ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.09.2024
Просмотров: 574
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
II. Смысловое единство, разнообразие и структура
Классические культуры древнего востока
I. Эпоха неолита и бронзы (5000-3000 лет до н.Э.)
II. Эпоха трех древнейших городских цивилизаций китая
III. Культура китая в период древних империй
12. Книга о сотворении мира.Александрийская библиотека. «Амфоа».СПб.
32. Пондопуло.Г.К Древний Китай. Формирование культурной традиции.М
Классическая культура древней индии. Культура ом (аум)
Для миров "Тот мир» (сакральное обозначение - свар)
Пространство, время, закон в системе ведического знания
Йога и проблема человека в этике упанишад
Ведический образец и классическая культура индии
Глава 9. О знании и воспитании)
___________________________________________________________________
Итихасы - исторические предания о прошедших событиях, примыкают к ведам
Античная культура логоса и греческая пайдейя
Лучшее для смертных – здоровье –
Исходный принцип и доминанта античной культуры
ДАРШАНЫ - философские школы древней Индии, непосредственно связанные с ведической традицией. Даршаны: САНКХЬЯ (букв. «перечисление») - учение об «истинных» первопричинах и первоосновах бытия. Одна из «предвечных», наряду с Йогой - философии, основные положения которых были сформулированы уже в Упанишадах. ЙОГА - (букв. «соединение»). Учение о едином обряде, который должен соблюдать приверженец ведической ДХАРМЫ (закона). Соединяет учение Санкхьи с личным духовным опытом индивидуума. ВЕДАНТА - ортодоксальная философская система индуизма, непосредственно исходящая из положений Упанишад. МИМАНСА - философская система, близкая Веданте, но не признающая идею бога как творца мира. ВАЙШЕШИКА - так же, как Миманса, не признает бога-творца, но опираясь на веды, создает свою философскую систему, отличную от мимансы. НЬЯЙЯ - опираясь на веды, развивает материалистическую систему. ЛОКАЯТА (Чарвака) - неортодоксальная, материалистическая философская система, отрицающая авторитет вед. Процесс создания сутр, пуран, шастр и упавед, наряду с развитием санкхьи и йоги как самостоятельных философских школ был не чем иным, как процессом интеграции ведической традиции в сферу культуры классической Индии. Его результатом была трансформация этой традиции в один из великих образцов культуры, с течением времени получивший общечеловеческое признание и значение.
Античная культура логоса и греческая пайдейя
Выслушав не мою, но эту-вот Речь (Логос) должно признать мудрость в том, чтобы знать все как одно.
Гераклит
...из всех живых существ только один человек одарен речью.
Аристотель
Несмотря на то, что термин логос в античном мире употреблялся постоянно и в разные эпохи ему придавалось различное значение, он все же является оригинальным порождением греческого гения... и характеризуется прежде всего тем,что в нем утверждается идея глубочайшего единства мысли и слова в неразрывной связи их с практическим использованием.
Г.Г.Гадамер
ГРЕЧЕСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ И АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА
Греческая цивилизация и культура, положившие начало классическому периоду древней Европы, были созданы в VII в. до н.э. народом, который называл себя эллинами. Греческой цивилизации непосредственно предшествовала неолитическая культура бронзы автохтонного (аборигенного) населения Греции – пелазгов, которые представляли собой конгломерат племен, пришедших на Балканский полуостров через Кикладские острова в IV тысячелетии до н.э.
В состав эллинского этноса вошли четыре основных греческих племени.
1. Ионийцы, населявшие восточные области Эллады (Аттику, Эвбею, Фокею), острова в северной части Эгейского моря и города на его восточном побережье. В период формирования греческих городов-государств (полисов) 12 ионийских городов образовали морской союз. Иония стала подлинной колыбелью античной культуры, местом, где зародилась греческая философская мысль.
2. Ахейцы – второе племя греков – были пришельцами с Севера. Они обосновались в северных областях Балкан (Фессалии) и на северном побережье Пелопонеса (Ахайя), участвовали в завоевании Крита, где основали греческие поселения и города.
3. Дорийцы – воинственное племя, проникшее, как и ахейцы, с Севера на Балканы – расселились в центральной и южной части Пелопонеса (в Арголиде, Мессении, Лаконии), на островах Крит, Родос, Кос, а также в Южной Италии (т. н. «Великая Греция») и на Сицилии.
4. Эолийцы – четвертое из греческих племен – расселились по всей территории Балкан, но главным местом их обитания была центральная часть (Беотия и Фессалия).
К началу античного периода влияние этих племен охватило практически всю область восточного Средиземноморья, а позднее, во времена т.н. «великой колонизации», распространилось и на северную часть Причерноморья и Пропонтиду (побережье Мраморного моря), Македонию и Фракию. Греческая цивилизация достигла расцвета, когда большинство древнейших цивилизаций Ближнего Востока и Эгейского мира или погибли или находились в состоянии застоя и упадка.
Греки стали приемниками их достижений в самых различных областях экономической, технологической, политической и культурной деятельности. У вавилонян они позаимствовали опыт наблюдения за движением небесных светил, у финикийцев – алфавит, у египтян – знания в области строительного дела, медицины, математики, у финикийцев и критян опыт мореплавания и строительства кораблей. Особый характер носила связь зарождавшегося греческого мира с цивилизациями Эгеиды (Минойской, Микенской и Кикладской). Греки восприняли не только их цивилизационные достижения, но и духовный опыт, заключенный в созданных народами этих цивилизаций, мифах, обычаях, верованиях и обрядах. Греки были земледельцами, высоко ценившими труд, который почитали истинным источником всех благ. Прирожденные мореплаватели и торговцы они обладали такими качествами, как упорство в достижении цели, расчетливость и здравый смысл. Необходимость быть постоянно готовыми к защите своих городов и плодов своего нелегкого земледельческого труда сделала их мужественными воинами, считавшими воинскую доблесть и мужество одной из высших человеческих добродетелей.
Столь тесная взаимосвязь греческой цивилизации с другими цивилизациями и культурами нашла отражение в ряде терминов, которые используются при изучении истории античной культуры. Основными из них являются:
Эгейский – означает минойскую (критскую), кикладскую (островную), элладскую культуры эпохи бронзы на территории Эгеиды.
Элладский – охватывает все доисторические культуры эпохи бронзы в материковой Греции (прежде всего культуру Микен).
Эллинский – обозначает всю греческую культур, начиная от архаики и до классики включительно (VII-IV вв. до н. э.).
Эллинистический – обозначает античную культуру III-I вв. до н.э.
Римский – обозначает античную культуру Рима.
Античный – обозначает культуру Древней Греции и Рима.
По своему происхождению античная культура является продуктом греческого гения, так как ее классический образец был создан в период высшего расцвета древнегреческой цивилизации. Вместе с тем античная культура в целом не является исключительным достоянием Греции, т.к. созданная здесь традиция уже со времен походов Александра Македонского интегрируется в другие цивилизации, обладавшие своим весьма значительным культурным потенциалом. В эллинистический период влияние античной культурной традиции становится ощутимо во многих странах и регионах как Запада так и Востока, прежде всего в тех, которые в свое время входили в состав империи великого македонца. Возвышение Рима и превращение Греции в римскую провинцию обусловило то громадное влияние, которое греческая культурная традиция оказала на развитие культуры древнего Рима, создание и расцвет которой явился заключительным аккордом античной культуры.
Оформление античной культуры произошло в классическую эпоху древнегреческой истории. Она начинается с периода ранней классики, который приходит на смену греческой архаике (VII в. до н.э.). Затем следуют периоды средней (VI в. до н.э.), высокой (V в. до н.э.) и поздней классики (IV в. до н.э.). Классическая эпоха завершается в результате кризиса греческих полисов, который начинается во второй половине IV в. до н.э., когда Греция оказывается под властью Македонии.
Важнейшими предпосылками для возникновения греческой культуры явились, во-первых, оформление в IX-VIII вв. до н.э. олимпийской мифологии, во вторых, становление и расцвет в VII-IV вв. до н.э. греческих полисов; в-третьих, создание в VII-V вв. до н.э. натурфилософии, пришедшей на смену древней теокосмогонии и положившей начало развитию важнейшего института античной культуры классической греческой философии.
С созданием олимпийского варианта греческой мифологии завершился процесс ее антропоморфизации, что дало возможность выйти за рамки традиционных (родовых) представлений о человеке как эманации мифа и представить его в единстве с миром в качестве микрокосмоса. Гибель родового строя сопровождалась разрушением традиционных норм жизни, что вело к деградации, хаосу и пробуждению в людях «звериного начала», но вместе с тем способствовало формированию новых нетрадиционных ее форм. Так, например, было с Микенами, блестящей цивилизацией, которая была непосредственной предшественницей античной цивилизации. На месте цветущих и богатых городов остались одни развалины, была утрачена письменность, забыты ремесла, и лишь бродячие певцы-аэды слагали легенды о былом величии и могуществе правителей Микен.
Формирование классической Греции начинается лишь спустя три столетия после т.н. «темных веков», с появлением городов нового типа – полисов. Они объединяли в себе функции древних городов, бывших земледельческими центрами, и новые социально-политические функции, которые отсутствовали у старых городов. Они были связаны прежде всего с интересами свободных земледельцев, которые понимали, что их личное благополучие в условиях кризиса старых родовых отношений целиком зависит от силы и благоденствия созданных ими городов-государств. Символом этих интересов становится закон, в равной степени обязательный для исполнения всеми гражданами. Новый городской образ жизни отныне оказывается связанным не с соблюдением норм родовой морали, а с соблюдением закона. В системе полиса формируется идеал «образцового» гражданина. Главное культурное завоевание, которое было привнесено в жизнь греков с появлением полиса, состояло в том, что человек должен был жить не по «понятиям» родовой морали, а по закону, следуя при этом определенным идеалом, что требовало от него совершенно новых качеств. Воспитание этих качеств и стало главной целью эллинской культуры, сложившейся в городах классической Греции.
Конкретным результатом этой эпохи был грандиозный культурный переворот, который в XIX веке европейские исследователи античной культуры назовут «греческим чудом». Его социально-экономической основой станет эволюция античного полиса, а идейной основой – процесс рефлексии античного мифа и возникновение натурфилософии. На этой основе сформировался новый, отличный от родового, «классический» тип человека. Человек, по природе своей, несовершенен, стать же совершенным он может только посредством воспитания, следуя идеалу. Мыслители древней Греции в своих рассуждениях немало места уделяют этому вопросу. Они постоянно рассуждают о том, что делает человека совершенным. Так, например, греческий натурфилософ Ксенофан утверждал: «боги отнюдь не открыли людям всего изначально. Но постепенно ища они лучшее изобретают»83.
Великий создатель диалектики Гераклит весьма нелестно отзывался о «обычных» людях по той причине, что для таких людей «божеством является не разум, а свидетельства глаз и ушей». При этом, их души остаются «варварскими», так как в своей повседневной жизни они руководствуются иррациональными ощущениями. «Не к добру людям исполнение их желаний», - замечает философ, ибо «человеческая натура не обладает разумом». Преодолеть в себе варварское начало человек может только путем воспитания своей души, которой «присуща возрастающая мера». Повышая роль духовного начала в своей жизни, человек совершенствуется и становится лучше и мудрее. Гераклит безоговорочно отдает предпочтение такому типу человека: «…один мне – тьма, если он наилучший»84.