ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.09.2024

Просмотров: 3041

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Пондопуло г.К.

I. Ведическая традиция

6. Кто же ведает? Кто поведает здесь?

Для миров

5. Для ритуала и обряда

II. Период упанишад

28 Видов неспособностей Девять видов удовлетворения

Учение о Брахмане-Атмане

Санкхья (создание идеальной модели ведического космоса)

Ведический образец и классическая культура индии

Часть 1 (главы 1,4,9,13)

Часть2(глава 23)

Часть 3(главы 1-5),15,18,19)

Часть 7( главы1-15,25,26)

Глава6. О месте пребывания разума

_____________________________________________________________________________

Объяснения к самхитам

Смрити («запоминаемое») - устная передача традиции,включает тексты ритуального,,законодательного,научного,эстетического характера

Итихасы - исторические предания о прошедших событиях, примыкают к ведам

Лучшее для смертных- здоровье-

Исходный принцип и доминанта античной культуры

В. Татаркевич . Античная эстетика

Притоком грязным, свежей не испить воды

Такой завет навеки положила я

Пайдейя

Приложения

дхарма - скандха - три ветви долга: 1. Жертвоприношение и изучение вед, подаяние. . Подвижничество. 3. Ученичество и постоянное умещвление плоти

Дхатор - "устроитель" - один из эпитетов бога Брахмы

дхи – видение

Дьявапритхви - парное божество, олицетворяющее мужское и женское начало от слияние которых произошла вселенная.

дхьяна - созерцание, медитация (йога)

Ж

жертва - определялось четыре "великих жертвы": для животных, для предков, для людей и для богов.

жертвоприношение - древнейшей формой ведического жертвоприношения было возжиганиен огня в домашнем очаге. Позднее существовали человеческие жертвоприношения (пурушамедха) и жертвоприношение коня (ашвамедха). Позднее появились формы жертвоприношения в которых главными жертвенными дарами были плоды земледеля, мед, молоко, возлияние особого напитка - сомы (Яджна). Особо почитаемой была - агнихотра, жертвоприношение богу огня. Ежедневно совершалось и домашнее жертвоприношение (пака яджна)

жизнь - прана, дыхание. В ведах содержится учение о десяти органах жизнедеятельности (речь, обоняние, глаз, ухо, язык, руки, тело, детородный орган, разум)

жрецы - Ведический ритуал обслуживали четыре главных жреца (хотар - для РВ, удгатар - для Самаведы, адхварью - для Яджурведы, Адхварью - для Атхарваведы. Пурохита - царский жрец. Каждый из жрецов имел З - х помощников.

З

закон - космический - рита (высокий вселенский лад), нравственный - дхарма

законодательство - все законодательство в Др. Индии имело своей основой учение вед о всеобщем космическом законе (рита) и всеобщем нравственном законе (дхарма), Ведическая традиция лежит в основе наиболее известных и выдающихся трактатах, посвященных этой области деятельности таких, как "Артхашаста" (Наука политики) и "Законы Ману"

зародыш - "семя мира" (см. хираньябаргха).

заповеди - согласно ведам бог депмиург Праджапати, завещал богам, асурам и людям три заповеди: подавляйте (гнев), подавайте, сострадайте

занятия - согласно ведам их шесть: собирание колосьев, добровольное подаяние, собирание милостыни, земледелие, торговля, обучение

злодеяния - согласно ведам их четыре: нанесение вреды живым существам, вкушение недозволенной пищи, воровство, прелюбодеяние.

знание (видья). - веды это прежде всего знание. Его приоритетная роль связана с тем, что достижение "высшего из миров" - мира богов восможно только с помощью" знания - знания". которое заключено в священных. текстах вед. Знание делится, согласно ведической традиции, на"низшее" и "высшее" (упанишады)". Оба они "должны быть познаны". Высшим, считается знание самих вед. Низшим все остальное знание. Учение упанишад в качестве низшего знания рассматривает ведические тексты, имеющие отношение к внешнему ритуалу (жертвоприношения), высшим знанием считается учение упанишад (санхья - йога).


И, Й

Иконический культ - Появился в Индии в самом конце первого тысячелетия до н. э. Появление первых изображений богов было связано со строительством первых храмов. Свидетельство об этом содержится в трактате о живописи "Читрасутре"

индрии - способности восприятия и действия (Органы слуха, видения, вкушения, осязания, обоняния. Работы, речи, ходьбы, испражнения. размножения.

Индра - одно из главных божеств ведического и индуистского пантеонов, "Царь богов", один из "хранителей мира". Бог неба и атмосферы

Индуизм - религиозная система древней Индии, пришедшая на смену брахманизму. ортодоксальна по отношению к ведической традиции

Искусство - все искусства Др. Индии (музыка. пение, танец, драма, живопись, архитектура, скульптура)носят канонический характер. Система канонов для различных видов художественной деятельности содержится в многочисленных трактатах, входящих в состав литературы "смрити", непосредственно связанной, с ведическим "знанием". К ним относятся: "Натьяшастра" (посвящен искусству драмы), "Читрасутра" (трактат излагающий каноны живописи), "Шильпашастра" (трактат о ремеслах, где содержится особый раздел посвященный архитекткрному канону)"Вастушастра" (трактат о канонах скульптуры" и многие другие подобные произведения.Древнейшие из этих трактатов относятся к V в.до н.э.

Итихасы - Исторические предания о прошедших событиях. В состав истихас входят многочисленные эпические поэмы и сказания, особое место среди них занимает знаменитая "Махабхарата". Итихасы входят в состав литературы "смрити" и примыкают к ведам.

Ишвара - воплощение абсолютного знания, "абсолют", личностной бог (Йога)

Йога - обряд, одна из двух "предвечных философий" и практика достижения свободы и бессмертия (упанишады) Существует различие между учением и практикой йоги в самхитах, упанишадах, классической "Йога - сутре , в "Махабхарате" и позднейших его истолкованиях в различных религиозно-этических концепциях (буддизм, тантризм и др)

К

кайвалья - "отъединенность"осознания независимого существования духа (пуруши) и материи (пракрити) - достижение" высшего знания " (санкхья - йога)

Кала - бог времени

кала - время. Измерения: мгновение (секунда), сутки (день и ночь), год (360суток), век (сто лет). Мировые периоды (кальпа). Времена года: весна (васанта), лето (грисма), дождливый период (варса), осень (чарад), зима (хеманта), холодное время (чичира). Каждое время года включало два месяца. калачакра ("колесо времени") - алегория времени, его двенадцать спиц символизируют двенадцать месяцев года


Калакало - разрушающий время. Эпитеты бога Шивы

Калакаро - творец времени

Кали - божество символизирующее злую судьбу и последний из мировых периодов - калиюгу "железный век"

кальпа - мировой период. Различаются четыре периода: сатьяюга или критаюга (золотой век), третаюга (серебрянный век), двапараюга (медный век), калиюга (железный век). Все четыре юги образуют махаюгу или манавантару (период Ману), ее длительность=4. 3 0000 лет. Каждый из четырех периодов заканчивается деградацией и прогрессивным сокращением своей длительности: 43 0, 17 8, 1 96, 864. Четыре юги символизируют четыре ноги"мирового быка" - дхармы (закона), четыре стороны света, четыре времени. года, четыре стадии человеческой жизни (ашрама)

кама - страсть, в том числе любовная (один из шести врагов добродетели)

Камадева - бог любви

Канава - мудрец риши, основатель рода певцов, любимец богов

Капила (букв. "красноватый", "рыжий", "обезьяна") - великий риши, отождествляемый с "золотым зародышем" Хираньябаргхой. создатель системы Санкхьи.

карма - закон воздаяния; действие, деяние, возмездие. Безличная сила, автоматически подводящая итог добрым и дурным деяниям человека и всех живых существ ее действие связано с самсарой - "перерождением" душ после смерти.

карман - деяние. Его источник тело. Часть триады в которую входят: имя, образ, деяние

касты (варны) - четырьмя кастами являются: брамины (жрецы) кшатрии (воины, правители), вайшьи (земледельцы, купцы)и шудры (слуги). Первые три считаются высшими. В детстве их представители проходят особый обряд посвящения и и получают, при этом право именоваться "дваждырожденными"

Каутилья - мудрец - риши, систематизатор трех вед (Ригведы, Самаведы, Яджурведы)

Кашьяпа - древний ведический мудрец - риши. Поэт, сын "божественного" риши Маричи, отец Вивасвата (Солнца), отец МАну - родоначальникав человеческого рода

Кришна (букв. "черный") - древнейшее божество аборигенного, доарийского происхождения. Олицетворяет справедливое начало. Одно из популярных божеств индуистского пантеона богов. Его эпитет "кешава" - прекрасный, кудрявый. В земном воплощении сын Васудевы и Деваки, персонаж "Махаюхараты" выступающий в роли друга, собеседника и возницы воина Арджуны.

кродха - гнев (один из шести врагов)

крти - действие

Кубера - бог, владыка богатства, покровитель купцов.

кула - участок земли. Другое значение - род богов

курукшетра - поле на котором происходила, согласно поэме "Махабхарата" битва между куравам и и пандавами. Находится в 200-х километрах севернее г. Дели


кхам - пространство. Есть шесть пространств, четыре стороны света, земля и небо (упанишады)

кшана - мгновение, секунда

кшетра - поле

кшетрасьяпали - "господин поля"

кшетраяна - "познающий поле"

Л

лакшана - знак, характеристика, определение

Лакшми - в ведическом пантеоне супруга бога Вишну, богиня красоты, счастья, богатства

лила - "игра бога" не имеющая цели. Так играют дети забавляясь куклами. Формой такой игры являются: "танец Шивы" и проявление "порождающей силы" Брахма - когда бог, вначале, создает мир для того, чтобы затем разрушить

лобха - жадность, стяжательство (один из шести врагов)

лока - мир (космос). Согласно ведической традиции существуют три мира (трилока). Первый мир - "бхух", образуют огонь и земля. Второй мир - бхвах, образуют ветер и воздушное пространство. Третий мир - свах, образуют солнце и небо. Кроме того существует и подземный мир - потала, царство мирового змея - шеши. Мирв неба - обитель богов, считается высшим, земли - низшим. Земля "мать всех творений" (бхуми) Три мира, определяются в упанишадах как мир людей (земля), мир предков (воздушное пространство) и мир богов (небо). "мир людей" приобретается благодаря сыну, мир предков, благодаря деянию, мир богов, благодаря знанию.

Лучший из миров - мир богов, поэтому следует "восхвалять Знание". В идеальной модели космоса, созданной в учении упанишат различаются следующие три мира: мир Пуруши (умопостигаемый мир). мир Брахмана (мир явлений, мир Атмана (мир истины). Все эти три мира едины в Атмане.

локаята - материалистическая философская система. Единственная из шести философий Древней Индии отрицающая авторитет Вед

Локпала - "хранитель мира"В этом качестве выступают четыре бога: Варуна - "хранитель Запада", Индра - "хранитель Севера", Яма - "хранитель Юга", Агни - "хранитель Юго - Востока" . В шщироком смысле слова"все боги" - хранители мира, а "все цари" - хранители земли другие боги: Шива, Кубера, Марута, Найрита.

Лучший из миров - мир богов, поэтому следует "восхвалять Знание". В идеальной модели космоса, созданной в учении упанишат различаются следующие три мира: мир Пуруши (умопостигаемый мир). мир Брахмана (мир явлений, мир Атмана (мир истины). Все эти три мира едины в Атмане.

лотос - цветок. Один из символов Духа. Он проходит, согласно ведам через все стихии и пространство. Его корни связаны с землей и водой. Его стебель пребывает в воздушном пространстве, его цветок раскрывается под жаром Солнца. Символика лотоса, связана с культом "Великой Матери".


М

мади - опьянение, безумство (один из шести врагов)

мадху - мед, сладкий, один из символов жизни в упанишадах

манавы - потомки Ману

манас - разум, ум, способность осмысливать мир через посредство чувств.

В упанишадах, тонкий материальный элемент. Может действовать только будучи одушевлен Атманом (всеобщим индивидуальным духовным началом) В нем помещены все объекты распознаваемые чувствами. Есть два вида разума: "чистый" - свободный от желаний и "нечистый", устремленный к желаниям. Соответственно этому разум может быть, как причиной освобождения так и уз - заблуждений. Стремящийся к освобождению должен "обуздывать" свой разум, Вместе с тем разум это творческая познавательная деятельность, опирающаяся не на чувства, а на способность видения (интуицию).

Разум - способность души и средство выхода "за пределы конечного". Он опирается не на личный опыт, а ищет безусловных, вечных оснований, всего того, что относится к области "умопостигаемого", божественного. В этом он отличен от РАССУДКА, который всегда носит ограниченный характер, опирается на деятельность чувств, привносит в знание форму и познает лишь относительно, земное, конечное.

Ману - человек, мужчина. Мифический прародитель людей и составитель "Законов Ману"

манавантара - период времени (великая юга см. кала - время)

мантра - стихотворная часть вед (самхиты - ведические сборники мантр), "священный стих", заклятие

марга - путь. Есть четыре пути ведущие к"освобождению": должного действия, богопознания. самоуглубления, должного знания (йога в "Бхагавадгите"

маруты - боги бури и ветра

Маргаширша - бог, "глава зверей"

Майя - мировая иллюзия, атрибут бога - творца Брахмана и ряда других богов, а так же демонов - асуров. "Природа есть майя" (Шветашватара упда)

махабхута (великие эллементы). - Их пять: эфир, вода, воздух. огонь, земля. В совокупности они образуют - тело пракрити (материи)

махат" великий" - мировой разум. первая таттва пракрити

Махатма - "великая душа". Эпитет буддхи - сознания, когда она рассматривается, как "душа мира".

мандала - "круг, диск. Символическое изображение мироздания, своего рода карта мира имеющая космогоническое и сакральное значение. Один из наиболее распространенных символов ведической, индуистской и буддиской мифологии

Магадха - народность, страна населенная этой народностью, государство.

Манудхармашастра, т. н. "Законы Ману" (II в. до н. э. - II в н. э. ). Философский и религиозно - этический трактат", Священная книга" низших каст