ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.09.2024
Просмотров: 3026
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
6. Кто же ведает? Кто поведает здесь?
28 Видов неспособностей Девять видов удовлетворения
Санкхья (создание идеальной модели ведического космоса)
Ведический образец и классическая культура индии
Глава6. О месте пребывания разума
_____________________________________________________________________________
Итихасы - исторические предания о прошедших событиях, примыкают к ведам
Лучшее для смертных- здоровье-
Исходный принцип и доминанта античной культуры
В. Татаркевич . Античная эстетика
11.1. Обучив веде, учитель наставляет ученика:»Говори
правду, Следуй добродетели. Не пренебрегай изучением.
не пресекай нити потомс тва, не пренебрегай
благополучием, не пренебрегай обязанностями
перед богами и предками. не пренебрегай величием. Чти мать и отца учителя, гостя,
как бога. Совершай те действия, что безупречны,
Тайттирия уп-да Раздел наставления 1О. 1. 11. 1-2
В период упанишад вся эта система воспитания была связана с идеей освобождения человека от противоречий жизни и какой бы то ни было зависимости человека от законов «этого» мира. Позднее в эпический и классический периоды она выступает в качестве средства формирования нового
(«классического») типа человека, соединяющего в себе мудрость - знания и верность нравственному долгу. Образное воплощение он нашел в лице героя «Махабхараты» Арджуны. Что касается самой системы йоги то свое Классическое выражение она нашла в трактате «Йога сутры» (авторство ее приписывается Патанджали), которая продолжила традиции йоги упанишад.
Как уже говорилось, основу йоги упранишад составляла философия санкхьи благодаря чему она истолковывалась, как единая система («пурана-йога»)психо-физических упражнений, пробуждающих у человека любовь к мудрости и стремление к постижению «высшей реальности», которая отождествлялась с истиной. Использование же в ней особых поз и контроля за дыханием (хатха йога) трактовалась в ней, как подготовка к достижению высшей цели освобождения от воздействия на тело и сознание человека внешних факторов, физической реальности. Она служила средством, с помощью которого существлялось прекращение функций ума, прерывалась его направленность на внешний мир и достигалась предельная самоуглубленность. пробуждающая йогина интуитивную способность «видеть»истину и желание «слиться»с ней. Позднее в «Бхагавадгите» учение йоги приводится в соответствие с этическими нормами касты воинов-кшатриев и религиозными принципами бхавагатизма, этот этап эволюции йоги нашел наиболее последовательное отражение в «Махабхарате» и знаменитой «Бхагавадгите», которую выдающийся индолог академик Б. Л. Смирнов назвал «одной из наиболее чтимых книг в Индии».
Ведический образец и классическая культура индии
На всех уровнях человеческого опыта, даже
самых заурядных, архетипы продолжают
придавать смысл жизни и творить «культурные
ценности. . . архаическая духовность остается
на свой лад живой, не в качестве АКТА, не в
качестве того, что человек может реально может
осуществить, но в качестве творческой ностальгии-
ностальгии,творящей автономные цен-ности:искусство.
науки, социальную мистику и. т. д.
М. Элиаде
С окончанием периода упанишад завершается эпоха вед. На смену ей приходит классическая эпоха древнеиндийской культуры . Ему предшествует эпический период- это время оформления итихас, сутр, шастр, даршан громадного, по объему и, универсального по своему содержанию и значению,
корпуса постведической литературы, который обозначался термином смрити (букв. «запоминаемое», »записанное» ) . В отличие, от собственно ведических, эти тексты не рассматривались, как результат, данного свыше. «откровения», а приписывались отдельным авторитетам. Появление подобных текстов, большинство из которых не было непосредственно связанно с ритуалом, знаменовало собой укрепление приоритета письменного, литературного слова.
Не имея официального статуса «священных книг», целый ряд текстов «смрити» пользовались таким огромным авторитетом и исключительной популярностью, что это уравнивало их по значимости с ведами, В первую очеред это относится к великой эпической поэме «Махабхарата», которую многие почитали в качестве пятой веды. »Для кшатриев, касты правителей и воинов, «Махабхарата» поистине заменяла Веды и упанишады» 74. Не меньшим был и авторитет знаменитой «Манавадхармашастры»(«Законов Ману»), которая считалась» ведой низших каст» и «Бхагавадгиты», которую нередко называли упанишадой. Благодаря текстам «смрити», ведический образец культуры, окончательно оформившийся в учении упанишад, получил широчайшее распространение в качестве той первосновы, на которой формированля на протяжении веков менталитет индийского этноса и духовная культура не только средневековой Индии, но и многих стран дальнего Востока.
Среди текстов «смрити» Махабхарата (Сказание о великой битве бахратов) занимает особое место. Она имела иной источник своего возникновения, отличный от ведического. Традиционно она была связана не с сословием жрецов- брахманов, а с кастой воинов-кшатриев. Принимая в целом ведическую мудрость в той форме, в какой она сложилась в эпоху упанишад, творцы и расказчики Махабхараты стремились к синтезу ее с идеей служения долгу воина. Предание приписывает авторство Махабхараты божественному мудрецу Вьясе и называет имена трех мудрецов–расказчиков поэмы Вайшампаяну, Уграшраваса, Санджаю, которые попеременно рассказывают поэму, обращаясь к трем царям. «В течение двух тысячелетий Махабхарата составляла основу образования, приобщения хинду (индусов) к грамоте и образованию»75
Первоначально поэма существовала в устной традиции. Обобщение входящих в нее разнообразных текстов начинается в V-VI вв до н. э.и завершается в I в. до н. э. Окончательная редакция Махабхараты относится к V в н. э. Махабхарата входит в группу текстов « смрити», имеющих общее название итихасы (букв. исторические предания о прошедших событиях),
В их число входят пураны вед (букв. «древние», «так было»), которые примыкали к Махабхарате. Канонический свод включет 18 великих «махапуран» и столько же второстепенных «подпуран». Пуранам было свойственно жанровое разнообразие. Среди них были канонические и неканонические тексты, прос лавлявшие триады богов ведического пантеона и женские божества (Деви).В состав пуран входили также :сказания и предания (итивритта), рассказы и Сказки (ахьяика), иллюстрированные повествования (удахарана ). В ряде случаев в пураны включались и трактаты по этике, искусству, своды законов, некоторые из которых рассматривались, как «священные книги» индуизма.
Махабхарата прежде всего пурана-эпическое повествование о вражде и грандиозной битве на поле Куру двух родов - куравов и пандавов. В соответствии с ведической традицией всем событиям, происходящим в Поэме, придан космический масштаб и особый символический смысл. Поле куру, где происходит решающая битва между куравами и пандавами, трактуется как «поле дхармы» (чести, доблести, закона), что сообщает сражению космическое значение, а рассуждениям участвующих в ней персонажей - философский и религиозно-этический смысл. Это находит выражение не только в том, что все сюжеты и образы поэмы «пронизаны духом вед», но и в том, что в текст поэмы органически вошли ряд философских и религиозно-этических трактатов. Таких текстов в поэме четыре. Все они по своему идейному содержанию близки к позиции упанишад: «Книга Санатсуджаты» и «Анугита», представляют собой изложение древней, т. н. атеистической Санкхьи. «Мокшадхарма», созданная в I тысячелетии до н. э. , один из авторитетнейших памятников древнеиндийских философских школ Санкхьи и Йоги.
Особой популярностью, вплоть до наших дней, пользуется знаменитая Бхагавадгита (букв. «божественная песнь») -религиозно-этический и философский тракт. возникший самостоятельно в период V-IIвв. до н. э. а затем включенный в IV книгу Махабхараты. В Бхагавадгите получили дальнейшее развитие и оформление многие идеи упанишад. Вместе с тем, они переосмысливаются в Гите в духе религиозного учения вишнуитов-бхагавитов и приобретают отчетливо-выраженную этическую направленность. В центре внимания учения Гиты не проблема знания, а нравственные категории - действия и долга . Именно они оказываются связанными не только с пониманием природы человека в Гите, но и с тем его идеалом, который воплощен в образе одного из главных действующих лиц поэмы- воина Арджуны. В отличие от отрешенного от мира саньясина (нищего аскета), воплощавшего в ведах идеал человека, он выступает, как активно действующий бхакта (поклонник бхакта йоги ), воспринимающий свое участие в битве не только, как столкновение с врагом, но и как сражение на « поле дхармы » во имя высшей справедливости . Об этом свидетельствует диалог, который постоянно ведет Арджуны со своим духовным»двойником»богом Кришной, о единстве «должного знания» и»должного действия».
С этих этических позиций в Гите обосновываются учения:
1 . «О должном действии ".
2. « О четырех видах йоги ": Джнана йоге- йоге познания. Раджа йоге- йоге самоуглубления. Бхакта йоге -йоге богопознания (Абсолюта- Ишвары). Карма йоге (без бога)- йогической практике, связанной с»должным действием».
Характеризуя отношение между» йогой познания» и «йогой самоуглубления» академик Б. Л . Смирнов писал: «Закон об «ашрама»(обители)является как бы переходом от теоретической Санкхьи с ее освобождающим познанием (джнана-йогой) к практике раджи-йоги(царственной йоги), название которой объясняется двояко*как указание на то, что эта йога является наивысшей среди йогических систем, и как определение цели йоги-освобождения»76
3 . «О должном знании ", в центре внимания, которого стоит проблема связи ведического знания с максимами праведной жизни.
4. « О трех гунах» . В «Гите», это учение, истоки которого содержатся в упанишадах, приобретает характер законченной системы. Следуя традиции упанишад гуны трактуются здесь как качества из которых «сплетается»ткань природы (пракрити). Ими являются: саттва-ясность, гармония. раджас -движение, стремление, тамас -тьма, инерция. Только первая из них, с нравственной точки зрения, связана в «Гите» с добродетелью и носит положительный характер. В реальной жизни равновесие гун постоянно нарушается, причиной этого является «высочайший дух» ( Пурушотама ),в котором едины природа (пракрити) и дух (Пуруша). Здесь он соответствует Брахману-Атману упанишад. В момент равновесия начинается процесс «проявления» (это момент, когда из находившейся в потенциальном состоянии природы (продахны) рождается «мировой Разум» ( буддхи ). Таким образом, в отличие от упанишад, где материя и дух существуют отдельно друг от друга, в « Гите» они едины.
С традицией упанишад было связано и все дальнейшее развитие философской мысли Индии. Все основные философские системы ( даршаны ) древней Индии ( санкхья, йога, веданта, миманса, вайжешика, ньяйя ), за исключением одной локаяты (чарваки), которая отрицает авторитет вед и носит материалистический характер, непосредственно связаны с традицией упанишад .
В классический период ведический образец стал основой организации практически всех форм человеческой деятельности: философии, науки, искусства, хозяйственной и политической деятельности. Интегрирующая роль ведического образцакультуры нашла свое наиболее полное отражение не только в эпической, но и в других формах литературы, входящих в корпус «смрити». В период с V в. до н. э по V в. н. э. в состав корпуса литературы «смрити» вошли тексты, обозначаемые термином сутры (букв, «нить», руководство) . Они представляли собой, изложенные в краткой форме своды правил в различных областях знания и деятельности (ритуальной, обрядовой, этической, законодательной. художественной). К сутрам относились шесть веданг (бук. »члены вед»)-наук. Первоначально они были тесным образом связаны с ведическим ритуалом, не случайно, полным знанием вед считалось, знание их с»ангами». Членами вед считались:фонетика ( шикша ). руководство к ритуалу ( кальпа ), грамматика или «веда вед» ( вьякарна ), метрика ( чандаса ), словарь и этимология ( нирукта ), астрономия ( джъетиша ). Уже простое перечисление этих наук свидетельствует о приоритетной роли, в зарождавшейся ведической науке, знаний, связанных со словом, музыкой, ритуалистикой. Другие науки, считавшиеся прикладными, связаные не с ритуалом, а с практической деятельностью, образовали группу упавед («низшее», второстепенное знание). В нее вошли 4 науки : айюрведа (медицина), дханурведа (военная наука), гандхарваведа (музыка). стхапатья (механика). Каждая из них, как и веданги, соотносилась с той или иной ведой. Айюрведа примыкала к Ригведе. или Атхарваведе. Дханурведа и гандхарваведа к Яджурведе. Стхапатья, к Атхарваведе.
Столь тесная связь с ритуалистикой даже конкретного знания не была простой данью традиции. Она определялась тем обстоятельством, что ведический обряд включал в себя (прежде всего через посредством Яджурведы и Атхарваведы) магические ритуалы, которые издревле использовались с целью подчинения и использования в своих целях космических и природных сил. С ними было связано появление первых знаний в области астрономии, медицины, математики. Большое влияние оказали магические ритуалы на развитие символических форм мышления и искуство драмы. Вместе с тем, в состав сутр входили также многочисленные тексты непосредственно связанные с ритуалистикой: кальпасутры, представлявшие собой дополнения к Брахманам, шраутасутры , посвященные порядку ри-
туальных жертвоприношений, грихьясутры -наставления к домашним обрядам. Особое место, среди текстов сутр. занимали дхармасутры-трактаты, представлявшие своды правил и норм, относящиеся к различным формам деятельности. Среди этой группы текстов есть такие, которым было суждено сыграть значительнувю роль в истории индийской культуры. К ним относятся: Манудхармасутра (Законы Ману) - II в. до н. э. , автором которой считался легендарный мудрец Ману, управляющий определенным мировым периодом. Трактат сыграл выдающуюся роль в становлении этики индийского этноса и до сих пор считается одой из наиболее почитаемых «священных» книг Индии, его роль в духовной жизни индусов иногда сравнивают с ролью Нового Завета в становлении европейской духовности.
Йога-сутра (III в. до н. э. ), т. н. классическая йога, автором которой считается Патанджали, до сих пор почитается, как изложение учения о высшей из йогических практик.
Брахмасутра (III-IV вв до н. э. ), сумарное изложение учения упанишад, автором которого считался мудрец Бадараяна. Она является наиболее авторитетным текстом древней санкхьи, положившей начало философии мимансы.
Значительный след оставили в истории индийской культуры сутры и связаные с ними шастры, посвященные проблемам эстетики и искусства.
Читрасутра (читра букв. картина), представляет собой трактат, который содержит детальное описание канонических норм древнеиндийского изобразительного искусства. Их должны были придерживаться живописцы и скульпторы при изображении богов. (первые такие изображения появились в I в. до н. э. ). В трактате также рассматривались вопросы происхождения и классификации искусств.