ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.09.2024
Просмотров: 3025
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
6. Кто же ведает? Кто поведает здесь?
28 Видов неспособностей Девять видов удовлетворения
Санкхья (создание идеальной модели ведического космоса)
Ведический образец и классическая культура индии
Глава6. О месте пребывания разума
_____________________________________________________________________________
Итихасы - исторические предания о прошедших событиях, примыкают к ведам
Лучшее для смертных- здоровье-
Исходный принцип и доминанта античной культуры
В. Татаркевич . Античная эстетика
С началом классической эпохи эти архаические представления о космосе конкретизируются. Уже в период ранней классики космос, его происхождение и структура становятся предметом размышления. Оформление, моделирование космоса становится главной проблемой древнейшей греческой натурфилософии, среди которых были выдающиеся мыслители.Первый из них, милетец Фалес, утверждал, что исходным элементом космической структуры является вода. Анаксимандр утверждал, что космос образуется из бесконечного множества разнообразных элементов из взаимосвязи которых образуется бесконечное количество миров-космосов. Великий создатель античной диалектики Гераклит характеризует космос, как вечно возгорающийся и вечно угасающий огонь, возникающий и гибнущий в соответствии с присущим ему законом(логосом). Анаксимен, в качестве такого первоначала называет воздух. Его ученик Анаксагор считал, что в основе космической организации лежит мировой ум. Его сочинение начиналось словами: «Все, что имеется было совокупно, затем пришел Ум и установил в нем распорядок». За это утверждение самого Анаксагора прозвали Умом.112Такое понимание истока космического миропорядка потенциально содержало в себе возможность разграничения предметной и умопостигаемой (идеальной) модели космоса и было первым шагом к истолкованию этого термина в качестве философской категории.
Наиболее значительный вклад в философском осмыслении идеи космоса был сделан Пифагором. Развивая мысль о том, что космос является порождением мирового Ума великий мыслитель стремился придать ему математически обоснований характер и утверждал ,что его конкретным выражением является число «благодаря которому произошло все». С помощью различных числовых отношений он пытается объяснить не только различие между вещами, но и людьми. По свидетельству Аристотеля, с этой целью он попытался создать дать и числовое определение добродетели. По мнению Пифагора основу космической организации составляет гармония, которая может быть выражена в системе арифметической, и соответствующей ей музыкальной пропорции. Пифагор «учил, что счастье (эвдемония) заключается в знании совершенства числа»113 Свое завершение натурфилософская концепция космоса нашла в учении великого античного философа Демокрита, который рассматривал природный космос, как совокупность порядка состоявшую из атомов и распространяет это понятие на государство объявляя присущий ему порядок космосом" и называет человека «микрокосмосом».114
Несмотря на все эти новации, связанные о попыткой выработать философское определение космоса, создателям натурфилософии, не удалось решить эту задачу. В этот период термин «космос» все еще рассматривается преимущественно а своем «бытовом» нефилософском значении, как определяющий правильный порядок и устройство вещей, человеческого поведения, языка и .наконец всего мира.
Философское определение космоса было дано в период высокой классики Платоном. В его знаменитом диалоге «Тимей», все известные еще со времен ранней классики элементы космической организации (эйдос, логос, число) были представлены в качестве диалектических обоснованных категорий, характеризующих космос как единое целое.
Категория единого была предметом постоянного интереса и у представителей ранней натурфилософии (Анаксагора, Гераклита, Эмпедокла, Пифагорейцев), однако подлинный переворот в этих представлениях произошел, позднее. в период средней классики и был связан о деятельностью учителя Платона, Сократа, который перестал, как это делали натурфилософы, «рассматривать вещи сами по себе» и начал их расчленять и обобщать т.е. сделал их предметом логического анализа. Платон попытался объединить, в своих рассуждениях о космосе, результаты интуитивных прозрений ранних натурфилософов и новую, логико-философскую методологию Сократа.В результате ему удалось в создать в своем диалоге универсальную (идеальную) модель античного космоса. «Отсюда, - пишет А.Ф.Лосев. -в античной философии возникла диалектика такого единого, которая охватывала всю действительность и тем самым оказалась выше ее.»115Учение Платона о «едином» стало, в эпоху завершения классического периода, тем идейным основанием, которое придало античной культурной традиции целостность. Благодаря, разработанной великим мыслителем, в этом учении диалектике все, известные еще со времен ранней классики, смысле -образующие элементы античной культуры приобрели значение философских категорий.
ОСНОВНЫЕ СМЫСЛООБРАЗУЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ
АНТИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ
Мудрость состоит в том, чтобы знать
все как одно.
Гараклит
Исходным смыслообразующим элементом культурного сознания античного человека в классический период была категория эйдоса. Его первоначальное смысловое значение, определялось как «видимая форма». В этом своем значении термин эйдос, употребляли основатель греческой медицины Гиппократ и «отец истории» Геродот. Позднее, в эпоху средней классики в этом же значении его использовал историк и философ Ксенофонт, автор знаменитых «Воспоминаний о Сократе».В период высокой классики Платон придает ему универсальное значение, как исходному принципу космической организации. По мнению философа любая вещь и мир в целом, обладающие телесный природой, имеют свои эйдосы. В качестве эйдоса эйдосов выступает Единое (Благо).В некоторых случаях Платон отождествлял термины эйдос и идея, рассматривая эйдос ,как образец для реальных веществ и существ. Истолкованный таким образом эйдос Платон обозначает оловом парадигма ( образец) .Значение этой категории в культурном сознании античного мира определялось тем, что, античные мыслители (и прежде всего Платон),использовали его для придания своим культурологическим конструкциям образцового, общезначимого характера. Согласно учению Платона познание эйдосов возвышает и очищает душу, дает истинное знание и позволяет правильно ориентироваться в пространстве. В процессе познания эйдосов человек обретает знание той высшей цели (Блага), к которой человек должен стремится всегда и во всем, без этого ни о какой культуре, применительно к человеческой жизни, не может быть и речи. Учение об эйдосах организует все основные структурные элементы космологии Платона такие как: ум (средоточие всего осмысленного, оформленного, созидательного, активного), тело (живое, прекрасное тело космоса), мировая душа (самодвижущее начало космоса). Такие качества миропорядка, как красота, добродетель также являются результатом подражания его эйдосу, выступающего в роли главного принципа космической организации. Этот порядок Платоном рассматривается не абстрактно. Философ придает ему телесный облик и пластичные очертания. Подражая идеальному космосу человек обращает для себя источник физического и духовного здоровья, такое подражание, является необходимым для тех .кто стремится к благой (счастливой) жизни. В диалоге «Горгий» Платон, вкладывает в рассуждение одного из его персонажей - Сократа, следующие мысли: «Речи достойного человека всегда направлены к высшему благу, он никогда не станет говорит наобум, но всегда держит в уме какой-то образец, как и все остальные мастера, стремясь выполнить свое дело, каждый из них выбирает нужные снасти не кое-как, но чтобы вещь, над которою они трудятся, приобрела определенный вид. Взгляни если хочешь на живописцев, на строителей, на корабельных мастеров, кого ни выберешь, в каком порядке располагает каждый все части своей работы, подгоняя и прилаживая одну к другой, пока не возникнет целое - стройное и слаженное! Подобно остальным мастерам и те, о которых мы говорили недавно те, что заботятся о человеческом теле, - учители гимнастики и врачи - как бы налаживают тело и приводят его в порядок... А порядок и слаженность в душе надо назвать «законностью» и «законом» и через них становятся люди почтительны к законам и порядочны, а это и есть справедливость и воздержанность». «Горгий»116. В IV книге диалога «Государство», где речь идет об идеальной модели государства, Платон утверждает, что основу его составляет идея порядка, организации ( при помощи закона) жизни всех входящих в него граждан. При этом он замечает, что «...в вопросе совершенствования государства способность каждого гражданина делать свое дело соперничает о мудростью, рассудительностью и мужеством» т.е. о той «гармонией добродетелей «в душе человека, которые образуют в ней «некое созвучие и гармонию ... нечто вроде порядка - космоса.»117
Универсальное смыслообразующее значение эйдоса определялось и тем, что объединяя в сознании эллинов в единое целое все многообразие материальных, и духовных элементов он давал возможность представить это единое в, телесных, зримых, пластических образах, что было немаловажно для них, считавших зрение «источником величайшей пользы».В диалоге «Тимей» Платон утверждает: «Да я говорю о зрении, как об источнике величайшей для нас пользы, вот и в нынешнем нашем рассуждении (речь идет о космосе Г.П.) мы не смогли бы сказать ни единого слова о природе Вселенной, если бы не видели ни звезд, ни Солнца, ни неба. Поскольку же день и ночь, круговороты месяцев и годов, равноденствия и солнцестояния зримы, глаза открыли нам число, дали понятие о времени и побудили исследовать природу Вселенной, а из этого возникло то, что называется философией и лучше чего не было и не будет подарка смертному роду от богов. Я утверждаю, что именно в этом высшая польза очей».118 Из этого рассуждения Платона следует, что власть зрения распространяется им не только на мир предметов и тел, но и на мир умопостигаемых сущностей-мир идеальный. То, что это действительно так, свидетельствует и еще одно описание идеального космоса в диалоге «Федон». Он представлен в этом диалоге в образах, которые во всем подобны образам предметного мира, только здесь, яркость их « чувственных красок» интенсивней, а «красота форм» более совершенна. Здесь нет «затемняющих» их моментов и всяких земных несовершенств. Этот мир блещущий яркими красками, наполненный прекрасными предметами и чистейшим воздухом, населяют люди ведущие блаженную жизнь. Они непосредственно общаются здесь с богами.119(110b- 111c). В будущем эти живые картины идеального мира, столь подробно и зрительно достоверно представленные Платоном, вновь оживут в произведениях европейской живописи эпохи Ренессанса и Классицизма, стремившейся придать образам искусства идеала правдоподобие и жизненную достоверность .
Вторым, важнейшим смыслообразующим элементом античной культуры был логос. Этот термин, употреблялся в античности во многих различных смыслах (слово, понятие, определение, закон, суждение, мысль, принцип, причина, наука, метод, разум). Главными же из них являются речь, язык и закон.Определяя в своем трактате «Политика» сущность человека, Аристотель называет его «существом обладающим логосом», потому, что «...один только человек из всех живых существ одарен речью. Голос выражает печаль и радость, поэтому он свойственен и остальным живым существам... но речь способна выражать и то, что полезно и что вредно, равно, как и то, что справедливо и несправедливо...только человек способен к восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость и т.п. А совокупность всего этого и создает основу семьи и государства».120 .При этом античный мыслитель отмечает, что владение логосом дает человеку возможность в полной мере реализовать себя и как существо общественное. Таким образом, логос, как считает античный мыслитель, объединяет разум и нравственный закон мудрость и социальную практику.
Первая попытка создать философию логоса была предпринята в период ранней классики великим античным философом Гераклитом. В сохранившихся свидетельствах древних об учении этого мыслителя есть афоризмы посвященные логосу. Вот некоторые из них: «Люди- боги, боги- люди. Ибо логос один для всех» .Древние комментаторы истолковывали смысл этого изречения Гераклита следующим образом «.Тайное явно, Бог в человеке, и человек- Бог, а волю Отца исполняет Посредник, так как Слово(Логос)-Посредник(между Богом и человеком, общий им обоим»121. К этому комментарию, христианского учителя из Александрии, жившего во II в. н. э. следует добавить, что Гераклит, в отличие от своего комментатора, в качестве единого Бога, признавал не Христа, а Мировой Ум: «...мудрым Существом можно считать только одно: Ум могущий править всей Вселенной».122 Символом этого могучего существа он считал огонь. Об этом говорится в одном из самых известных изречений, великого мыслителя: «Этот космос, один и тот же для всех, не создал никто из богов и никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живой огонь, мерно возгорающийся и мерно угасающий.».123. Таким образом, ум и огонь, у Гераклита, не что иное, как синонимы логоса .Знание логоса, считает Гераклит это высшее знание, дающее мудрость: «Выслушав не мою, но эту - вот Речь(Логос).должно признать, мудрость в том, чтобы знать все как одно». Однако, знание логоса, хотя действие его очевидно, у большинства людей отсутствует: «Эту - вот Речь(Логос) сущую вечно люди не понимают и прежде, чем выслушать ее, и выслушав однажды. Ибо, хотя все люди сталкиваются напрямую с этой вот Речью (Логосом),они подобны незнающим ее, даром что узнают на опыте точно такие слова и веши, какие описываю я, разделяя их согласно природе (истинной реальности) и высказывая их так, как они есть. Что же касается остальных людей, то они не осознают того, что делают наяву, подобно тому как это не помнят спящие».124 Знание логоса, является той основой, которая способна дать человеку правильное понимания как мироздания так и своей собственной жизни. Оно противопоставляется Гераклитом, «многознанию» котором он говорит с издевкой и презрением, так как только «знание логоса способно научить человека уму». В период ранней классики, к которому относится деятельность Гераклита, логос таким образом, с одной стороны, отождествлялся с реальной вещью (огнем, например), о другой, как основной закон и принцип космического миропорядка, как своего рода судьба, властвующая не только над людьми, но и богами. Даже солнце, - говорит Гераклит, - не может преступить положенную ему меру, так как иначе их настигнут Иринии - блюстительницы Дии(правды).Знаменитый фатализм древних греков, одним из главных своих истоков имеет такое понимание логоса.125
В период средней и высокой классики человек идея логоса соотносится с человеком, который характеризуется, как «живое существо обладающее логосом»126 -, так определяет его Аристотель. . Подобное представление о человеке, - пишет Г.-Г. Гадамер, - «стало в западноевропейской традиции стало каноническим в том смысле, что человек animal raсionale , разумное живое существо, отличается от прочих животных способностью мышления. Следовательно греческое слово Logos воспринимается как разум, а соответственно и мышление. На самом же деле это слово, прежде всего, означает язык». Несмотря на то, что в античном мире термин логос употреблялся постоянно и в разные эпохи ему придавалось различное значение, он все же является «оригинальным порождением греческого гения»127 и характеризуется прежде всего тем ,что в нем утверждается идея о глубочайшем единстве мысли и слова и неразрывной связи их с практическим использованием. Характер воздействия логоса на человека, его гармонизирующая роль в деле формирования «лучшего» человека и «образцового гражданина» была рассмотрена Платоном в его диалогах «Государство» и «Законы». В них логос включен, наряду с мифом, в мусические искусства являющиеся одним из двух важнейших элементов «великой пайдейи».
Третьим, важнейшим смыслообразующим элементом античного культурного сознания, является число. Эта категория имеющая отношение к структурной характеристике античного космоса, издревле, еще со времен древней натурфилософии, вызывала интерес античных мыслителей. Она интересовала их и с точки зрения той огромной роли, которую, по их мнению играло число, как в организации мирового космоса так и в человеческой жизни.Античное учение о числе опиралось на мифологическую интуицию, в греческой мифологии постоянно встречаются числовые обозначения тех или иных ее структурных элементов. Числа определяют натурфилософ количество божественных персонажей, жертвенных приношений, участников тех или иных событий. Так у Гомера, число 3 употребляется 123 раза, у Гесиода, в "Теогонии", прародители богов имеют тройное потомство. В "Илиаде", герои Эллады Диомед и Ахилл, после гибели друга Ахилла Патрокла, приносят в жертву 12 пленников,12 жертвенных бычков. В «Одиссее»,12 участников одиссеевской разведки, 12 женихов Пенелопы,12 рабынь, неверных служанок, казненных в доме Одиссея,12 фракийских царей и т.д. и т.п.
В период ранней классики Пифагор и представители его школы, впервые придают учению о числе универсальное значение. Они пытаются, используя число объяснить различия отдельных вещей, добродетель, произведений искусства. Пифагор, был первым из античных философов, который предпринимал попытку создать математическую модель, как макро так и микро космоса, объявив числа "элементами всего сущего 128. В этот период, когда числа отождествлялись с вещами(позднее им придается значение, как структурным элементам космоса) Пифагор утверждал, что без использования чисел невозможно никакое познаниетам же.129 Пифагорейцы приписывали числам, созидательную функцию, которая проявлялась, в частности, в том, что числа образуют определенные геометрические формы. Связь чисел и геометрической фигурности, определялась, путем обращения к исконной интуиции античной мифологии, которая представляла мироздание в виде сформированного и точно очерченного, вещественного и вполне материального тела. Пифагорейцы создали учение не только о единой числовой первооснове правильности геометрических форм, но и развили учение о музыкальной гармонии, придав ему всеобщее космическое значение, что дало начало представлению о космосе, как о «хорошо настроенном музыкальном инструменте» (Платон). Пифагореец Филолай учил, что «числа являются принципом всеобщего оформлени» , как у богов так и у людей, в природе в искусстве и во всем космосе.130 При этом, пифагорейцев интересовали не только «конечные числа», но и «число вообще" и главным образом его значение в понимании не суммы частей, а целого.Гераклит трактовал число, как единство «конечного и беспредельного» и рассматривал его в единстве с эйдосами и логосом, как структурное выражение «единого». Позднее такое понимание числа получит развитие у Платона.