ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.09.2024

Просмотров: 3042

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Пондопуло г.К.

I. Ведическая традиция

6. Кто же ведает? Кто поведает здесь?

Для миров

5. Для ритуала и обряда

II. Период упанишад

28 Видов неспособностей Девять видов удовлетворения

Учение о Брахмане-Атмане

Санкхья (создание идеальной модели ведического космоса)

Ведический образец и классическая культура индии

Часть 1 (главы 1,4,9,13)

Часть2(глава 23)

Часть 3(главы 1-5),15,18,19)

Часть 7( главы1-15,25,26)

Глава6. О месте пребывания разума

_____________________________________________________________________________

Объяснения к самхитам

Смрити («запоминаемое») - устная передача традиции,включает тексты ритуального,,законодательного,научного,эстетического характера

Итихасы - исторические предания о прошедших событиях, примыкают к ведам

Лучшее для смертных- здоровье-

Исходный принцип и доминанта античной культуры

В. Татаркевич . Античная эстетика

Притоком грязным, свежей не испить воды

Такой завет навеки положила я

Пайдейя

Приложения

Ли цзы-«Книга ритуалов»(записана в IV- I вв до н. э..Основа китайской доктрины.Верность древней традиции. Следование ритуалу имеет главной задачей –воспитание,духовное возрождение народа и правителя. «Ритуал основан на постоянстве движения неба,плрядке явлений на земле и поведении народа..» пишет любимый ученик конфуция в летописи»Цзо чжуань». Важнейшим положением этого канона «Ли цзы» является проблема действенности ритуала. Она определяется его связью с долгом(и),в основе которого лежит заложенное в природе человека стремление следовать «корню неба»(«тянь гень»). Центральное место в «Ли цзы» занимает глава «Великое учение»,которая начинается с определения главной обязанности правителя.слстоящей в «просвещении народа»,которое должно осуществлятся в школах в соответствии со знанием,содержащимися в древних канонах.Обучение должно быть постоянным и никогда не прерываться.В главе «Поведение ученого»,говорится о том,чт он должен быть»образцом добродетели»Его ,важнейшими качествами должны быть «гуманность».скромность,воздержанность в речах,справедливость в суждениях.В окончательныую редакцию текста «Ли цзы»,конфуцианцы включили два небольших текста « О середине»(«Чжун юн») и «О музыке» («Юэ цзын»), Середина и музыка,рассматривались в качестве важнейших организующих факторов в результате которых во всей системе космической организации и человеческой жизни может быть достигнута гармония(Хэ). Впоследствии эти тексты вошли в главный конфуцианский канон «Шестикнижье»(Лю и) в качестве самостоятельных его частей

И цзын- «Книга перемен»(Как самостоятельная книга сложилась вVIв.до н. э.)

Этот текст первоначально не входил в конфуцианский канон т.к.,во времена Конфуция ее содержание исчерпывалось перечислением 64 гексаграмм.афоризмам к ним и афоризмам к отдельным чертам. Вместе с тем Конфуций считал задачу изучения и истолкования это текста важнейшей задачей,созданной им философской школы «Жу цзя».В результате были созданы знаменитые комментарии «Десять крыльев»(Ши и) в результате,чего текст «Книги перемен»окончательно утратил облик гадательной книги и обрел черты философского текста ,которому было суждено сыграть в культурной истории Древнего Китая» исключительную роль.

Самому Конфуцию принадлежит лишь одно сочинение«Чунь цзю»(Весны и осени»),являющейся хроникой царства Лу. родины Конфуция

Основным произведением излагающим учение Конфуция являются «Суждения и беседы»(«Лунь юй»).представляющие запись бесед Конфуция составленная его учениками. Центральее место в нем занимает : учения ЖЕНЬ (человечность), о ЛИ( ритуале) и учение о ЦЮНЬ ЦЗЫ (благородном муже).Во всех этих тесно связанным между собой учениях Конфуций неукоснительно следует традиции,восходящей истоками в древние каноны,систематизируя их соержание в соответсвии с запросами своего времени. Итогом работы Конфуция и его школы было оформление культурного образца,предопределившего направленность культурного развития Китая на протяжении многих столетий,что нашло отражение в характеристике этого великого мыслителя,как «учителя десяти тысячь поколений»


Учение добродетели Ключевую роль в учении Конфуция о добродетели играет ЖЭНЬ(человечность) ,которому он придает универсальное значение. ВКонкретном смысле этот терминобозначает-«человек»,в широком значетве «человеколюбие»- любовь к людям вообще . Специальное смысловое значение этого термина состоит в том,что он используется в качестве критертя отличающего благородного правителя и человека,от «низкого»,ничтожного человека.Опираясь на это значение тнрмина «жэнь» Конфуций формулирует систему 5 сновных добродетелей(четырехДЭ) :жэнь(человеколюбие,взаимность),и(долг,справедливость),ли( ритуал,этикет),синь(доверие, вера),чжи( стремление,желание,знание).Он соотносит эти добродетели с интуициями древней космогонии о ци(частицах Иньи Ян):о законе неба-символом которого выступает путь ДАО :о мировой гармонии ХЭ,связанной с «серединой»и «музыкой»; с принципом пом «недеяния» (УВЭЙ)-основой всех изменений в природе и всех форм организации государственной жизни и этических норм человеческого поведения.Результатом этого соотнесения мировой и человеческой жизни становится наполнение каждого из названных выше терминов новым смысловым содержанием. Термин ЖЭНЬ употребляется для обозначения культуры в самом широком ее понимании,как процесс синхронной организации мировой и человеческой жизни.Термин И,как символ должного действия человека,стремящегося сохранить мировую гармонию. Термин ЛИ.как верность традиции,обуславливающей понимание истинного пути мироздания и человека. Термина СИНЬ,как выражение как выражение необходимости развитии человеком.саложенного в нем от природы стремления к совершенствованию.Термин ЧЖИ- как внутренную,духовную готовность человека «подняться «над самим собой»,стать «благородным мужем».В связи с этимнаряду с определением добродетелей Конфуций фрмуллирует два принципа»,лежащие в основе мировой гармонии ДЖУН ЮН(«середины».»золотой меры»). и музыки ЮЭ,истоком которой является «великое первоединство» ТАЙ –И ( -синоним Дао) символизирующее мировую гармонию(ХЭ). В результате воедино сливаюся в единое целое Дао неба.Дао земли и Дао Человека.

Учение о ритуале ЛИ

В концепции Конфуция учение о ритуале играет связующую роль междк его учениями о ЖЕНЬ (человечности.культуре,добродетели) и ЦЮНЬЦЗЫ(благородным мужем) Важнейшим требованием ритуала является соблюдение правильного пути Дао. Ритуал основан на принципе постоянства,движении неба,порядке явлений и поведении народа Именно эти движения следует считать ОБРАЗЦОМ для организации всей человеческой жизни-подражание образцу важнейшая обязанность человека совершающего ритуальное действие. Знание воли неба-И(перемен,) делает человека мудрым,соблюдение ритуала ЛИ делает его человеколюбивым. Между ними существует неразрывная связь,являющаяся основой культуры ЖЭНЬ..Только через соединение ритуала и долга,являющегося синонимом закона неба ТЯНЬ ГЕНЬ,человек может приобщиться к « великому единому»-ТАЙ И-синониму ДАО.


Учение о цюнь-цзы

Учение о»благородном муже»(букв. Сыне правителя или знатного человека) составляет одну из фундаментальных основ конфуцианской доктрины. В ней он противопоставляется ничтожному человеку « сяо жень». Главными чертами ценцзы являются: знание воли неба(«Мин»)(целеполагающей космическаой силы,совокупности условий и сл всего космоса «Тот кто не знает Мин не может быть благородным человеком,считал Конфуций.), следование принципу человечности («Жень»),неукоснительное соблюдения норм ритуала(«Ли»).чувство долга («И»),соблюдение норм морали (синовей почтительностии«Сяо», иискренности(«Чэнь»).

Цюндзын обладает 5 –ю «прекрасными качествами»: «в доброте не расточителен; принуждая к труду не вызывает гнева;в желании не алчен: в величии не горд; вызывая почтение не жесток»

«Благородный человек предъявляет требования к себе,низкий человек к другим людям».

«Благородный человек движется ввер,низкий движется вниз»

Определяя главную цель жизни «благородного человека Конфуций говорил: «направляй свою волю на достижение правильного пути,придерживайся принципов морали,поступай с человеколюбием,упражняйся в искусствах»50

Конфуцианский канон

Объединение канонических текстов в единый канон «Шестикнижье»(«Лю и») произошло в I- II вв до н. э. в него вошли:

«Книга перемен»(«Ицзын»). С конфуцианскими комментариями («Ши и»)

«Книга песен» («Шицзин»)

« Книга истории»( «Шуцзин»)

«Книга обрядов»( «Ли цзы»)

«Канон о музыке»(«Юэцзын»)+ Трактат о «середине»(«Чжун юн»)

«Книга Весен и Осеней»(«Чунь цзю»).

В кодифицировании текстов.вошедших в состав канона приняли участие ученые восьми конфуцианских школ.появившихся после смерти Конфуция. Наиболее значительный вклад в создание единого и обязательного для изучения канона был сделан выдающимися философаси.последователями Конфуция Мэн-цзы и Сюнь-цзы ,связанными со знаменитой «Академией Цзися»,созданной в III в до н э ,правителями царства Ци .

Первое упоминание о шести канонах содержится в сочинении выдающегося историка Древнего Китая Сыма Цзяня,автора «Исторических записок»(«Ши цзи» 130 г. до н э.).

ДАОСИЗМ ДАО и ДЭ

Дао-Путь все порождает

Благая Сила-Дэ все вскармливает


Дао-Путь почитаем, а Благая Сил-Дэ ценима…

Потому,что никому они не отдают велений,

Но просто пребывают в самоестественности свободной

Дао -де цзын

Наиболее авторитетными сочинениями даосизма- религиозно-философского учения Древнего Китая, ,создавшего свою,отличную от конфуцианской модель культуры ДАО,являются «Дао дэ цзын» и «Чжуан цзы». Традиция приписывает их создание авторам о которых мало,что известно. Так например,традиционно автором «Дао дэ цзына»,считается архивариус одного из последних правителей Чжоу Лао цзы о жизни.которого ходили легенды уже во времена Конфуция,ставится под сомнение и его авторство.названного трактата. Не менее загадочна и жизнь мудреца и мистика Чжуан цзы одного из главных и непримиримых критиков конфуцианской философии культуры. Передставление о исходных принципах даосизма ДАО иДЭ могут дать тксты заимствованные из этиъ трактатов

Дао -де цзын («Учение пути и благодати»)

Человек берет за образец Землю.

Земля берет за образец Небо.

Небо берет за образец Дао…

А Дао берет за образец свою самоестественность…

*

Дао-Путь постоянен,в недеянии он пребывает,

но нет ничего не сделанного им…

*

Дао-Путь все порождает

Благая Сила-Дэ все вскармливает

Дао-Путь почитаем, а Благая Сил-Дэ ценима…

Потому,что никому они не отдают велений,

Но просто пребывают в самоестественности

свободной

*

Небесный Дао-Путь не знает родствен-

ных симпатий, но постоянно творит добро

для всех людей

*

Придерживаясь древнего Дао , чтобы обладать

существующими вещами Можно познать древнее

начало .Это называется принципом Дао.

Чжуан цзы

В пути природы все движется,ничто не застаивается,

поэтому и возникает вся тьма вещей

В пути предков все движется,ничто не застаивается,

поэтому к ним обращяются все в Поднебесной.

В пути мудрых все движется ничто не застаиваваетсят,поэтому все среди морей им покоряется


*

Увсех тех, кто следует дао, крепкое тело ,

проницательный ум, чуткие органы чувств.

Их мысль действует без устали, и приспо-

сабливаются ко всем вещам без ограничений

Без дао небо не может быть высоким, а земля

просторной. Без даосолнце и луна не могут

передвигаться по небосводу ,а тьма вещей не может развиваться -вот что такое Дао.

Написанному ритмической прозой, тексту «Дао де- цзин» - придана форма откровения, являющегося в своей основе «Учением Пути»(«дао цзяо».) Главную роль в нем играют, общие для всей культурной традиции Китая, категории «Дао» и «Дэ».Вместе с тем здесь они, благодаря использованию принципа «Увэй» »(«не-деяния»),которому в философии «Дао- де цзина» придано огромное , основополагающее значение; образуют смысловую структуру, принципиально отличную от той, которая составляет основу конфуцианской доктрины. Дао рассматривается в «Дао де- цзине», как. первооснова мира.Порождая все сущее, Дао «следует самому себе», в соответствии со своей собственной природой (цзинь жань)оно создает изначальныей структурыные элементы мироздания инь и ян и ,посредством взаимодействия которых формирувется космическая триада НебоЗемля и Человека

В своем космологическом значении Дао» в «Дао- де цзине» - символ «естественного» ведущий к мировой гармонии (хэ) « пути вещей». В , конкретном этическом значении оно «Благая сила, Благодать»(«Дэ»)-дает человеку знание Пуи,ведущего к благой жизни и даже бессмертию. . Даосы считали, что человек должен следовать «пути дао»,как следует птица в своем полете воздушному потоку, .а рыба потоку воды ничего не привнося в этот поток одухотворенный дао. Канонический текст «Дао-дэ цзина» разделен на две части, что дало основание называть его «Книгой о Дао»( «Дао-цзином») и «Книгой о дэ» («Дэ- цзином ») и включает 81 главу Текст начинается с изложения содержания учения о «двух Дао»: «безымянном»( умин) , которое рождает Небо и Землю и , порождающее все сущее( юмин). Постоянным при этом является первое из них : «Дао, которое может быть выражено словами ,не есть постоянное даоя, которое может быть названо ,не есть постоянное имя. Безымянное есть начало Неба и Земли, обладающее именем- мать всех вещей…»