ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.09.2024

Просмотров: 3036

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Пондопуло г.К.

I. Ведическая традиция

6. Кто же ведает? Кто поведает здесь?

Для миров

5. Для ритуала и обряда

II. Период упанишад

28 Видов неспособностей Девять видов удовлетворения

Учение о Брахмане-Атмане

Санкхья (создание идеальной модели ведического космоса)

Ведический образец и классическая культура индии

Часть 1 (главы 1,4,9,13)

Часть2(глава 23)

Часть 3(главы 1-5),15,18,19)

Часть 7( главы1-15,25,26)

Глава6. О месте пребывания разума

_____________________________________________________________________________

Объяснения к самхитам

Смрити («запоминаемое») - устная передача традиции,включает тексты ритуального,,законодательного,научного,эстетического характера

Итихасы - исторические предания о прошедших событиях, примыкают к ведам

Лучшее для смертных- здоровье-

Исходный принцип и доминанта античной культуры

В. Татаркевич . Античная эстетика

Притоком грязным, свежей не испить воды

Такой завет навеки положила я

Пайдейя

Приложения

«Без науки танца правила живописи непонятны. . . техника танца трудно доступна тому, кто не знает музыки. Ибо без музыки танец не может существовать. . . . Музыка не может быть понятна без пения. . »77. .

Согласно этому тексту, иерархия искусств выстраивается в полном соответствии с ведической традицией, в которой приоритетная роль в знании вообще, в том числе и в «знании искусства», принадлежит звуковому образу. В примыкающей к Читрасутре, более поздней сутре Читралакшане, дается не только детальное описание происхождения живописи, но указывается на то, что первая «картина» была создана благодаря способности видения, т. е благодаря не деятельности чувств, а внутренней сосредоточенности и духовному «озарению». Создание первой читры (картины), приписывается богу-мастеру Вишвакарману. При ее создании он руководствовался, согласно тексту сутры, указаниями верховного божества Брахмы.Вот как описывается в трактате это событие:

«Сначала в мире появились веды и жертвоприношение. Когда построили чатью (храм Г. П. ), тогда появилась необходимость нарисовать картину, Поэтому живопись надо почитать наряду с ведами. Я первый, кто нарисовал человека таким образом. Я научил людей рисовать. Затем тому, что было нарисовано, я дал название ЧИТРА, то есть картина. И впредь, если люди в соответсвии с этим по какому либо поводу или без повода в стиле нари сованного что-нибудь изобразят, то это следует называть картиной. . . По бно тому, как все реки текут в океан, а из океана добываются драгоцен-

ности, вокруг солнца вращаются планеты, а святые риши и боги зависят от Брахмы, таким образом. . . все виды искусства поистине подчинены живописи»78

Несколько позднее сутр, а в ряде случаев и на их основе , возникла еще одна группа текстов, вошедших в состав литературы класса смрити. Ими были - шастры (букв. «свод законов» ), сборники предписаний, руководства по различным областям деятельности, трактаты, посвященные политике, этике, искусству. Большинство из них рассматривалось в качестве «священных книг» (вед) низших каст. Некоторые из шастр снискали мировую славу и сохранили свое значение до сих пор в качестве классических текстов, имеющих общечело-

веческое культурное значение. Примером такого рода текстов могут служить Трактаты «Натья шастра» и «Атхаршастра».


Первый из них, Натья шастра (V в. до н. э. ) фундаментальный труд посвященный искусству музыки, танца и драмы, оказал огромное влияние на развитие не только этих искусств, но и архитектуры и скульптуры Индии.

Согласно тексту «Натья веда « была создана Брахмой с целью исправления поколения людей эпохи критаюги погрязших в стремлении к чувственным удовольствиям и алчности.Создание этой шастры имело целью приблизить к ведическому знанию представителей тех Варн(шудры).которые были недостойны,чтобы веды «достигали их слуха».Натья это «пятая веда».посредством .которой они могли бы «видеть и слышать» ведическую мудрость. Натью создал великий Брахма «соединив ее с итихасами,которые,должны были соответствовать дхарме и артхе,содействовать славе,содержать добрые советы и мудрые изречения,давать наставления будущим поколениям и обогатится учениями всех шастр и охватить все искусства и ремесла»…В драме нет предпочтения демонам и богов,ибо драма есть представление состояния трех миров.В ней упоминаются долг,охота,деньги,смех, борьба, любовь, убийство. Она учит долгу тех, кто пренебрегает им, любви тех, кто стремится к ней,очищает тех, кто невоспитан или непокорен,поддерживает сдержанность в тех,кто дисциплинирован, рождает мужества в трусе, энергию в герое, просвещает неразумных,дает мудрость ученику. Она дает развлечение царям,твердость души тем,кого одолела печаль,надежду на богатство тому,кто стремится к нему,приносит спокойствие тем,кто возбужденг…Она рассказывает о действиях людей добрых,злых и безразличных и дает всем им мужество,развлечение и счастье,а ровно и совет…Драма,таким образом,будет поучительна для всех благодаря действиям и состояниям,изображенным в ней»79 Музыка и танец составляют основу не только индийской драмы. В композиции и скульптуре храмовых построек, как древней так и средневековой Индии явственно ощутимы музыкальная ритмика и пластика поз индийского

В трактате «Натья шастра», создание которого приписывается мудрецу Бахрате, анализируется не только проблема связи музыки и танца с драматическим действом, составляющим основу древнего(внешнего) ведического ритуала, но и значение каждого движения в танце. Выполняя ритмические движения танцор использует язык жестов, и движений рук, глаз, головы и ног, а также выражений лица для передачи настроений, эмоций, чувств, акций и идей. « Танцор создает окружение, где тема, песня и ритм вместе порождают специфическую эмоцию или чувство( расу ). Индийские храмы по всей стране украшены панелями с изображениями грациозных танцующих фигур в роскошном великолепии и музыкантов играющих на своих инструментах. В Натья шастре танец является одной из высочайших форм представления божественной(и космической Г. П. )силы в индийском искусстве, и это видно в передаче роли бога Шивы как Натараджи, бога танца».80(П. Невиль Ритм и мелодия в камне. ).Эстетические идеи и художественный канон сформулированные в таких известных трактатах, как Натья шастра и Читрасутра получили отражение и в более поздних текстах об архитектуре Шильпашастра (трактат о ремеслах V в. н. э. , в котором был раздел посвященный архитектуре),


Манасара шильпашастра (трактат об архитектуре),

Васу шастра трактат о скульптуре)

Артхашастра ( « Наука политики» . III в. н. э. )- трактат представляет собой выдающийся образец философской, социально-правовой, и социальноэкономической мысли. Идейной основой этого текста является философия упанишад. В нем впервые дается определение санкхьи и йоги, как самостоятельных направлений философской мысли, устанавливается место философии в системе наук. В первом отделе этого трактата в Разделе I. Главе. Установление места философии говорится:

« Философия, учение о трех ведах. учение о хозяйстве, учение о госу дарственном управлении-это науки. . . Философия это санкхья, йога и локаята Философия занимается тем, что исследует при помощи логических доказа тельств:в учении о трех ведах-законное и незаконное, в учении о хозяйстве-пользу и вред, в учении о государственном управлении- верную и не верную политику, и исследует при этом сильные и слабые стороны этих на ук, приносит пользу людям. укрепляет дух в бедствии и в счастье и дает умение рассуждать, говорить и действовать.

Философия всегда считается светильником всех наук, средством для совершения всякого дела, опорою всех установлений…»

В следующей Главе 3. Установление места учению о трех ведах, говорится о той роли, которую играет ведическая традиция в организации традиционных (связанных с ритуалом жертвоприношения) наук и о ее роли в организации социальной структуры общества и духовной жизни индивида:

«Сама-, Риг-, Яджур-веды составляют троицу вед. Атхарваведа и Итихасаведа тоже веды. Учение о произношении, обрядовый ритуал, грамматика. этимология, метрика, астрономия-это вспомогательные науки.

Этот закон троицы вед полезен тем, что устанавливает свои законы для каждой из четырех каст и для каждой из четырех ступеней жизни»81

Данный отрывок из текста «Артхашастры» является яркой характеристикой того культурного итога, к которому привел процесс внедрения созданного философией упанишад образца в практику древнеиндийской цивилизации.

С этого момента культура Древней Индии приобрела то единство, ту целостность, которая дала последующим поколением право считать ее одним из образцов классической культуры Древнего мира.

При всей значительности содержащихся в шастрах идей сами они не рассматривались в качестве «кодексов законов», а являлись для них лишь основой. Возникновение текстов смрити, которые содержат, по существу, объем знания, охватывающий все сферы жизни и деятельности индийского общества, свидетельствует о той решающей роли, которую сыграли веды в становлении культуры одной из великих цивилизаций Древнего мира. Вместе с темэтим не исчерпывается их культурное значение. Культурный потенциал ведического знания, по мере его использования в различных культурных ареалах, как Востока, так и Запада, все в большей степени обнаруживает свое


универсальное значение. Становится очевидным тот факт, что обращение к мудрости вед открывает человеку уникальную возможность приобщиться к одному из великих образцов общечеловеческой культуры.

ПРИЛОЖЕНИЯ


  1. Словарь а

абхава - небытие, пустота

Авеста - главная священная книга зароастрийской религии VIIв. до н. э. Впервые записана в I - II вв н. э. До этого длительное время существовала в устной традиции, которая восходит к эпохе индоиранской общности. Отсюда, многочисленные параллели между "Ведами" и "Авестой, которые, как считают, происходят из единого источника.

авьякта - непроявленное, "непостижимый" (синоним Великого Брахмана).

автара - "воплощение", в индуистской мифологии нисхождение божества на землю и воплощение его в смертное существо ради спасения мира и защиты закона и добродетели

авидья – незнание, заблуждение

Адити - "бесконечность", "несвязность" мать главных богов ведического пантеона адитьев.

Адитьи - 12 сыновей Адити, составляющих особый класс небесных богов.

Адитья - одно из имен бога солнца

Агни - бог огня

агни - огонь. Его эпитеты: "павана" (очищающий" и "явана" (пламенный). Один из пяти материальных (грубых) элементов пракрити (материи) из которых создается мир (Санкхья). Особенно почитается, как Вайшванара (общечеловеческий) .

агнихотра - ежедневное, совершаемое утром и вечером жертвоприношение на огне

адхьятма - путь спасения (упанишады)

Агастья - "царственный" риши. Ему приписываются многие гимны Ригведы

агри - начало

акаша - пространство

адхварью - жрец читающий тексты Яджурведы

адхарма - нечестие, беззаконие. Противоположность дхарме, добродетели

аксара - "непреходящее". Высшее начало, лишенное атрибутов, "Оно не велико и не мало" (Брх. упанишада III. . 8)

алока - то, что находится" вне мира" (лока)

алпам - "малое", "конечное"

амрита - напиток богов, дающий бессмертие

антарикша - поднебесье, промежуточное пространство между небом и землей. Его творят: "золотой зародыш" Хираньябаргха или Варуна - бог небесного свода

антахарана – духовное "Я" человека. Состоит из: разума (буддхи), эго (ахамкара), ума (манас).

антиграхи - 8 объектов восприятия (Они как бы "охватывают" органы чувств и схватывают их.

ануман - вывод, силлогизм

Ангираса - род божественных предков, жрецов, связанных с черной магией Яджурведы. Почитается как отец Агни, Брихаспати. Символизирует жизненное дыхание

ану - атом, мельчайшая частица вещества

апас - вода

Арджуна - "утренняя звезда", "светлый" - сын бога Индры, ученик бога Кришны, воплощение в человеке мудреца - риши Нары. Герой - воин в эпосе "Махабхарата"