ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.09.2024
Просмотров: 3029
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
6. Кто же ведает? Кто поведает здесь?
28 Видов неспособностей Девять видов удовлетворения
Санкхья (создание идеальной модели ведического космоса)
Ведический образец и классическая культура индии
Глава6. О месте пребывания разума
_____________________________________________________________________________
Итихасы - исторические предания о прошедших событиях, примыкают к ведам
Лучшее для смертных- здоровье-
Исходный принцип и доминанта античной культуры
В. Татаркевич . Античная эстетика
Достижение человеком благой(счастливой) жизни возможно, считал Сократ, если он следует принципам добродетели.
В период зрелой и поздней классики у Платона и Аристотеля это понимание калокагатии нашло дальнейшее развитие не только в детальном философском обоснование, выдвинутых Сократом , категорий, «Блага» и «Добродетели» , но и в создании на их основе детально разработанной системе воспитания и образования. О том значении, которое имели в период высокой классики те идеи , которые впервые провозгласил Сократ, свидетельствует знаменитая речь вождя афинской демократии Перикла, произнесенная им, при погребении павших воинов. Ее изложение содержится во второй книге « Истории» Фукидида, повествующей о времени Пелопонесских войн. В этой речи последовательно перечисляются те качества, которые украшают лучшего гражданина полиса. Первым из них, Перикл называет личное мужество Вторым, умеренность во всем в любви к прекрасному, в занятиях науками, в стремлении к благосостоянию- все это не должно заслонять от человека главного- его стремления к духовному совершенствованию, к сохранению крепости духа. Не менее важными качествами являются трудолюбие и участие в политической жизни, верность в дружбе и добросердечие, желания совершать добрые поступки. «Мы- единственные, кто не по расчету на собственную выгоду, а доверяясь свободному влечению, оказываем помощь другим»- этими словами завершает в своей речи Перикл свой панегирик лучшим гражданам Афин, павшим в бою за интересы своего полиса.106
В период высокой классики получили развитие еще две формы калокагатии. Одна из них (Лосев определяет ее, как мещанскую) описана в трактате Ксенофонта «Домострой» и была связана с возвеличением трудолюбивого земледельца и образцового, рачительного хозяина (анализ этого текста был проведен нами выше).
Учение о другой, философской форме калокагатии, было развернуто Платоном в его диалогах «Государство» и «Законы» в связи с рассуждением о той роли, которую были призваны ,по мнению философа играть, в идеальном государстве философы и стражи. Платона считал , что философы, - люди причастные к истине и стремящиеся к мудрости, способные постигать «эйдосы» и обладающие знанием Блага (эйдоса- эйдосов) принадлежат к высшей форме кадокагатии и поэтому только им, владеющим мудростью и знанием образца можно доверить управление государством; «... для управления государством не годятся, как люди непросвещенные и не сведущие в истине, так и те, кому всю жизнь представлено заниматься самоусовершенствованием - первые потому, что в их жизни нет единой цели, стремясь к которой они должны действовать, что бы ни совершали в частной или общественной жизни, а вторые- потому, что по доброй воле они не станут действовать, полагая, что уже при жизни переселились на Острова блаженных» .107
В послеклассический период интерес к проблеме калокагатии не только не утрачивается, но находит ет повсеместное распространение в античном мире, и выходит далеко за пределы собственно Греции. Так называемая, эллинистическая калокагатия, оказывается в этот период, связанной с «греческой образованностью», к которой приобщается вв эту эпоху вся античная ойкумена (обитаемый мир), начиная с греческих колоний и кончая Римом и Византией. Сохраняя значение образца, эллинская культурная традиция интегрируется в весьма различные цивилизационные структуры. В результате она, приспосабливаясь к местным традициям и обычаям. . В ходе этих мутаций она претерпевает определенные изменения. Суть их состояла в том, что из представлений об античном идеале уходят в прошлое, как элементы традиционного аристократизма, так и приоритетная роль при оценке калокагатийных качеств индивида его физического совершенства, прирожденного благородства и бескорыстного стремления к славе. Все эти качества в эпоху заката классической античности и упадка греческого полиса воспринимаются скорей, как экзотика, а не норма жизни. Воспоминания же о классической арете ,постепенно окутываются ореолом ностальгии. Ее место занимают качества связанные не с физическим здоровьем и красотой человека и и приоритетным интересом к совершенствованию гражданских добродетелей. Их место занимает стремление к энциклопедической образованности и развитию интеллектуальных способностей индивида, а так же интерес к проблемам своей личной жизни. Калокагатийность человека определяется отныне не развитием у него любви к мудрости, в том значении в котором употребляли этот термин натурфилософы и Платон, а в его интересе к различным наукам и искусствам, к книжной мудрости и литературе .Каждая форма калокагатии соотносилась с разработкой соответствующей ей системы воспитания и образования(пайдейей)
ГРЕЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ И АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА
Подобно тому, что ученые говорят, что
Радуга есть отражение солнца, представ-
ляющееся разноцветным из-за того, что
взгляд обращается на облако, так и миф
является выражением некоторого смысла
направляющего разум на инобытие
Плутарх
На всем протяжении истории античной культуры мифология остается в ней постоянно действующим, «античная культура начинается с мифологии и заканчивается ей», пишет А.. Лосев.
Греки традиционно считали, что богов «им дали» Гомер и Гесиод - два великих аэда –сказителя, создателей четырех знаменитых поэм «Илиады» и «Одиссеи» , «Теогонии» и «Трудов и дней».Из них только одна, «Теогония» Гесиода, целиком посвящена проблемам происхождения космоса и богов, В трех других, процессы теокосмологии связаны с тем или иным основным сюжетом. В «Илиаде» с событиями Троянской войны. В «Одиссее», с приключениями одного из ее героев во время его возвращения на родину. В »Земледельческой поэме» Гесиода «Труды и дни», обращение к мифологическим мотивам, связано с моральной проповедью образцового хозяина-земледельца .Главное место в поэме занимает не вопрос о происхождении космоса и богов, а вопрос о создании богами нескольких поколений людей, об обязанностях и законах, которые они предписали им соблюдать и о тех наказаниях и бедах, которые они навлекли на людей за несоблюдение своих заветов.
У Гесиода, который, по видимому, был младшим современником Гомера, античная мифология приобрела систематический и организованный вид, поэтому ее обычно излагают по Гесиоду. Она включает три основных уровня.
Первый из них, связан с мифологическими образами и сюжетами имеющими отношение к архаическому, т.н. «хтоническому» периоду развития греческого мифа. Второй, с мифами о титанах. Третий с собственно «олимпийской мифологией, включающей в себя мифы о олимпийских богах, так и о героях, каким либо образом с ними связанными. Древние боги выступают в греческой мифологии в качестве символов природных стихий, а олимпийские, первоначально символизируют принципы разумного миропорядка, а позднее в классический период обретают атрибутивные функции указывающие на их связь с организацией не только макрокосмической, но и микрокосмической (человеческой жизни), Данное обстоятельство сыграло определяющую роль в том, что в классический период античная мифология достаточно быстро утратила свое буквальное значение, но при этом сохранила значение в качестве той почвы и арсенала, на которых «выросли» античная мысль и античное искусство. Все это делает необходимым прежде чем перейти к характеристике античной культуры рассмотреть те интуиции греческой мифологии ,которые были выявлены в ходе рефлексии греческого мифа и сыграли определяющую роль в формировании античной культурной традиции..
Греческая мифология уходит своими корнями в глубокую древность. Особенно тесной была ее связь с мифологией Крита Микен и Ближнего Востока. Большинство главных греческих богов критского происхождения. Критские корни имеет культ Зевса-верховного бога Олимпа. Культ бога Аполлона, который, по выражению, А.Ф. Лосева , «всегда считался наиболее греческим богом, типичной фигурой греческой мифологии»108, пришел в Грецию из Малой Азии. Подобным образом появились в Олимпийском пантеоне и большинство других богов
Древнейшим пластом греческой мифологии является, как уже говорилось выше, «подземная»т.н. хтоническая мифология. Ее основными персонажами являются божества символизирующие первичные космические потенции. Они не имеют определенного облика, чудовищны и безразличны к человеку, а поэтому вызывают у него страх .Они ничем не напоминают прекрасных, разумных, подобных людям богов Олимпа. Их сменяют титаны - божества, в которых противоречиво сочетаются, присущие хтоническим
божествам, чудовищные и стихийные силы с попытками преодолеть мировой хаос упорядочить мироздание. В жестоких деяниях и битвах это поколение греческих божеств вводит в русло разумной организации стихийный, яростный , неукротимый , в проявлении своей жизненной энергии поток, сталкивающихся между собой жизненных первопотенций. Венцом упорядочения этого потока первородной жизни явилось утверждение власти олимпийских богов и создание ими человека способного к самосовершенствованию. Они дают жизнь нескольким поколениям людей, наделяя каждое из них различными качествами. Каждое из последующих поколений оказывается хуже предыдущих т.к. боги не могут «дать людям всего».Создав новое поколение людей, мудрый Зевс, дает им знание закона и правды, следуя которым они могут стать совершеннее, «лучше».Благодаря этому дару он заложил в людях изначальное стремление к совершенствованию. Такова глубинная историческая динамика греческой мифологии, которая в «гомеровы времена» была развернута в строгую, структурно и иерархически организованную систему образов и сюжетов, нашедшую, как было сказано выше, наиболее законченное выражение в поэме Гесиода «Теогония» ее основными элементами являются:
1. Повествование о возникновении космоса в результате взаимодействия, стихийно действующих, космических первопотенций. Хаоса, олицетворяющего первичное, пустое, бесконечное во времени пространство. Хаос порождает из себя Эреба-мрак, Никту-ночь, Эфир-верхний лучезарный слой воздуха-жилище богов. Тартара-пространства, находящегося в самой глубине хаоса .От Аида-подземного царства оно отстоит так же далеко, как земля от неба. Хаос «великая бездна», которой боятся сами боги. В нее были низвергнуты Зевсом те братья титаны, которые не поддержали его в борьбе за власть против их отца Крона. Эроса-олицетворения любви, выступающего в качестве перворожденного существа имеющего несколько имен (Протагон, Фанет, Фаэтон),Эрос является владыкой ключей эфира, неба, земли, моря, подземного царства и Тартара. Никс-богини ночи олицетворения дисгармонических сил природы без которых также как и без гармонии не может существовать космос. Она хранит тайну жизни и смерти, сильней богов и людей. Она порождает из себя- Танатоса-смерть, Гипноса-сон, трех Мойр (Клото, Лахезис, Антропу) –богинь судьбы, Гесперид -хранительниц золотых яблок,Эриду -богиню раздора Немесиду –богиню возмездия , Мома-бога злословия , Кер или Эриний- демонов, олицетворяющих зло, старость и печаль. Жилище Ночи находится на дне бездны Тартара. Геи-матери земли- древнейшего божества, игравшего важнейшую роль в космогоническом процессе, родилась вместе с Хаосом. Сама из себя породила Горы, Урана –небо и Понта (бесплодное море). Соединившись с Ураном породила гекатонхейров, киклопов и титанов.От соединения Геи и Понта произошли древнейшие морские божества-Нерей и Дорида, Нимфы(богини речных вод, гор, деревьев и лугов), Фрокий ,Кето, Геката. В свою очередь, от их соединения появились демоны-горгоны, грайи (богини старости) и мифические чудовища (Скилла, Ехидна ,Пифон, Офр, Цербер, Гидра Свинга(Сфинкс).
2. Вторым, важнейшим структурным элементом греческой мифологии являются мифы о титанах и двух поколениях богов уранидов и кронидов, появившихся в результате союза титанов и титанид.
К первому поколению богов, относятся потомки Океана и Тефиды, Коя и Фебы, Крия и Евробии, Гипериона и Теи, Тавманта и Электры, Иапета и Климены.От Океана и Тефиды произош- нимфы моря-океаниды, богиня Метида(мудрость).От Коя и Фебы-Лето , которая станет в свою очередь матерью Артемиды(богини лесов, зверей и охоты) и Аполлона( бога света, хранителя миропорядка, музыки ,искусств, врачевания, покровителя гимнастов). Крий и Евробия породили Гекату (владычицу земли, моря, неба, ночи, человеческих дел, волшебницу. От Гипериона и Теи произошли Гелиос (бог солнечного света, сияния и тепла), Селена(луна), Эос (заря). Эти боги , свою очередь породили- Астры (звезды) и Анемы (ветры). Тавмант и Электра, породили Ириду (богиню радуги), посредницу между богами и людьми. Иапет и Климена произвели второе поколение титанов- Атланта (сильного), Эпиметея (слабого умом), Менетия (дерзкого), Прометея (промыслителя), бога человеческих качеств, создателя первой пары людей Девкалиона и Пиры, от которых произошли прародители трех основных племен эллинов Ахей, Эол, Дор.
Первое поколение богов-титанов символизировало рождение основных элементов античного космоса, причем для многих из них характерно сочетание в их нраве и деяниях, не только гармонических, но и дизгармонических черт-рудиментов доставшихся от хтонических божеств. В полной мере они проявились, когда произошла грандиозная битва между старым и новым поколением богов уранидами и кронидами.
Появление второго поколения богов, символизировало завершения первого этапа формирования античного космоса когда в нем действовали, главным образом стихийные, неподвластные разуму силы, символом которых был Уран. Его необузданная жизненная сила, выражавшаяся в непрерывном порождении все новых и новых живых существ входила в противоречие, набиравшим силу процессом космической организации. Оскопление Урана его младшим сыном Кроном, положило конец этому неуправляемому процессу производства жизни и привело к разделению земли и неба и определению основных структурных элементов мирового космоса,символами, которого и стали дети Крона и его сестер -титанид Реи и Филиры. Потомками Крона и Реи были- Деметра (богиня земледелия). Деметра древнейшее божество критско-микенского происхождения. Гестия (богиня домашнего очага), Посейдон (бог морей), Аид (владыка подземного царства и царства мертвых), Зевс (бог неба, грома и молний), Гера старшая дочь Крона и Реи , и сестра и супруга Зевса(повелительница туч и бури и дождя оплодотворяющего землю. Древнее догреческое божество микенского происхождения ). Сыном Крона и нимфы Филиры был демон кентавр Хирон, который считался наставником и воспитателем многих героев- Асклепия (врачевателя), Ахилла, Ясона, Кастора и Полидевка, В отличие от других кентавров диких и враждебных людям демонов Хирон был, как и его брат Фрол спрведлив,мудр и благожелателен к людям.