха и знати писаным законом, обязательным для всех. В результате город приобрел форму кругообразного и имеющего центр космоса, каждый гражданин, подобный всем остальным, подчиняясь и властвуя, должен был хронологически последовательно занимать и оставлять все симметрические положения, составляющие гражданское пространство. Именно этот образ социального космоса, регулируемого равным для всех законом (isonomia) на заре философии ранние греческие мыслители перенесли на физическую вселенную. Если древние теогонии составляли одно целое с мифами о верховной власти, уходившими своими корнями в царские ритуалы, то новая модель мира, которую создали милетские «физики», в своих геометрических рамках связана с инстуциональными формами и духовными структурами, свойственными полису»84. В результате фундаментальное основание в греческой культурной традиции приобрело понимание мира как макрокосмоса, а человека – как микрокосмоса.