Файл: 3_культура образца.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.09.2024

Просмотров: 563

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Г.К. Пондопуло

Словарь 101-119

Формирование образца

II. Смысловое единство, разнообразие и структура

Классические культуры древнего востока

I. Эпоха неолита и бронзы (5000-3000 лет до н.Э.)

II. Эпоха трех древнейших городских цивилизаций китая

III. Культура китая в период древних империй

Теогония

Космогония и космология

Чжуан цзы

Приложения

12. Книга о сотворении мира.Александрийская библиотека. «Амфоа».СПб.

2008,С.103-199

32. Пондопуло.Г.К Древний Китай. Формирование культурной традиции.М

Классическая культура древней индии. Культура ом (аум)

I. Ведическая традиция

Для миров "Тот мир» (сакральное обозначение - свар)

Пространство, время, закон в системе ведического знания

Девять видов удовлетворения

Учение о Брахмане-Атмане

Санкхья-йога

Санкхья.

Учение о таттвах и гунах

Проявления пракрити

Практика йоги и ее эволюция

Философия йоги

Йога и проблема человека в этике упанишад

Ведический образец и классическая культура индии

Приложения

Часть2( глава 23)

Часть 3 (главы 1-5,15,18,19)

Часть 7 (главы1-15,25,26)

Глава 9. О знании и воспитании)

___________________________________________________________________ Структура и краткое содержание ведических текстов

___________________________________________________________________

Итихасы - исторические предания о прошедших событиях, примыкают к ведам

Античная культура логоса и греческая пайдейя

Лучшее для смертных – здоровье –

Исходный принцип и доминанта античной культуры

В. Татаркевич .

Притоком грязным, свежей не испить воды

Такой завет навеки положила я

Пайдейя

Древнегреческая мифология

Уран - гея

Понт – гея

Зевс (Дий)

Посейдон

Аид (Гадес)

Культурно-исторические термины и хронология эгейской, элладской, эллинской, эллинистической, античной культуры и культуры Византии

ли – термин, имеющий множество значений. 1. Принцип, закон мироздания, который наряду с «тьмой вещей», порождает «великая пустота». 2. Ритуал, основанный на постоянстве движения неба, порядке вещей на земле и поведении народа. З. Совокупность нравственных установлений и правил, этикет. 3. Благопристойность (конф.).

(Учение о ли, существовавшее с древнейших времен, нашло наиболее полное отражение в трактате «Лицзы», объединившем в себе учение о «трех ли», содержавшееся в трех древних трактатах: собственно «Лицзы» (Книга постановлений и ритуала), «Или» (Книга этикетов и церемоний) и «Чжоули» (Книга ритуалов эпохи Чжоу). Употреблявшийся даосами в качестве закона природы термин «ли» отличался ими от дао - всеобщего закона мирового развития. Они употребляли термин «ли» для обозначения закона, действующего только в сфере отдельных вещей: «Все вещи имеют свое ли и не могут замещать друг друга… для каждой из «тьмы вещей есть различное ли… дао же то, что сделало ли тьмы вещей такими, каковы они есть», - говорится в даоском трактате IV-III вв. до н.э. «Сянь цзюнь шу».

«Ли цзы» - «Книга установлений (обрядов)». Трактат о правилах и нормах поведения. Книга писалась различными авторами в период с IV-I вв. до н.э. Окончательная редакция ее была осуществлена конфуцианцами. Вошла в число основных конфуцианских канонов и в состав сводов канонических текстов этого идейного течения: «Лю и» («шестикнижья»), «У цзын» («пятикнижья»). Отдельные главы «Ли цзы» вошли в состав т.н. малого канона «Сышу» («четверокнижья»). Важнейшие разделы книги посвящены проблемам ритуала, системе обучения, учению о середине, о музыке, о поведении ученого.

ли шу – числа календаря. Они составляли двенадцатизначную систему чисел (т.н. «земных чисел»), обозначавших чередование часов (считались подходящими для обозначения положений цастиц - ци)

«Луньюй» («Суждения и беседы») - Vв. до н. э. Важнейший канонический текст философской школы «жу», приписываемый Конфуцию. Он представляет собой запись высказываний и бесед мыслителя, сделанную его учениками.

лю и - термин обозначал «шесть искусств», составлявших со времени первых династий основу образования в Древнем Китае. (Термином «искусства» в Древнем Китае обозначалась совокупность особых знаний и умений, имевших определяющее значение в воспитании «благородного мужа» - цюньцзы). Вначале в состав «Люи» входили письмо, счет, стрельба из лука и управление боевой колесницей. Обучение этим «искусствам было обязательным для любого выходца из аристократического сословия, претендовавшего на получение любой государственной должности военной или гражданской. В постконфуцианский период основу «лю и» составили шесть конфуцианских канононических текстов, образовавших т.н.«Шестикнижье»: («Ши цзин» («Книга песен»), «Шу цзын» («Книга исторических документов»), «И цзын»(«Книга перемен»), «Ли цзы»(«Книга ритуала и обрядов») , «Юэ цзын»(«Трактат о музыке»), «Цюнь цзю»(«Весны и осени». Летопись царства Лу, приписываемая Конфуцию). Первое упоминание об этом конфуцианском каноне содержится в «Исторических записках» Сыма Цзяня, выдающегося историка (145-86 гг. до н. э.)


Лу - древнее царство - родина Конфуция

Лэ - радость

Ляо -1. абстрактные понятия. 2. китайская «пятитонка», включавшая пять нот: гуе, шан, цзюэ, чжи, юи.

лян син - облагороженные намерения: лян нэн - благородный талант и лян чжи -благородные знания (Мэн цзы)

«Люй-ши чунь-цзю» - энциклопедический памятник III в. до н.э., в котором дана характеристика различных философских школ сложившихся в т.н. «период ста школ» (V-III вв. до н.э.). Начало их систематизации было осуществлено позднее, во II в. до н.э. - I в. н.э.)

лю ши гуа – 64 гексаграммы

лю ци - шесть элементов природы, женское начало - инь, мужское начало – ян, ветер, дождь, мрак, свет (даос.)

лю цзын - шесть основ: 6 фаз взаимодействия полярных сил мироздания и циркуляции жизненной энергии в живом организме. Они согласуются с космическими ритмами, возникли в процессе трехчастного разделения инь и ян.

лю хэ - шесть соединений: небо, земля и 4 стороны света (даос.)

лэй – вид (вид «лэй»,сущность «у» и имя «мин» человека и сектор времени -пространства равноценны, что выражено и в определенной числовой символике)

лэй дэ - 1. индивидуальная добродетель. 2. Фамилия человека, соответствующего индивидуальной добродетели

М

ман - земледелец, сельский житель

мин - 1. Жизнь свет, 2. Воля неба, судьба, участь, мандат (на правление), совокупность условий и сил всего мироздания. 3. Имя человека, дающее представление о принадлежности к одному из четырех предшествующих поколений. (Знание мин обязательно для «благородного человека», - считал Конфуций. Знать мин, означает принять неизбежность существующего миропорядка («Луньюй». XIV. 34, 38). Даосы отрицательно относились к конфуцианскому учению о «воле неба». Они противопоставили ему учение о неразрывной связи дао как всеобщего закона природы и ли - закона существования конкретной вещи. «Каждая вещь имеет свое ли», - утверждали они, - посредством ли дао реализует свой всеобщий характер.)

минь - народ. В эпоху Чжоу народ считался «глашатаем неба». Основными народностями в древнем Китае были: гань, юэ, и, хэ.

Мин тан («Дом календаря») - название дворца-храма. Здесь правители Поднебесной жили, занимались делами правления и совершали ритуальные церемонии и обряды. Он имел также и космологическое значение, символизируя мироздание. В плане он имел квадрат - символ земли, а его полукруглый свод символизировал небо.


мин цзя - философская школа Древнего Китая, получившая название «школы имен». Ее представители рассматривали проблему соотношение имен (мин) и действительности (ши)

мо ди - способность к труду - главное отличие человека от животного

моизм - философская школа Древнего Китая, созданная одним из последователей Конфуция Мэн цзы (Мэн кэ). Возникшая примерно спустя столетие после смерти Конфуция она просуществовала до конца III в. до н.э., оставив заметный след в развитии конфуцианской доктрины.

«Мэн цзы» - книга, названная по имени основателя моизма философа Мэн цзы (372-289 гг. до н.э.). Была составлена из высказываний Мэн цзы его учениками. В учении Мэн цзы были развиты и философски обоснованы понятия Конфуция о «долге», «гуманности». Трактат Мэн цзы пользовался в Китае таким авторитетом, что был включен в состав одного из сборников конфуцианских канонических текстов «Сы шу» («четверокнижье»). Наряду с текстом Конфуция «Луньюй» (в отличие от других последователей Конфуция, в частности, от Сюнь цзы) он утверждал, что по природе своей человек склонен к добру, справедливости, любви к ближнему. Поэтому в основу управления людьми должен быть положен «единый образец справедливости», а идея единства должна стать объектом почитания всех жителей Поднебесной.

Му - мать

мэй - красота

мэй жэнь - красивый человек

мэй шань – душевная красота,красота добродетели

мэн - бездомный,бродяга

Н

Нью ва - прародительница людей и хранительница космического миропорядка. Принадлежала к особо почитаемым первопредкам и культурным героям. Изобрела музыку и научила людей жить семейной жизнью. Жена и соратница величайшего культурного героя древности первого правителя людей Фу си.

П

Пань-гу – Великий первопредок (космический человек). С ним связаны архаические представления о происхождении мироздания и человека. Культурный герой

По - душа живого (земная, телесная)

пэн ю - друг,приятель

пу - 1. изначальное, естественная пустота (даос.). 2. раб

С

сань гуан - три источника света - солнце, луна, звезды (даос.)

сан хуан - «Трое владык»: Хуан ди (Владыка Неба), Ян ди (Владыка земли), Фу-си (Владыка людей)

сан ван - основатели трех первых династий: Юй (основатель СЯ), Тан (основатель Инь), Вэнь-ван (основатель Чжоу)


сань цзу - три рода, клана, поколения, сословия (ученых людей - чиновников, крестьян, ремесленников и торговцев).

сво дао - «расширение» дао-пути благодаря совершенствованию человеком себя посредством культуры (жэнь)

Се - мифологический прародитель династии Инь, согласно преданию жил в эпоху Ся и помог Юю Великому усмирить потоп (миф.)

Син - термин имеет несколько значений. 1.Небесное тело, звезда. 2. Природа, согласно учению инь-ян и даосов в основе изначальной природы лежат пять первоэлементов: огонь, вода, дерево, земля, металл. 3. Изначальная природа человека, согласно учению Конфуция, она имеет пять постоянств: жэнь (человечность), и (чувство долга-справедливости, ли (благопристойность), синь (искренность), чжи (мудрость). Она также является вместилищем духа (шэ) или мельчайших ци (частиц)

Синь - термин имеет несколько значений. 1. Сердце, как орган мысли, средоточие ума, разума, чувства, воли, вместилище духа (шэ), мельчайших ци - частиц (даос.). 2. Искренность- термин, характеризующий одно из пяти постоянств человеческой природы (конф.)

синь шу - способность мыслить - «видеть мельчайшее», «изначальное» (даос.)

Сунь - «Серединное царство» - термин, обозначавший конгломерат древних царств, находившийся на территории нынешней провинции Хэнань - синоним древнекитайской цивилизации

сю синь - совершенствование сердца (ума, мысли, разума, воли). Медитация (даос.)

сюи у - пустота. Она всеобъятна, ее характерной чертой является «наличие» и одновременно «отсутствие наличия» (даос.). Постоянное свойство дао. Символизирующее в даоской космогонии «начало начал». «Небесное дао пусто и бесформенно. Поскольку пусто, оно неисчерпаемо, поскольку лишено формы, на его пути нет препятствий. Отсутствие на его пути препятствий позволяют ему находиться среди вещей и не подвергаться изменению» («Гуань цзы» гл. 36.). В деятельности и мышлении человека пустоте соответствуют у вэй (недеяние) и отсутствие мысли.

Сюн – мужественность (даос.)

сю шэнь - воспитание самого себя

сюэ – термин, обозначающий школы, существовавшие в Китае в период первых трех династий: Сяо (общеобразовательная школа эпохи Ся). Сюй (общеобразовательная школа эпохи Инь, включавшая в программу обучения искусство стрельбы из лука). Сян (школа эпохи Чжоу, имевшая при себе приюты для пожилых людей, в которых работали ученики)


сы ти - четыре части тела: голова, туловище, руки, ноги

сы ши - четыре времени года

сяо жэнь - ничтожный человек

сю синь - совершенствование сердца (медитация)

Сыма цзян (145-86 гг. до н.э.) историограф - «китайский Геродот», создавший в I в. до н.э. (вместе со своим отцом Сыма Танем) первую Всеобщую историю Китая «Ши цзи» («Записки историка»)

Ся - низ, низы

Сяо - черты. Их две - непрерывная и прерывистая. В системе триграмм и гексаграм они символизируют первочастицы ян (световые) и инь (теневые)

сяо цзы - афоризмы к отдельным чертам гексаграмм «Книги перемен» («И цзын»)

сян - образы на небе

сянь жэнь - мудрый человек (И цзин)

Т

тай и – «Великое Единое» его законом является «и» - символизирующее всеобщую соотнесенность вещей (синоним дао). «В едином покоится вселенная» (даос.)

тай цзы - Великий предел (термин впервые упоминается в «Сици чжуань», комментарии к «Книге перемен»

тай цзын - великая чистота

ти – тело (его функция «юн» - простое, обычное)

тинь - народ

тянь – небо - бесконечное пространство, имеющее форму полусферы (сюань е шо), в котором плавают светила, в том числе и земля. Его структуру составляют: небесный покров - гаи тянь шо (он имеет вещественный характер) и небесные сферы - хунь тянь шо (они не имеют вещества)

тянь вэнь - небесные узоры

тянь ди – природа - небо и земля (даос.)

тянь ли - природный закон (даос.)

тянь мин - воля неба (конф.), отрицается даосами

тянь чжи ли шу - числа календаря Неба

тянь цзы - «сын природы» - царь (даос.)

тянь ся – Поднебесная (Китай)

тянь ши - «Небесный наставник» - титул наставника даоской религии

У

У - термин имеет ряд значений. 1. весь внешний, окружающий человека мир: веши, существа, твари. 2. Сущность. 3. Мелодия (муз.)

у ба - пять гегемонов - царей, которые в период Восточного Чжоу вели между собой непрерывные войны

у ван – пять мифических предков: Ши ХуанДи (Желтый император), Шэн нун (Священный земледелец). Нью ва (прародительница людей), Фу си (первый, после Неба, правитель людей), Высочайший (тот, кто поставил правителем людей высокосовершенного Фу си)

у вэй - не-деяние, важнейший принцип китайской культурной традиции, предполагавший неукоснительное соблюдение «пути дао».У вэй является единой основой всех измнений («Ли цзы»). У конфуцианцев этот принцип истолковывался как неукоснительное соблюдение «закона неба» - основы организации государства - и этических норм, регламентирующих жизнь всех жителей Поднебесной. Изучение этого закона и следование ему ассоциировалось конфуцианцами с культурой. Оно является обязанностью и долгом «благородного человека» («цюньзю»). У даосов, отрицавших конфуцианское учение о «законе неба», у-вэй – это высшая форма небытия – источник для «тьмы изменений», и в этом смысле высшее выражение «естественности» бытия, к которой человек приобщается не через посредство культуры, а в путем неукоснительного следования «естественному ходу вещей» - т.е принятие у вэй в качестве жизненного принципа, а не объекта изучения, никогда и никаким образом не нарушаемого. Даосы противопоставляли у вэй – деяниям - вэй.