ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.09.2024

Просмотров: 3013

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Пондопуло г.К.

I. Ведическая традиция

6. Кто же ведает? Кто поведает здесь?

Для миров

5. Для ритуала и обряда

II. Период упанишад

28 Видов неспособностей Девять видов удовлетворения

Учение о Брахмане-Атмане

Санкхья (создание идеальной модели ведического космоса)

Ведический образец и классическая культура индии

Часть 1 (главы 1,4,9,13)

Часть2(глава 23)

Часть 3(главы 1-5),15,18,19)

Часть 7( главы1-15,25,26)

Глава6. О месте пребывания разума

_____________________________________________________________________________

Объяснения к самхитам

Смрити («запоминаемое») - устная передача традиции,включает тексты ритуального,,законодательного,научного,эстетического характера

Итихасы - исторические предания о прошедших событиях, примыкают к ведам

Лучшее для смертных- здоровье-

Исходный принцип и доминанта античной культуры

В. Татаркевич . Античная эстетика

Притоком грязным, свежей не испить воды

Такой завет навеки положила я

Пайдейя

Приложения

В этом тексте способность видения трактуется, как способ постижения глубинного смысла скрытого в явлениях видимого мира. Результатом постижения йогом «высшего знания»и его добродетельного поведения, является получение им возможности проникать, как в»тонкие объекы», которыми являются, например, »мельчайшие частицы» (атомы), так и в»грубые объекты», сколь бы велики они ни были. Достигается это в момент бессознательного сосредоточения и прекращения деятельности ума(манаса). При этом, слово, объект, понятие, нераздельны. Они различаются только, как определенные ступени сосредоточения. »Видимое перестает существовать для мудрого Пуруши, но не для лишенных мудрости субъектов, которые еще не реализовали свою цель (не постигли высшего знания и не овладели йогой).

Для них видимое- объект действия, само же оно находится под воздействием гун пракрити и подчинено. в силу этого, закону кармы и не способно избавить человека от оков самсары. Видение- «озаряющая» способность. Она позволяет видеть объект»очищенным» от всех наслоений «умозрения», в его истинной, собственной, »внутренней форме». Пуруша -» тот кто видит». Он»зритель», »свидетель». Способность видения -средство очищения сознания от влияния гун пракрити и путь освобождения человека от оков кармы.

В эпический период в Махабхарате и во входящей в не Бхагавадгите, термином «йога» обозначается любая деятельность.72

В философском и религиозно-этическом трактате Бхагавадгита (букв.

«божественная песня»), содержится учение о « восмиричной йоге ». которая предполагает» освобождение»путем:1.Очищения ума и обуздания чувств(яма ).

2. Этической культуры ( нияма ). 3. Дисциплины тела ( асана ). . Регулирования дыхания ( пранаяма ). 5 Изоляции чувств ( пратяхара ).6.Внимания (дхарана ).

7. Размышления ( дхьяна ). 8. Сосредоточенности ( самадха ). В «Гите» введение в практику йоги этического элемента, было связано с учением о «должном» знании и действии. Согласно этому трактату йогин это не отшельник и аскет, стремящийся к обособлению от реального мира и следующий принципу недеяния, а деятельный бхакта достигающий освобождения путем страстной любви к абсолюту (Ишваре). Йогин « насыщает» себя знанием, не ради него самого, а с целью при его помощи открыть себе дорогу к «слиянию» с божеством. Процесс получения знания не отделим, для него, от соблюдения нравственного долга, нормами которого являются:


Смирение, искренность, честность, невреждение, терпение,

Почитание учителя, чистота, самообладание, стойкость,

Отвращение от предмета чувств, от себялюбия, свобода

Понимание бедственности рождения, болезни, старости, смерти,

Отрешенность, непривязанность к сыну, жене, дому,

В желанных и нежеланных событиях постоянная уравновешенность мысли

Безраздельное почитание меня(Ишвары Г. П. )йогой

Отсутствие влечения к людскому обществу, пребывание в уединенном месте

Стойкость в познании высшего Атмана, постижение цели высшего знания

Это называется знанием:неведением-все другое.

Бхагавадгита. XIII. 8-12

В понимании целей и задач йоги позиция Гиты и» Йога- сутры» существенно отличаются, это отличие связано с особенностями философии йоги ее этикой.

ФИЛОСОФИЯ ЙОГИ

Восприятие внешних объектов ведет к

заблуждению, самоуглубление к познанию

истины.

Катха упанишада

Органическая связь двух» предвечных философий «не означала тождества их философских позиций. Йога - вполне самостоятельная философская доктрина, своеобразие которой определяется не только ее практическим характером, но и тем, что, в отличие от санкхьи она признает наличие божественного абсолюта, личностного бога йога ( ишвара) .

Вся йогическая практика(а йога, прежде всего, praksis—практика) имеет главной своей целью не знание первопричин и первоначал бытия (хотя необходимость такого знания йога не отрицает), а освобождение человека от всякой связи с внешним миром и его переход на «другой берег жизни»где он

обретет бессмертие и свободу. Йога «придает телу вечную молодость» и является» средством освобождения от всех уз», гласит текст одной из авторитетных упанишад ( Шветашватара уп-да. II. 12. , VI. 13. ).

Йог «видит» Брахмана в момент высшей сосредоточенности и стремится к слиянию с ним:

Лишившись собственного существа, он мыслим как неизмери-


мый, лишенный источника. Это знак освобождения, высшее таинство

Майтри упа-да VI. 2О

Тщательно разработанная во всех деталях йогическая техника целиком

связана с достижением этого таинства освобождения .

Она предполагает прохождение йогом нескольких ступеней «сосредоточенности» в результате чего достигается «прекращение деятельности сознания» ( Йога-сутра. 1. 2. ). Этими ступенями являются:

экаграта -предполагает концентрацию на одной точке или предмете в результате чего ставятся под контроль два основных источника психической деятельности -ощущение и подсознание.

асана - йогические позы, благодаря которым достигается «устойчивая неподвижность» тела и сводятся к минимуму физические усилия.

пранаяма -связана с приданием дыханию максимально-замедленного ритма, облегчает йогу путь к максимальной сосредоточенности сознания на определенной точке.

самадхи -это состояние характеризует переход йога от концентрации к медитации. Оно представляет собой высшее выражение духовной энергии и характеризуется-«единством», «целостностью», »поглощенностью, полной концентрацией ума и стремлением к высшей реальности, слиянию с абсолютом и освобождению . В этом состоянии йог становится «автономным» по отношению к космосу и неуязвимым от воздействия внешних кармических сил.

Тем самым он оказывается в непосредственной близости к божеству(ишваре).

Вместе с тем Бог йоги- Ишвара, весьма своеобычен. Он отличен и от богов ведического пантеона, и от их преемников, богов индийских религий.

«Этот Бог, разумеется не творец (ибо космос, жизнь и человек, как мы отмечали, »созданы»пракрити, они все происходят из первозданной субстанции). Но в случае с людьми Ишвара может ускорить процесс освобождения, он помогает им более быстрыми темпами двигаться к самадхи.

Этот бог, к которому аппелирует Патанджали, больше похож на бога йогинов. Он приходит только на помощь йогину, т. е. к тому, кто уже вступил на этот путь»73

Йога упанишад считает, что свобода и бессмертие могут быт получены человеком только после смерти, однако более поздние ее варианты (например, тантрический) утверждают, что это возможно и при жизни.Наиболее существенным результатом эволюции, как практики, так и философии йоги, было усиление в ней не только религиозных но и этических


элементов. Уже в упанишадах йогический обряд был связан не только с ритуальными и философскими идеями, но и с идеей нравственного долга(дхарма - скандха ).

В постведический период религиозно- нравственные аспекты приобретают в практике йоги приоритетное значение.

ЙОГА И ЭТИКА УПАНИШАД

В основе этики упанишад лежит идея подвижничества и соблюдения определенных заповедей. Подвижничество это следование закону-дхарме (он понимается, как служение традиции, знанию, общественному благу).

Дхарма выступает, как одна (причем главная) из четырех основных ценностей(факторов) жизни ( чатурварги ), наряду с артхой (накоплением богатства), камой (исканием чувственных наслаждений-любви), мокшей (индивидуальным освобождением. спасением души). Соответственно этому

определяются и три пути спасения :религиозный ( дхарма ), нерелигиозный ( адхарма ) и знание ( джняна ). Все они как бы объединяются в процессе прохождения человеком четырех ступеней добродетельной жизни ( ашрама ). Проходя ступени ашрамы человек получает «должное знание»и исполняет четыре ветви долга :

Долг ученика (брахмачария), предполагающий воздержание и изучение вед.

Долг домохозяина (грихастха), отца семейства, требующий от человека ежедневно приносит жерты богам, мудрецам, предкам, всем живым существам.

Долг лесного отшельника, предполагающий полное воздержание, сон на земле, ношение грубой одежды и углубленное изучение вед (саньяса).

Долг странствующего аскета, совершающего обряды очищения и ищущего освобождения и связи с божеством (ванапрастха). Требует полного отказа от кармической деятельности и ее плодов. Учение о ашрамах или «законах возраста» упоминается уже в древних упанишадах. Так, в заключительных строках « Чхандогьи упанишады»говорится о том, что последовательное прохождение ашрамов- идеал благочестивой, добродетельной жизни ( Чхандогья уп-да 8. 15). В поздних упанишадах это учение оформляется окончательно и соотносится с практикой йоги, а в эпический период, в «Бхагавадгите» находит отражение в иерархии различных видов йогической практики. В одной из» йогических упанишад» говорится:

«Исполнив до конца долг ученика, пусть человек становится домохо зяином, Побыв домохозяином, пусть становится лесным отшельником. Побыв лесным отшельником, пусть отправляется странствовать, как аскет. . -пусть он отправляется странствовать в тот самый день, в которые освободился от страстей.


Джабала уп-да. .

Выполняя свой долг человек должен соблюдать шесть йогических средств,

совокупность которых составляет основу этики йоги:

1. Обуздывать свои страсти (яма)

2. Не наносить вреда ничему живому (ахмису)

3. Быть правдивым в своих помыслах (сатью)

4. Не воровать (астейю)

5. Сдерживать чувства и желания (брахмачарья)

6. Не заниматься стяжательством (апариграху)

В упанишадах и в ведических текстах, связанных с этой традицией, названные этические нормы приходят на смену заповедям ранних упанишад (подавляйте, подавайте, сострадайте), уходившими своими корнями в родовую

этику. ( См. Брихадараньяка уп-да. раздел дополнительный. V. 2, 1-З).

Соответственно таким этическим нормам определяются основной принцип и цели ведического воспитания, которые соотносятся со ступенями ашрамы.

В качестве его основного принципа, выдвигается сочетание «должного с изучением и обучением». В качестве цели -стремление к блаженству:

Пусть будет юноша, добрый юноша, обученный, самый быстрый, самый стойкий, самый сильный. Пусть будет у него вся земля, полная богатств. Это однократное блаженство человека. Стократное блаженство человека-это однократное блаженство людей-гандхарвов, а также-начитаннного в ведах и не побежденного желанием.

Тайттирия уп-да. Раздел блаженство Брахмана 8. 1.

В качестве должного в упанишадах выступают добродетели:

8.1. Правдивость и изучение с обучением

Подвижничество и изучение с обучением.

Самообуздание и изучение с обучением.

Спокойствие и изучение с обучением.

Уход за жертвенными огнями и изучение с обучением.

Агнихотра и изучение с обучением.

Прием гостей и изучение с обучением.

Человечность и изучение с обучением.

Рождение детей и изучение с обучением.

Оплодотворение и изучение с обучением.

Продолжение рода и изучение с обучением.

Нужна лишь правдивость.. . Нужно лишь подвижничество. . . Нужны лишь

изучение и обучение. . . -ибо это и есть подвижничество. . .