ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.09.2024
Просмотров: 583
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
II. Смысловое единство, разнообразие и структура
Классические культуры древнего востока
I. Эпоха неолита и бронзы (5000-3000 лет до н.Э.)
II. Эпоха трех древнейших городских цивилизаций китая
III. Культура китая в период древних империй
12. Книга о сотворении мира.Александрийская библиотека. «Амфоа».СПб.
32. Пондопуло.Г.К Древний Китай. Формирование культурной традиции.М
Классическая культура древней индии. Культура ом (аум)
Для миров "Тот мир» (сакральное обозначение - свар)
Пространство, время, закон в системе ведического знания
Йога и проблема человека в этике упанишад
Ведический образец и классическая культура индии
Глава 9. О знании и воспитании)
___________________________________________________________________
Итихасы - исторические предания о прошедших событиях, примыкают к ведам
Античная культура логоса и греческая пайдейя
Лучшее для смертных – здоровье –
Исходный принцип и доминанта античной культуры
АРЕТЕ РАННИЕ ФОРМЫ ГРЕЧЕСКОЙ КАЛОКАГАТИИ,
Особую роль в становлении «личных свобод» эллинов и культурном перевороте в классической Греции сыграл «агональный дух» греческого гения. В широком смысле слова, агон – это родственное игре «чистое соревнование», не преследующее утилитарных интересов. Агон не является изобретением греков. Многие исследователи рассматривают агональность как социо-культурную форму общей для всех живых существ потребности в игре91.
Как отмечают большинство исследователей античной культуры XIX-XX вв., дух соревновательности пронизывает буквально все сферы деятельности и жизни античного общества и в этом смысле может быть рассмотрен в качестве основной психологической установки древнегреческого менталитета. Так, выдающийся исследователь античной культуры В. Йегер определяет «агональный дух как то, что является общим для гомеровского героя и грека последующих эпох»92.
Традиционно первую форму агона греки связывали с состязаниями аэдов на пирах аристократов еще в гомеровскую эпоху. Затем формируется представление о гимнастических и мусических агонах. Начиная с Сократа и софистов идея агона распространяется и на сферу философии, основной формой которой с этого момента становится диалог. Философские диалоги были частью олимпийских игр и многочисленных эллинских праздников. Агональный принцип лежал в основе всей системы античного воспитания и образования, начиная с самых ранних, начальных его форм93. В древнегреческой драматургии идея агона воплощалась в своеобразном «состязании» хора и актеров, а в диалогической части трагедии (Эврипид) в сценах «состязаний в речах», в которых действующие лица рассуждали по всем правилам риторики и ораторского искусства94.
С агональным духом и доблестью-арете неразрывно связано формирование калокагатии На всем протяжении классической Греции доблесть-арете,, составляла основу системы этических ценностей эллинов. Доблесть в первую очередь оценивалась теми, кто был равен человеку по социальному статусу. Только такое признание доблести обеспечивало герою славу, стремление к которой считалось высшим достоинством человека. В этом отчетливо проявлялся соревновательный характер «стремления к славе». В агоне проявление личной свободы граждан античного полиса достигало своего наивысшего выражения. Это неистовое стремление к идеалу выступало в качестве своего рода компенсации той неудовлетворенности, которая возникала у античного человека в результате объективной невозможности95найти адекватную форму воплощения своих личностных устремлений.
Законченное выражение представление о таком человеке находит в античной калокагатии. Термин «калокагатия» состоит из двух греческих слов: calos (прекрасный) и agatthos (хороший, добрый). Он начал употребляться еще в глубокой древности в «эпоху Семи мудрецов» (первых натурфилософов) и древних пифагорейцев (VI в. до н. э.). Первоначально он обозначал такое единство телесного и духовного начал в человеке, которое делает его «совершенным». В дальнейшем термину калокагатия, который использовался на протяжении всей античной эпохи, придавались различные значения, отражавшие те изменения, которые происходили во взглядах на проблему идеала в античном обществе. А.Ф. Лосев в своем капитальном труде «История античной эстетики» насчитывает семь типов калакагатии96.
Образ жизни и система ценностей, характерные для периода становления греческого полиса, нашли достаточно подробное отражение в поэмах Гомера и Гесиода. У Гомера на первом месте эпическое повествование о жизни и подвигах вождей греков, представителей царских родов, воинов и правителей. В центре внимания земледельческой поэмы Гесиода «Труды и дни» прозаическое описание жизни трудолюбивого земледельца, главной ценностью для которого является труд, а также достаток и слава, добытые этим трудом. Поэме придан характер поучения. Гесиод обращает его к своему непутевому брату Персу, который благодаря своему безрассудству и лени промотал отцовское наследство и впал в нищету. В поэме детально описывается труд земледельца. В ней содержатся многочисленные советы практического порядка, описываются ритуалы земледельческого культа, очерчивается круг моральных ценностей, который, по мнению поэта, свойственен доброму и разительному домохозяину. Главными из них являются правда, трудолюбие, верность семейным традициям, дружелюбие, почитание богов. Решительно осуждается ложь, безделье и сопутствующая им нищета. Отказ от земледельческого труда – источника пропитания и достатка, богатства, славы и почета – Гесиод объявляет губительным для не только для самого человека, но и для полиса. «Нет позора в труде, позорно безделье»97.
Таким образом, уже в древнейший период истории Эллады, когда имущественное и социальное расслоение в полисе было незначительным, представление о нравственных ценностях было органически связано с земледелием и в в силу этого оно рассматривалось как источник не только материальных, но и духовных ценностей. Занятие земледелием считалось не только необходимой, но и почетной обязанностью всех без исключения граждан и делом богоугодным, т.к. «сами боги назначили людям в удел труды». Считалось, что занятие земледелием и участие в связанных с ним ритуалах и культах дало людям возможность изгнать из своих душ «звериное» начало.Такой пиетет по отношению к земледелию сохраняется на всем протяжении Эллады и всей античной цивилизации. В IV в. до н.э. преподаватель философии Платона и Аристотеля греческий ритор Фемистий писал: «Посвящения в таинства и обряды Орфея также не чужды земледелия. Миф, по которому он околдовывал и завораживал все, аллегорически намекает на то, что благодаря одомашненным плодам, которые доставляет земледелие, он одомашнил всю природу и образ диких зверей, а также укротил и искоренил в душах заключенное в них звериное начало. Слава о нем обошла всех людей, и все приняли земледелие»98. Так зарождается древнейшая форма греческойпайдейи системы воспитания лучшего человека и образцового граждланина полиса-земледельческая калокагатия.
Связанная с ней культурная традиция сохранится на всем протяжении существования античной цивилизации. В завершающий ее римский период, появится латинский термин «kultura», который первоначально имел два основных значения обработка ( земли) и воспитание (детей). Такая этимология термина культура указывает на его непосредственную связь с земледелием и ритуалами земледельческого культа и идеей воспитания.
В период ранней классики античный идеал нашел свое выражение в т.н. аристократической калокагатии в,которой принцип арете-доблести играл доминирующую роль.Она была связан с древнейшим институтом греческой культуры олимпийскими играми. Предание относит их основание к Микенской эпохе, когда они были, согласно традиции, учреждены Зевсом после погребения тела героя Троянской войны Патрокла) и просуществовали до 394 г. н.э., когда декретом римского императора Феодосия были запрещены как «богопротивные и варварские». Календаризация игр начинается с 776 года до н. э. (дата условная). Они проводились один раз в 4 года в Олимпии. К участию в них допускались только свободные граждане мужского пола. Вначале игры имели местное значение, затем стали общегреческими. О том значении, которое придавалось в античные времена Олимпийским играм, свидетельствует их характеристика, данная древнеримским писателем Павсанием в его знаменитом сочинении «Описание Эллады»: «много чудесного можно увидеть в Элладе, о многом удивительном здесь можно услышать, но ни в чем в большей мере нет божьего покровительства, как над Элевсинскими таинствами и Олимпийскими состязаниями»99. Участники игр – «атлеты» (от athlos –соревнование) вначале проходили отборочные соревнования на местах, а затем девять месяцев тренировались под руководством тренеров «пайдотрибов» и «гимнастов» (отgymhos – обнаженный).Состязания включали прыжки, метание диска, дротика или копья. Основным видом пятиборья был спринтерский бег (на 60 м) и, наконец, борьба. Другими видами соревнований были кулачный бой и скачки на колесницах с двойными и четверными упряжками. Скачки были кульминационным моментом олимпийских состязаний. Наградой победителю олимпийских состязаний был венок из дикой оливы. Он удостаивался общеэллинской славы и получал право на установку своей статуи и исполнения хвалебного гимна в свою честь. Имена олимпиоников высекались на мраморных досках, которые размешались в общественных местах. В родных местах они прославлялись как герои и «лучшие граждане» и получали вознаграждение и различные льготы.
Наряду с Олимпийскими, в разных городах Греции проводились и другие игры: Панафинейские в Дельфах, Истмийские, Немейские, Гереи (в них могли участвовать и девушки). На этих играх наряду со спортивными проводились состязания чтецов, музыкантов, певцов и поэтов.Лирическая поэзия древней Греции VII-V вв. до н.э. в лице Каллина, Тиртея и Олимпийские оды Пиндара (V в. до н.э.) дают яркое представление о идеале, воодушевлявшем участников Олимпийских игр. Главное значение имела в них не сама победа, а демонстрация силы, красоты человеческого тела и таких качеств души, как благородство и мужество, которые в военное время были источником воинской доблести.
Требует слава и честь, чтобы каждый за родину бился...
Смерть ведь прийдет тогда, когда мойры прийти ей назначат
Пусть же, поднявши копье каждый на битву спешит,
Крепким щитом прикрывая свое многомощное сердце
В час, когда волей судьбы дело до боя дойдет.
Каллин
Доля прекрасная – пасть в передних рядах ополченья
Родину-мать от врага обороняя в бою...
Я не считаю достойным ни памяти доброй ни чести
Мужа за ног быстроту иль за силу в борьбе
Если б он даже был равен киклопам и ростом и силой…
Если б он даже лицом был прелестней красавца Тифона
Или богатством своим Мида с Киниром затмил,
Если б он величавее был Танталова сына Пелопа
Или Адрастов язык сладкоречивый имел,
Если он славу любую стяжал, кроме воинской славы
Тиртей
Эта традиция в понимании античного идеала сохраняется и в классический период, хотя она и претерпевает в это время значительные изменения. Из нее постепенно исчезает свойственная ей первоначальная суровость, фатализм и воинственность. Яркое отражение эти новые представления о античном идеале получили в V в. до н.э. в поэзии Пиндара и Симонида, прозе Ксенофонта. А.Ф. Лосев определил тип античного идеала,воплощенный в поэзии Пиндара,как общественно-демонстрационный и классический.
Пиндар прославился благодаря своим знаменитым Олимпийским одам, в которых он восхвалял Олимпийские игры и их победителей. Вот несколько строк из знаменитой 1-й Олимпийской оды Пиндара, посвященной победителю конных ристаний Гиерону и его коню Феринику:
Не ищи в полдневном пустынном эфире
Звезд светлей, чем блещущее солнце.
Не ищи состязаний, достойней песни.
Олимпийский бег...100
Пиндар не описывает самих состязаний. Победа интересовала поэта лишь как обнаружение доблести, которую он и прославляет в лице победителя, при этом «он подчеркивает ограниченность человеческих возможностей и призывает во всем соблюдать меру». «Чрезмерность – гибельна, смертному приличествует смертное… Предел человеческого счастья – это богатство, соединенное с доблестью, доблесть же проявляется в прекрасных деяниях, которые доставляют славу», - утверждает Пиндар. наличие у человека калокагатийных качеств связывалось у него с такими атрибутами, как слава, богатство, жизненная энергия, здоровье, сила, удача, со стремлением человека знать и во всем соблюдать свою меру и добывать доблесть, совершая прекрасные дела.
Представленный в поэзии Пиндара вариант античного идеала носил отчетливо выраженный аристократический характер и был связан главным образом с идеологией греческого всадничества. К ней относились люди, обладающие «старинным родовым благородством». Как правило, это были , состоятельные землевладельцы, составлявшие в период военных действий конницу, элитную часть защитников полиса. Их традиционно называли лучшими гражданами – благородными. В монархический период из их числа выбирались верховные правители. В этом значении термин калокагатия употребляли историки Геродот и Ксенофонт, комедиограф Аристофан (в комедии «Всадники») и Платон, когда он говорит о традиционных представлениях о «лучших гражданах».
В гораздо более демократическом виде он представлен в творчестве чрезвычайно популярного в античную эпоху лирического поэта Симонида Кносского (VI в. до н.э.). Он был создателем гимнов, эпиграмм, эпитафий, в которых прославлялась доблесть воинов, павших в битвах за Элладу при Марафоне, Фермопилах, Саламине, а также победителей гимнастических, конных и других состязаний. Его представление о арете выражено в словах: