ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.09.2024

Просмотров: 3012

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Пондопуло г.К.

I. Ведическая традиция

6. Кто же ведает? Кто поведает здесь?

Для миров

5. Для ритуала и обряда

II. Период упанишад

28 Видов неспособностей Девять видов удовлетворения

Учение о Брахмане-Атмане

Санкхья (создание идеальной модели ведического космоса)

Ведический образец и классическая культура индии

Часть 1 (главы 1,4,9,13)

Часть2(глава 23)

Часть 3(главы 1-5),15,18,19)

Часть 7( главы1-15,25,26)

Глава6. О месте пребывания разума

_____________________________________________________________________________

Объяснения к самхитам

Смрити («запоминаемое») - устная передача традиции,включает тексты ритуального,,законодательного,научного,эстетического характера

Итихасы - исторические предания о прошедших событиях, примыкают к ведам

Лучшее для смертных- здоровье-

Исходный принцип и доминанта античной культуры

В. Татаркевич . Античная эстетика

Притоком грязным, свежей не испить воды

Такой завет навеки положила я

Пайдейя

Приложения

3. Третьим, важнейшим структурным элементом греческой мифологии является повествование о борьбе богов и титанов и утверждении нового олимпийского поколения богов во главе с Зевсом. Боги этого поколения символизируют окончательное утверждение в организации греческого космоса разумного начала и

нового принципа организации пантеона богов, который аналогичентому ,который лежал в основе полисной организации и был отличенот принципа родовой организации. Важное место в системе олимпийской мифологии играют и герои, которые наряду с богами участвуют в установлении нового разумного миропорядка. Появление героического мифа персонажи, которых будучи смертными людьми совершают подвиги достойные богов, принимают активное участие в очищении мира от остатков хтонических чудовищ и демонов нарушающих его гармонию и получают за это бессмертие и право(как например Геракл) непосредственно общаться с богами. означало . Героический миф, оказался переходной формой к «атрибутивной» мифологии. С ее возникновением все боги греческого пантеона обретают функции, связанные с теми или иными аспектами человеческой жизни и деятельности, да и сам «образ их жизни»,наделяется человеческими чертами. Благодаря этому, жизнь богов и людей приобретает гомогенный(однородный) характер. Так например, выше уже говорилось о том, что греки считали, что прекрасным объединяющим началом для всего в жизни является воспитание», Олимпийская мифологическая традиция повествует о том, что воспитанию подвергаются также герои и боги в том числе и глава олимпийского пантеона Зевс, давший людям закон и правду. Все без исключения божества олимпийского пантеона участвуют в организации человеческой жизни. Так например, богиня мудрости Афина, выступает в качестве учредительницы афинского ареопага и аже в роли его первого председателя. Бог Аполлон, основывает один из древнейших ритуалов и храмов в Дельфах . Он не только выступает в роли организатора Олимпийских игр, но и сам является их участником. Аполлон предводитель муз-богинь знания и искусств. Среди них богини размышления, памяти, поэзии, истории, трагедии, пантомимы, астрономии, эпической поэзии. Появляются и новые боги . Дионис-бог растений и виноградарства. С его именем связан один из важнейших эллинских праздников Дионисии. Одиниз элементов ритуалов, связанных с культом Диониса послужил источником античной трагедии. Гермес, также один из молодых богов греческого пантеона. Многие функции этого божества позаимствованы из культа египетского бога мудрости и счета Тота, Он сочетает в себе функции бога мудрости и письма с функциями покровителя торговли и всяческого обмана, изобретателя лиры,»отца» логоса(слова).


Олимпийский пантеон организован в соответствии со строгой иерархией. Главное место в нем занимают три бога- Зевс, Посейдон и Аид(Гадес) между которыми поделена власть над тремя основными частями греческого космоса небом ,водной стихией и подземным царством. Зевс, является верховным богом, царем и отцом богов и людей. Он владыка неба, посылающий кораблям попутный ветер и дарующий ясные дни земледельцам. Он громовержец ,повелитель бурь, дождей и грома. Зевс управляет правильной сменой времен года. Распределяет на земле добро и зло. Он дал людям закон и правду. Посейдон- бог морей, прародитель морских чудовищ, покровитель коневодства. Он подчинен Зевсу, но независим от него в своей морской стихии. Аид-бог подземных богатств дарует людям урожай из недр. Он женат на дочери богини земледелия и урожая Деметры Персефоне, к нему в олимпийском пантеоне переходят некоторые функции этой древней богини. Все главные боги Олимпийского пантеона рассматриваются как дети Зевса. Объявляются детьми Зевса и те старые боги, которые в доолимпийский период не имели к нему непосредственного отношения. Одновременно, изменяются и их функции и их место в иерархической структуре. Одно из центральных мест среди олимпийских богов занимает дочь Зевса и океаниды Метиды Афина-богиня мудрости, мирного труда и справедливой войны. Она выступает в роли организатора миропорядка, покровительницы городов, учредительница важнейшего социального института полиса-ареопага. Дочерми Зевса и Фемиды являются здесь богини времен года Оры и богини судьбы Мойры. Дочерьми Зевса и Эвриномы богини плодородия, красоты и радости-Хариты. Детьми Зевса и Лето объявляются Артемида и Аполлон. Дочерью Зевса и Дионы, называется Афродита –богиня чувственной любви и красоты(в доолимпийской мифологии древнейшее крито-микенское божество, одна из трех «великих богинь» Деметры, Афины, Афродиты ). Детьми Зевса и Геры (седьмой и главной жены Зевса) считались: Арес-бог войны, Геба-богиня молодости и Гефест-бог кузнец.Дочерью Зевса и океаниды Стикс была Персефона-богиня произрастания злаков, владычица преисподней. От брака Зевса и Европы произошли Минос,Радамант,Сарпедон мифические властители Крита и судьи в царстве мертвых. Союз Зевса и океаниды Мнемосины дал жизнь музам, древняя традиция называла трех муз: Милету (раздумье), Мисму (память), Аэду (песню).Позднее, в состав муз вошли богини символизировавшие поэзию, науки и искусства и их число возросло до девяти: Клио-муза истории, Евтерпа- муза лирической поэзии, Мельпомена- муза трагедии, Талия-муза комедии, Терпсихора- муза танца, Эрато- муза любовной поэзии, Полигимния-муза пантомимы, Урания- муза астрономии, Калиопа- муза эпической поэзии (старшая из муз).Сыном Зевса и Семелы древней фригийской богини земли был Дионис бог растений и виноградарства воплощение дисгармонических стихийных сил предводитель менад и сатиров.С культом Диониса были связаны праздники «Дионисии» и мистериальные ритуалы , один из которых стал источником античной трагедии. Сыном Зевса и нимфы гор Майи был Гермес-посланец богов, покровитель пастухов и стад, бог торговли и обмана, покровитель путников, бог рынков и торговли. В поздне античный период он обрел функции бога мудрости, письма и счета, «отца Логоса» ( языка, речи).Детьми Зевса были также, его олицетворение, священный бык Апис и герои Персей, Геракл, Диоскуры ( близнецы) и Елена-(богиня света и плодородия древне минойского происхождения, а позднее, красавица из за, которой началась Троянская война). С наибольшей очевидностью, культурное значение греческой мифологии обнаруживается в ходе ее рефлексии, которая осуществлялась на всем протяжении истории античного мира.


Ее начало было положено созданием великих эпических поэм Гомера и Гесиода. В них впервые образ античного космоса обрел свой достаточно отчетливый и грандиозный по своему масштабу характер . Примером в этом отношении может служить знаменитый эпизод из 18 песни «Илиады Гомера в ,которой повествуется о создании богом кузнецом Гефестом щита для героя греков Ахилла, украшая он ,во всех подробностях воспроизвел в скульптурно-пластической форме образ мироздания -такой, каким оно виделось жителям Эллады в эпоху гомеровских времен:

Вначале сработал он щит и огромный и крепкий,

Весь украшая изящно; кругом его вывел он обод

Белый ,блестящий ,тройной ; и приделал ремень серебристый

Щит из пяти составил листов и на круге обширном

Много дивного бог по замыслам творческим сделал.

Там представил он землю, представил и небо и море,

Солнце, в пути неистомное, полный серебряный месяц,

Все прекрасные звезды ,какими венчается небо;…

Там же два града представил он ясноречивых народов;

В первом, прекрасно устроенном ,браки и пиршества зрелись…

Город другой облежали две сильные рати народов,

Страшно сверкая оружием. Рати двояко грозили…

Или разрушить, иль граждане должны разделиться

Всеми богатствами, сколько цветущий их град заключает…

Рыщут и Злоба и Смута, и страшная Смерть между ними

Сделал на нем и широкое поле ,тучную пашню.

Рыхлый ,три раза распаханный пар: на нем землепашцы

Гонят яремных волов ,и назад и вперед обращаясь :

И всегда ,как обратно к концу приближаются нивы,

Каждому в руки им кубок вина, веселящего сердце

Муж подает;…

Далее выделал поле с высокими нивами; жатву…

Жали наемники, в дланях серпами сверкая

Сделал на нем отягченный гроздием сад виноградный…

Там девицы и юноши ,с детской веселостью сердца,

Сладостный плод носили в прекрасных плетеных корзинах…

Там же и стадо представил волов воздымающих роги:

Их он из злата одних ,а других из олова сделал…


Далее - сделал роскошную паству Гефест знаменитый;

В тихой долине прелестной несчетных овец среброрунных…

Там же Гефест знаменитый извил хоровод разновидный…

Юноши тут и цветущие девы, желанные многим

Пляшут, в хор круговидный любезно сплетая руками…

Купа селян окружает пленительный хор и сердечно

Им восхищается; два среди круга их головоходы ,

Пение в лад начиная ,чудесно вертятся в средине.

Там и ужасную силу представил реки Океана,

Коим под верхним он ободом щит окружил велелепный,

Так изукрашено выделав щит и огромный и крепкий,

Сделал Гефест и броню ,светлее чем огненный пламень…

Этот образ «единого» мира, стал впоследствии той основой на .которой формировалась философская модель античного космоса, которая, в свою очередь,в классический период»использовалась,как структурная основа всех без исключения форм античной пайдейи- системы воспитания «лучшего» человека и гражданина. Так образы античного мифа стали той почвой на ,которой рождалась и функционировала культура классической античности на всем протяжении своего существования. В своем, капитальном исследовании «История античной эстетики А.Ф. Лосев выделяет несколько основных ее этапов. В эпоху ранней классики, родоначальники греческой натурфилософии (Фалес, Анаксимандр,Анаксимен, Гераклит), увидели в мифе господство материальных стихий. В период высокой классики Платон и Аристотель обнаружили в ней источник отдельных логических категорий. В начале эпохи эллинизма, стоики рассмотрели миф, как живой организм, управляемый своей собственной идеей, как своего рода субъект обладающий самодвижущимся началом, На заключительном этапе мифологической рефлексии античного мифа неоплатоники истолковали миф, как единство субъекта и объекта т.е. как личность, в природе и истории. В эллинистическую эпоху получили распространение и такие представления о мифе в которых он отождествлялся с человеческим индивидуумом в природе и истории (Евгемер, IV-III в. до н. э.) и о богах, как о существах обладающих человеческим обликом, но в отличие от людей вечных и блаженных. Окончательная гибель античной мифологии обозначилась в неоплатонизме, который вывел античную философию за рамки мифа, отождествив в рефлекторной форме категории античной философии и античную мифологию.»Все боги, демоны и люди, космос продумывались до своего логического конца и становились строго сформулированной логической категорией. В результате античная мифология получила свое исчерпывающее рефлексивное построение и перестала существовать в буквальном виде».109 Благодаря деятельности великих философов Эллады и в первую очередь Платона и Аристотеля была создана идеальная модель космоса, ставшая идейной основой античного образца культуры , в котором все составляющие эту культуру элементы образовали единое целое. Благодаря этому своему качеству античная культура принципиально отличалась от всех, предшествовавших ей древних культур Ближнего Востока и Средиземноморья. В своей известной работе «Античная «литература» и ближневосточная словесность» С.С. Аверинцев пишет:«Вся мысль египтян, вавилонян ,иудеев в своих предельных достижениях не философия, ибо предмет этой мысли не »бытие», а «жизнь», не »сущность»,а »существование»и оперирует она не «категориями», а нерасчлененными символами человеческого мироощущения в мире, всем своим складом исключая «технико-методическую правильность собственно философии. В отличие от них греки, если позволительно так выразится, извлекли из жизненного потока явлений неподвижно-тождественную «сущность» (будь-то «вода» Фалеса или «число» Пифагора, «атом» Демокрита или «идея»Платона) и начали с этой сущностью манипулировать, положив тем самым начало философии ..В их руках мышление впервые превратилось из мышления в мире в мышление о мире»,110 что с неизбежностью придало ему не макрокосмическую(как это было в мифологическом сознании),а макрокосмическую ориентацию( какую оно имеет в философском сознании, благодаря которому человек начинает осознавать себя в качестве не только объекта, но и субъекта познания т.е. личностью. В свою очередь, созданный на такой- философской основе образец культуры, обретал классическую форму и общечеловеческое значение.


ГЛАВНАЯ ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ ОСОБЕННОСТЬ

АНТИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ АНТИЧНЫЙ КОСМОС

Этот космос, один и тот же для всех

не создал никто из богов ,никто из

людей, но он всегда был, есть и будет

живой огонь, мерно возгорающийся

мерно угасающий

Гераклит

Главной типологической особенностью античной культуры является ее космологический характер. «Вся античная культура связана о интуицией вечно и закономерно движущегося, живого и одушевленного космоса .»111 Слово «космос» имеет два главных значения «порядок» и «украше­ние». Соответственно им и в мифологической интуиции, которой космологи­ческая идея обязана своим возникновением и в рассуждениях о космосе античных философов присутствуют два аспекта. Первый из них, характеризует космос как порождение мирового Разума, второй, связан с представлением о нем, как о прекрасном произведении искусства. Причем обе эти характе­ристики космоса рациональная и эстетическая рассматриваются в единстве и взаимной обусловленности. Характеризуя значение термина «космос», поздне античный автор Плутарх называет его «известнейшим из имен». Начиная с Пифагора, которому предание приписывает то, что он был первым, кто «назвал Вселенную космосом по порядку, который ему присущ» (ФРГФ,с.147) ,все греческие философы придавали ему предельно широкое и универсальное значение. В доклассический период космос рассматривался , как эманация проистечение) мифа. В поэме Гесиода «Теогония» , в которой было впервые проведено разграничение хаоса и космоса, представление о мировом порядке представление по аналогии с господствовавшими в общинно родовом строе кровно родственными отношениями. Все боги и герои представлявшие космос характеризовались, прежде всего, исходя из их родственных отношений друг с другом. В это же время зарождается и представление о нем, как о «живом организме», как о телесном объекте и живом мыслящем разумном сущест­ве, обладающем бессмертием, могуществом и совершенной красотой. Соответс­твенно этим качеством космосу придавался статус божества.

Первые попытки, каким то образом определить происхождение и структуру космической организации были предприняты еще в архаическую эпоху в древнейших космогонических системах. Одна из них. наиболее известная и популярная, связана о именем мифического поэта и прорицателя Орфея и его учеников Мусея и Лина. характеризуя их представления о происхожде­нии космоса Аристотель в своем трактате «Метафизика»(1У.1091 b 6), пишет о том, что они считали, что мир был порожден не его правителем Зевсом, о которым связано представление о благом и прекрасном(гармонически ор­ганизованным) начале, а в результате взаимодействия первобытных - стихий­ных существ(начал):Ночи, Неба, Хаоса, Океана и в этом они сходятся с фи­лософами(имеются ввиду представители натурфилософии), которые так же утверждают вторичность космоса(организованного мира) по отношению к первичному мировому хаосу. Одновременно с таким истолкованием идеи космоса этот термин употреблялся Орфеем для обозначения распорядка стихов у Гомера.