ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.09.2024
Просмотров: 3045
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
6. Кто же ведает? Кто поведает здесь?
28 Видов неспособностей Девять видов удовлетворения
Санкхья (создание идеальной модели ведического космоса)
Ведический образец и классическая культура индии
Глава6. О месте пребывания разума
_____________________________________________________________________________
Итихасы - исторические предания о прошедших событиях, примыкают к ведам
Лучшее для смертных- здоровье-
Исходный принцип и доминанта античной культуры
В. Татаркевич . Античная эстетика
мин цзя-философская школа Древнего Китая получившая название «школы имен».Ее представители рассматривали проблему соотношение имен(мин) и действительности(ши)
мо ди- способность к труду- главное отличие человека от животного
моизм философская школа Древнего Китая, созданная одним из последователей Конфуция Мэн цзы(Мэн кэ). Возникшая, примерно спустя столетие после смерти Конфуция она просуществовала до конца III в. до н. э ,оставив заметный след в развитии конфуцианской доктрины.
«Мэн цзы»- книга названная по имени основателя моизма философа Мэн цзы(372-289 г. до н. э.). Была составленна из высказываний Мэн цзы его учениками . В учении Мэн цзы были развиты и философски обоснованы понятия Конфуция о «долге» «гуманности». Трактат Мэн цзы ,пользовался в Китае таким авторитетом, что был включен в состав одного из сборников конфуцианских канонических текстов «Сы шу»(«четверокнижье»)
.наряду с текстом Конфуция «Луньюй» ( В отличие от других последователей Конфуция(в частности от Сюнь цзы») он считал, что по природе своей человек склонен к добру, справедливости любви к ближнему. Поэтому в основу управления людьми должен быть положен «единый образец справедливости»,а идея единства должна стать объектом почитания всех жителей Поднебесной»
му-мать
мэй -красота
мэй жэнь- красивый человек
мэй шань – душевная красота,красота добродетели
мэн-бездомный,бродяга
Н
Нью ва- Прародительница людей и хранительница космического миропорядка Принадлежала к особо почитаемым первопредкам и культурным героям. Изобрела музыку и научила людей жить семейной жизнью. Жена и соратница величайшего культурного героя древности первого правителя людей Фу си.
П
Пань-гу – Великий первопредок(космический человек).
С ним связаны архаические представления о происхождении мироздания и человека Культурный герой
по-душа живого(земная,телесная)
пэн ю-друг,приятель
пу-1.изначальное,естественная пустота.(даос.).2.раб
С
сань гуан-три источника света - солнце,луна,звезды(даос.)
сан хуан-«Трое владык»: Хуан ди(Владыка Неба),Ян ди (Владыка земли),Фу-си(Владыка людей)
сан ван-Основатели трех первых династий: Юй(основатель СЯ).Тан (основатель Инь).Вэнь-ван (основатель Чжоу)
сань цзу-три рода,клана,поколения сословия(ученых людей-чиновников,крестьян,ремесленников и торговцев.
сво дао-«расширение» дао-пути благодаря совершенствованию человеком себя посредством культуры(жэнь)
Се-мифологический прародитель династии Инь,согласно преданию жил в эпоху Ся и помг Юю Великому усмирит потоп(миф.)
син-термин имеет несколько значений.1.Небесное тело,звезда
2 Природа,согласно учению инь-ян и даосов в основе изначальной природы лежат пять первоэлементов: огонь, вода, дерево, земля, металл.3. Изначальная природа человека,
согласно учению Конфуция,она имеет пять постоянств: жэнь(человечность) ,и (-чувство долга-справедливости
ли(благопристойность),синь(искренность) ,чжи(мудрость).
Она,так же,является вместилищем духа(шэ) или мельчайших ци(частиц)
синь- термин имеет несколько значений.1.Сердце, как орган мысли, . Средоточие ума, разума. чувства ,воли. Вместилище духа(шэ), мельчайших ци- частиц (даос.).2.Искренность-
-термин характеризующий одно из пяти постоянств человеческой природы(конф.)
синь шу- способность мыслить- «видеть мельчайшее»,
изначальное»(даос.)
Сунь-«Серединное царство»-термин обозначавший,конгломерат древних царств,находившийся на територии нынешней провинции Хэнань-синоним древнекитайской цивилизации
сю синь-совершенствование сердца(ума, мысли, разума,
воли).медитация(даос.)
сюи у-пустота.Она всеобъятна,ее характерной чертой является «наличие» и ,одновременно, «отсутствие наличия»(даос)
Постоянное свойство дао. Символизирующее в даосской космогонии «начало начал». «Небесное дао пусто и бесформенно. ,Поскольку пусто оно неисчерпаемо,поскольку лишено формы на его пути нет препятствий.Отсутствие на его пути препятствий позволяют ему еаходиться среджи вещей и не подвергаться изменению»(«Гуань цзы гл 36) .В деятельности и мышлении человека пустоте соответствуют у вэй (недеянием ) и отсутствие мысли .
сюн-мужественность(даос)
сю шэнь-воспитание самого себя
сюэ- термин обозначающий школы,существовавшие в Китае в период первых трех династий: Сяо(общеобразовательная школа эпохи Ся). Сюй(общеобразовательная школа эпохи Инь,
включавшая в программу обучения искусство стрельбы из лука).Сян (школа эпохи Чжоу имевшая при себе приюты для пожилых людей,в которых работали ученики)
сы ти-четыре части тела: голова, туловице,руки,ноги
сы ши- четыре времени года
сяо жэнь-ничтожный человек
сю синь-совершенствование сердца( медитация)
Сыма цзян(145-86г. до н. э.)-историограф-«китайский Геродот» ,создавший в I веке. до н э. (,вместе со своим отцом Сыма Танем) первую Всеобщую историю Китая «Ши цзи»
(«Записки историка»)
ся-низ,низы
сяо-черты.Их две- непрерывная и прерывистая В системе триграмм и гексаграм они символизируют первочастицы ян(световые) и инь(теневые)
сяо цзы-афоризмы к отдельным чертам гексаграмм «Книги перемен»(«И цзын»)
сян-образы на небе
сянь жэнь-мудрый человек(Ицзин)
Т
тай и –«Великое Единое» его законом является «и»-
символизирующее всеобщую соотнесенность вещей (синоним дао).«В едином покоится вселенная»(даос.)
тай цзы-Великий предел (термин впервые упоминается в
«Сици чжуань»,комментарии к «Книге перемен».
тай цзын-великая чистота
ти-тело(его функция «юн»-простое,обычное)
тинь-народ
тянь-небо-бесконечное пространство имеющее форму
полусферы(сюань е шо) в котором плавают светила,в
том числе и земля.Его структуру составляют: небесный
покров-гаи тянь шо(он имеет вещественный характер)
и небесные сферы-хунь тянь шо(они не имеют вещества
тянь вэнь-небесные узоры
тянь ди-природа-небо и земля(даос)
тянь ли-природный закон(даос)
тянь мин-воля неба(конф).отрицается даосами
тянь чжи ли шу- числа календаря Неба
тянь цзы-«сын природы»-царь(даос.)
тянь ся-Поднебесная(Китай)
тянь ши-«Небесный наставник»-титул наставника даоской
религии
У
у- Термин имеет ряд значений1. весь внешний,окружаю-
щий человека мир: веши,существа,твари. 2.сущность
3.мелодия(муз.)
у ба-пять гегемонов-царей,которые в период Восточного
Чжоу вели между собой непрерывные войны
у ван-пять мифических предков: Ши ХуанДи (Желтый император),Шэн нун (Священный земледелец).Нью ва (прародительница людей).Фу си-(первый,после Неба,правитель людей).Высочайший (тот,кто поставил правителем людей высокосовершенного Фу си)
у вэй-не -деяние,важнейший принцип китайской культурной традиции,предполагавший неукоснительное соблюдение «пути дао».У вэй является единой основой всех измнений(«Ли цзы»)
У конфуцианцев этот принцип истолковывался как неукоснительное соблюдение «закона неба»,- основы организации государства , и этических норм, регламентирующих жизнь всех жителей Поднебесной.Изучение этого закона и следование ему ассоциировалось конфуцианцами с культурой.Оно является
обязанностью и долгом «благородного человека»(«цюньзю»). . У Даосов,отрицавших ,конфуцианское учение о «законе неба», у-вэй –это высшая форма небытия –источник для «тьмы изменений» и в этом смысле высшее выражение «естественности» бытия, к которой человек приобщается не через посредство культуры ,а в путем неукоснительного следования «естественному ходу вещей»-т.е принятие у вэй. в качествее жизненного принципа,а не объекта изучения,никогда и ни каким образом не нарушаемого. Даосы противопоставляли увэй-деяниям- вэй.
у дэ-пять добродетелей : человечность- жэнь; чувство долга,справедливости- и ; благопристойность-ли ;. искренность-синь;воля,стремление,желание.- чжи (конф.)
у ди-пятьмифических вождей (правителей)правивших Китаем в III тыс до н. э. Хуан Ди,Ку,Чжуан сюй,Яо,Шунь.
у гу- пять злаков: рис,просо,ячмень,пшеница,бобы
у гуань-пять высших чиновников: глав пяти ведомств
(просвящения,армии,общественных работ,внутренних дел,
этикета)
у жэнь-воин
у лунь-пять отношений между людьми(отцом и сыном,
правителем и подданнвми,мужем и женой.старшими и млад-
шими ,между друзьями.
у мин-не названное, безымянное(синоним дао)
у син-1. Пять движений.выражение статических и динами-
ческих состочний инь и ян 2.пять элементов(стихий): небо,
ветер,огонь,вода,земля. 3.пять начал: вода,огонь, дерево,
металл,земля. Из них сотоит не только природа,но и человек.
пять стран света: север,юг,запад,восток,центр так же соответствуют «у син».Термин, «У-син»,( «пять движений) впервые появляется,согласно традиции,в XX в .до н .э , но… «первое подлинно аутентичное упоминание об «У-син» содержится только в тексте «Шудзин» в главе «Хун-фань»(«Великий План»,образец, закон»)….который ученые относят к IV-III вв. до н. э.» . В «Шудзин система «У син» рассматривается во взаимосвязи с «Ба гуа»-восьми триграммами, символизирующими мировой космос. Согласно традиции, создав учение (У-син) «совершенномудрые правители» придали учению о переменах универсальный характер и определи ,тем самым, «всеобщий закон природы».Знание «У син»-всеобщего закона природы дало людям надежду, что «небо не лишит Поднебесную поддержки».
у син сян-сущность
у сэ-пять цветов(зеленый,жельый,красный,белый,черный)
у сы-пять духов хранителей(дымохода,ворот,дверей,очага,
дороги).
у цзы-беспредельное(даос.)
у ю-небытие
у юэ-свободный от условностей-философ (даос)
у фан-первичный хаос
у ши-безначальное
Ф
фа –закон. У даосов различяются: всеобщий закон-дао
(его манифестация у-син) и ли( закон развития отдельных вещей).Конфуцианцы,(следуя традиции «Ши цзин») принимаю в качестве единого всеобщего закона-«тай -и»(великое единое) в котором слиты в ,котором дао неба,земли и человека образуют изначальную,всеобщую целостность.
фа и-подражание образцу.( В качестве образца,с древнейших времен почитался путь дао ,основу,которого составляет ритмическое взаимодействие,космических первочастиц инь и ян.Следование образцу это прежде всего неукоснительное соблюдение этого пути. Всесте с тем понимание «пути дао» было различным у представителей многочисленных –философских школ Древнего Китая. Для даосов следование «пути дао».предполагало отрицание,какое бы то ни было вмешательство в ход «естественного дао»Конфуцианцы,напротив,считали,что человек не просто следует пути «естественного дао»,но путем своей культурной деятельности «расширяет этот путь»,в результате постижения «закона неба» и использование этого знания для организации жизни путем просвещения народа и приобщенияи его к знанию «тай и»-великого начала в ,котором едины «хэ» (гармония),порожденная ритмическим движением инь и ян и все пять высших нравственныых принципов :«жэнь»(человеколюбие), «и»(долг,справед-
ливость), «ли»( благопристойность), «синь»(искренность). «чжи» (воля,
стремление)..Законники исходили из необходимости использовать для приобщения жителей Поднебесной к «образцу» всю силу государственного закона,а не только просвещение народа и формирования у него нравственных добродетелей.)
фань- букв.«перевертывание», «выворачивание наизнанку»- харктерный для китайской традиции термин,который используется для обозначения двойственности всех явлений действительности,расположения бытия на грани противоположности.
фа цзя-название философской школы легистов»(законников).
Легисты были одними из наиболее активных критиков конфуцианства. Крупнейшими представителями легизма являлисьГуан цзы и Шан Ян
Фу-гу- древность,рассматриваемая,как,как совершенный образец к которому стремится человек пытающийся достичь совершенства.
Фу си (Баоси).Величайший культурный герой китайской