ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.09.2024
Просмотров: 707
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Формирование культурной традиции востока и запада.
Классические культуры древнего востока
I. Эпоха неолита и бронзы (5000-3000 лет до н.Э.)
II. Эпоха трех древнейших городских цивилизаций китая
III. Культура китая в период древних империй
Формирование китайской парадигмы культуры
Классическая культура древней индии. Культура ом
Пространство, время, закон в системе ведического знания
28 Видов неспособностей Девять видов удовлетворения
Санкхья. (Создание идеальной модели ведического космоса)
Ведический образец и классическая культура индии
Глава 6. О месте пребывания разума
__________________________________________________________________________________________
Итихасы - исторические предания о прошедших событиях, примыкают к ведам
III античная культура логоса и греческая пайдейя
Греческая цивилизации и основные этапы эллинской культуры
Греческий полис и античный идеал
Ранние формы калокагатии. Арете
Лучшее для смертных – здоровье –
Греческая мифология и античная культура
Главная типологическая особенность античной культуры. Античный космос
Основные смыслообразующие элементы античной культуры
Исходный принцип и доминанта античной культуры
В. Татаркевич. Античная эстетика.
4. Бэшем А. Чудо,которым была Индия. М., 2001.
5. Эдвардс М. Древняя Индия. Быт. Религия. Культура. М., 2005.
6. Индийская мифология. Энциклопедия. М., 2005.
7. Древняя Индия. Три великих сказания. Т.1-2. Литературное изложение. Спб., 1995.
8. Лидова Н. Драма и ритуал в Древней Индии. М., 1992.
9. Свами Вивекананда. Практическая Веданта. М., 1992.
10. Элиаде М. Йога: бессмертие и свобода. СПб., 1999.
11. Пондопуло Г. Веды и классическая культура Индии// Формирование
культурной традиции. М., 2001, ВГИК, с.18-130.
Все указанные тексты и фрагменты и книги имеются
в библиотеке ВГИК и кабинете текстов в 320 аудитории.
ФИЛЬМЫ
Индия - древняя империя / Empires of India Год выпуска: 2000 Страна: США Продолжительность: 00:52:40 Режиссер: Грэм Таунсли Описание: Индия – край соблазнительных богатств, родина бриллианта "Кох-и-нур", бесценного сокровища, которое, как гласит легенда, бог Кришна даровал человечеству, дабы испытать его алчность. "Обладая таким богатством, такой красотой, - думал Кришна, - уподобятся ли люди в повадках своим зверям или же они будут думать и обретут мудрость?" Перед Вами история Индии и ее завоевателей. Один из них пронесся через горы на юг. Другой пошел морем. Оба жаждали богатств и владычества. Каждый из них дал свой ответ на вопрос Кришны. Так все же мудр: человек или он – дикий зверь?
История Индии с Майклом Вудом / The Story of India with Michael Wood
Год выпуска: 2007 Страна: Великобритания
Режиссер: Джерими Джевс / Jeremy Javes Продолжительность: 6 серий по 55 мин.
Описание:
Фильм 1. Истоки
В современных учебниках история человечества кажется очень не продолжительной, будто и не было тысячелетий, прошедших в неотступном стремлении человека к порядку, красоте и благополучию. Для большинства культур эти истоки потеряны. И только Индия бережно охраняет свои традиции, которые связывают всех нас.
Фильм 2. Сила идей
С древнейших времен индийская земля рождала великие идеи: уникальные представления о знании и истине. Здесь, на юге Индии, джайнисты оказывают почтение своему учителю, который когда-то правил этой землей. А потом отрекся от престола в поисках просветления. От Будды до Махатма Ганди в индийской истории будет множество таких личностей – людей перевернувших представление о том, что историю вершат завоеватели. На принципах мира и братства здесь создавались великие империи. И новая история Индии.
Фильм 3. Путь пряностей и Великий шелковый путь
Цивилизация дала миру много вещей. Но в первую очередь она дала возможность культурного обмена. Богатая природными ресурсами Индия всегда была крупной торговой державой. Но торговля - это не просто источник обогащения, это способ, посредством которого цивилизации развиваются. Способ, с помощью которого люди узнают себя и других, открывают новые идеи и новые миры. Открытие Великого шелкового пути и Пути пряностей во времена Римской империи положило начало новой экономике. И в центре ее была Индия...
Фильм 4. Золотой век
В истории любого общества был свой “золотой век” – счастливое время, когда люди жили в мире и достатке. Когда правители были справедливы, а все смертные искренне следовали божественным заповедям. Здесь, в Индии, эта прекрасная утопия обрела необычайную стойкость и силу - с тех времен и до наших дней. Но что стоит за этими мечтами?..
Фильм 5. Встреча двух океанов
Стремление к мировому господству – непременный этап в развитии любой крупной цивилизации. Имперские войны велись в Индии еще в древние времена. И они продолжились в средневековье. Все началось с появления ислама, открывшем целую эпоху в истории Индии. Сегодня на территории Индостана проживает более половины всех мусульман в мире. Однако первая встреча этих культур – индийской и мусульманской – была не столь однозначной. И не найти в мире более драматичного рассказа...
Фильм 6. Свобода
Не часто в истории государств выпадают периоды, когда цели ясны, а возможности безграничны. Такова Индия в XXI веке. В этой заключительной серии речь пойдет о Британской оккупации, торжестве свободы и установлении демократии. Сейчас появилась возможность строить планы на будущее, что до сих пор было не мыслимо.
Махабхарата / The Mahabharata (1989) (Питер Брук) [фильм-спектакль, экранизация]
Год выпуска: 1989 Жанр: фильм-спектакль, экранизация Продолжительность: 05:21:08 Режиссер: Питер Брук В ролях: Витторио Меццоджорно, Жорж Каррафас, Ришар Чеслак, Джеффри Киссун, Сотиш Куэт, Эрика Александр, Морис Бенишу, Урс Билер, Мамаду Диуме, Мириам Голдшмидт и др. Описание: В 1970 году в результате отбора среди актеров разных стран Питер Брук создал труппу из тридцати человек. В поисках средств обновления театра режиссер обращается к формам народного зрелища, возрождает традиции старинного театра, как европейского, так и восточного. «Ведь актеры из разных стран способны, работая вместе, разрушать штампы, господствующие в их культурах, — писал Питер Брук. — Тогда-то нам и удастся с их помощью увидеть подлинные национальные культуры, погребенные дотоле под грудой условностей, и каждый из них по-своему приоткрывает перед нами какую-то неведомую прежде часть человеческого атласа... Театр — как раз то место, где из разрозненных частей мозаики возникает единый образ». Актеры жили в Индии, Пакистане, Гималаях в глухих деревнях, вдали от цивилизации. Они читали древние тексты, занимались йогой и медитацией, чтобы достичь просветления. В каждом из них произошли внутренние перемены. А когда они созрели для своих ролей, созрел и сам спектакль. Подготовка к экранизации заняла более 10 лет. В 1985 году состоялась премьера инсценировки древнеиндийского эпоса «Махабхарата», грандиозное мифопоэтическое представление о судьбах человечества. Российский режиссер Андрей Михалков-Кончаловский пишет «На сцене была реальность, но в то же время это была театральная реальность. Его восьмичасовой спектакль (он шел два вечера) — «Махабхарата» — был чем-то фантастическим по простоте. Брук — один из немногих, кого постмодернизм не коснулся. Основы и первоисточники его театра там, где играют на ситаре, балалайке, гитаре — на инструментах, под которые поет самый простой человек. Он всегда искал в этом кругу. Его театр — это действительно театр наций. Там соединено все. Уже то хотя бы, что китаец может играть у него Отелло, восхищает меня как сказка. И так во всем».
ТАБЛИЦА
СТРУКТУРА И КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВЕДИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ШРУТИ («услышанное») - тексты шрути считают откровением
__________________________________________________________________________________________
Ядро вед САМХИТЫ (собрание гимнов)
__________________________________________________________________________________________
РИГВЕДА - веда гимнов.
Древнейшая из вед (ХV-VIIIвв. до н.э.). Первоначально существовала в устной традиции. Впервые была записана в Ш в. до н.э. при царе Ашоке. Многие гимны РВ являются руководством к ритуалу и связаны с функциями верховного жреца хотара. Некоторые использовались как заклинания. Создание вед приписывалось по традиции божественным риши.
Состав и содержание ригведийских гимнов. РВ включает 1028 гимнов, разделенных на 10 мандал («мандала», бук. круг, колесо, диск - один из основныз сакральных символов ведийской мифологии, выражающий архаические представления о мире в его целостности и единстве его частей). Ключевую роль в гимнах РВ занимают космогонические мотивы. Они нашли отражение как в гимнах, повествующих о самом акте «творения мира» («О сотворении мира», Х, 128), так и в гимнах, посвященных богам, выступающим в роли творцов-демиургов, хранителей и устроителей мироздания (Гимн «К Индре и Варуне»,IV, 42, 1-7-10; гимн «К Агни»,I,I; гимн «Какого бога почтим возлиянием?» Х, 121,1-10). В гимнах, посвященных двойным богам неба и земли (гимны «К небу и Земле»,I, 159, 1, 160), а также в гимнах жертвенному коню и космическому человеку Пуруше, с которым связан ритуал жертвоприношения, символизировавший акт творения мироздания (гимн «Жертвенному коню»,I, 162;I, 163 и гимн «Пуруше» Х, 903). Целый цикл гимнов РВ посвящен рибху мастерам, получившим за свое мастерство, которому "завидуют даже боги", бессмертие (III, 60).Ригведа - «великое начало», оно традиционно считается источником всего ведического знания.
______________________________________________________________________
САМАВЕДА-веда мелодий.
Включает 1549 гимнов, снабженных нотацией (соответствующей мелодией). Большинство гимнов СВ, за исключением 75, повторяют гимны РВ. СВ связана с функциями жреца удгатара.
______________________________________________________________________
ЯДЖУРВЕДА - веда жертвенных формул.
Связана с особым обрядом, яджной, и функциями совершающего его жреца адхварью. Яджурведа делится на «черную» и «белую». «Черная» ЯВ включает кропе жертвенных формул (яджус) и прозаические комментарии к ритуалу. В «Белую» ЯВ входят 200 гимнов и жертвенные формулы, разделенные на 40 глав. Эта веда целиком связана с ритуальным действием.
Обряд ведического жертвоприношения яджнапредполагал три вида жертвоприношений:Сома-яджна(возлияние напитка «сома»). Он считался наиболее значительным и мог совершаться только «дважды рожденным», жрецом-брахманом, при этом совершивший жертвоприношение приобщался к миру богов.Хавир-яджна, предполагала сжигание на огне молока, масла, злаков и позволяла жертвователю приобщится к миру предков.Пака-яджна, простейшее жертвоприношение на огне. Его мог совершать каждый домохозяин. Благодаря ему жертвователь приобщался к миру людей - «тем, кто спускается вниз». Смысл действий жреца ЯВ описан в древнейшей Брихадараньяке упанишаде (3.1.8.).
_____________________________________________________________________
АТХАРВАВЕДА - веда заклинаний и заговоров.
Связана с функциями жреца огня ахтарвана. В более поздний период они выполнялись «царским жрецом» пурохитой или брахманом, следившими за точным исполнением ритуала. В целом АВ вошла в «ядро вед» и была канонизирована значительно позднее трех более ранних самхит (РВ, ЯВ, СВ).
АВ - частично заимствует тексты РВ, но значительно уступает ей в культовом значении. Она имеет ряд собственных космогонических и философских гимнов, не уступающих по выразительности гимнам РВ. Наряду с гимнами в АВ входят фрагменты народной магической поэзии, вероятно, заимствованной из культуры аборигенов Индостана. Таковы, например, гимны заклинания от болезней, злых демонов, любовные заговоры. АВ содержит около 700 подобных заговоров и заклинанийданным свыше божественным мудрецам-поэтам РИШИ
ОБЪЯСНЕНИЯ К САМХИТАМ
БРАХМАНЫ («Поучение Брахмана») - время формирования IХ-VIII- Х-VIIвв. до н.э. Прозаические тексты - мифологические, ритуальные объяснения к самхитам. Каждая веда имеет свои брахманы.
В Брахманахразличаются собственно объяснения и предписания, имеющие отношение к ведическому ритуалу. Вместе с тем в Брахманы входит и следующая за ними группа текстов - т.н. Араньяки, не имеющие прямого отношения к ритуальным действиям, а так же мифы, легенды и сказания, имеющие фольклорное происхождение. Примером могут служить, входящие в Шатападху брахману миф о потопе и сказание о Пурвасе и Урваши (1.1.1.,XI.5.1).
В Брахманах содержатся зачатки того мировоззрения, которое было позднее сфомулировано в Упанишадах, и развито в многочисленных даршанах (философских учениях), трактующих о происхождении мира и человека, первоосновах бытия, функциях мышления и речи и их связи с процессомжизни. В них намечается учение о об основах человеческой жизни:дхарме (законе),артхе(смысле),каме(страсти),мокше(освобождении). Одной из наиболее значительных является относящаяся к ЯВ «Шатападха-брахмана». К старейшей из вед РВ относятся Айтарейя и Каушитака брахманы, имеют свои брахманы и СВ и АВ.
___________________________________________________________________________
АРАНЬЯКИ («Лесные книги») - тексты, которые предназначались для лесных отшельников, стремившихся путем отрешения от семейной и общественной жизни целиком предатся углубленному изучению вед, постижению их сокровенного смысла.
Тексты Араньякблизки по форме к философским размышлениям о мире и человеке и тесно связаны с последующей группой ведических текстов - Упанишадами, от которых, порой, трудноотличимы. Тексты относящейся к РВ Айтарейи-араньяки содержат подлинный гимн величию человека, который характеризуется в них, как «совершенное творение» бога-творца Праджапати.