ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.09.2024
Просмотров: 3017
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
6. Кто же ведает? Кто поведает здесь?
28 Видов неспособностей Девять видов удовлетворения
Санкхья (создание идеальной модели ведического космоса)
Ведический образец и классическая культура индии
Глава6. О месте пребывания разума
_____________________________________________________________________________
Итихасы - исторические предания о прошедших событиях, примыкают к ведам
Лучшее для смертных- здоровье-
Исходный принцип и доминанта античной культуры
В. Татаркевич . Античная эстетика
С эстетических принципом середины, так или иначе, соотнесены все основные категории культурного сознания античности и все основные институты античной культуры. Рассмотрим некоторые из этих категорий и институтов в их взаимосвязи и исторической динамике. Такими категориями являются: мера, гармония, прекрасное, подражание (мимезис), очищение (катарсис).
Мера- пожалуй, древнейшая из категорий античного культурного сознания, Она утвердилась в нем, со времен первых древнегреческих натурфилософов, которые придавали ей исходное значение в определении целостности любого телесного объекта будь то мировой космос или человек. Позднее этот термин был конкретизирован в таких категориях, как симметрия, ритм, центр ..середина, которые с течением времени обретают все более отчетливо - выраженную эстетическую окраску и использовались для характеристики макро и микро космоса в качестве эстетических объектов.
Гармония - важнейшая структурных категорий античного сознания. Ее первоначальное значение - скрепы, гвозди, скрепляющие части корабля, соединяющие его в некий определенный порядок, благодаря которому появляется сродное морской стихии орудие-корабль , посредством которого человек, как бы врастает в тело этой природной стихии - важнейшей для грека, который согласно мифологической традиции считал стихию моря (Океана). Границей, которая обозначает ойкумену - территорию его жизни.
Умение строить корабли было делом освященным богами, не даром одним из даров титана Прометея было научение людей строить корабли. Позднее, натурфилософы истолковывают этот термин, как определение того принципа, который лежит в основе всякой наилучшим образом организованной вещи(тела). Так, принцип гармонический организации лежит в основе всего мирового космос. Он заложен в единстве всех его разнородных элементов и частей. Если, в эпоху ранней классики пифагорейцы стремились придать принципу гармонии числовое выражение, то в дальнейшем он соотносится о такими важнейшими категориями античного культурного сознания как середина и добродетель.
Близкой к категории гармонии является категория прекрасного. Первоначально этот термин отождествлялся с определенными качествами вещей и люд ей. Прекрасной считалась любая хорошо сработанная вещь, а также все соответствующее традиции, и то что человеколюбиво.
В период ранней классики к области прекрасного относили не только то, что имело отношение к искусству, но считали, что истинно прекрасное связано о мудростью и умеренным, упорядоченным образом жизни.
В период средней классики Сократ определял прекрасное, как строгий порядок во всем. Платон трактует прекрасное. как ид ею, которая находит предметное воплощение в вещественном, идеально организованном, прекрасном и живом космосе и создает учение о нравственно-прекрасном" основу, которого составляет эстетический принцип середины. Для Аристотеля, прекрасное - это "соответствие величины предмета его сущности, А в человеке взаимосоответствие души и тела. В произведениях этих мыслителей прекрасное органически связано с добродетелью.
Непосредственным проявлением прекрасного является красота в ее высшем универсальном выражении. А.Ф.Лосев отмечает семь ее значений: красота есть свет, любовь, пластическая фигурность, символ, вечная жизнь, порождающая модель (адекватно воплощенная во всем, что она моделирует), закон.145
Подражание - эта категория имеет отношение к проблеме происхождения культуры и искусства. Традиционным для античности представлением об искусстве была убежденность в его божественном происхождении. Вмести с этим ,общим для всей античности, била характеристика искусства, как подражания (мимезис) природе .Учение о подражании, как универсальном принципе, имеющем определяющее значение для всех искусств, создал Демокрит, который утверждал, что всем умениям(искусствам) человек научился благодаря подражанию природе. Он учил, что: «воспитание и природа подобны», добавляя при этом, что подражание не тождественно бездумному копированию природных объектов и процессов, а предполагает создание «второй природы» (культуры), для которой первая природа выступает в качестве образца (закона). В процессе создания второй природы в человеческой жизни начинает властвовать закон, и она упорядочивается. Сам человек, обретает при этом новые - высшие качества. Главным из них является мудрость, которую Демокрит называет «Афиной – Тритогенеей», благодаря ей он научается «выносить прекрасные решения, безошибочно говорить и делать то, что следует».146 С точки зрения Платона, высшая мудрость состоит в постижении «эйдоса эйдосов» она доступна лишь философам, когда они в своем стремлении к высшему знанию опираются не на деятельность чувств и разума, а на ту эстетическую интуицию, которая свойственна великим художникам в момент творческого акта. В диалоге «Федр» он указывает на то, что тот, кто следует ремесленной выучке занимается (будь-то поэт, скульптор, живописец, ученый) искусством нес свершенным. Истинным является лишь искусство философа, постигающего образец (идею) в порыве неистового вдохновения и действующего согласно образцу.147Свое наиболее законченное оформление такое понимание искусства находит у Аристотеля в его учении о середине: «Если... всякая наука успешно совершает свое дело...стремясь к середине, а обладание серединой благотворно, причем искусные мастера, как мы утверждаем работают с оглядкой на это правило, то добродетель, которая так же, как природа, а точнее и лучше искусства любого мастера будет, пожалуй попадать в середину».148
Идея «эстетической середины» лежит и в основе еще одного важного термина античной куль туры, каким является катарсис. Непосредственное отношение он имеет к таким институтам античной культуры как музыка, мистерия и трагедия.Главный смысл этого термина катарсис может быть определен, как «очищение от дурных страстей» - тех, которые разрушительно действуют на гармоническое развитие тела и духа. Важнейшими средствами катарсиса, со времен Пифагора считалась музыка и связанные с ней хоровое пение и танец. Несколько позднее в средней и высокой классике - трагедийное действие. Прежде чем музыка, пение, танец и трагедийное действо приобрели значение в качестве самостоятельных искусств, они были неотъемлемой частью ритуальных и мистериальных действий, однако и здесь они рассматривались, как средство физического и духовного очищения. В классический период в системе пайдейи они использовались и как средство воспитания «лучшего гражданина».
Древнейшим институтом древнегреческой культуры была музыка, игравшая в жизни греков, начиная с архаической эпохи, важнейшую роль.
Зарождение греческой музыки было связано с именем спартанца Терпандра, жившего в VII в. до н. э. Он создал музыкальную форму, получившую наименование nomos («закон», «порядок»). В ранний период музыка была тесно связана с культами, мистериальными действиями, танцем, поэзией. Пифагорейцы создали учение о музыке, как искусстве, «воздействующем на душу». С этим качеством они связывали и ее воспитательное значение. В классическую эпоху, музыка стала рассматриваться, как один из двух главных (наряду с гимнастикой) элементов античной системы воспитания, Греческий писатель и философ Плутарх, живший в I в. н. э., который был одновременно и одним из наиболее авторитетных историков и теоретиков античной музыки писал: «Важнейшим и более всего присущим музыке свойством является соблюдение во всем соответствующей меры». Такой взгляд на эстетическое значение музыки был характерен для всей античной эпохи. Его не смогли поколебать и получившие некоторое распространение в V в. до н.э. взгляды на музыку, как на развлечение, не имеющее воспитательного значения. Музыкальные состязания на всем протяжении истории античного мира оставались непременной частью Олимпийских игр, важным элементом мистериальных действий и гражданских церемоний, среди которых особое место занимали многочисленные праздники. Праздники играли большую роль в организации экономической, социальной и бытовой жизни греков, сплачивая жителей полисов в единое целое, формируя у них чувство гражданской ответственности и патриотизма. Греческий термин демос, первоначально обозначавший «деревенский народ», благодаря этому наполнялся новым социально-политическим содержанием. Праздники включали: жертвоприношения богам, спортивные состязания и исполнение гомеровских гимнов, ритуалы преподнесения даров и омовения статуй богов, состязания музыкантов и певцов, пиры (симпозиумы), сопровождавшиеся философскими диспутами. Наиболее значительными были Панафинеи, проводившиеся ежегодно в честь богини Афины, и Великие Панафинеи, которые устраивались один раз в четыре года. Наряду с ритуалом, связанным с поклонением Афине, они сопровождались гимнастическими, военными, конными состязаниями, исполнением гомеровских гимнов. В V в. до н. э. Перикл ввел в программу Панафинеи состязания кифаредов, флейтистов и певцов. Были и другие, земледельческие праздники, посвященные Афине, связанные с произрастанием хлебов, началом жатвы, сбором плодов, отвращением засухи. На них, помимо ритуальных действий, совершался и обряд, посвящения в воины юношей, достигших определенного возраста, во время которого они приносили клятву верности и гражданского служения полису. Важную роль играли в жизни греков Дионисии и Ленеи, сельские и городские праздники, связанные с культом бога виноградарства и плодородия Диониса. Первоначально они проводились календарно. С середины VI в. до н.э. Дионисии стали общегосударственным праздником, его основной частью было театральное действо Дифирамб (слово обозначает одно из культовых имен бога), которое стало источником античной трагедии. Четырьмя общеэллинскими праздниками были олимпийские, пифийские, немейские и истмийские игры, которые лишь формально были связаны с культами греческих богов (Зевса, Аполлона, Посейдона). Они включали гимнастические, конные, поэтические и мусические состязания, которые заканчивались награждением и чествованием победителей и пиром, который неотъемлемой своей частью имел философский диспут и состязание в красноречии.Катарсис составлял основу и такого института античной культуры, как мистерия. Наиболее почитаемыми были в Древней Греции Элевсинские мистерии, их значение в жизни греков можно сравнить только со значением Олимпийских игр. Мистерии возникли еще в догомеровские времена и имели своим первоначальным источником мистерии Египта и Ближнего Востока. Традиция связывала установление Элевсинских мистерий с именем поэта и жреца богини Деметры Эвмолпа. Ранее они имели отношение к культу «трех великих богинь» (Афины, Афродиты и Деметры-Персефоны). В этот период главным обрядом мистерии был обряд посвящения юношей, достигших зрелого возраста, (куретов) в воины. Позднее был связан с культом богини земледелия и плодородия Деметры. В символико - драматической форме он воссоздавал миф о Деметре и ее дочери Персефоне. Процесс мистериального действия носил сложный характер и включал ряд этапов. Его главной целью было осуществление духовного рождения мистов -посвященных в ритуал мистерии путем «очищения» в процессе мистериального действа их тел и душ. Содержание ритуала мистерии считалось величайшей тайной, а разглашение ее каралось смертью. Многие видные представители античной культуры были связаны с Элевсинскими мистериями. Жрецом мистерий был, по преданию, великий поэт Орфей. Пифагор, был посвящен в их таинства мистерий жрецами и магами во время своего путешествия в Египет и на Ближний Восток. Ямвлих Хакидский в своей книге «Жизнь Пифагора», говорит о том, что они научили его символическому языку - языку мифов не владея, которым невозможно проникнуть в тайный смысл мистериального действа и постичь заключенную в них мудрость. Овладев этим языком Пифагор стал великим философом, т.к. философия это не что иное, как «любовь к мудрости». Впоследствии, используя символический язык он приобщал своих учеников к философии и о тех пор она получила широкое распространение».149
Наиболее ярким примером, катарсического действа является античная трагедия. Возникновение, трагедии связано с эрой расцвета греческого полиса. Появление первых трагедий о традиция связывала с именем Феспида (535 г. до н. э.). Самым древним сценическим воплощением трагедии считалась трагедия Эсхила «Персы», а постановка его трагедии «Прометей прикованный», - началом драмы. Если исходное значение имел для трагедии дионисийский дифирамб, то драматическую форму она обрела благодаря использованию образца заданного Элевсинским ритуалом-дромом. «Каждая из его частей («оргий»), обозначалась определенным сочетанием четырех природных стихий: ветра - воды, земли - огня, символами которых выступали боги олимпийского пантеона.150.
Тремя великими творцами античной трагедии были Эсхил, Софокл и Эврипид. В ней процесс «рождения человека духовного из человека естественного» утрачивает ту таинственность, которая окружала его в мистериях и соотносится с сюжетами не божественной, а реальной человеческой жизни. Хотя божественные персонажи в античной трагедии присутствуют постоянно, но все их действия оказываются здесь непосредственно связаны с событиями и делами людскими. Участие богов в делах людей призвано, придать им космический масштаб и тот накал чувств и переживаний, который способен подобно огню «очистить» души зрителей трагедии от дурных страстей и устремить их все их помысли к благой жизни. В трагедии находят отражение все важнейшие проблемы, в возникающие в человеческой жизни в период великой исторической ломки-перехода от общинно - родовых к цивилизованным формам жизни. В них постоянно звучит тема необходимости духовного обновления человека, страстный призыв к «выдавливанию» им из себя, оставшегося от прежних времен «звериного» начала, к преодолению «варварского наследия и организации человеком своей жизни в соответствии с «законом» и «правдой» (справедливостью). Как правило, этот призыв подкрепляется авторитетом богов. В последней, третьей части трагедии Эсхила «Орестейя», богиня мудрости Афина выступает в роли учредитель Афинского ареопага(верховного законодательного органа) и определяет устав –закон, ему должны отныне следовать все жители Афинского полиса, божественным покровителем ,которого является эта богиня, Установление закона должно в корне изменить жизнь афинян, которых была до этого полна смертельных распрь и ,казалось бы ,непреодолимых противоречий:
Глашатай, начинай! Утихомирь народ...
Труба велит молчать, чтоб слушал город весь
Устав, который вам на веки вечные
Даю сегодня...
На этом холме... (по имени Ареопаг Г.П.)
Пусть днем и ночью холм внушает гражданам
Почтение и родственный почтению
Страх перед виной. Пусть не будет новшеством.
Устав мой осквернен: прозрачный ключ взмутив