ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.09.2024
Просмотров: 3022
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
6. Кто же ведает? Кто поведает здесь?
28 Видов неспособностей Девять видов удовлетворения
Санкхья (создание идеальной модели ведического космоса)
Ведический образец и классическая культура индии
Глава6. О месте пребывания разума
_____________________________________________________________________________
Итихасы - исторические предания о прошедших событиях, примыкают к ведам
Лучшее для смертных- здоровье-
Исходный принцип и доминанта античной культуры
В. Татаркевич . Античная эстетика
Матаришван - ветер, всепроникающее начало
Меру - мифическая гора, центр мироздания
Миманса - сутры - II в. до н. э. - IIв. н. э. ) - изложение "мимансы" одной из философских систем Древней Индии
Митра - один богов ведического пантеонов, символизирует, "договор", "согласие"
мокша (или мукти) - освобождение, спасение - термин впервые упоминается только в поздних упанишадах. Ранее ему соответствовал термин Атман.
Мокшадхарма - Важнейший памятник древнеиндийской литературы. Созданный в середине I тысячелетия до н. э. он вошел в одну из книг "Махабхараты" в нем излагаются идеи "древней" Санкхьи и Йоги
мритью - смерть
муни - молчальник, мудрец, аскет
Н
наман - имя, сущность предмета, постигаемая чувствами с помощью интеллекта. Источник имени речь (веды - речь). В совокупности с образом характеризует мир явлений (Брх. упанишадаI. 4. 7. )
направления: восточное - переднее (пречи), южное - правое (даксина), западное - заднее (пратичи), северное - левое (удичи), зенит (упградиг), надиравачи – (диг). СТРАНЫ СВЕТА: основных четыре - север, юг, запад, восток, четыре промежуточных, зенит и надир. Четырем основным странам света соответствуют: Агни (надир), Индра (север), Яма (юг). Варуна (запад) Адитьи (восток)
Нара (букв. мужчина, первочеловек, вечный дух) - божественный риши. Одно из имен высочайшей души и одно из наименований Высшего Атмана
Нараяна - "путь людей", бог отождествляемый с Вишну - Кришной.
нара - нараяна - термин обозначаемый духовное единство главных персонажей "МАхабхараты", Кришны и Арджуны (Арджуна, считается одним из воплощений Нары, а Кришна - Нараяны).
Нарада - ("нард" - учитель) - один из наиболее почитаемых, "божественный риши" (девариши). Великий бхакта. поклонник Вишну
нандана - рай
нарака - ад
наука (видья) - все науки Др. Индии так или иначе соотносятся с ведами. Непосредственно связана с ведами т. н. "веданга" - группа из шестиь наук, выполняющими вспомогательную роль при изучении текстов вед (грамматика, фонетика, метрика, ритуалистика, этимологоия и словарь, астрономия. Другая группа наук - "упаведв", объединяла четыре дисциплины: медицину, военную науку, науку о музыке, механнику. Они относились к низшему, второстепенному знанию, каждая из них примыкала к одной из вед
Натьяшастра - трактат об искусстве драмы, созданный в V в. до н. э.
небожители - боги, демоны, полубоги, обожествленные абстрактные понятия и животные, сакральные символы.
нивритти - Поток жизнедеятельности направленный на свертывание. Деяние совершенное без желания получить, какую бы то ни было выгоду и связанное со стремлением приобрести истинное знание. Такому действию сопутствует изоляция человека от влияния на него пяти материальных элементов и достижение полного освобождения от страдания вызываемого существованием его в материальном мире. Связан с практикой "карма - йоги" (йоги действия), обряд - ведическая традиция различает "внешний обряд" (жертвоприношения) "внутренний обряд" (самоуглубление). Помимо этого существуют многочисленные варианты этих обрядов. Традиция упанишад, не отрицая традиционных обрядов, связанных с ритуалом жертвоприношения, считает, что только соблюдения йоги как единого обряда ведет человека по пути освобождения
нимеша - миг, время мигания глаза.
нирукта - сборники коментариев к текстам вед
нигама - трактаты выполняющие служебную роль при чтении вед (граматические, этимологические, словари)
нияма - этическая культура. Обеты, предписания, добровольно принятые подвижником
О
ОМ (парнава) - в самхитах"священный слог" (А - оу - м), символизирующий три веды, три мира, триаду богов. В философии упанишад - синоним "истины". Важнейший смыслообразующий элемент ведического знания символизирующий целостное представление о мире. Рассмотренный, как "звучащий образ" священная мантра.
отцы - обожествленные души умерших предков, живущих в царстве бога смерти Ямы
П
падам - слог
пака - сущность
патала - подземелье, преисподня
париграха - собственность, жена
параматман - высочайший дух, другое его имя Нара. Абсолют
пранаяма - регулировка дыхания
пара - "другой берег" - символ благополучного завершения начатого дела
партьякша - чувственное восприятие
партяхара - изоляция чувств , удержание воздействия на них объектов внешнего мира (йога)
пишщачи - злые демоны
праврити - поток жизнесуществования направленный на развертывание
прадахна - аморфная "непроявленная" материя
пракрити - материя природа, одна из двух, наряду с Пурушей, первооснов мироздания. Мир явлений результат "проявления" пракрити.
праман - истинное знание, включающее три праманды: воспрниятие, умозаключение, авторитетное свидетельство (логика упанишад)
притхви - земля, богиня земли, мать . Есть три земли: земля на которой живут люди и две под ней. Одна из них обитель мирового змея Шеши, другая бездна, преисподня
прана - жизнь, жизненное дыхание
пранас - органы жизнедеятельности, жизненные силы
пранаяма - особое упражнение, связанное с удержанием дыхания (йога)
праяна - мудрость, познание истины, контроль над чувствами (Санкхя - Йога)
Праджапати - бог демиург. "отец созданий", творец и хранитель существ, создатель богов и людей ", Его эпитет - "владыка творений". Позднее эти его функции переходят к "царю богов" Индре. Праджапати символизирует также год, время, период жизни
прана - апана - вдох и выдох
прептар - движущее начало
пуджа - древнейшая форма ведического ритуала в честь джанджары - символа триады богов
Пуруша - в ранних ведах - космический первочеловек из тела, которого в результате жертвоприношения создается все сущее. Позднее, высший жизненный принцип. В упанишадах (Санкхья) - высшее мировое начало (мир Пуруши) в котором едины Брахман - всеобщее объективное начало и Атман всеобщее индивидуальное, познающее начало. Пуруша также воспринимает здесь функции Праджапати - он год, время, жизнь. Чистое сознание
пураны (букв. сказания о прошлом, исторические предания) Основных пуран 18
Пураны примыкали к ведам и входили в класс литературы смрити.
пурохита - царский, придворный жрец. Советник правителя по делам культа
путь ("переправа") - в ведах содержится учение о трех путях жизни: "пути богов" (деваяна), "пути предков" (питрияна) и пути нечестивцев, нарушителей закона (дхармы). Истинными являются только первые два пути, но и между ними есть различие. "Путь предков достигается путем исполнения обрядов и аскезы, но не дает человеку полного освобождения. Он лишь позволяет бессмертной душе, после смерти человека, в новой жизни, возродится в теле другого человеческого существа. Только "путь богов" открывает перед человеком возможность навсегда покинуть этот мир страдания и несвободы и обрести блаженство в "мирах Брахмана". Третий же путь, путь неверия и невежества, ведет к тому, что после смерти душа человека переселяется в тела низших существ: насекомых, собак и свиней.
Р
раджа - йога (царственная) - йога самоуглубления, считается наивысшей среди йогических систем. Основателем учения о радже - йоге считается Патанджали, автор "Йоги - сутры" ("классической йоги II в. дон. э. )
раджас - действие, стремление. Одна из ГУН - состояний природы
раджасуйя - царственное жертвоприношение. Совершалось царем при вхождении во власть
ракшасы - злые демоны
Рамаяна - эпическая поэма, создана в IV в. до н. э, окончательно оформилась во IIв. до н. э. Ее авторство приписывается легендарному поэту Вльмики. Основу поэмы составляет повествование о царевиче Раме и его супруге Сите. Лишенный царства и обреченный на изгнание он побеждает демона Вритру и освобождает захваченную им свою супругу Ситу. В результате он обретает вновь свое царство и правит в нем по законам справедливости и правды. Герой Рама - легендарное воплощение высочайшего божества Вишну
Рама - старший брат Кришны. Имеет эпитет "плугознаменитый" У него на знамени плуг, который является его оружием
религия - все религии Др. Индии: брахманизм, индуизм, буддизм, джайнизм, кришнаизм, шиваизм имеют своим истоком "свсященное знание" вед, С религией веды, сами не являющееся религией, связаны через посредство ритуала. Основой ведического ритуала является космогония вед и, связанный с ним пантеон ведических богов.
речь - вач
Ригведа - древнейшая и наиболее почитаемая из самхит. Она рассматривается, как "начало начал", начала всего". Включает более тысячи гимнов, ведущую роль в которых играют космогонические мотивы. В единое собрание (самхиту) оформилась в XV - VI вв до н. э. . Впервые записана при царе Ашоке во II в. до н. э.
рибху - полубоги, "божественные мастера"
ритуал - основу ведического ритуала сотавляет "сценарий", опирающийся на космогонию вед. По форме он носит характер жертвоприношения, символизирующего акт творения. В качестве жертвенных джаров вначале выступал конь (ашвамедха), позднее продукты земледелия и скотоводства (зерно, овощи, молоко, мед (шраута) Важнейшим жертвенным даром был процесс возлияния сомы - особого напитка, любимого богами (сома яджна). Все жертвоприношения совершались на огне. Особо почитался ритуал жертвоприношения, посвященный богу огня (агнихотра). Простейшим видом жертвоприношения была пака - яджна, домашнее жертвоприношение совершавшееся несколько раз в день
рита - в всеобщий космический закон с ритмами, которого следовало соотносить все свои деяния: "следует жить ритой (знанием и почитанием вед), праиритой (земледелием), сатьянритой (торговлей), амритой - никогда" - гласят веды
риши - мудрецы - творцы и хранители вед. В семьях риши ведическое знание передавалось из рода в род. Ведическая традиция делит всех риши на четыре группы: божественные риши (боги мудрецы), царственные риши (цари мудрецы), брахманские риши (жрецы мудрецы) и просто риши (ученые мудрецы). Называются 7 «великих риши»:Агастья(сын Митры и Варуны), Ангирас (посредник между богами и людьми), Атри «гневливый») , Бхригу
(пылающий,»сияющий»), Васита(« превосходнейший»,отличающийся высокой добродетелью, верховный бог брахманов), Вьяса (2разделитель
рич - священный текст (гимн) ригведы
рта - моральный закон
рупа - образ. Его источник глаза". он их песнопение" (веды)В упанишадах, видимое воплощение сущности предмета, постигаемого чувствами с помощью разума. Имеет отношение к миру явлений и входит в триаду, характеризующую этот мир, наряду с именем и действием
С
Савитар - эпитет солнца
садхьи - группа древних (второстепенных) богов с неясными функциями
санскара - след, отпечаток
самадхи - "сосредоточенность. Завершающая ступень йогической практики. Войдя в состояние самадхи йог "видит" истинную суть мира.
саман - песнопение Самаведы.
Самаведа - веда мелодий (одна из трех самхит)
самхита - сборник ведических текстов
самбхути - " различимое", "явное". Мир явлений
санкхья - учение о первопричинах и первоосновах бытия. В упанишадах одна из двух, наряду с Йогой, " предвечных"философий. Впоследсвии одна из шести ведущих философских систем Др. Индии. "Древняя санкхья" отрицает существование бога творца и объясняет возникновение мира естественными причинами. Позднее появляются система"классической"санкхьи ("Санкхья карика")некоторые тпчения, которой признают идею бога. Основу санкхьи составляет учение о Пуруше - мировом духе и Пракрити (материи, природе), как первоначалах мира и о 5 его первоэлементах, являющихся результатом "проявления" пракрити.
самсара (букв. "проистечение", поток жизни). Пракрити (материя) в процессе проявления. Пуруша (мировой дух) попав в этот поток уносится до тех у него не появятся силы и желание выбраться"на тот (другой) берег". Мудрые (люди) "переплывают этот поток на корабле знания", нахождение в этом потоке трактуется в упанишадах, как состояние болезни, страдания, несвободы. Выход из него осуществим двумя путями, которые неразрывно связаны между собой - это знание Брахмана - Атмана (высшей реальности) и приобщение к практике йоги. Символическое представление о самсаре как - "колесе", является алегорией мира ("КОЛЕСО САМСАРЫ").
Санатсуджата - высочайший риши - эпитет Сануткамары
саньяса - четвертая высшая ашрама, состояние нищего - аскета, Предполагает отказ от всех результатов своей деятельности. Выполнения долга и обязанностей (личной дхармы). Осознание своей сущности и ее единства с миром
Сануткамара - божественный риши, сын Брахмы, автор ряда пуран.